Когда у юрлиц возникают налоговые обязательства

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Когда у юрлиц возникают налоговые обязательства" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Когда у юрлиц возникают налоговые обязательства

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Какие налоговые обязательства возникают у российской организации при выплате дохода в виде дивидендов участникам — юридическим лицам? Как данная ситуация отражается в бухгалтерском учете организации?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Добровольное исполнение налоговой обязанности

Надо сказать, что добровольное исполнение налоговой обязанности является основным способом уплаты налогов. Принудительное исполнение – это дополнительный способ, который возникает только в том случае, когда налогоплательщик не реализует первый добровольный порядок уплаты. Это тоже очень важно, потому что если налогоплательщику не предоставлена возможность добровольно уплатить, а сразу используется принудительный способ, то на самом деле это нарушение НК.

В понятие добровольного исполнения налоговой обязанности включаются следующие моменты, и они являются общими для физлиц и юрлиц. Первый момент заключается в том, что добровольный порядок является первичным и он должен быть в любом случае предоставлен налогоплательщику. Во-вторых, налоговая обязанность исполняется в валюте Российской Федерации по общему правилу.

Налоговая обязанность добровольно исполняется в установленные сроки, но возможно и досрочное исполнение налоговой обязанности.

Добровольная уплата налога может осуществляться как полностью, так и частично. Речь не идет об авансовых платежах, а о том, что это уплата налога частичная до наступления срока уплаты налога. Для физического лица это важно, потому что он может свою налоговую обязанность разделить на несколько частей и исполнить. И налоговый орган не имеет права отказать в принятии части налоговых обязанностей, обязан эту часть налога принять.

Уплата налогов может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. До НК это утверждение в отношении юридических лиц не применялось, а действовало правило о том, что юрлица могут уплачивать налог только в безналичной форме, исходя из того, что все расчеты юридических лиц осуществляются в безналичной форме, за исключением тех сумм, которые разрешены Центральным Банком. В п.3 ст.58 НК появилось это общее правило о том, что налогоплательщик может уплачивать налог, как в наличной, так и в безналичной форме. Поэтому юридическое лицо также может уплачивать налог в наличных денежных средствах. Такие ситуации тоже возникают, они порождены практикой, например, когда арестован счет или приостановлены операции по счету, а надо подать исковое в суд, и при подаче искового в суд нужно заплатить госпошлину. Как ее заплатить, если счет арестован? В данном случае возможна уплата налога в наличных средствах и это снимает проблему у нашего налогоплательщика.

Последний момент, который характеризует добровольность исполнения налоговой обязанности, заключается в том, что налогоплательщик исполняет налоговую обязанность самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Иное – это как раз ситуации налоговых агентов, которые принудительно включаются законодателем в этот процесс.

В добровольном порядке отличия между уплатой организациями и физическом лицом существуют, и эти отличия мы рассмотрим.

Добровольное исполнение налоговой обязанности организаций заключается в том, что:
— Организация самостоятельно ведет бухгалтерский учет,
— Организация самостоятельно исчисляет сумму своего налога,
— Организация заблаговременно представляет платежное поручение в кредитную организацию, заблаговременность определяется периодом или сроком осуществления банковской операции. На сегодняшний день по НК это один операционный банковский день. Поэтому не позднее этого срока платежное поручение должно быть представлено в кредитную организацию.
— Организация самостоятельно представляет в налоговый орган налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность и в течение 5 лет обязана хранить данные бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, существенным моментом в отношении организаций является то, что добровольный порядок для организаций практически всегда реализуется, как самостоятельное осуществление этих мероприятий. Ситуации налогового агента в очень редких случаях применяются к организациям.

Добровольное исполнение налоговой обязанности физическим лицом иное. В подавляющем большинстве случаев граждане устранены от исчисления сумм налога, а налоги исчисляются для граждан либо налоговыми органами, либо налоговыми агентами. Более того, информацию для исчисления налога налоговые органы или налоговые агенты получают не от физического лица, а либо сами эту информацию создают, либо получают от других государственных органов – от регистрирующих органов, которые осуществляют сделки с недвижимостью, с транспортными средствами и т.д.

