Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Глава III. Государственная экспертиза условий труда

Нумерация глав приводится в соответствии с источником

Глава III. Государственная экспертиза условий труда

Результаты СОУТ влияют на объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

В целях защиты прав работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, осуществляется экспертиза качества СОУТ, порядок проведения которой утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н.

Необходимость проведения экспертизы может быть вызвана как требованием законодательства, так и наличием конфликтной ситуации.

Например, это может быть как несогласие работодателя с действиями организации, проводящей СОУТ, так и несогласие работника с действиями комиссии по проведению СОУТ. При этом необходимо учитывать, что экспертиза осуществляется за плату, как для работника, так и для работодателя.

Нормативный правовой акт, устанавливающий размер платы за проведение экспертизы качества СОУТ на территории края — постановление Правительства Красноярского края от 28.07.2015 N 403-п «Об установлении размера платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда».

Проведение государственной экспертизы условий труда на территории Красноярского края осуществляется агентством труда и занятости населения края (далее — Агентство).

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ осуществляется на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков.

В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах), при этом размер платы за проведение экспертизы качества СОУТ для него будет существенно ниже, чем для других заявителей.

Оценить качество проведения СОУТ можно бесплатно по определению судебного органа и контрольной (надзорной) деятельности по жалобам физических и юридических лиц.

Если в судебном иске или жалобе будут приведены факты, свидетельствующие о нарушении порядка проведения СОУТ, судебный орган или Государственная инспекция труда в Красноярском крае инициирует проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ. В данном случае ни работодатель, ни работник не несут затраты на проведение экспертизы.

По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется заключение государственной экспертизы условий труда, которое утверждается руководителем экспертизы.

Заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества СОУТ содержит вывод о качестве проведения специальной оценки условий труда, при этом во всех случаях выявления нарушений, допущенных при проведении СОУТ, в заключении приводится описание выявленных нарушений с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.

Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.

Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, то работник может требовать от работодателя восстановление порядка и объемов ранее предоставляемых гарантий и компенсаций (если по результатам СОУТ объем гарантий и компенсаций был снижен) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а работодатель — требовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке.

Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ рассматриваются Минтрудом России бесплатно.

>
к МР N 1. Приказ об организации работ по проведению специальной оценки условий труда
Содержание
Методические рекомендации Министерства здравоохранения Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

– качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

– правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

– фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

[2]

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.

В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

Читайте так же:  Льготная ипотека для учителей

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9878 —

| 7430 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

4. Государственная экспертиза условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой универсальный инструмент объективного выявления и оценки вредных условий труда на конкретных рабочих местах.

От результатов СОУТ будет также зависеть объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда: повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск, досрочный выход на пенсию, выдача бесплатного молока. Но иногда результаты процедуры заставляют сомневаться в их качестве.

Чтобы решить эту задачу, а также защитить трудовые права работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в рамках государственной экспертизы условий труда введена экспертиза качества СОУТ.

Необходимость проведения экспертизы может быть обусловлена как требованием законодательства, так и наличием неурегулированной конфликтной ситуации, обусловленной несогласием одной из сторон с результатами СОУТ или порядком ее проведения.

[3]

Например, это может быть как несогласие работодателя с действиями организации, проводящей СОУТ, так и несогласие работника с действиями комиссии по проведению СОУТ. При этом необходимо учесть, что данный вид экспертизы осуществляется за плату, как для работника, так и для работодателя.

Государственная экспертиза условий труда (далее — ГЭУТ) является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда на территории Республики Коми осуществляется Министерством труда и социальной защиты Республики Коми (далее – Министерство).

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ осуществляется на основании определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков.

Для проведения государственной экспертизы условий труда заявитель направляет в Министерство заявление о проведении государственной экспертизы условий труда (Приложение № 16 к Методическим рекомендациям).

В заявлении указывается:

а) полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);

б) почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);

в) наименование объекта государственной экспертизы условий труда (специальная оценка условий труда);

г) индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза условий труда;

д) сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии);

е) сведения об оплате государственной экспертизы условий труда;

ж) сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда.

Если заявление подано работником, то все необходимые для проведения экспертизы документы и материалы ГЭУТ может запросить с работодателя самостоятельно.

В случае, если заявление подано работодателем, то к нему прилагаются следующие документы:

— отчет о проведении СОУТ (далее — отчет);

— предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

Проведение Государственной экспертизы условий труда включает в себя следующие процедуры:

а) рассмотрение заявления в целях определения полноты содержащихся в нем сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;

б) проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;

в) проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);

г) оформление результатов государственной экспертизы условий труда.

