Какая добыча полезных ископаемых подлежит налогообложению

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Какая добыча полезных ископаемых подлежит налогообложению" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Налогообложение добычи полезных ископаемых

«Налоговый вестник», 2007, N 8

Согласно Основным направлениям налоговой политики в Российской Федерации на 2008 — 2010 гг. одним из приоритетных направлений налоговой реформы является реальное снижение налоговой нагрузки на экономику (по оценкам, номинальная налоговая нагрузка, исчисленная из 100% собираемости всех налогов и сборов, составляла перед началом налоговой реформы 41%).

Как отмечается в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году», курс на снижение общей налоговой нагрузки на экономику России в целом был продолжен, в результате налоговая нагрузка снизилась до 27,4% ВВП.

Однако проведенный анализ налоговой нагрузки по видам экономической деятельности свидетельствует, что самый высокий уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение общей суммы налоговых поступлений к объему ВВП, произведенному в этих отраслях, имел место в секторе добычи полезных ископаемых и составил 51,6%.

При этом самый высокий уровень налогового бремени в области добычи природных ресурсов отмечен в нефтедобыче.

Среди основных причин роста налоговых доходов бюджетной системы от добычи полезных ископаемых можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта, в первую очередь на нефть, газ.

[2]

В структуре доходов федеральной казны доля поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составила 33%, а от НДС — 31%.

В 2006 г. средняя цена на российскую нефть марки «Юралс» на мировом рынке составила 61,09 долл. США за баррель, что является абсолютным рекордом за всю историю наблюдений.

При этом ставка НДПИ в размере 419 руб. за тонну с учетом поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, достигала максимального значения в июле 2006 г. — 2589,5 руб. (при курсе 26,9151 руб/долл. США; Кц — 6,1802) при цене 68,93 долл. США за баррель (96,21 долл. США за тонну) и позволила значительно увеличить суммы налоговых поступлений от НДПИ. В 2006 г. вышеуказанные поступления пополнили федеральную казну на 1162 млрд руб., в 2005 г. — на 801,4 млрд руб. (максимальная ставка НДПИ в августе 2005 г. достигала 80 долл. США за тонну при курсе 28,5 руб/долл. США).

Это обусловливает особый интерес государства к изъятию ренты при добыче нефти.

Основным инструментом изъятия ценовой ренты является НДПИ, взимаемый по единой специфической (потонной) ставке. В текущей ситуации высоких цен на нефть НДПИ позволяет аккумулировать в государственном бюджете значительные средства, но при этом механизм изъятия ценовой ренты входит в противоречие с рентной природой нефтяных доходов.

В период максимально высоких цен на нефть ставка НДПИ достигала почти 100 долл. США за тонну при себестоимости добычи в 20 — 25 долл. США за тонну.

Это дало повод говорить о том, что наличие единой ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть, для всех месторождений и налогоплательщиков позволило резко увеличить суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высоких мировых цен на нефть.

Кроме того, ценовая рента стала эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования. Однако единая ставка НДПИ не позволяет учесть объективные факторы, обусловленные особенностями отдельных месторождений, то есть природную ренту (в частности, условия добычи, исходное качество сырья, стадии освоения месторождения, территориальный фактор).

Учитывая, что в последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть) и в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006 — 2008 гг., актуальным является совершенствование налогообложения нефтедобычи, и прежде всего НДПИ.

Поэтому законодателем и был принят Федеральный закон от 27.07.2006 N 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который направлен на решение первоочередных проблем развития нефтедобывающей отрасли, в частности на преодоление снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях и на создание стимулов к освоению новых месторождений.

В целях создания стимулов для активной разработки новых месторождений предусматривается установление нулевой ставки НДПИ по нефти при освоении таких месторождений, а также предложен механизм (формула) установления понижающего коэффициента к НДПИ при разработке месторождений со степенью выработанности выше 80%.

Сокращение доходов бюджета на период 2007 — 2009 гг. от применения понижающего коэффициента на выработанных месторождениях составит 66,8 млрд руб., а по новым месторождениям — 31,2 млрд руб. В связи с применением коэффициента, характеризующего степень выработанности участка недр, применительно к условиям 2007 г. (49 долл. США за баррель нефти; курс рубля — 27,5 руб/долл. США) ставка НДПИ составит 1765,9 руб. за тонну добытой нефти.

Согласно прогнозу сумма НДПИ составит за 2007 г. 811,4 млрд руб. при условии, что объем добычи нефти — 459,5 млн тонн.

