Государственные и общественные обязанности

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Государственные и общественные обязанности" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Статья 21. Права и обязанности общественного инспектора

Статья 21. Права и обязанности общественного инспектора

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

1. Общественный инспектор — гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки. Общественный инспектор при проведении общественной проверки пользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами, установленными законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок проведения общественных проверок в отдельных сферах государственного управления, в том числе правом получать информацию, необходимую для проведения общественной проверки, подготавливать по результатам общественной проверки итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.

2. Итоговый документ (заключение), представленный общественным инспектором организатору общественной проверки, должен содержать объективные, достоверные и обоснованные выводы о результатах общественной проверки, а также предложения и рекомендации.

3. Общественный инспектор обязан сообщить организатору общественной проверки о наличии у общественного инспектора конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. В случае нарушения общественным инспектором обязанностей, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может быть участником данной общественной проверки и в дальнейшем привлекаться к проведению другой общественной проверки.

При исполнении государственных или общественных обязанностей

Читайте также:

  1. IV. Влияние общественных различий
  2. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 1 страница
  3. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 2 страница
  4. Административно-правовой статус государственных служащих. Ограничения, установленные законом для государственных служащих.
  5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОНВЕНЦИЙ В ЗАЩИТУ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ, ИНАКОДЕЛАЮЩИХ, ИНАКОЖИВУЩИХ
  6. Аренда государственных и муниципальных земель
  7. Ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
  8. Аттестация государственных служащих.
  9. Б.13 Принцип нерушимости государственных границ
  10. Билет 15.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
  11. Билет11.1 Основы административно-правового статуса государственных служащих
  12. Борьба с коррупцией» в исполнении ГИБДД

Случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам.

Гарантии — средств, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Понятие гарантий и компенсаций.

[2]

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей

.

При направлении в служебные командировки:

— сохраняется место работы (должность);

— сохраняется средний заработок;

[1]

— возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, суточные, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя, в порядке и размерах, определенных коллективным договором или локальным нормативным актом организации, но в любом случае не ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

При переезде на работу в другую местность

:

— возмещаются расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

— возмещаются расходы по обустройству на новом месте жительства.

— размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора и не могут быть ниже размеров, установленных правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета

На время исполнения указанных обязанностей работник освобождается от выполнения служебных обязанностей, за ним сохраняется место работы. При пребывании работника в ежегодном отпуске он может прервать его для выполнения государственных или общественных обязанностей, при этом ежегодный отпуск продлевается. В этот период не допускается расторжение трудового договора с указанными работниками по инициативе работодателя. Необходимо помнить, что Трудовой кодекс не обязывает работодателя сохранять работнику средний заработок. За время выполнения работников этих обязанностей государственный орган или общественное объединение, привлекшие работника, выплачивают ему компенсацию. Что относится к исполнению государственных или общественных обязанностей:

— участие народного заседателя в осуществлении правосудия;

— участие арбитражного заседателя в осуществлении правосудия;

— участие присяжного заседателя в осуществлении правосудия;

— явка работника в налоговый орган, в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, понятого;

— явка по вызову в орган дознания, предварительного следствия, прокуратуру;

— исполнение обязанностей, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу (военные сборы);

— исполнение обязанностей, связанных с выборами в законодательные органы, органы местного самоуправления (в случае, если работник является зарегистрированным кандидатом на соответствующие должности или членом избирательной комиссии);

— исполнение обязанностей, связанных с участием в разрешении коллективного трудового спора.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 120 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

Читайте также:

  1. IV. Влияние общественных различий
  2. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 1 страница
  3. IV. Общесистемные меры снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг 2 страница
  4. Административно-правовой статус государственных служащих. Ограничения, установленные законом для государственных служащих.
  5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОНВЕНЦИЙ В ЗАЩИТУ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ, ИНАКОДЕЛАЮЩИХ, ИНАКОЖИВУЩИХ
  6. Аренда государственных и муниципальных земель
  7. Ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
  8. Аттестация государственных служащих.
  9. Б.13 Принцип нерушимости государственных границ
  10. Б.62 Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974
  11. Билет 15.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
  12. Билет11.1 Основы административно-правового статуса государственных служащих

Перечень государственных или общественных обязанностей в Трудовом кодексе отсутствует, указывается лишь на то, что исполнение государственных или общественных обязанностей в рабочее время должно быть предусмотрено Трудовым кодексом или федеральным законом.

К числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов, относятся:

181. участие в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (п. 17 ст. 29 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» 18 . За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. Кроме того, член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу;

Читайте так же:  Сроки представления расчета

182. участие зарегистрированного кандидата в выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления (ст. 41 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме»). Работодатель обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в период со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата;

183. осуществление полномочий доверенного лица в период проведения выборов в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления (ст. 43 федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме»). На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск;

187. при выполнении специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, лицам, привлекаемым с их согласия к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и не входящих в круг их служебных обязанностей, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в 5-кратном минимальном размере оплаты труда, а также сохраняется заработная плата в размере не ниже среднего заработка по месту работы в случае выполнения ими специальных задач в рабочее время (постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. № 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» 32 ;

Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. № 67 «О размере и порядке выплаты денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска спасателям нештатных и добровольных (общественных) аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, привлекаемым к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций» 37 установлены компенсации из расчета один день отпуска за 24 часа фактически отработанного времени в порядке, установленном для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск. Расходы, связанные с выплатой денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска и оплатой труда спасателей, производятся за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекающими спасателей к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 172 ТК РФ содержит правило, в соответствии с которым гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, в органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Выборными должностями в государственных органах являются:

• Президент Российской Федерации

• Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, избранный законодательным (представительным) органом субъекта РФ

• депутат Государственной Думы

• депутат законодательного (представительного) органа субъекта РФ

• глава исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Ввиду особого положения должности Президента РФ в структуре органов государственной власти специальных гарантий трудовых прав Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, закон не устанавливает. Однако федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» 38 ) устанавливается целый ряд иных правовых, социальных и прочих гарантий, в том числе право на пожизненное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента РФ. Выплата указанного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или государственной должности государственной службы на период замещения соответствующих должностей.

Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 25 федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (в ред. от 12 апреля 2007 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» 39 . Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы и в иные виды трудового стажа. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации 40 .

Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.

Гражданин РФ, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае вступления в законную силу приговора суда в отношении этого лица), имеет право на государственную пенсию.

Читайте так же:  Оформление займа вивус

В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со ст. ст. 111 и 117 Конституции РФ депутат Государственной Думы имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий. Если он имеет стаж, достаточный для назначения трудовой пенсии, с его согласия трудовая пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ пенсионного возраста. При этом он имеет право и на государственную пенсию в установленном в законодательстве размере.

Помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, уволенному в связи с истечением срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, также предоставляется прежняя работа (должность), однако только в том случае, если до приема на работу помощником он работал в государственных органах или в органах местного самоуправления.

Гарантии депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ и высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) устанавливаются конституцией (уставом) или законом субъекта РФ, а депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления — законами субъектов Российской Федерации

Под прежней работой, которая предоставляется указанным лицам, следует понимать ту работу (должность), которую они занимали непосредственно перед избранием на выборную должность. При этом работник, принятый по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, на должность, ранее занимаемую возвращающимся выборным лицом, не может быть уволен по п. 2 ст. 83 ТК РФ, и поэтому в таком случае возвращающемуся работнику может быть предоставлена не прежняя, а только равноценная работа, Такая же ситуация складывается и в случае сокращения соответствующей должности. Равноценная работа представляет собой работу, соответствующую по условиям труда, квалификации, условиям и размеру оплаты, льготам, предоставляемым в связи с ней.

В случае ликвидации организации, в которой работал выборный работник, предоставление ему прежней или равноценной работы невозможно. В этом случае трудоустройство осуществляется органами государственной службы занятости населения.

Помимо лиц, осуществляющих государственные и общественные обязанности, гарантии предоставляются также работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам. Эти гарантии, с одной стороны, обеспечивают им возможность сочетать профсоюзную деятельность с работой, а с другой стороны – обеспечивают их независимость от работодателя при осуществлении профсоюзной деятельности. Перечень этих гарантий содержится в ст. 374 ТК РФ.

