Для чего нужен путевой лист

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Для чего нужен путевой лист" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Как осуществляется учет путевых листов

Учет горюче-смазочных материалов (ГСМ) субъектами предпринимательства реализуется с помощью путевых листов. Форма бланка унифицирована, в ней предусмотрены поля для отражения расхода топлива, указания маршрута движения и фактического значения пробега. Путевые листы можно использовать для контроля расходования бензина, дизельного топлива, смазочных материалов. Обязательство по оформлению специальной документации возникает у организаций, имеющих хотя бы одно транспортное средство.

Как осуществляется учет движения путевых листов на предприятии

Система документооборота на предприятии должна быть организована с учетом специфики заполнения и хранения документов, связанных с использованием ГСМ. Для каждого случая эксплуатации транспортных средств надо выдать путевой лист. Сведения об оформляемых бланках вносятся в журнал по форме №8.

Руководство предприятий должно обеспечить сохранность путевых листов на протяжении 5 лет. Чтобы списать ГСМ, необходимо представить в бухгалтерию квитанции об оплате топлива. При обнаружении неточностей или ошибок в заполненных полях путевого листа в него можно внести изменения. Делается это при условии визирования исправления двумя ответственными специалистами.

ВАЖНО! Если сотрудники для рабочих нужд пользуются личным транспортом, они вправе получить компенсацию за это. Для этого в путевом листе делается пометка о принадлежности конкретного автомобиля работнику.

Форма журнала №8 унифицирована, из нее нельзя удалять строки или блоки. Предприятиям разрешено расширять перечень указываемых в документе показателей. Оптимизировать систему контроля движения путевых листов можно путем внедрения электронного учета бланков. Автоматизация процедуры позволяет сократить временные затраты работников на работу с документами и минимизирует риски появления утечек информации. Обеспечить работоспособность электронного документооборота в сегменте учета транспорта можно при помощи специализированных программ или услуг аутсорсинга.

КСТАТИ, правильностью и полнотой заполнения путевых листов и организацией контроля их движения могут заинтересоваться органы налоговой инспекции, представители трудовой инспекции и сотрудники ГИБДД.

Запрета на ведение журналов по учету путевок в электронном формате в законодательной базе не предусмотрено. Предприятия вправе самостоятельно решать, как им организовать ведение учета:

  • заполнять бумажный вариант журнала;
  • вести таблицы в Excel;
  • ограничиться заполнением формы в программе 1C.

Главное требование – соблюдение формы документа, наличие обязательных реквизитов и возможность оперативно распечатать заполненные страницы бланка.

Основная документация

Мероприятия по мониторингу норм расхода ГСМ и обоснованности списания топлива реализуются с обязательным оформлением путевых листов и журнала их учета формы №8. Бланки утверждены Госкомстатом в Постановлении от 28.11.1997 г. №78. Правила заполнения документов приведены в Приказе Минтранса от 18.09.2008 г. №152. Допускается разработка собственного шаблона путевого листа, в котором должны присутствовать обязательные реквизиты первичной документации. Полный перечень сведений, отражение которых является необходимым, содержится в Законе от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.

Путевые листы оформляются по разным шаблонам в зависимости от типа эксплуатируемого транспорта. Они могут применяться для учета топливных ресурсов по:

  • легковым транспортным средствам;
  • спецтранспорту;
  • легковым такси;
  • грузовым машинам;
  • автобусам.

Бланк путевого листа со всеми необходимыми данными выдается водителю перед выездом на работу. Период действия документа ограничивается 1 днем. Исключение предусмотрено для случаев направления работников в командировки длительностью более суток. Для ситуаций с командированными лицами главное требование контролирующих органов к оформлению путевого листа – возможность учесть рабочее время и объективно отразить расходы на топливо.

ЗАПОМНИТЕ! В путевые листы обязательно вписываются показания спидометра до выезда в начале смены и после окончания работы. Значения на конец дня и на утро следующих суток должны совпадать.