В связи с введением нулевой ставки НДПИ при добыче нефти на новых месторождениях сумма «выпадающих» доходов консолидированного бюджета в 2007 г. составит 4,4 млрд руб., а на выработанных месторождениях с учетом применения понижающего коэффициента — 21,6 млрд руб. (сформированный трехлетний бюджет учитывает отрицательное влияние природной ренты — основной проблемы, на которой сфокусирован поиск баланса выгод в последние годы).

Механизм изъятия рентного дохода в добыче нефти многообразен и не может основываться только на налогообложении. Более эффективно рентная составляющая учитывается через тендерные процедуры при установлении разовых и иных платежей на основе природных и технологических факторов.

Применение различных механизмов изъятия как ценовой, так и природной (горной) ренты позволит государству выполнять задачу оперативного изъятия дополнительных доходов и создавать основу для устойчивого развития нефтяного сектора.

Читайте так же:  С чего начать раздел совместно нажитого имущества

В целях привлечения дополнительных средств в развитие отрасли в средствах массой информации представителями различных министерств и ведомств обсуждается вопрос о целесообразности введения «налоговых каникул» по НДПИ в отношении освоения месторождений российского шельфа.

Менее значимой с точки зрения бюджетных поступлений является ставка НДПИ по газу.

Статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлены следующие налоговые ставки:

  • 0% — при добыче попутного газа;
  • 17,5% — при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • 147 руб. за 1000 куб. м — при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Расчет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по данным бюджета на 2007 г. только по трем основным налогам (НДПИ, таможенная пошлина, акцизы) показывает, что налоговая нагрузка различна для нефте- и газодобывающих предприятий.

В частности, предполагается, что нефтяная отрасль перечислит в бюджет по 221,1 долл. США за тонну добытой нефти, а газовая отрасль — только 28,7 долл. США за 1 тыс. куб. м газа.

Однако, несмотря на то что налоговая нагрузка в нефтяной отрасли значительно выше, чем в газовой, в структуре конечных цен на газ доля доходов, получаемых производителями на скважине (рассчитанная как «нетбэк» за минусом НДС), оказывается примерно одинаковой. Это связано с более высокими затратами на транспортировку газа (до 60% конечной цены на газ на внутреннем рынке) по сравнению с транспортировкой нефти.

Существенное повышение НДПИ по газу нарушит сложившийся паритет экономической привлекательности обеих отраслей и сделает газовую добычу менее эффективной. Кроме того, как известно, российские организации поставляют газ исключительно на внутренний рынок, который, по сравнению с экспортными рынками, является и будет оставаться для добывающих организаций еще на протяжении ряда лет экономически менее привлекательным.

Необходимо отметить, что размер прибыли российских нефтяных компаний составил порядка 40 млрд долл. США. В течение 2006 г. в СМИ поднимался вопрос о необходимости изъятия дополнительных средств в размере 100 млрд долл. США из газовой отрасли, в том числе путем повышения ставки НДПИ, предусмотренной НК РФ.

В связи с этим создана рабочая группа Экспертного совета Российского газового общества по направлению «Налоговая политика в газовой отрасли», где обсуждаются различные предложения по совершенствованию НДПИ в отношении природного газа, в частности:

  • применение «налоговых каникул» для новых месторождений (Ямал, Восточная Сибирь и т.д.);
  • установление специфической налоговой ставки с поправочным коэффициентом, учитывающим средневзвешенную цену на газ без учета транспортировки (цена — «нетбэк») по поставкам газа на экспорт и на внутренний рынок;
  • увеличение налоговой ставки со 147 руб. до 710 руб. (в 2010 г.) за 1 тыс. куб. м газа с учетом принятого решения о повышении цен на газ на внутреннем рынке и т.д.

Но Минпромэнерго России предложило отложить обсуждение этого вопроса до конца 2007 г. Руководство этого министерства считает, что для обсуждения вопроса о дифференциации НДПИ на газ необходимо утвердить формулу цены и все изменения тарифов до 1 января 2011 г. Предлагаемый механизм индексации НДПИ позволит смягчить инфляционное давление на экономику, вызываемое искусственным удорожанием налоговой составляющей в цене.