Для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе их выборных органов работодатель обязан освободить от работы членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от нее в обычное время. Условия освобождения и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Специальные правила установлены для увольнения не освобожденных от основной работы руководителей выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), и их заместителей. Для их увольнения по инициативе работодателя, помимо общего порядка, требуется предварительное согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа, а при его отсутствии – учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа, руководителем (заместителем руководителя) которого является увольняемый работник (ч. 1 и 2 ст. 374 ТК РФ). Такой же порядок распространяется на бывших руководителей выборных профсоюзных органов и их заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий при их увольнении по п. 2,. 3 и. 5 ст. 81 ТК РФ (ст. 376 ТК)

Члены комиссии по трудовым спорам, как назначенные в комиссию работодателем, так и избранные общим собранием (конференцией) работников, освобождаются от работы для участия в деятельности комиссии. На этот период за ними сохраняется средний заработок. Увольнение членов комиссии по трудовым спорам по инициативе работодателя осуществляется с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ, т.е. с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 256 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

И общественных обязанностей

Связанные с исполнением государственных

Гарантии и компенсации,

В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель обязан осво­бождать работника от работы с сохранением за ним места рабо­ты (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Следует отметить, что законодательство в настоящее время предусматривает принципиально иной подход, чем существовал ранее, к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей. Статья 111 КЗоТ РФ, регулировавшая соответст­вующие отношения, обязывала работодателя не только сохра­нить за отсутствующим по указанным причинам работником рабочее место (должность), но и выплатить ему средний зара­боток. Теперь же обязанность работодателя исчерпывается ос­вобождением работника от работы. Компенсацию неполучен­ного заработка обязан произвести тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанно­стей. Размер компенсации определяется либо ТК РФ, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо решением соответствующего общественного объединения. Перечень государственных или общественных обязанностей в ТК РФ отсутствует, указывается лишь на то, что исполнение государственных или общественных обязанно­стей в рабочее время должно быть предусмотрено федеральным законом.

К числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных зако­нов, в частности, относятся:

Видео (кликните для воспроизведения).

а) участие в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

б) участие зарегистрированного кандидата в выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления (ст. 41 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

в) осуществление полномочий доверенного лица в период
проведения выборов в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления (ст. 43 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

г) осуществление функций народных, арбитражных и присяжных заседателей (сг. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФК.З «О судебной системе Российской Федерации»);

д) явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного
представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого
в органы дознания, к следователю, прокурору, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд (ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ, п. 3 ст. 170 ГПК РФ, ст. 25.14
КоАП РФ);

Читайте так же:  Стратегия диверсификации это снижение рисков и повышение гибкости компании

е) выполнение обязанностей, связанных с военной службой
(ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников определяются cт. 374-376 ТК РФ.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется сво­бодное от работы время для участия в работе указанной комис­сии с сохранением среднего заработка, а порядок их увольне­ния определяется ст. 373 ТК РФ.

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных орга­нах, органах местного самоуправления, устанавливаются феде­ральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (например, Фе­деральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8711 —

| 7459 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава III. Права и обязанности общественного объединения (ст.ст. 27 — 29)

Глава III. Права и обязанности общественного объединения

>
Права общественного объединения
Содержание
Федеральный закон «Об общественных объединениях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ими государственных или общественных обязанностей — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Ими государственных или общественных обязанностей» 2015, 2017-2018.

Читайте также

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст.170 ТК РФ обязан освобождать работника от. [читать подробнее].

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст.170 ТК РФ обязан освобождать работника от. [читать подробнее].

Государственных или общественных обязанностей

На то время, когда работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности долж­ны исполняться в рабочее время, работодатель, в соответствии со ст. 170 ТК РФ обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности). При этом тот государственный орган или общественное объединение, кото­рые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время испол­нения этих обязанностей компенсацию в размере, определен­ном законом, иным нормативным правовым актом либо реше­нием соответствующего общественного объединения.

Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от ра­нее действовавшего положения, когда работникам на время исполнения государственных или общественных обязанностей гарантировалось сохранение и места работы (должности), и сред­него заработка, в настоящее время работник освобождается от работы на период выполнения государственных обязанностей, за ним сохраняется место работы (должность), но Трудовой кодекс не обязывает работодателя сохранять работнику сред­ний заработок. Эта обязанность работодателя в некоторых слу­чаях предусматривается отдельными нормативными актами.

Привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей возможно в следующих случаях:

• участие в осуществлении правосудия в качестве народ­ного, присяжного или арбитражного заседателя;

• явка по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору, в суд или налоговый орган в ка­честве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого;

• подготовка к военной службе, участие в военных сборах или мероприятиях, связанных с обеспечением исполне­ния гражданами Российской Федерации воинской обя­занности;

• осуществление избирательного права в качестве канди­дата в депутаты;

• участие члена добровольной пожарной охраны в органи­зации предупреждения пожаров и их тушении;

• участие в коллективных переговорах в качестве предста­вителей сторон, а также специалистов, приглашенных для участия в этой работе; исполнение обязанностей чле­нов примирительной комиссии, посредника, трудовых арбитров на время участия в разрешении коллективного трудового спора;

• выполнение других государственных или общественных обязанностей — в случаях, предусмотренных законода­тельством.

Обязанность сохранения среднего заработка возлагается на тот государственный или общественный орган, который при­влек работника к выполнению соответствующих обязанностей.

Если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, то обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные орга­ны и комиссии по трудовым спорам.

Для работников, кото­рые были избраны в профсоюзные органы и не освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей, Трудовой кодекс предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, направ­ленных на создание условий для осуществления ими своих полномочий и защиту их от необоснованных претензий со сто­роны работодателя[143]. Кроме того, такие гарантии предусмотре­ны Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[144]. Более подробно эти вопро­сы будут изложены в разделе пособия, посвященном защите трудовых прав работников профессиональными союзами.

Работникам, которые в соответствии со ст. 384 ТК РФ были избраны членами комиссий по трудовым спорам, предоставля­ется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. При увольнении работников, избранных в состав комиссий по трудовым спо­рам, работодатель должен выполнить требование ст. 373 ТК РФ о необходимости учета мотивированного мнения выборно­го профсоюзного органа.

Гарантии работникам, избранным на выборные должно­сти в государственных органах, органах местного самоуп­равления.

К выборным должностям в государственных орга­нах относятся должности: Президента РФ, депутатов Государ­ственной Думы и законодательных (представительных) орга­нов государственной власти субъектов РФ, глав исполнитель­ных органов государственной власти субъектов РФ.

Работникам, которые были освобождены от работы вслед­ствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, в соответствии со ст. 172 ТК РФ также должны быть предоставлены определен­ные гарантии, которые устанавливаются законами, регулиру­ющими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Так, Закон «О статусе члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает гарантии трудовых прав депута­та Государственной Думы[145].

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчи­тывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок служ­бы, стаж работы по специальности, а также в стаж федераль­ной государственной службы. При этом непрерывный трудо­вой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полно­мочий депутата Государственной Думы.

Депутату Государственной Думы, работавшему до избра­ния депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другой организации.

Читайте так же:  Где взять микрозайм с перечислением на карту

В соответствии с Федеральным законом «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации»[146] представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равно­го и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут быть предус­мотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выбор­ных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается граждана­ми, проживающими на территории муниципального образова­ния, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным орга­ном местного самоуправления из своего состава в порядке, ус­тановленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования, депутат, член выбор­ного органа местного самоуправления, другие выборные долж­ностные лица местного самоуправления в соответствии с уста­вом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Депутатам и членам выборных органов местного самоуп­равления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправ­ления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Например, областным законом от 18 июня 1997 г. № 41-ЗС «О статусе депутата представительного органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуп­равления в Ростовской области» предусмотрены социальные га­рантии для депутатов и выборных должностных лиц указан­ных органов[147]: депутат, выборное должностное лицо, исполня­ющие полномочия не на постоянной основе, в период своих полномочий и в течение одного года после их окончания (равно как и депутат, выборное должностное лицо, работавшие до ис­течения срока полномочий на постоянной основе) не могут быть по инициативе администрации уволены с занимаемой должно­сти в организации любой формы собственности, а также ис­ключены из учебного заведения без согласия соответствующе­го органа местного самоуправления. Выборному должностно­му лицу, депутату, уволенным с прежнего места работы (служ­бы) вследствие избрания их на выборные должности местного самоуправления, предоставляется после окончания срока их пол­номочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или, с их со­гласия, в другой организации.