В зависимости от используемой формы документа бухгалтер может списывать ГСМ по фактическому расходу топлива или по установленным нормативам. Путевые листы дают право водителям эксплуатировать конкретное транспортное средство в рабочие часы. В бланке указывают предполагаемый маршрут движения, остатки топлива и данные спидометра. Дополнительно вносят сведения о специфике рабочей деятельности и времени начала рабочего дня и его окончания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Путевые листы не заполняются при расходовании ГСМ в инструментах. Для мотоблоков, бензопил и другой спецтехники оформляют акты на списание топлива.

Печать на путевых листах можно не проставлять, для идентификации владельца автотранспортного средства достаточно названия предприятия (арендодателя), его адреса и телефонного номера. Норма подкреплена текстом Приказа Минтранса от 18.01.2017 г. № 17. Поставленная на бланке печать не считается ошибкой. При эксплуатации одного автомобиля несколькими водителями в посменном режиме путевки для каждого водителя выписывают отдельно. Журнал относится к категории первичной документации, поэтому период хранения на предприятии не может быть менее 5 лет.

Каждая выданная сотруднику путевка должна быть зарегистрирована в журнале. Документ оформляется на первой странице титульным листом. На нем указывают название организации, статус и временной интервал, за который производятся записи. Содержание журнала представлено таблицей, которая заполняется по мере выдачи путевок.

Если путевой лист был неправильно заполнен, бланк испортили, данные об этом должны быть отражены в журнале формы №8. Такие путевки прикладываются к журналу, обязательно делается пометка, что листы испорчены. Сведения вводятся с сохранением хронологии оформления документов.

Для журнала учета характерна сквозная нумерация. Книга должна быть прошита и заверена подписью директора предприятия. Подпись подкрепляется печатью организации. Это необходимо для обеспечения сохранности документа и предотвращения попыток уничтожить отдельные листы книги. Руководитель учреждения приказом назначает лицо, которое будет нести ответственность за ведение журнала.

В документе по форме №8 отражается такая информация:

  • порядковый номер выписанного путевого листа;
  • дата выдачи документа с соблюдением хронологии;
  • ФИО водителя, на имя которого выписана путевка;
  • номерные знаки транспортного средства;
  • подпись водителя, получившего заполненный бланк путевого листа.

Если произошел возврат путевки, то в журнале делается соответствующая запись. Обязательно указывается дата возврата, подтверждаемая подписью ответственного диспетчерского работника. В форме 8 должны присутствовать подписи таких должностных лиц:

  • водителя, который подтверждает факт получения путевого листа;
  • диспетчера или иного уполномоченного сотрудника, который получает в конце смены от водителей путевки;
  • бухгалтера, который своей подписью должен засвидетельствовать правильность заполнения документа и факт принятия его к учету.

Форма 8 или собственный шаблон журнала могут быть распечатаны и прошиты сотрудниками предприятия или заказаны в типографии. Срок, на который заводится книга учета, устанавливается учетной политикой учреждения. Рекомендуемый интервал – от 1 месяца до года.

Читайте так же:  Мфо росденьги

Если обнаружена ошибка

При обнаружении в журнале ошибок их разрешается исправлять. Порядок внесения изменений в заполненные графы регламентируется Законом от 06.12.2011 г. №402-ФЗ в ст. 9. Алгоритм действий:

  • перечеркнуть одной линией неверную информацию;
  • рядом с исправлением делается запись «Исправлено»;
  • указывается надпись с правильными данными;
  • обязательно проставляется дата корректировочных действий;
  • каждый случай внесения исправлений должен подтверждаться собственноручной подписью ответственного должностного лица.

Самостоятельно разработанная форма

Если предприятие использует самостоятельно разработанные шаблоны документов по учету ГСМ, эти формы должны быть отражены в двух локальных актах организации:

  • учетной политике;
  • приказе об утверждении первичного бланка.

В приказ об утверждении образца путевого листа или журнала учета путевок надо внести информацию об организации, номере документа и дате его составления. В текстовом блоке приказа указывают предмет рассмотрения – утверждение нового шаблона документа. Обязательно должна быть прописана дата, с которой бланк будет введен в систему документооборота. В заключительном разделе приказа перечисляются сотрудники, которые должны руководствоваться этим локальным актом, и их подписи.