Естественно, что наработки, связанные с совершенствованием НДПИ в нефтедобыче, предполагается использовать и в газовой отрасли, в том числе должны быть учтены некоторые элементы изъятия как ценовой, так и природной ренты. Развитие системы регулирования экономических отношений между государством и пользователем недр должно быть направлено на получение государством адекватной величины рентных доходов. Но при этом система регулирования экономических отношений не должна препятствовать эффективному освоению недр.

В последнее время в СМИ обсуждаются вопросы о необходимости введения экономических санкций за сжигание компаниями попутного газа, о взимании налогов с запланированного объема нефти, указанного в лицензии на разработку месторождения, а не с фактического, о целесообразности отрыва ставки НДПИ от цены «Юралс» с последующей ориентацией на цену по фьючерсным контрактам «REBKO», о введении налога на дополнительный доход нефтяников и т.д.

Разумеется, то или иное предложение имеет право на жизнь после всестороннего анализа, в том числе с точки зрения бюджетных последствий и сохранения баланса интересов государства и производителя. В частности, замена в формуле НДПИ по нефти цены «Юралс» на цену «REBKO» приведет к значительным потерям бюджета, так как цена «REBKO» ниже цены «Юралс» на 3 — 4,5 долл. США за баррель в 2007 г.; кроме того, любые изменения формулы НДПИ дадут, по нашему мнению, отрицательный эффект. Однако введение налога на сжигаемый попутный газ даст, несомненно, положительный эффект для бюджета, но при этом должны быть учтены как технические, так и экономические возможности компаний.

Предполагается, что в 2008 — 2009 гг. произойдет переход к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок, в первую очередь в отношении каменного угля, торфа, солей и т.д.

Предлагаемые изменения НДПИ не нарушают целостность гл. 26 НК РФ. Следовательно, дальнейшее совершенствование системы регулирования экономических отношений между государством и пользователем недр не должно подменяться внесением терминологических поправок в законодательство (например, роялти вместо НДПИ и т.д.) и изменением правового статуса налогов и платежей при добыче природных ресурсов.

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых

Статья 334. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются:

признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр (территория субъекта РФ, на которой расположен участок недр), предоставленного налогоплательщику в пользование в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Читайте так же:  Образец заявления о снижении процентной ставки

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ (территория находится под юрисдикцией РФ) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Статья 336. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование;

полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

общераспространенные полезные ископаемые (подземные воды), не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

добытые геологические коллекционные материалы;

полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми, имеющими общественное значение, устанавливается Правительством РФ;

полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Статья 337. Добытое полезное ископаемое

Полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ (отрасли, региона, международному стандарту, стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Видами добытого полезного ископаемого являются:

антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

газ горючий природный;

товарные руды: черных, цветных и редких металлов;

неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии (гипс, глины, мел );

природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных месторождений;

концентраты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина);

подземные воды, содержащие полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы;

сырье радиоактивных металлов (уран и торий).

Полезные ископаемые — продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, а также перерабатывающих технологий, отнесенных к специальным видам добычных работ.

Какие виды полезных ископаемых признаются объектами обложения налогом на добычу полезных ископаемых?

Вопросы заданы на сайте налоговой службы(ФНС). Источник тут(сайт nalog.ru).

Понравилась статья? Добавьте к себе:

😢 МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей(+850 руб). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

😢 С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости. Но потом ее отменили.

😊 С 1 июня 2018 года ФНС запустил сервис «Прозрачный бизнес». Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит — 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение — возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

😢 В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

🙌 Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

😊 С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

😔 С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% — посчитать пени бесплатно можно тут.

😢 Населенным пунктам с населением менее 10 000 разрешили использовать обычные ККМ вместо онлайн-касс. С 31 марта 2017 года продавцы пива и др.алкогольной продукции обязаны применять ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате — три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер «О» (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Видео (кликните для воспроизведения).

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

Сегодня: 27 сентября, 19 г. пятница — 10:30:55 МСК

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на ­ логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос ­ сийской Федерации.

Читайте так же:  Нотариальное удостоверение завещание

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при ­ знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало ­ гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на ­ хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го ­ сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель ­ ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела ­ ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера ­ ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга ­ низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы ­ вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе ­ дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито ­ рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер ­ риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен ­ ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую ­ щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ ­ ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо ­ го — стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ­ ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру ­ гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Виды полезных ископаемых

Нефть обезвоженная, обессоленная и ста ­ билизированная, попутный газ и газ го ­ рючий природный из всех видов место ­ рождений углеводородного сырья

Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра ­ жении

Остальные виды добываемых полезных ископаемых

Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало ­ гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре ­ деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой — посредством применения измерительных средств и ус ­ тройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;
  • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп ­ ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла ­ тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут ­ вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае ­ мого — способ применяется при отсутствии государственных субси ­ дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа ­ ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало ­ гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез ­ ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого ­ вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла ­ те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на ­ логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль ­ ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме ­ сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери ­ одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Какая добыча полезных ископаемых подлежит налогообложению?