Под объектом экспертизы следует понимать рабочее место, в отношении условий труда на котором проведена специальная оценка условий труда.

В соответствии с требованиями законодательства о СОУТ, по поданным непосредственно в Министерство заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя.

Размер платы устанавливается Министерством в соответствии с приказом Минтруда России от 9 октября 2014 года № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда» (Приложение № 17 к Методическим рекомендациям).

Нормативный правовой акт, устанавливающий размер платы за проведение экспертизы качества СОУТ на территории республики, а также банковские реквизиты Министерства размещаются на сайте Министерства (http://mintrudsoc.rkomi.ru).

Важно! В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах), при этом размер платы за проведение экспертизы качества СОУТ для него будет существенно ниже, чем для других заявителей.

Так как стоимость экспертизы для работника значительно ниже, чем для работодателей, целесообразно включить в коллективный договор организации положения, в соответствии с которыми работодатель принимает на себя обязательства компенсировать затраты работника на проведение ГЭУТ. Данные положения коллективного договора позволят работодателю снять социальное напряжение в коллективе, которое может возникнуть при снижении объема предоставляемых гарантий и компенсаций по результатам СОУТ, при этом снизить затраты на проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества СОУТ.

[1]

Важно! Оценить качество проведения СОУТ можно бесплатно в рамках судебного производства и контрольной (надзорной) деятельности по жалобам физических и юридических лиц. Если в судебном иске или жалобе будут приведены факты, свидетельствующие о нарушении порядка проведения СОУТ, судебный орган или Государственная инспекция труда в Республике Коми инициирует проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ. В данном случае ни работодатель, ни работник не несут затраты на проведение экспертизы.

Читайте так же:  Общие сведения о некоммерческих организациях

Заявитель имеет право:

получать от Министерства и его должностных лиц, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда (далее — государственный эксперт), разъяснения о порядке проведения государственной экспертизы условий труда;

представлять пояснения, замечания, предложения по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы условий труда.

Государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, изложенных в заключениях государственной экспертизы условий труда, сохранность полученных документов и других материалов, полученных для осуществления указанной экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении государственной экспертизы условий труда, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.

По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется заключение государственной экспертизы условий труда, которое утверждается руководителем экспертизы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества СОУТ содержит вывод о качестве проведения специальной оценки условий труда, при этом во всех случаях выявления нарушений, допущенных при проведении СОУТ, в заключении приводится подробное описание выявленных нарушений с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.

Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.

Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, то работник может требовать от работодателя восстановление порядка и объемов ранее предоставляемых гарантий и компенсаций (если по результатам СОУТ объем гарантий и компенсаций был снижен) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а работодатель — требовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке.

Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий.

Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ рассматриваются Минтрудом России бесплатно.

Государственная экспертиза условий труда и ее функции.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

— качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

— фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Основные задачи Государственной экспертизы:

1. Контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

2. Подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

3. Подготовка заключений для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

4. Проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах организаций любых организационно-правовых форм при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

5. Защита прав работников на безопасные условия труда в процессе их трудовой деятельности.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

— в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

— запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

— проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

— составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

— обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

— обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8303 —

Читайте так же:  Основания и процедура расторжения договора купли продажи квартиры по обоюдному согласию или по иници
| 7926 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется

В связи с тем, что главная цель современной охраны труда в Российской Федерации – это жизнь и здоровье каждого отдельного рабочего — государство внимательно следит за тем, чтобы каждый работодатель обеспечивал необходимый уровень безопасности рабочего места. И государственная экспертиза условий труда — это оценка того, насколько внимательно начальник предприятия относится к тем условия, которые поставлены законодательством в нормативных актах.

Что такое государственная экспертиза условия труда

В общем смысле, государственная экспертиза условий труда — это процедура, во время которой правительство убеждается в том, что работодатель воспринимает всерьез нормы, установленные в правовых актах. Или не убеждается, и тогда начальник предприятия подвергнется наказанию.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется только ответственными служащими соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Они быть уполномочены проводить подобные процедуры по надзору за соблюдением работодателям государственных норм. И экспертиза условий труда может быть проведена только в том порядке, который установлен Правительством РФ. Об этом говорится в ст. 216.1 ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда проводится для того, чтобы установить:

  • Качество, с которым проводилась специальная оценка условий работы;
  • Правильно ли работодатель посчитал и предоставил работникам гарантии, специальные компенсации, в том случае, если они трудятся на вредном или опасном месте работы;
  • Фактические условия работы сотрудников на предприятии;

Государственная экспертиза условий труда проводится, во время проектирования нового предприятия, его возведения, восстановления производств. Но также, основываясь на ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, юридическим основанием для того, чтобы провести в компании государственную экспертизу условий труда, является и специальное обращение представителей исполнительной власти, если об этом есть постановление, выписанное судебными органами, если есть обращение от определенного объединения работодателей. Также государственная экспертиза условий труда может начаться из-за обращения сотрудников компании или профсоюзов.