Особенности использования путевых листов

Как ни странно об этом говорить, но путевой лист — документ, который нужен далеко не каждому водителю автомобиля. В данной статье, мы ответим на наиболее часто возникающие вопросы, связанные с использованием путевых листов. Например, обязательно ли выписывать путевой лист ежедневно, в каких случаях нужен путевой лист, какой штраф за отсутствие путевого листа и т.п.

Путевой лист в ПДД

В ныне действующих правилах дорожного движения словосочетание «путевой лист» употребляется лишь единственный раз, в пункте 2.1.1:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

При этом, конкретный перечень этих самых «установленных случаев» в Правилах дорожного движения не указан, и искать их придется в иных нормативно- правовых документах.

Зачем нужен путевой лист?

В первую очередь, путевой лист предназначается для бухгалтерии юридических лиц и сотрудников налоговой инспекции. Именно этот документ дает возможность учитывать расходы на топливо и вычитать их из налогооблагаемых фондов. По большому счету, смысл путевых листов именно в уменьшении суммы уплачиваемых налогов.

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?

Для начала, следует сразу назвать те категории водителей, кому путевой лист не требуется:

Если автомобиль, принадлежащий физическому лицу, предается другому физическому лицу по доверенности и используется в личных целях.

Если автомобиль принадлежит юридическому лицу, не ведущему учет расходуемых средств на топливо.

Например, если автомобиль принадлежит частному предпринимателю, он может выдать своему водителю доверенность на управление транспортным средством, которую тот сможет предъявлять сотрудникам ГИБДД вместо путевого листа.

Когда заполнение путевого листа обязательно?

Обратимся к статье 6 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

Статья 6. Путевые листы

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Во втором пункте указанной статьи четко перечислены обстоятельства, при которых управление транспортным средством без наличия путевого листа запрещено законом.

На сколько выдается путевой лист?

Ежедневное заполнение путевых листов – достаточно нудное и трудоемкое занятие. Особенно для небольших организациях, где нет отдельного сотрудника, занимающегося этой работой. Возникает вопрос- можно ли выписывать путевые листы на несколько дней вперед?

В 10 пункте приказа министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» указано:

10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Наказание, предусмотренное частью 2 статьи 12.3 КоАП, представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Для того, чтобы облегчить работу руководителей по контролю работы автопарка, компания SKT SOFT разработала портал электронного управления корпоративным автопарком ID20, значительно упрощающий систему планирования, контроля и оптимизации работы автопарка на предприятии.

Id20 включает в себя целый модуль, специально предназначенный для работы с путевыми листами. Система позволяет не только оперативно оформлять путевые листы, но и за долю секунды получать отчеты по любому заданному параметру. Так же можно проследить, сколько точно расходуется топлива на той или иной машине, проверить, сколько бензина тратит тот или иной водитель, какие автомобиле используются наиболее часто и прочее.

Цель ID20 – повысить удобство управления, систематизировав информацию по транспортным процессам, сохранить историю операций за весь период работы с возможностью ее фильтрации по различным параметрам.

Позвоните по телефону 8 (495) 984-04-14, чтобы получить доступ к порталу ID20 и начать контролировать расход топлива на предприятии прямо сейчас.

Для чего нужен путевой лист

Довольно часто предприниматель в своей деятельности используют личный автомобиль, это не запрещается законодательством. При этом, применяя УСН, можно списать по нему расходы ГСМ. Подтвердить такие расходы можно документами, которые подтверждают, что транспорт используется в производственных нуждах. Такими документами являются: накладная, чек, квитанция и путевой лист. В статье рассмотрим актуальные на 2018 год инструкции по оформлению путевого листа ИП для легкового и грузового автомобиля

Путевой лист является первичным документом, который используется для учета авто и расчетов по работе на них с водителями. Кроме того, на основе листа можно рассчитать и списать ГСМ, начислить заработную плату, а также осуществлять контроль за использованием авто. Следует иметь ввиду, что требуется он не только для бухгалтерского учета, но по правилам коммерческих перевозок.

Когда автомобиль, автобус или другое транспортное средство использует для коммерческих целей предприниматель, он задается вопросом – нужно ли ему заполнять путевой лист.