Организации, ведущие свою деятельность по добыче полезных ископаемых, обязаны производить уплату соответствующего налога (НДПИ). Статья позволит определить сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2018 году, а так же определить налогоплательщиков, налоговую базу, налоговую ставку данного налога.

[3]

В соответствии со ст. 337 НК РФ видами полезного ископаемого являются:

Читайте так же:  Как работает мобильный эквайринг суть и принцип работы системы

Ст.336 НК РФ подразделяет какие полезные ископаемые могут быть признаны объектами налогообложения, какие нет:

Признаются объектами налогообложения Не признаются объектами налогообложения
· полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование;

· полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

· полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

· общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

· добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

· полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

· полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

· дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений

В ст.342 НК РФ указаны размеры налоговых ставок, исчисляемых как в процентах от добычи, так и в рублях за 1 тонну.

Так же указаны полезные ископаемые, налоговая ставка при добыче которых составляет 0%:

Что является налоговой базой для уплаты НДПИ?

Учитывая особенности исчисления НДПИ, налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезного ископаемого.

В одном случае налоговой базой является количество добытых полезных ископаемых, в других случаях – стоимость добытых полезных ископаемых.

[1]

Стоимость добытых полезных ископаемых исчисляется по следующей формуле:

СДПИ = КДПИ * (( Цена Расходы** ) / КРДПИ )

СДПИ – стоимость добытых полезных ископаемых

КДПИ – количество добытых полезных ископаемых

Цена – цена без учёта НДС и акциза

Расходы – расходы по доставке полезного ископаемого

КРДПИ – количество реализованного добытого полезного ископаемого

Расчёт размера налога, подлежащего уплате

В соответствии со ст. 343 НК РФ сумма налога может исчисляться следующим образом:

  • налоговая база – количество добытых ископаемых:
РН = КДПИ * НС

РН – размер налога

КДПИ – количество добытых полезных ископаемых

НС – налоговая ставка

  • налоговая база – стоимость добытых полезных ископаемых:
РН = СДПИ * НС

РН – размер налога

СДПИ – стоимость добытых полезных ископаемых

НС – налоговая ставка

Читайте так же статью ⇒«Учёт затрат на освоение природных ресурсов»

Налоговый период НДПИ

Налоговым периодом для исчисления и уплаты НДПИ налоговым кодексом определён календарный месяц.

Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых

Сумма налога на добычу полезных ископаемых подлежит уплате не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).

Налоговую декларацию в ИФНС необходимо предоставлять за каждый налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Объект налогообложения по НДПИ

Объектом налогообложения НДПИ признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Что является объектом налогообложения по НДПИ?

Объект налогообложения по НДПИ — элемент соответствующего налога, который может быть в ряде случаев корректно определен только при условии последовательного применения норм федерального и регионального законодательства. Рассмотрим данную специфику правового регулирования НДПИ подробнее.

Объект НДПИ: определение по НК РФ

Строго говоря, понятие «объект налогообложения» в контексте НДПИ закреплено на уровне отдельной правовой категории. В ст. 336 НК РФ сказано о том, что соответствующим объектом могут быть:

1. Полезные ископаемые, которые добываются на территории России на месторождении, предоставленном в пользование хозяйствующему субъекту в соответствии с законодательством РФ. На практике это означает получение хозяйствующим субъектом лицензии (ее значимость мы рассмотрим далее).

2. Полезные ископаемые, которые извлекаются из отходов производства, если данное извлечение в соответствии с законодательством должно лицензироваться.

Читайте так же:  Вклад «ключ к успеху»

3. Полезные ископаемые, добываемые из недр Земли на территориях, расположенных за границей, но в юрисдикции РФ — например, возникающей на основе права аренды месторождения хозяйствующим субъектом, который зарегистрирован в России.

О ставках, применяемых при начислении НДПИ, читайте в материале «Налоговые ставки НДПИ в 2017 году».

