Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 августа 2015 г. N 03-03-05/47288 О налогообложении НДС и налогом на прибыль организаций отдельных видов доходов федеральных казенных учреждений

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций отдельных видов доходов федеральных казенных учреждений и сообщает следующее.

1. По налогу на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлены соответственно пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 НК РФ.

Так, на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим услуги, оказываемые казенным учреждением, в том числе по обеспечению военнослужащих помещениями служебного жилого фонда, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается реализации казенными учреждениями товаров, то такие операции в вышеуказанный перечень не включены. Поэтому при реализации казенным учреждением товаров налог на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

Таким образом, если военнослужащими спецодежда и предметы вещевого имущества не возвращаются, то право собственности на них переходит к военнослужащим. Поэтому такую передачу права собственности на спецодежду и предметы вещевого имущества следует рассматривать как операцию по реализации товаров, подлежащую налогообложению налогом на добавленную стоимость.

2. По налогу на прибыль организаций.

Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Положениями статьи 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ (статья 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

На основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывались доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Положения указанной нормы подлежали применению только в случаях, когда услуги (работы) и иные функции, оказываемые (выполняемые) казенными учреждениями за плату, относились к государственным и (или) муниципальным.

В остальных случаях средства, получаемые казенными учреждениями за оказанные услуги (выполняемые работы) и иные функции, подлежали учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Федеральным законом от 24.11.14 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

Таким образом, с 1 января 2015 года доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, доходы, полученные казенным учреждением от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Что касается стоимости материальных запасов, прочего имущества в виде излишков, образовавшихся из-за ошибок в учете, а также задолженности по депонированию заработанной платы и денежного довольствия, подлежащие списанию в связи с истечением срока исковой давности, то необходимо учитывать, что на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений. При этом учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования ведется раздельно.

Таким образом, операции, производимые казенным учреждением за счет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), а также ошибки связанные с порядком учета имущества, приобретенного (созданного) за счет бюджетных ассигнований, не влияют на порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Читайте так же:  Как оформить кредит с плохой кредитной историей

К указанным целевым поступлениям согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

При этом необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, если казенные учреждения, подведомственные одному органу государственной власти, осуществляют между собой передачу имущества в безвозмездное пользование на основании решения органа государственной власти на ведение уставной деятельности, то доход в виде права безвозмездного пользования указанным имуществом, полученный одним казенным учреждением от другого, не учитывается при определении налоговой базы на основании подпункта 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ.

Если иные виды доходов, указанные в письме, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования и целевых поступлений, а также иных видов доходов поименованных в статье 251 НК РФ, то они подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

И.о. директора Департамента А.С. Кизимов

Обзор документа

Разъяснено, что при реализации казенным учреждением товаров НДС применяется в общеустановленном порядке.

Таким образом, если военнослужащими спецодежда и предметы вещевого имущества не возвращаются, то право собственности на них переходит к военнослужащим. Такую передачу следует рассматривать как операцию по реализации товаров, облагаемую НДС.

С 1 января 2015 г. доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, доходы, полученные казенным учреждением от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при налогообложении прибыли.

Также разъяснено, что операции, производимые казенным учреждением за счет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), а также ошибки, связанные с порядком учета имущества, приобретенного (созданного) за счет бюджетных ассигнований, не влияют на порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Если казенные учреждения, подведомственные одному органу госвласти, передают друг другу имущество в безвозмездное пользование на основании решения органа госвласти, то доход в виде права безвозмездного пользования не учитывается при определении налоговой базы.

Если доходы не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования и целевых поступлений, они облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Госсектор: как оптимизировать расходы по уплате налога на прибыль? Учет доходов в бюджетных и автономных учреждениях

Особенности исчисления налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями обусловлены их правовым статусом. В качестве российских организаций такие учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее – Закон № 7-ФЗ).

Положения гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК РФ), а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (п. 1.1, п. 1.9 ст. 284 НК РФ).

Бюджетные учреждения как некоммерческие организации вправе создать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Кроме того, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей). При этом театры, музеи, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).

Действующая редакция НК РФ не содержит отдельных статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательства в таких организациях в особом порядке осуществляется признание доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.

Доходы бюджетных и автономных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования имущества этих организаций (п. 3 ст. 123.21, ст. 123.22, ст. 296, ст. 298 ГК РФ; ст. 9.2, ст. 26 Закона № 7-ФЗ; ст. 2-4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; далее – Закон № 174-ФЗ).

Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Не все из доходов бюджетного или автономного учреждения учитываются в целях налогообложения прибыли. Так, из-под обложения налогом выведены субсидии, получаемые из бюджетов. Однако придется начислить налог на денежные поступления следующих категорий:

  • доходы от оказания услуг и выполнения работ за плату;
  • доходы от передачи имущества в аренду;
  • доходы от реализации имущества.
Читайте так же:  Кто имеет право на приватизацию

Доходы от реализации

Бюджетные и автономные учреждения могут получать доходы при оказании услуг и выполнении работ за плату в рамках основных видов деятельности сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также при осуществлении иных видов приносящей доход деятельности (п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ; ч. 6-7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Такие доходы относятся к доходам от реализации и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).