[3]

Кроме того, что граждане устранены от исчисления налога, в большинстве случаев они устранены и от самостоятельной уплаты налога. В первую очередь, от подоходного налога, когда применяются налоговые агенты для уплаты подоходного налога. И только индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают подоходный налог. Но вместе с тем физические лица обязаны вести учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения и также декларировать свои доходы в ряде случаев. Поэтому для физических лиц добровольное исполнение налоговой обязанности состоит не в самостоятельных действиях, а в отказе от действий, которые препятствовали бы уплате налогов или расчету налогов налоговыми органами или налоговыми агентами. Поэтому добровольное исполнение налоговой обязанности предполагает пассивную позицию налогоплательщика – физического лица, тогда как у юридического лица это активная позиция.

Особенности исполнения налогового обязательства реорганизуемой и ликвидируемой организации

В соответствии с Налоговым кодексом налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией (ликвидатором) этой организации, если иное не предусмотрено законодательством, за счет денежных средств этой организации, полученных, в том числе от реализации ее имущества.

Читайте так же:  История возникновения и развития ипотечного кредита в мире и в россии

Исполнение налогового обязательства ликвидируемого юридического лица не имеет особых сложностей правового характера. Ликвидационная комиссия должна исполнять требования кредиторов, в том числе и налоговых органов, в порядке очерёдности, установленной для удовлетворения требований следующими законодательными актами: Указом Президента от 29 июня 2000 года №359 «Об утверждении порядка расчётов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (для средств на счетах плательщика), Гражданским кодексом (для иных активов ликвидируемой организации). При удовлетворении требований кредиторов ликвидируемой организации в порядке производства по делу об экономической несостоятельности, необходимо учитывать положения об очерёдности Указа Президента №508 12 ноября 2003 №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

Большую сложность представляет исполнение налогового обязательства ликвидируемых простых товариществ и хозяйственных групп.

Налоговое обязательство простого товарищества при прекращении договора простого товарищества, а хозяйственной группы – при прекращении ее деятельности – исполняется солидарно. После вступления в силу Налогового кодекса был установлен различный состав субъектов налогового обязательства простого товарищества до прекращения (истечения срока) договора о совместной деятельности и после прекращения такого договора.

Согласно законодательным актам, в течение срока действия договора о совместной деятельности, налоговое обязательство практически по всем налогам возложено на участников, которым договором поручено осуществление расчётов с бюджетом, либо на участников, получивших выручку от осуществления совместной деятельности до её распределения между участниками.

А по истечении срока действия и при расторжении договора налоговое обязательство возложено на всех, без исключения участников договора о совместной деятельности. Все участники становятся солидарными должниками по налоговому обязательству товарищества.

Порядок исполнения налогового обязательства реорганизуемой организации нормы Налогового кодекса поставили в прямую зависимость от гражданско-правовой формы реорганизации. Что представляется вполне логичным.

Согласно статье 39 Налогового кодекса, при слиянии, присоединении и преобразовании (формах реорганизации, при которых возникает только один правопреемник) исполнение налогового обязательства, уплата пеней, реорганизованной организации, возлагаются на такого правопреемника.

При слиянии вновь возникшему юридическому лицу присваивается УНП, а реорганизованные юридические лица исключаются из Государственного реестра плательщиков.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу, за последним из них сохраняется ранее присвоенный УНП, а присоединенное юридическое лицо подлежит исключению из Государственного реестра плательщиков.

При преобразовании (изменении организационно-правовой формы) за вновь возникшим юридическим лицом сохраняется ранее присвоенный УНП.

При разделении юридического лица — вновь возникшим юридическим лицам присваиваются УНП, а реорганизованное юридическое лицо исключается из Государственного реестра плательщиков.

Согласно части 4 статьи 39 Налогового кодекса, в отличие от разделения, реорганизация в форме выделения не влечёт правопреемства по налоговому обязательству реорганизованной организации для выделенных организаций. Однако данная норма учитывает возможность неисполнения налогового обязательства реорганизованной организации при выделении, с помощью примерно тех же способов, что и при разделении.