Ответ на этот вопрос однозначен, путевой лист должен заполняться всеми организациями и предпринимателями, использующими транспорт. Даже если ИП применяет специальные режимы налогообложения (УСН «доходы» или ЕНВД), при которых учет расходов не ведется, это не освобождает его от обязанности заполнять путевые листы. Кроме того, составляется путевой лист не только с целью подтверждения расходов, но и для расчетов с водителями по оплате труда, а также для учета средств, затраченных на ГСМ. Путевой лист также может быть использован в качестве подтверждающего документа в спорах с налоговой по вопросам применения ЕНДВ или др.

Читайте так же:  Зачем на новой работе справка 2-ндфл

Использовать в своей деятельности можно как унифицированные бланки путевого листа, так и самостоятельно разработанные формы. Основные требования к листу – это содержание обязательных реквизитов (

Важно! Путевой лист формы ПГ-1 не применяется, так как приказ, в соответствии с которым этот документ был утвержден утратил силу с 2008 года.

Наиболее удобным является использование самостоятельно разработанной формы листа, которая разработана на основе унифицированного бланка.

Рассмотрим подробно что должен содержать путевой лист разработанный самостоятельно или доработанный на основании унифицированного бланка.

Реквизит Содержание
Наименование листа и его номер Например, «Путевой лист грузового автомобиля №123»
Период действия листа Дата дня, в течение которого лист должен быть использован;

Дата начала и окончания использования путевого листа, если предполагается его использование более одного дня

Информация по владельцу авто ФИО предпринимателя, адрес и телефон Информация по авто · Тип ТС (например, легковой или грузовой автомобиль, автобус и т.д.);

Показания пробега по одометру до непосредственного выезда из гаража и по прибытию;

Дата и время выезда из гаража и по прибытию.

Информация по водителю ФИО водителя ТС;

Дата и время медосмотра водителя до непосредственного выезда из гаража и по прибытию.

В таблице приведен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в путевом листе. Дополнительные реквизиты предприниматель может добавить на свое усмотрение. Например, для указания информации, которая учитывает особенности предпринимательской деятельности, такие как перевозка пассажиров, багажа или груза.

Выдается путевой лист на срок от одного дня до месяца. Если срок больше 1 дня, то время отправки и возвращения указывается в часах, минутах, с указанием даты. Данные водительского удостоверения и лицензионной карточки обязательными для внесения в путевой лист не являются.

Когда на транспортном средстве поочередно работают несколько сотрудников, то выдать можно несколько экземпляров путевых листов на весь срок эксплуатации.

При этом, при выезде из гаража или стоянке в путевом листе отмечаются данные первого водителя, а по возвращении в гараж или на стоянку – последнего (

Как оформить путевой лист

Оформляется путевой лист в единичном экземпляре по каждому транспортному средству. Тип автомобиля обозначить нужно сразу же, в наименовании листа. То есть наименование будет одним из следующих: «Путевой лист легкового автомобиля», «Путевой лист грузового автомобиля», «Путевой лист автобуса» и др.

Заполнением путевого бланка занимается специально утвержденный сотрудник. К примеру это может быть диспетчер, либо секретарь автотранспорта. Если таких сотрудников в организации нет, то отвечать за это может любой другой уполномоченный работник. Назначается такой сотрудник приказом предпринимателя. Вся внесенная информация в путевой лист должна быть заверена подписью с расшифровкой руководителя, а также штампа. Если водитель сам является ИП, что отметки в листе он вправе делать без дополнительного заверения подписью.

Путевые листы должны быть пронумерованы. После того, как выезжавший автомобиль вернулся в гараж, путевой лист подлежит проверке. Сделать это может механик, либо другой сотрудник, который отвечает за эксплуатацию авто. Проверив в листе данные по расходу топлива, показания по одометру и др. показатели, сотрудник заверяет документ подписью и (или) печатью.

Один раз в месяц ил квартал можно проводить дополнительную проверку на соответствие показателей одометра с данными, указанными в путевом листе. При такой проверке результат уже оформляется в виде акта.