При выполнении определенных условий бюджетные (автономные) учреждения могут также оказывать услуги и выполнять работы за плату в пределах государственного (муниципального) задания. Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли должны учитываться доходы и от таких видов деятельности. Например, подлежит налогообложению:

  • родительская плата за присмотр и уход за детьми в детских садах (письмо Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-03-05/41579, письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 02-13-06/1677, письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/116);
  • плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание (письмо Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18539).

Доходы, не учитываемые при налогообложении

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Данный перечень является закрытым, то есть не подлежит расширительному толкованию.

Помимо доходов, которые могут получать организации всех форм собственности, в ст. 251 НК РФ отдельно упоминаются доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли исключительно:

  • некоммерческими организациями (к которым относятся бюджетные и автономные учреждения);
  • непосредственно государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.

В ст. 251 НК РФ выделены две отдельные группы доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Целевое финансирование (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) – такие средства могут получать организации всех форм собственности.

Целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) – безвозмездные поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Бюджетные и автономные учреждения, получившие целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода (календарного года) представляют в налоговые органы по месту своего учета Отчет о целевом использовании полученных средств – Лист 07 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). В Отчет не включаются средства субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Далее рассмотрим отдельные виды доходов бюджетных и автономных учреждений, не подлежащих учету при налогообложении прибыли.

Субсидии

[2]

ВАЖНО ЗНАТЬ!

При определении налоговой базы не учитываются следующие виды субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям:

Правило распространяется и на те целевые бюджетные субсидии, которые предоставляются в целях компенсации расходов, понесенных учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности.

Гранты

Доходы в виде полученных грантов освобождаются от налогообложения только в том случае, если соблюдаются условия, перечисленные в абз. 8-9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом следует понимать, что любые средства или иное имущество могут быть названы в договоре «грантом», однако не учитывать эти средства (имущество) в составе налогооблагаемых доходов можно только в том случае, если они удовлетворяют определенным условиям. Так, грант должен предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе и в целях осуществления конкретных программ в определенных областях:

  • образование, наука;
  • искусство, культура;
  • физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта);
  • охрана здоровья;
  • охрана окружающей среды;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ;
  • социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

В числе условий получения гранта обязательно должно быть требование о предоставлении грантодателю Отчета о целевом использовании гранта.

Кроме того, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень грантодателей, гранты которых при соблюдении перечисленных выше условий не учитываются при налогообложении прибыли:

  • российские физические лица;
  • российские некоммерческие организации;
  • иностранные и международные организации, объединения, которые поименованы в Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов.

У учреждений не возникает дохода в виде стоимости нефинансовых активов, приобретенных (созданных) с привлечением средств грантов (письмо Минфина России от 15 февраля 2011 г. № 03-03-10/14).

Свободные остатки средств грантов, размещенные автономными учреждениями в установленном порядке на депозитных счетах в банках, не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (такой вывод можно сделать из содержания письма Минфина России от 1 августа 2013 г. № 03-03-06/4/30833 и письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/4/83). Конечно, речь идет о тех случаях, когда размещение средств гранта на депозитном счете не запрещено грантодателем.

Средства ОМС

При налогообложении прибыли не учитываются средства, получаемые медицинскими учреждениями от страховых организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Речь идет о средствах, поступающих за оказание медицинских услуг застрахованным лицам.

Полученное безвозмездно имущество

По ряду оснований стоимость безвозмездно полученного бюджетными и автономными учреждениями имущества может не учитываться при исчислении налога на прибыль (таблица 1).

Таблица 1. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущества

Основания получения Норма Примечание

По решению органов исполнительной власти всех уровней

[1]

Для применения данной нормы необходимо наличие правового акта соответствующего органа исполнительной власти о передаче имущества (письмо Минфина России от 20 июля 2012 г. № 03-03-10/80).

Под органами исполнительной власти понимаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ)

Читайте так же:  Сертификат открытого ключа электронной подписи

В качестве пожертвования

По завещанию в порядке наследования

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления).

Видео (кликните для воспроизведения).

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

Образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности

В виде неотделимых улучшений в имущество, переданное учреждением в аренду или безвозмездное пользование

Неотделимые улучшения должны быть произведены арендатором (ссудополучателем)

Полученные безвозмездно имущественные права, работы и услуги

Стоимость безвозмездно полученных бюджетными и автономными учреждениями имущественных прав, работ и услуг может не учитываться при налогообложении прибыли (таблица 2).