В случае, если на новом месте работы депутат, выборное должностное лицо получают заработную плату ниже прежней, им производится доплата до уровня прежней заработной пла­ты (с учетом индексации), но не более шести месяцев со дня прекращения полномочий по занимаемой должности. За депу­татом, выборным должностным лицом, работавшими на про­фессиональной постоянной основе, на период трудоустройства на новое место работы, но не более одного года, сохраняется заработная плата по ранее занимаемой должности (с учетом индексации)в случаях:

а) прекращения полномочий в связи с истечением установ­ленного срока полномочий по замещаемой должности;

б) реорганизации, ликвидации органа местного самоуправ­ления;

в) упразднения должности в соответствии с уставом муни­ципального образования.

Расходы, связанные с реализацией установленных соци­альных гарантий, производятся за счет средств местного бюд­жета.

Таким образом, в ряде случаев работникам, избранным на выборную должность, после окончания срока полномочий пре­доставляются гарантии трудоустройства, которые выражают­ся: в предоставлении прежней работы (должности); равноцен­ной работы (должности) в той же организации; равноценной работы (должности) в другой организации.

По окончании срока нахождения в данной должности ра­ботник вправе вернуться на прежнее место работы и работода­тель обязан предоставить ему прежнюю работу (должность). Следует отметить, что на занимаемую ранее должность может быть приглашен работник, с которым работодатель заключает трудовой договор на неопределенный срок. В этом случае он может предложить только равноценную работу (должность). В период нахождения лица на выборной должности в организа­ции, где он работал, могут произойти структурные изменения, реорганизация юридического лица, приведшая к сокращению занимаемой им ранее должности или рабочего места. В такой ситуации работодатель при возвращении работника также мо­жет предоставить ему только равноценную работу (должность). При этом равноценной признается работа (должность), соот­ветствующая прежней по квалификации, условиям труда и его оплате, объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8304 —

| 7926 — или читать все.

Исполнение государственных или общественных обязанностей

Кроме того, гражданам помимо вышеуказанных сумм возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути, а также выплачиваются: — оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; — оклад по воинскому званию. Следует помнить, что согласно ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается, в частности, время, когда работник проходил военные сборы. 6. Донорство. Положениями ст. 26 Закона N 125-ФЗ закреплена обязанность работодателей, руководителей организаций и должностных лиц организаций федеральных органов исполнительной власти по предоставлению работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантий и компенсаций, установленных законодательством РФ.

Гарантии работникам при выполнении государственных и общественных обязанностей

Государственных или общественных обязанностей

Если работник освобождается от работы в интересах своей организации и трудового коллектива, то обеспечение гарантии выплаты среднего заработка лежит на работодателе. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные орга­ны и комиссии по трудовым спорам. Для работников, кото­рые были избраны в профсоюзные органы и не освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей, Трудовой кодекс предусматривает целый ряд гарантий и компенсаций, направ­ленных на создание условий для осуществления ими своих полномочий и защиту их от необоснованных претензий со сто­роны работодателя[143].

Кроме того, такие гарантии предусмотре­ны Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[144]. Более подробно эти вопро­сы будут изложены в разделе пособия, посвященном защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Работникам, которые в соответствии со ст.

Трудовое право

Федеральные законы устанавливают и отдельные случаи освобождения работников от работы для выполнения общественных обязанностей. В частности, для выполнения обязанностей члена КТС, примирительной комиссии. Другие случаи освобождения работников для исполнения общественных обязанностей в рабочее время могут быть предусмотрены в соглашениях, коллективных договорах.

Освобождение работника от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей на основании федерального законодательства, действующих в организации соглашений, коллективного договора является обязанностью работодателя, ее исполнение не зависит от усмотрения представителей работодателя. В связи с чем работник может приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей в указанных случаях и без согласия представителей работодателя.