У представителя федеральных исполнительных органов также есть определенные права и полномочия. В их список включены:

  • Беспрепятственный доступ к любым производственным помещениям. Но это возможно только в том случае, если у ответственного за экспертизу сотрудника есть соответствующее удостоверение. И при этом вся процедура должна проходить в порядке, который установлен в законодательных актах Российской Федерации.
  • Беспрепятственно запрашивать любые документы, которые касаются трудовой деятельности предприятия в общем и работников в отдельности. Также предприниматель не имеет права брать с ответственного человека какие-либо средства за предоставление соответствующей документации.
  • Беспрепятственно проводить любые исследования, замеры, измерения и другие процедуры, необходимые для государственной экспертизы условий труда.

Ответственный сотрудник федеральных исполнительных органов имеет право привлекать к исследовательской работе исследовательские и измерительные центры, лаборатории. Но любая подобная организация, согласившаяся сотрудничать в таком деле, должна иметь официальную аккредитацию. Получить её она должна в том порядке, который установлен в законодательстве Российской Федерации.

Но, кроме прав, у работника, проводящего экспертизу, есть ещё и соответствующие обязательства.

  • После того, как государственная экспертиза условий труда завершена, специалист обязан составить общее заключение. В его тексте должны быть указаны итоги – прошло ли предприятие проверку или нет. Результаты этого отчета могут стать юридическим основанием для начала судебного разбирательства, если в действиях работодателя будет усмотрен состав преступления или правонарушения. Также итоги экспертизы попадут в федеральные органы контроля за условиями труда, объединения работодателей, в профсоюзы и другие организации, имеющие отношение к государственной экспертизе.
  • Сотрудник, проводивший проверку, обязан обеспечить беспристрастность и полную объективность во время своей работы. Все сделанные им выводы должны базироваться на четких фактах и доказательствах.
  • Ответственный работник исполнительных органов обязан сохранить в целости все документы, полученные во время экспертизы. Также он должен обеспечить конфиденциальность для всей информации, которая хранится в полученных документах.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда оговорен и регламентирован Приказом Министерства Труда РФ от 12.08.2014 №549.

Стоит отметить, что если проверка условий работы на предприятии проводится в связи с заявлением одного работника, то ответственный специалист должен подвергнуть экспертизе не всё предприятие. Он проверяет только одно рабочее место – того сотрудника, от которого поступило соответствующее заявление.

Один ответственный специалист может проводить государственную экспертизу труда не на каждом предприятии. Он не может проводить проверку в тех организациях, где его деятельность может повлечь определенный конфликт интересов. Или даже просто создать угрозу такового. Это связано с обязанностями означенного специалиста, а именно с тем, что работник, проводящий проверку, должен обеспечить полную объективность и беспристрастность.

Для того, чтобы началась государственная экспертиза условий труда, необходимо, чтобы в федеральный исполнительный орган пришло соответствующее заявление. После этого начинается сама процедура проведения федеральной проверки.

Сначала исполнительный орган запрашивает у работодателя необходимые документы. В этот список будут включены все бумаги, касающиеся условия труда на предприятии, информации о рабочих местах, которые будут проходить экспертизу и материалы о техническом процессе производства. После того, как работодатель получает запрос на эту документацию от исполнительного органа, он обязан предоставить всё, что нужно в течение десяти дней. Если это невозможно, то предприниматель должен написать об этом письменное заявление, где будут указаны причины, препятствовавшие отправке информации.

У исполнительных органов федерального контроля, а также у их структурных подразделений, есть право запрашивать документы не только у работодателя. Если этого требует экспертиза, то они могут запросить документацию и у органов местного самоуправления, других исполнительных организаций, подведомственных структур.

После того, как все документы получены, территориальное подразделение исполнительного органа приступает к подбору специалиста. Это может быть, как один человек, так и сформированная отдельная экспертная комиссия. Будет ли она сформирована, зависит от размеров предприятия, которое подвергается экспертизе. Если проверку одного рабочего места сможет провести один специалист, то на большом предприятии придется обработать слишком много документации и если этим занимается один эксперт, то подобное мероприятие может затянуться.