Ответственность за отсутствие путевого листа у ИП

Важно! Путевой лист является одним из первичных документов. Хранить его нужно не менее 5 лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у предпринимателя отсутствует либо потерян путевой лист, то его могут привлечь к ответственности в виде штрафа:

• 10 000 рублей – при однократном нарушении;

• 30 000 рублей – если нарушение совершено не однократно в одном налоговом периоде;

• 40 000 рублей или 20% от неуплаченной суммы налога, если отсутствие путевого листа привело к занижению налоговой базы.

• 500 рублей – штраф на водителя, который перевозит пассажиров или багаж без путевого листа.

Журнал учета путевых листов

Кроме обязательного оформления путевых листов, предпринимателю потребуется вести журнал учета путевых листов. Исключений по оформлению данного документа нет, их обязаны вести все предприниматели, у которых в собственности есть автомобиль.

Уже с 2013 года как для организаций, так и для ИП вести журнал учета путевых листов по унифицированной форме №8 не нужно. Разработать можно свою форму журнала. Однако, использовать специально разработанный бланк довольно удобно, поэтому многие предприятия оставили их в своей работе, доработав бланк под свои требования.

Журнал учета листов нужен для того, чтобы можно было проконтролировать выдачу и возврат путевых листов. В нем содержится информация абсолютно по всем листам, вне зависимости от периодичности выдачи этих документов.

Порядок заполнения журнала учета путевых листов

Журнал можно вести как в электронном виде, так и в бумажном варианте.

Титульный лист должен содержать ФИО предпринимателя, дата начала ведения журнала, либо период, на который данный документ заведен.

После заполнения журнала его нужно прошить, скрепить подписью предпринимателя и печатью, если она предусмотрена.

[2]

Основная часть журнала представляет собой таблицу и предназначена для заполнения информации по выдаваемым листам с указанием ФИО сотрудника. При возникающих особенностях маршрута заполняют графу «Примечание».

Путевой лист ИП если автомобиль в аренде

Частым вопросом является заполнение путевого листа при аренде автомобиля. Ведь оформлять путевые листы обязаны владельцы ТС. Однако, если ИП арендует автомобиль у другой организации, то он фактически и использует его, то есть является его фактическим владельцем. Соответственно, в такой ситуации заполнять путевой лист обязан арендатор ТС, а не его собственник. Основанием для этого будет являться договор аренды транспортного средства.

Зачем нужен путевой лист

Оформлять путевой лист необходимо для каждого автомобиля, занятого в бизнесе. Так, если машина оформлена на ИП или ЮЛ, водитель обязан предъявить данный документ по требованию сотрудников ГИБДД. Но только в тех случаях, если транспорт занят перевозкой пассажиров или коммерческих грузов. Гласит об этом п. 2.1.1 ПДД РФ, а также приказ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», подготовленный Минтрансом.

Читайте так же:  Больничный при кесаревом сечении — на сколько дней продлевают

Кроме того, этот бланк позволит оценить время, затрачиваемое водителем на маршрут, а также количество топлива, потраченное на выполнение задания. Требуется он и для бухгалтерии, где на основании этого листа производится списание ГСМ. Поскольку путевой лист является первичным документов, подтверждающим раходы, необходим он и для отчетности, предоставляемой в ФНС.

В 2017 году процедура заполнения путевых листов претерпела ряд изменений. Тот самый приказ Министерства транспорта, о котором упомянули выше, предлагает использовать несколько готовых видов путевых листов. Существуют уже разработанные бланки для различных видов транспорта:

• легкового и легкового такси;
• грузовиков и грузового такси;
• спецтранспорта;
• автобусов.

Однако несмотря на то, что существуют стандартные шаблоны, с текущего года организация имеет право отказаться от унифицированных документов и разработать собственные. Связано это с тем, что предприятие может не иметь определенных реквизитов, внесенных в образцы из приказа.

Нет, в приведенной ситуации путевой лист не требуется. Не нужен он и в случае, когда используется личный транспорт для доставки товаров (и при этом нет необходимости учитывать расход ГСМ).