Согласно той же части статьи 39, выделенные организации становятся правопреемниками в отношении налогового обязательства, если выделение было направлено на неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства. В таком случае налоговое обязательство распределяется между реорганизованной организацией и выделенной организацией (организациями) по тем же правилам, что и при разделении, то есть, либо согласно передаточному акту, либо солидарно.

Однако выделение может быть признано реорганизацией, направленной на неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства реорганизованной организации только в судебном порядке.

При выделении – вновь возникшим юридическим лицам присваиваются новые УНП, а за реорганизованным юридическим лицом сохраняется УНП, присвоенный ранее.

Налоговое обязательство организации, реорганизованной в любой форме, кроме выделения, исполняется правопреемником (правопреемниками) этой организации не позднее одного месяца со дня его (их) государственной регистрации, а при реорганизации в форме присоединения — со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Реорганизация организации в форме выделения не изменяет сроков исполнения ее налогового обязательства, так как по общему правилу реорганизация в этой форме не порождает правопреемства по исполнению налогового обязательства.

При любой форме реорганизации правопреемник обязан исполнить налоговое обязательство реорганизованной организации независимо от того, были ли ему известны или нет, до завершения реорганизации, факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Минфин разъяснил, с какого момента у юридических лиц возникает обязанность уплачивать земельный налог

Вопрос: С какого момента у юридических лиц возникает обязанность по уплате земельного налога?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 октября 2009 г. N 03-05-05-02/62

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следовательно, основанием для признания организации налогоплательщиком земельного налога являются выданные в установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

При этом п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Таким образом, если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

Читайте так же:  Промежуточный ликвидационный баланс

Если право на земельный участок возникает у организации в силу закона, то обязанность по уплате земельного налога у этой организации возникает с момента возникновения такого права.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действенными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом, как следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поэтому на основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Одновременно отмечаем, что при рассмотрении поставленного в письме вопроса следует учитывать, в частности, правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Тема 6. Налоговая обязанность.

1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности.

Налоговая обязанность в широком смысле – это комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных в ст. 23 НК РФ. В узком смысле налоговая обязанность – это часть налоговых обязанностей, реализация конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Обязанность уплаты налога связана с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога и сбора. Фактически, налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога отдельно.

Основанием для прекращения налоговой обязанности является: уплата налога (сбора); смерть налогоплательщика или признание его умершим; ликвидация юридического лица; возникновение обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.

2. Исполнение налоговой обязанности путем уплаты налога. Принудительный порядок взыскания налога: условия его применения. Обращение взыскания на банковский счет должника и его имущество.

Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок, который устанавливается налоговым законодательством применительно к конкретному налогу.

Уплата налога может пониматься в двух значениях: а) в качестве действия самого налогоплательщика (добровольного или на основании требования уполномоченных государством органов); б) в качестве действия налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

Налоговым законодательством предусмотрен и принудительный порядок взыскания налога. Он бывает двух видов: в отношении организаций – бесспорный; в отношении физических лиц – судебный.

При бесспорном, налоговый орган выносит решение о принудительном взыскании налога и уведомляет о нем налогоплательщика в 5-дневный срок. Затем налоговый орган выставляет в банк плательщика инкассовое поручение, которое должно быть выполнено за один банковский (операционный) день.

Принудительный порядок взыскания налогов с физических лиц осуществляется путем подачи налоговым органом искового заявления в суд. Такой спор разрешается в порядке, предусмотренном нормами ГПК РФ.

Взыскание налога за счет имущества организации плательщика или налогового агента-организации производится в следующей последовательности. Сначала взыскиваются денежные средства, хранящиеся на банковском счете. Затем взыскивается имущество, не участвующее в производственном цикле (ценные бумаги, валюта, легковой автотранспорт и т.д.). После того недоимка удовлетворяется за счет готовой продукции (товаров). Затем взыскание обращается на сырье и материалы, предназначенные для участия в производстве, а также основные средства производства (станки, механизмы, производственные помещения и т.д.).

Последовательность обращения взыскания на имущество налогоплательщика – физического лица, соответствует очередности взыскания налога за счет имущества организации, за исключением имущества, не подлежащего взысканию (предназначенное для повседневного личного пользования физическим лицом и членами его семьи).