Таблица 2. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущественных прав, работ и услуг

Основания получения Норма Примечание

По завещанию в порядке наследования

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления) (письмо Минфина России от 24 декабря 2013 г. № 03-03-05/56911).

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

В виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом

Такое право должно быть получено по решению органа власти, местного самоуправления (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-03-06/4/100).

Имущество должно использоваться для ведения уставной деятельности

Работы и услуги

В виде безвозмездно полученных работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров

По общему правилу внереализационные доходы бюджетных и автономных учреждений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст. 247, ст. 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность.

Бюджетные и автономные учреждения учитывают при налогообложении прибыли, в частности, следующие внереализационные доходы (таблица 3).

Таблица 3. Внереализационные доходы

Основания получения Норма Примечание

Суммы возмещения убытков или ущерба:

  • признанные должниками;
  • подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу

Штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств:

  • признанные должниками;
  • подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно

За исключением случаев, предусмотренных ст. 251 НК РФ

Стоимость полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств :

  • материалов;
  • иного имущества

Стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации

Суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования (в том числе ОСАГО, КАСКО)

Средства, полученные от сдачи лома черных, цветных и драгоценных металлов

Доходы в виде средств, полученных от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг

Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Особенности налогообложения в казенных учреждениях (Дементьева Н.М.)

Дата размещения статьи: 01.07.2015

Правовой статус новой формы некоммерческих государственных (муниципальных) учреждений предопределил ряд особенностей в налогообложении и в бюджетном учете. Рассмотрим вопросы исчисления налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль организаций и других налогов, порядок их учета и уплаты в бюджет.

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями, но они занимают особое место в системе государственных (муниципальных) учреждений. Особенности правового положения казенных учреждений определены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Кроме того, на них также распространяется действие и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В Бюджетном кодексе РФ определены следующие основные особенности казенного учреждения:

— казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ;

— финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы;

— оно может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ;

— казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах.

Казенные учреждения не имеют права получать субсидии, бюджетные кредиты, совершать операции с ценными бумагами, а также получать займы либо предоставлять их.

В ст. 221 БК РФ установлены основные правила составления, утверждения сметы казенного учреждения, из которых следует, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Начиная с 2014 г. показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Порядок утверждения перечня государственных (муниципальных) услуг ведомствами определен в ст. 69.2 БК РФ для разных уровней казенных учреждений. Так, ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации. Ведомственные перечни государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, утверждаются по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов РФ, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством РФ.

Читайте так же:  Льготы инвалидам 2 группы

Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством РФ.

Одновременно уместно отметить, что формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Казенные учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии, что это предусмотрено в уставе учреждения и соответствует его основным функциям. Особенностью является то, что все полученные доходы должны перечисляться в соответствующий бюджет (ст. 298 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость. В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) с января 2012 г. не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями. Кроме того, Минфин России в Письмах от 22.04.2013 N 03-07-14/13904 и от 28.11.2013 N 03-07-11/51697 уточняет, что к данным услугам относятся в том числе и услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества: «В случае приобретения услуг, оказываемых казенными учреждениями по аренде муниципального имущества, не являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают».

В данном случае возникает спорный вопрос не только по толкованию понятия «аренда», является она услугой или нет, но и как следует понимать и применять положение п. 3 ст. 161 НК РФ, в котором записано, что при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Статья 161 НК РФ дает четкие определения налоговой базы и порядка уплаты НДС по аренде, исключений для казенных учреждений в данной статье не содержится. Отсюда следует вывод, что законодатель не относит аренду к услугам, которые не подлежат обложению НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ.

Тем не менее специалисты Минфина России утверждают, что даже при заключении трехстороннего договора между арендатором, арендодателем (учреждением) и собственником, поскольку с 01.01.2012 оказание услуг казенными учреждениями объектом обложения налогом на добавленную стоимость не признается, у арендатора не возникает обязанности по исчислению и уплате НДС в федеральный бюджет.

Следовательно, необходимо четко определить, является ли сдача в аренду имущества казенными учреждениями услугой или нет.

Минфин России и ФНС России в Письме от 21.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected] излагали противоположную точку зрения той, которая содержалась в Письмах Минфина России от 22.04.2013 N 03-07-14/13904 и от 28.11.2013 N 03-07-11/51697, т.е. данные ведомства раньше аренду в качестве услуги не признавали.

По мнению автора, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление казенным учреждениям, облагаются НДС, так как аренда не является услугой. При сдаче казенными учреждениями имущества в аренду налоговая база в договорах определяется с учетом НДС.

Обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на арендатора, который выполняет функции налогового агента. Налоговый агент обязан исчислять налоговую базу и НДС отдельно по каждому объекту имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ). Арендная плата перечисляется в соответствующий бюджет отдельно как неналоговый доход в соответствии с бюджетной классификацией.