Читайте так же:  Как заполнить журнал кассира-операциониста

После того, как эксперт назначен и комиссия сформирована, начинается процедура непосредственной экспертизы. Для того, чтобы её результаты были легитимны, необходимо, чтобы проверка прошла следующие этапы:

  • Сначала эксперты должны рассмотреть и взвесить основания, повлекшие за собой начало государственной экспертизы. Они оценивают, достаточны ли наличествующие факты для проведения этой процедуры, анализируют полученную от работодателя информацию и приходят к выводу, насколько полны эти сведения.
  • Проведение непосредственной экспертизы предприятия и условий труда на нём. Сюда входит как осмотр рабочих мест, так и проведение замеров, исследований, сбор всей необходимой информации. Во время этого процесса эксперты могут подключить к работе сторонние организации, научные и измерительные лаборатории.
  • Если возникает такая необходимость, то экспертная комиссия может расширить зону измерений, провести дополнительные исследования и анализы. Это возможно в том случае, если специалисты посчитают, что собранной информации недостаточно для написания окончательного решения.
  • После того, как все измерения проведены и информации достаточно, эксперты занимаются подведением итогов и оформлением окончательного решения по результатам экспертизы.

Также у государственной экспертизы условий труда есть определенные сроки. Вся проверка, начиная с того момента, как заявление было зарегистрировано в исполнительном федеральном органе и заканчивая оформлением и подведением итогов, должна уложиться в семь рабочих дней.

Во время проведения экспертизы, комиссия проверяет следующие факторы, влияющие на условия труда:

  • Общее техническое состояние здания, в котором находится предприятие. И, кроме этого, проверку проходит всё оборудование, которое хоть как-нибудь касается рабочего процесса – это могут быть как вентиляционные устройства, так непосредственно рабочие устройства.
  • Проверку проходит также сырье и материалы, которые используются во время производства. Кроме этого эксперты займутся проверкой состояния тех индивидуальных и коллективных средств защиты, которые есть на предприятии.
  • В каком состоянии находятся лечебные и медицинские помещения, санитарные и бытовые комнаты.
  • Режимы работы и отдыха, которые установлены на предприятии.
  • Иные факторы, которые могут навредить или нести какую-нибудь опасность здоровью и жизни сотрудников.

Особенности государственной экспертизы условий труда

После того, как началась государственная проверка условий труда на предприятии, эксперты из комиссии имеют право посетить рабочие места. Но перед этим они обязаны договориться с работодателем о том, где и в какое они время они займутся экспертизой и осмотром. Это необходимо для того, чтобы не нарушать рабочий процесс всего предприятия.

После того, как государственная экспертиза закончилась, комиссия приступает к подведению итогов и окончательному формулированию результатов. Каждый из их выводов должен быть обоснован, снабжен комментария и основанием.

Все решения, которые будут занесены в окончательный проект и выводы, должны быть закреплены голосованием. По каждому вопросу, который рассматривался комиссией, решение анализируется каждым экспертом и утверждается подавляющим большинством.

Составленные комиссией выводы и проектное решение должны утверждаются и подписываются в двух экземплярах. На бумагах фиксируются подписи как экспертов, которые проводили проверку, так и работодателя. Но предприниматель, организация которого прошла проверку, может быть не согласен с выводами, сделанными комиссией. Если согласие между ним и экспертами не достигнуто, то работодатель имеет право составить собственное мнение, изложить его письменно и приложить к проекту.

Мнение работодателя будет рассмотрено в структурном подразделении исполнительного органа, который проводил проверку, и если изложенные там факты будут подтверждены, то окончательное решение экспертной комиссии будет изменено в пользу руководителя.

Если у члена комиссии имеется особое мнение, не укладывающееся в составленные выводы, то он имеет право высказать его на специальном заседании. Оно проводится под предводительством председателя экспертной комиссии и если мнение высказывающего получит поддержку большинства, то оно должно быть включено в окончательный проект.

Государственная экспертиза условий труда

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Что такое госэкспертиза условий труда

Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.

Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным. Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Читайте так же:  Правовая основа и формирование бухгалтерского учета гуп

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы). Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Основания проведения экспертизы

Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.

Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.

Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.

Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда. Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:

  • фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
  • работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
  • применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
  • политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.
Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество. Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.

  2. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  4. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  5. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here