3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Залог имущества: юридические основания, порядок оформления залога. Поручительство: основание и порядок оформления. Характеристика пени как способа обеспечения исполнения налоговой обязанности. Приостановление операций по счетам налогоплательщика: решение о приостановлении, случаи применения данного способа. Арест имущества налогоплательщика: порядок наложения ареста.

Государству необходимо гарантировать поступление налоговых платежей в бюджет. В связи с этим оно применяет к имуществу налогоплательщиков некоторые меры, установленные НК РФ, и называемые способами обеспечения налоговых обязательств. Их перечень установлен нормами НК РФ и расширению не подлежит.

Залог имущества выражается в осуществлении налоговой обязанности за счет имущества налогоплательщика. Залог оформляется договором. Залог бывает двух видов: без передачи имущества и с его передачей. В случае нарушения обязанности, обеспеченной залогом, налоговый орган вправе реализовать заложенное имущество и погасить финансовый долг налогоплательщика перед государством.

Поручительство заключается в том, что поручитель (третье лицо) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов и пеней. Поручителем может быть как юридическое, так и физическое лицо. Поручителей может быть несколько.

Пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае, если он пропустил сроки уплаты налога. Пеня применяется вне зависимости от вины плательщика налогов.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика означает временное прекращение обслуживающим банком всех расходных операций по данному счету независимо от величины остатка денежных средств и их соразмерности сумме налоговой недоимке. Применение данного способа обеспечения обязательства принимается соответствующим решением главы налогового органа, которое направляется в банк плательщика.

Читайте так же:  Испытательный срок при срочном трудовом договоре

Арест имущества представляет собой ограничение права собственности должника в отношении его имущества. Обязательным условием применения данного способа является наличие у налоговых органов полагать, что недобросовестный налогоплательщик примет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам. Арест оформляется постановлением главы налогового органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов. Порядок, сроки и основания возврата. Способы возврата излишне уплаченных налогов.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов имеет место в случае, когда налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в большем размере, чем это было необходимо.

Суть зачета состоит в том, что переплаченную сумму налога учитывают при уплате следующей суммы налога. При этом, зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, которое рассматривается налоговым органом в 5-дневный срок, по истечение которого должно быть вынесено решение руководителем налогового органа.

Условием зачета является то, что будущие платежи предназначены в тот же бюджет, что и переплаченная сумма. Зачет излишне уплаченных сумм может осуществляться одним из двух способов – по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения налогового органа, вынесенного по собственной инициативе.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Излишне взысканная сумма налогов может быть возвращена двумя способами – административным и судебным.

В первом случае налогоплательщик должен обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган в течение месяца. После этого возврат возможен только в судебном порядке по правилам ГПК РФ.

Налоговый орган обязан рассмотреть заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога в течение 14 дней с момента регистрации заявления. Возврат оформляется решением налогового органа. Суммы должны быть возвращены налогоплательщику в течение месяца со дня подачи им соответствующего заявления, с выплатой процентов на эту сумму в соответствии со ставкой рефинансирования.

5. Изменение срока уплаты налогов. Формы изменения сроков уплаты налогов: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.

Изменение срока исполнения налоговой обязанности – это перенос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздний срок на условиях, устанавливаемых налоговым законодательством.

Срок исполнения налоговой обязанности может быть изменен относительно всей суммы причитающегося налога либо только ее части. Однако к сумме недоимок при изменении сроков уплаты применяется проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Отсрочка – это изменение срока исполнения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка – это предоставление налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности. Рассрочка может осуществляться частями с установленной периодичностью, но общий срок уплаты не должен превышать шести месяцев.

Налоговый кредит – это изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года. Он оформляется договором в соответствии с нормами ГК РФ.

Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении отсрочки либо рассрочки уплаты налога принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления от налогоплательщика. Копия положительного решения в трехдневный срок направляется налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Глава 8. НАЛОГОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ

8.1. Понятие налоговой обязанности,

основания возникновения, приостановления и прекращения

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства .

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 281.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов. После возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц: юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода — в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства — в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий — в акцизах и др.;

во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфической;

в-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определенным сроком, связанным с событием или действием).