Обязательная информация, которая должна содержаться в документе, ниже:

• название (путевой лист);
• номер документа;
• срок, на который выписан лист;
• данные владельца транспортного средства;
• тип, модель и госномер ТС;
• данные одометра на момент выезда из гаража и при постановке авто в гараж;
• время выезда и возвращения ТС на стоянку;
• подпись и данные сотрудника, зафиксировавшего время и показания одометра;
• данные водителя;
• время прохождения водителем предрейсового и послерейсового осмотра;
• штамп, подпись и данные медика, проводившего осмотр;
• отметка о времени прохождения предрейсового техосмотра;
• подпись и данные лица, ответственного за проведение техосмотра.

Зачем нужны путевые листы?

На этот вопрос любой бухгалтер ответит с легкостью — для того, чтобы подтвердить целевое назначение растраченных средств и ГСМ. Путевой лист, как первичный документ отчетности и контроля работы водителя, в первую очередь подтверждает тот факт, что транспортное средство эксплуатировалось. А маршрут, указанный в путевом листе, докажет, что автомобиль использовался в работе компании, а не в личных целях сотрудников, т. е подтвердит оправданную трату ГСМ. Как же организовать работу автопарка так, чтобы все документы находились в строгом порядке и отчетности?

Чтобы расходы на покупку ГСМ были подтверждены документально, достаточно ведомости учета ГСМ, актов списания и путевого листа. Для подтверждения права водителя на управление транспортным средством, принадлежащим автопарку организации, можно выписать либо доверенность, либо путевой лист. По большому счету каждая организация имеет выбор: разработать собственные бланки или применять стандартные формы отчетности. В любом случае, оставлять реквизиты незаполненным не допускается.

Зачастую, большинство организаций предпочитают вести отчетность старым проверенным способом — вручную заполнять путевые листы, регистрировать их в путевом журнале, а затем, на основании полученных данных составлять отчеты.

Стоит отметить, что всю информацию, связанную с передвижениями автомобиля в путевой лист вносит водитель, заверяя своей подписью. Всю ответственность за правильное заполнение документов несут лица, отвечающие за эксплуатацию автомобиля, а так же, непосредственно, руководитель учреждения.

В связи с тем, что на эту работу уходит масса времени, многие предприятия перешли на использование компьютерных программ, позволяющих вести учет работы автопарка. Казалось бы, нововведение должно было облегчить составление отчетности и значительно уменьшить трудоемкость процесса, но на деле оказалось, что все стало только сложнее.

Проблема в том, что компьютерная программа не может работать сама по себе — ее нужно установить, настроить и обучить персонал работе, да еще и постоянно устранять появляющиеся в ходе эксплуатации проблемы и ошибки. Единственный напрашивающийся вывод — держать в штате системного администратора, который будет постоянно контролировать работу программы.

Выходом из подобной ситуации может стать использование новейшей разработки компании SKT SOFT -электронного онлайн-портала управления корпоративным автопарком ID20. ID20 -это комплексная система управления, для работы с ней не требуется установка программного обеспечения- вход на портал осуществляется через Интернет. Это универсальная система, которая подходит для всех компаний.

Неоспоримыми плюсами работы с ID20 является возможность ведения электронных путевых листов, их оформления и хранения на удаленном сервере, что позволяет надежно сохранить документацию. Кроме того, информацию, содержащуюся в электронных путевых листах в дальнейшем можно использовать для аналитического учета и планирования

Убедитесь в удобстве управления корпоративным автопарком с помощью ID20.

Для подключения свяжитесь с нами по телефону 8(495)984-04-14.

Путевой лист по упрощенной форме

Многие бухгалтеры полагают, что путевые листы можно составлять по неунифицированной форме и сразу за месяц. Такое популярное мнение ведет свое происхождение из писем Минфина России. Однако «самодельный» путевой лист создает ряд очевидных проблем.

Первые разъяснения о возможности неприменения унифицированной формы путевого листа содержит письмо Минфина России от 20 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/214. А затем эта позиция поддерживалась и развивалась в других письмах финансового ведомства — от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129 и от 7 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/327.

Однако не все бухгалтеры обратили внимание, что эти разъяснения чиновников касаются исключительно путевого листа легкового автомобиля. С непростительным невниманием к руководящему мнению отнеслись и налоговые органы. УФНС России по городу Москве в письмах от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253 и от 19 июня 2006 г. № 20-12/[email protected] допускает самостоятельно разработанные формы путевых листов уже для всех автомобилей. То есть трактует мнение Минфина более широко, выходя за рамки своих полномочий (письмо Минфина России от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116).