Читайте так же:  Кредитная карта ситибанка условия, процентная ставка + отзывы

Как оплачивается исполнение государственных обязанностей?

Государственные и общественные обязанности, на которые распространяются компенсации и гарантии, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ:

  • осуществление избирательного права;
  • исполнение депутатских обязанностей;
  • явка в орган предварительного следствия, дознания;
  • явка к прокурору или в суд в качестве эксперта, специалиста, свидетеля, потерпевшего, понятого, переводчика;
  • участие в судебных заседаниях в качестве представителей общественных организаций и трудовых коллективов, народных заседателей, общественных защитников или обвинителей;
  • явка по вызову в орган соцзащиты населения в качестве свидетелей;
  • исполнение других общественных или государственных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ за гражданами, которые привлекаются к исполнению государственных и общественных обязанностей, сохраняется место работы.

Исполнение государственных или общественных обязанностей

Заметим, что государственный либо общественный орган, привлекающий работника к исполнению обязанностей в рабочее время выплачивают ему компенсацию, а не гарантийные выплаты в размере среднего заработка. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды гарантий, которые предоставляются работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей. Во-первых, работникам гарантируется освобождение от работы, то есть выполнение государственных или общественных обязанностей в рабочее время.

Время исполнения государственных или общественных обязанностей

Трудовое право (библиотека) ¦ ¦ Первая часть ¦ ¦ Трудовое право ч. 2 (Главная) ¦ ¦ Третья часть ¦ ¦ Карта раздела ¦ На основании ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время. В соответствии с ч. 2 ст.170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законодательством либо решением соответствующего общественного объединения.

При исполнении государственных или общественных обязанностей

Гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов установлены ст. 186 ТК РФ, в соответствии с которой в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. Здесь следует помнить, что за ним сохраняется средний заработок только за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха, а период медицинского обследования оплате работодателем не подлежит. 7. Участие педагогических работников в проведении ЕГЭ. Для педагогических работников, участвующих в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобожденных от основной работы на период проведения этого экзамена, ч.
9 ст. 47 Закона N 273-ФЗ предусмотрены гарантии и компенсации, установленные разд. VII «Гарантии и компенсации» ТК РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Гарантии при исполнении государственных или общественных обязанностей

Гарантии и компенсации арбитражным заседателям предоставляются в соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона РФ от 30 мая 2001 года N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». В частности, арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного МРОТ, установленного законодательством РФ. Ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.
Гарантии и компенсации присяжным заседателям установлены ст.

Исполнение государственных и общественных обязанностей

В этом случае сохранять за работником средний заработок не надо, поскольку денежную компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей выплачивает государственный орган или общественное объединение (ч. 2 ст. 170 ТК РФ). Для того чтобы получить компенсацию, работнику нужно представить в соответствующий орган справку о среднем дневном заработке и заверенную копию трудовой книжки. К числу таких обязанностей, в частности, относится явка работника в рабочее время в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, их законного представителя или понятого (ч.

4 ст. 60, ст. 188 УПК РФ, ст. 113 ГПК РФ). В этом случае выплата денежной компенсации производится за счет средств федерального бюджета или средств участников судопроизводства (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, ч. 2 ст. 95, ч. 1, 2 ст. 96 ГПК РФ).

Невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству

Видео (кликните для воспроизведения).

Как отразить в табеле учета? Время освобождения сотрудника от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей в табеле учета рабочего времени отражается буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23». Если заранее не известно, почему сотрудник отсутствует на работе, то время его отсутствия следует отразить буквенным кодом «НН» или цифровым «30» как неявку по невыясненным причинам, а после получения подтверждающего документа скорректировать данные табеля. А как же отпуск? В случае, если сотрудник исполняет обязанности в соответствии со ст.
170 ТК РФ в нерабочий день, ему дополнительный день отдыха не полагается. А если исполнение таких обязанностей приходится на время ежегодного оплачиваемого отпуска, то в соответствии с положениями ст. 124 ТК РФ отпуск сотруднику необходимо продлить.

Источники


  1. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

  2. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.

  3. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  4. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  5. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
Государственные и общественные обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here