Реализация казенным учреждением имущества должна осуществляться по рыночной стоимости и облагаться НДС. Казенные учреждения — плательщики НДС должны оформлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Возмещение коммунальных расходов арендатором производится в соответствии с договором. Данные операции НДС не облагаются, поскольку не относятся к реализации услуг и нет объекта обложения НДС.

Налог на прибыль организаций. Казенные учреждения не являются налогоплательщиками по деятельности в рамках оказания государственных (муниципальных) услуг. В ст. 251 НК РФ говорится, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком средства целевого финансирования в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, при этом учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

В Письме Минфина России и ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/[email protected] дается разъяснение по применению отдельных положений ст. 251 НК РФ. В нем, в частности, отмечено, что «. сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке». Как видно, в данном Письме также высказывается позиция, противоположная позиции Минфина России и ФНС России, высказанной в Письмах от 22.04.2013 N 03-07-14/13904 и от 28.11.2013 N 03-07-11/51697.

Итак, арендная плата подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Важно учитывать такую особенность, что расходов по сдаче в аренду фактически не будет, так как оплата всех коммунальных услуг осуществляется за счет бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Доходы, которые получает казенное учреждение в порядке возмещения коммунальных расходов, относятся к неналоговым доходам бюджетов и подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета.

Казенные учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ).

В бюджетном учете казенного учреждения операции по начислению и уплате налогов отражаются в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, утвержденным Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», следующими записями.

Отражение в бюджетном учете казенного учреждения операций по начислению и уплате налогов

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Читайте так же:  Ндс, начисляемый на импортные товары

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Уплата налога на прибыль и НДС казенными учреждениями (Заболонкова О.)

Дата размещения статьи: 06.10.2015

Согласно БК РФ казенные учреждения должны перечислять (направлять) средства, полученные от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ по нормативу 100% (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. ст. 57, 62 БК РФ). В соответствии с нормами НК РФ казенные учреждения являются плательщиками налога на прибыль и НДС. Как учреждениям платить налоги, если заработанные деньги они должны перечислять в полном, 100%-ном, размере? Разъяснения по этому вопросу Минфин дал в Письме 02.08.2012 N 02-03-09/3040. Приведем основные положения документа, а также укажем Письма ФНС, посвященные проблемам уплаты НДС учреждениями УИС.

Обратите внимание! В ст. 290 «Прочие расходы» КОСГУ добавлен новый абзац, согласно которому уплата НДС и налога на прибыль (в части обязательств государственных (муниципальных) казенных учреждений) отражается по данной статье (Приказ Минфина России от 26.06.2012 N 89н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 180н»).

Обратите внимание! Минфин подготовил проект приказа о внесении изменений в Инструкцию N 162н (размещен на официальном сайте Минфина), которым предусмотрены указанные выше проводки. Приказ о внесении изменений должен будет применяться при составлении бюджетной отчетности начиная с отчетности за 2012 г.
———————————
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Перечислен НДС в бюджет:
Дебет счета 1 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит счета 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам».
Перечислен налог на прибыль в бюджет:
Дебет счета 1 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Кредит счета 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам».

Уплата НДС казенными учреждениями УИС

Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях

Шихов А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»;

Лейман Н.И.,
экономист

До недавнего времени тема начисления и уплаты налога на прибыль хотя и была несколько болезненной для государственных (муниципальных) учреждений, но не являлась для них столь значимой. Реформирование сети учреждений, изменение законодательства в течение 2011 года несколько иначе расставили акценты, и вопрос о налоге на прибыль становится все острее и значительнее. Тем более что к концу года, когда необходимо будет отразить начисленный налог в бухгалтерской отчетности и найти финансовые ресурсы для его уплаты, эта тема будет все актуальнее.
Попробуем разобраться в сложившихся на настоящий момент особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль государственными (муниципальными) учреждениями.

Нормативно-правовая ситуация

Налоговые особенности государственных (муниципальных) учреждений

По мнению авторов, основным вопросом исполнения государственными (муниципальными) учреждениями независимо от их типа своих обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль является следующее: за счет каких средств необходимо производить начисление и уплату такого налога?
Напомним, что по общему правилу, согласно статье 247 НК РФ, объектом обложения налога на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом доходы и расходы для целей налогообложения признаются в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Очевидно, что сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, невозможно предусмотреть заранее. Следовательно, такую сумму невозможно заложить в бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности. Невозможно также и запланировать соответствующие финансовые ресурсы для уплаты начисленного налога.
Поэтому в случае возникновения налогооблагаемой базы в государственном (муниципальном) учреждении источником уплаты налога на прибыль будут средства, полученные им в виде лимитов бюджетных обязательств, целевых средств (субсидий), и средства от приносящей доход деятельности.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники


  1. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.

  2. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  4. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.
  5. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here