Суть рекомендаций официальных органов сводится к тому, что применять унифицированные формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 (далее — постановление № 78), в целях налогового учета необязательно. Бухгалтерии могут ограничиться самостоятельно разработанными формами первичных учетных документов, утвердив их в учетной политике предприятия.

[3]

Пункт 15 инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 гласит:
«Все организации, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы. Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается».

«Самодельные» путевые листы можно оформлять ежемесячно. Правда, такая «самодеятельность» разрешена только организациям, не являющимся автотранспортными.

Читайте так же:  Кто выписывает больничный лист

Первая правоприменительная проблема «самодельных» путевых листов заключается в том, что понятие автотранспортных организаций нормативно не определено. Но Устав автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) приравнивает к автотранспортным и неспециализированные предприятия, имеющие автомобили. Кроме того, на унифицированных бланках указано, что путевые листы всех автотранспортных средств являются типовыми межотраслевыми формами.

Вторая проблема в том, что путевой лист является документом, предусмотренным Правилами дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, далее — ПДД). И вряд ли инспектор ГИБДД удовольствуется сокращенной формой, разработанной предприятием. Согласитесь, кто же на трассе станет вникать в индивидуальные особенности учетной политики.

В дорогу — с путевым листом

Стремление бухгалтеров упростить ведение путевых листов объясняется тем, что в небольших фирмах обязанности по заполнению этих форм ложатся на их плечи. Ну а постановление № 78 гласит, что путевой лист выписывается диспетчером или уполномоченным лицом.

Значит, соответствующие полномочия бухгалтера должны быть утверждены распорядительным документом по организации. Однако не нужно забывать, что назначение путевого листа не сводится к учету расхода горючего. После регистрации в журнале учета движения путевых листов (по унифицированной форме № 8) он выдается водителю под расписку и сопровождает его в поездке.

Помимо налоговых инспекторов, путевыми листами интересуются инспекторы ГИБДД. Согласно пункту 2.1.1 ПДД, водитель обязан иметь при себе путевой лист и передавать его для проверки работникам милиции по их требованию.

Правда, ПДД содержат неопределенную оговорку: лист необходим «в установленных случаях». А в каких именно? Прежде всего, путевой лист нужен, если у водителя нет доверенности на право управления транспортным средством. Значит, при эксплуатации легкового автомобиля по доверенности от организации без путевого листа в дороге и впрямь можно обойтись. Но самодельный «бухгалтерский» путевой лист доверенность не заменит. И тогда водителю грозит административный штраф по статье 12.3 КоАП РФ в размере 50 рублей.

Зато при грузоперевозках унифицированный путевой лист незаменим. В пункте 2.1.1 ПДД указано, что водитель в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, должен иметь путевой лист и передавать его для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Обязательность путевого листа при перевозке грузов товарного характера установлена пунктами 47 и 50 Устава автомобильного транспорта РСФСР. При этом применяются единые формы путевых листов и действуют общие правила их заполнения, но никак не варианты, утвержденные руководителем фирмы.

Зачем же делать двойную работу?

Минфин России однозначно ответил на вопрос о применении самодельных месячных путевых листов в письме от 15 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/363. Они допускаются для легкового автомобиля, управляемого сотрудником по доверенности и не осуществляющего перевозки грузов или пассажиров. Более того, такие листы предназначены для подтверждения расходов на горючее в целях налогообложения прибыли. И оснований для применения этих документов за пределами данной конкретной ситуации не имеется.

Обратите внимание, что постановление № 78 предписывает хранить путевые листы грузового автомобиля совместно с товарно-транспортными накладными для возможности их одновременной проверки. В путевом листе по форме № 4-п вписываются номера товарно-транспортных документов. Не нужно также забывать, что в путевых листах ведется учет работы водителя. А значит, они могут быть предметом проверки трудовой инспекции.

Ну и требование о прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителей никто не отменял (п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Согласно письму Минздрава России от 21 августа 2005 г. № 2510/9468-03-32, водители проходят медосмотр с предъявлением путевого листа перед каждой поездкой, то есть ежедневно.