Что понимать под полезным ископаемым по НК РФ

Полезным ископаемым, которое может рассматриваться в качестве объекта НДПИ, признаются:

1. Продукция горнодобывающего предприятия, в том числе получаемая на этапе разработки карьеров, содержащаяся в минеральном сырье, извлеченном из недр, и соответствующая государственному, международному либо внутрикорпоративному стандарту (п. 1 ст. 337 НК РФ).

В свою очередь, не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, полученная при дальнейшей переработке (посредством обогащения или технологического передела) полезного ископаемого.

2. Сырье или минералы, перечисленные в широком перечне в п. 2 ст. 337 НК РФ. Это общеизвестные ископаемые — нефть, газ, уголь, металлы и т. д.

3. Продукция, являющаяся результатом разработки залежи, а также выпускаемая из минерального сырья при использовании технологий, которые соответствуют специальным видам работ по добыче сырья или минералов. Таких как, например, подземная газификация, гидравлическая разработка россыпных залежей, выщелачивание и иные перерабатывающие технологии.

С одной стороны, сущность объекта налогообложения в рамках НДПИ однозначно закреплена в федеральном законодательстве на уровне НК РФ. С другой — практическое применение рассмотренных нами норм может требовать задействования иных правовых актов с меньшей юридической силой, но необходимых с точки зрения корректного определения соответствующего объекта.

Какие полезные ископаемые признаются объектом налогообложения по НДПИ

Основной нюанс, характеризующий определение объекта налогообложения по НДПИ, заключается в том, что сам факт извлечения каким-либо субъектом сырья либо минерала природного происхождения из залежей не обязательно означает, что соответствующее сырье либо минерал будут фактически признаны объектом НДПИ, несмотря на то что соответствуют критериям, закрепленным в ст. 336, 337 НК РФ.

Объектом налогообложения по НДПИ признаются, прежде всего, сырье или минерал, добытые лицами, официально признанными в качестве плательщиков НДПИ. Данные лица могут быть представлены ИП или юрлицами, являющимися пользователями недр на основе лицензии (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Обязанность в получении лицензии на добычу сырья или минералов возникает у хозяйствующих субъектов, извлекающих сырье или минералы из залежей, расположенных на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). На практике данная обязанность чаще всего устанавливается для фирм, извлекающих сырье или минералы из глубины более 5 метров — соответствующий показатель зафиксирован во многих нормативных актах регионов РФ, например в ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании от 03.11.2010 № 169-3.

Стоит отметить, что в нормативных актах на федеральном уровне критериев определения глубины почвенного слоя или же норм, аналогичных той, которая закреплена в законе № 169-3, не установлено.

В случае если ИП или организация будут извлекать сырье и минералы из залежей без лицензии, их деятельность будет поводом для наложения штрафа в соответствии с нормами п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Вред, нанесенный природе, им придется компенсировать (ст. 51 закона от 21.02.1992 № 2395-I).

В случае если сырье или минерал добывается индивидуальным предпринимателем (при этом данные объекты относятся к категории общераспространенных и используются ИП не в коммерческой деятельности, а в личных целях), НДПИ по данному сырью или минералу не уплачивается (п. 2 ст. 336 НК РФ). Узнать, какие ископаемые относятся к общераспространенным, можно, ознакомившись с рекомендациями, которые утверждены распоряжением МПР России от 07.02.2003 № 47-р.

Кроме того, в подп. 2–6 п. 2 ст. 336 НК РФ прямо перечислены иные виды сырья и минералов, которые не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения в рамках НДПИ.

Подробнее о способах снижения величины НДПИ читайте в статье «Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых».

Таким образом, объект налогообложения по НДПИ — это полезное ископаемое, которое:

  • добыто обладателем лицензии на извлечение сырья или минералов из недр Земли;
  • добыто в России или на территориях, которые находятся в юрисдикции РФ (извлечено из отходов производства при условии, что данное извлечение также лицензируется);
  • облагается НДПИ по основаниям, закрепленным в НК РФ (в частности, не является общераспространенным при том, что его добывает ИП для собственных нужд).
Видео (кликните для воспроизведения).

Нормы, устанавливающие критерии для определения объектов налогообложения, зафиксированы в НК РФ, дополнены нормами региональных актов, а также разъяснены в ряде подзаконных правовых актов.

Источники


  1. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  2. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.

  3. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
  4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  5. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
Какая добыча полезных ископаемых подлежит налогообложению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here