Читайте так же:  Как получить автокредит в примсоцбанке

Налоговая обязанность четко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока еще не по ее уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона .

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 283.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращенной.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

[2]

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т.е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачете его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречаются и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.4 Налоговое обязательство и его исполнение

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  • с уплатой налога (сбора);
  • со смертью налогоплательщика;
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога(сбора) досрочно.

Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пени, начисленной на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный НК РФ;
  • срок исполнения требования;
  • меры, которые могут быть предприняты по взысканию налога в случае невыполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ).

[1]

Требование об уплате налога (сбора) вручается представителю организации под расписку, а в случае уклонения от получения требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) по результатам налоговой проверки должно быть направлено не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

Читайте так же:  Как поменять фамилию через госуслуги

Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке . В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

Взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика . Взыскание налога с налогоплательщика-организации проводится по решению налогового органа, который направляет в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Решение о взыскании налога за счет денежных средств должно быть вынесено налоговым органом не позднее 60 дней по истечении срока, указанного в требовании.

Вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств, принятое по истечении указанного срока, недействительно. Тогда взыскание задолженности с налогоплательщика возможно только в судебном порядке.

В инкассовом поручении должны быть указаны:

  • расчетные счета налогоплательщика, с которых должно осуществляться списание;
  • сумма, подлежащая списанию.

Взыскание налога возможно как с рублевых, так и с валютных счетов налогоплательщика. Если взыскание налога происходит с валютных счетов, то руководитель налогового органа направляет в банк дополнительное инкассовое поручение на продажу валюты.

При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика (для накопления денежных средств). Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика-организации означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении расходных операций направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может быть принято в случае непредставления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке. Банк не вправе открывать другие расчетные счета налогоплательщику, если имеет решение налогового органа о приостановлении операций по расчетному счету.

Процедура взыскания налога за счет денежных средств налогоплательщика показана на схеме.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или отсутствии информации

О его расчетных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в бесспорном порядке, а с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в судебном порядке.

Налог взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа и заверено гербовой печатью. Исполнительные действия выполняются судебным приставом в двухмесячный срок с момента поступления к нему такого постановления.

Взыскание налога за счет имущества должно проводиться последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производственном процессе (ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт);
  • готовой продукции (товаров), материальных ценностей, не Участвующих в производственном процессе;
  • сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, а также станков, оборудования и других основных средств.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество, реализуемое в счет погашения задолженности по уплате налога.

С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика проводится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из изъятия и принудительной реализации этого имущества.

Если есть основания полагать, что имущество, с помощью которого будет погашаться задолженность по налогам (сборам), может быть сокрыто, уничтожено или вывезено, то проводится арест этого имущества.

Арест имущества — ограничение права собственности налогоплательщика-организации в отношении этого имущества, проводится только с санкции прокурора и может быть полным или частичным.

Полный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом (продавать, сдавать в аренду), а владеть и пользоваться может, но с разрешения налогового органа.

Частичный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но с разрешения налогового органа.

Аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо для погашения задолженности по налогам, а также все имущество налогоплательщика-организации. Решение о наложении ареста на имущество выносит в форме постановления руководитель налогового органа.

Аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога. Арест осуществляется только в том случае, когда принято решение о взыскании налога за счет имущества. Арест возможен только в отношении имущества юридического лица.

Арест имущества проводится с участием понятых. При аресте имущества может присутствовать сам налогоплательщик либо его представитель.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.

Должностные лица, осуществляющие арест, должны предъявить:

  • санкцию прокурора;
  • документы, удостоверяющие их полномочия;
  • постановление о наложении ареста.

При аресте имущества составляется соответствующий протокол, в котором указываются:

  • имущество, подлежащее аресту;
  • его описание;
  • его количество;
  • стоимость (по возможности).
Видео (кликните для воспроизведения).

Руководитель налогового органа определяет место, где должно храниться арестованное имущество.

Решение об аресте имущества отменяет руководитель налогового органа в случае выполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога.

Источники


  1. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  2. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.

  3. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  4. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
  5. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
Когда у юрлиц возникают налоговые обязательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here