В итоге мы видим, что «самодельный» путевой лист не исчерпывает многообразия ситуаций, связанных с эксплуатацией автотранспорта. А бездумное стремление бухгалтера «упростить» унифицированные формы может не только обернуться бесполезной двойной работой, но и повлечь финансовые санкции.

Т. Волошина, юрист компании «Гарант»:
«Обязательное наличие путевого листа предусмотрено пунктом 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73, пунктом 2.3.6. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2; а для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на коммерческой основе либо для собственных нужд, — приказом Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. № 68 “О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте”».

ГИБДД охотится на водителей без доверенностей и путевых листов

Уже три года прошло с тех пор, как в России были отменены доверенности на управление автомобилем. Однако, в последнее время инспекторы ГИБДД снова стали спрашивать доверенности у водителей служебных автомобилей. И хотя штраф за отсутствие доверенности отменён, инспектор может попросить показать путевой лист. Если его нет, водитель может быть оштрафован на 500 рублей, а организация, на которую зарегистрирован автомоблиь — до 100 тысяч рублей.

Поэтому, если вы садитесь за руль служебного автомобиля без путевого листа, позаботьтесь о том, чтобы у вас была с собой доверенность. Без неё вы не сможете ни забрать машину со штрафстоянки, ни пообщаться с дилерами или страховщиками.

Для чего может понадобиться доверенность?

— при регистрационных действиях в ГИБДД

— при оформлении страховки

Ещё один важный нюанс, о котором забывают руководители корпоративных автопарков, отказываясь от доверенности — ответственность. Следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании управляя служебным транспортом попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 ГК РФ, ложится на владельца автомобиля, то есть на компанию. Но если будет доказано, что водитель не был связан с компанией трудовым договором и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет он сам.

Читайте так же:  Отличия самозанятых лиц от ип

Таким образом, если компания выдала своему водителю доверенность, да ещё и подкрепила её актом приёма-передачи, она не будет нести ответственность за действия своего сотрудника на дороге.

Частным лицам также не нужно забывать о том, что если они передают личную машину знакомым или родственникам, грамотно составленная доверенность обезопасит владельца автомобиля от многих возможных неприятностей.

По действующим на сегодня (декабрь 2015) правилам, водитель не обязан предъявлять сотруднику ГИБДД доверенность. Но и запрета на предъявление доверенности нет. Другое дело, что инспектора будет интересовать не только доверенность.

Когда три года назад ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что право на управление автомобилем будет подтверждаться страховым полисом ОСАГО. Однако у корпоративных автомобилей страховка часто бывает с неограниченным числом водителей — и единственным документом для подтверждения права на управление остаётся путевой лист.

[1]

В каких ситуациях инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?

— Если автомобиль принадлежит юридическому лицу;

— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;

— если водитель едет с грузом;

— если в служебном автомобиле находятся пассажиры

По правилам, в путевом листе указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, а также отметки механика и медработника, выпустивших машину на линию или в рейс. В соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД “в установленных случаях” инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя предъявить путевой лист.

Многие водители ошибочно считают, что путевые листы нужны только водителям грузовиков, автобусов или такси. А разъезжать по своим делам на корпоративной легковушке можно и без этого документа. Причина этого заблуждения кроется именно в той самой формулировке “установленные случаи”. В ПДД эти самые случаи не описаны, но описаны в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года. Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152. Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах. Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются. И многие суды часто становятся на сторону компаний, которые были оштрафованы за отсутствие у их сотрудников путевых листов.

Так можно ли ездить без путевого листа?

Однако, в конце прошлого года, Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.

Верховный суд исходил из более широкой трактовки понятия “пассажир”, которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.). Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него. И если организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже в своих собственных нуждах, она должна подчиняться и Уставу перевозок автомобильным транспортом. Даже если директор компании со своей семьёй в выходные едет на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.

Более того, Верховный Суд своим решением подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит сотрудники являются участниками дорожного движения — поэтому фирма обязана “обеспечивать безопасность пассижиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств».

При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!

Видео (кликните для воспроизведения).

Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло». А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.

Источники


  1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  3. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.
Для чего нужен путевой лист
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here