Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Ликвидация общества с ограниченной ответственностью" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2018 году

По закону (ГК РФ, статья 92):

общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано в любой момент после его создания по единогласному решению его участников.

Однако в целях контроля над исполнением коммерческими организациями своих обязанностей перед государственным бюджетом, контрагентами, работниками государство установило довольно хлопотный процесс их ликвидации. Тем не менее, прекратить деятельность своего предприятия вполне можно самостоятельно – для этого достаточно изучить подготовленную нами пошаговую инструкцию по ликвидации ООО. В ней мы рассказываем, какие действия и в какой последовательности нужно совершить, чтобы закрыть фирму в 2018 году по всем правилам, предусмотренным законами.

Нормативные документы по прекращению деятельности общества с ограниченной ответственностью

Законодательное регулирование прекращения коммерческой деятельности предприятия осуществляется:

    Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 4).

ФЗ №14 от 08 февраля 1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ФЗ №129 от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Налоговый Кодекс РФ.

Приказ ФНС России от 25 января 2012 №ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

  • Приказ Министерства финансов России от 30 сентября 2016 №169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
  • Именно в этих правовых актах содержатся основные правила ликвидации ООО – порядок, сроки, основания, документация, действия участников общества и государственных органов.

    Основные действия при ликвидации ООО по решению его участников

    Согласно статье 61 ГК РФ ликвидация юридического лица – это прекращение деятельности предприятия без перехода его прав и обязанностей другим коммерческим компаниям. Организация может быть ликвидирована по совместному решению ее участников либо по решению органов власти или суда. В нашей статье, мы рассмотрим пошаговую инструкцию по добровольной ликвидации ООО, на основании обоюдного согласия всех его учредителей.

    Первый шаг. Созыв общего собрания и принятие решения о закрытии предприятия

    Ликвидация ООО начинается с принятия документа-основания проведения процедуры. При добровольном закрытии таковым выступает:

      Решение о ликвидации (принимается единственным участником).
  • Протокол общего собрания участников (оформляется по результатам собрания двух и более учредителей).
  • Законодательно не закреплена обязанность назначать ликвидационную комиссию (ликвидатора) предприятия совместно с принятием решения о прекращении деятельности ООО (можно назначить ее и позже). Однако сделать это стоит именно на данном этапе, чтобы:

      Ускорить процесс закрытия компании (ведь если участников в ООО немало, их сбор занимает время и продлевает процедуру закрытия деятельности предприятия).

    Избежать в дальнейшем сложностей с выбором лиц, входящих в комиссию, а также с определением порядка и сроков ликвидации организации.

  • Сэкономить на оплате нотариальных услуг. Заверять у нотариуса предстоит каждую форму уведомления, соответственно уведомляя о начале процедуры закрытия предприятия и назначении ликвидаторов одновременно, можно уменьшить траты в ходе прекращения деятельности ООО.
  • Второй шаг. Уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации

    Согласно закону прекращение деятельности предприятия осуществляется в регистрирующем органе (налоговой инспекции) по месту регистрации ликвидируемой фирмы (ФЗ №129 от 8 августа 2001 года).

    В налоговую службу на первом этапе закрытия фирмы подаются:

      Уведомление о ликвидации юридического лица о начале закрытия организации. Данный документ оформляется по специально установленной форме (Р15001). Подпись на нем подлежит обязательному нотариальному удостоверению (п. 1.2 статьи 9 ФЗ №129 от 8 августа 2001 года).
  • Документ, выступающий основанием начала ликвидации (протокол общего собрания или решение единственного участника).
  • При этом следует учитывать, что для внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале закрытия ООО уплачивать государственную пошлину не нужно. Она оплачивается один раз при подаче документов об окончании всей процедуры ликвидации организации.

    Уведомить налоговую инспекцию необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения о прекращении деятельности предприятия.

    Заявить о добровольном закрытии организации могут:

      Участники общества с ограниченной ответственностью.
  • Ликвидационная комиссия или ликвидатор, если указанные лица были утверждены на первом собрании учредителей.
  • Получив уведомление (по форме р15001), налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

    Третий шаг. Публикация сведений о прекращении деятельности ООО

    После внесения записи о начале ликвидации в ЕГРЮЛ, ликвидационная комиссия обязана разместить сведения о закрытии предприятия в средствах массовой информации.

    Согласно Приказу ФНС России от 16 июня 2006 №САЭ-3-09/[email protected] «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» данные о ликвидации ООО публикуются в печатном издании «Вестник государственной регистрации».

    Информация, размещаемая ликвидационной комиссией в СМИ должна содержать:

      Сведения о государственной регистрации юридического лица.

    Сообщение о начале его ликвидации.

  • Порядок и срок для предъявления кредиторами своих требований.
  • Срок, в течение которого кредиторы вправе заявить о своих денежных претензиях к ликвидируемому обществу, не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения о прекращении деятельности предприятия.

    Доказательства размещения информации в «Вестнике государственной регистрации» нужно сохранить. Это пригодится, если требования кредиторов будут заявлены после истечения времени, установленного на их предъявление.

    Четвертый шаг. Письменное уведомление кредиторов

    Помимо размещения сообщения о ликвидации ООО в средствах массовой информации, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов организации и письменно уведомить каждого из них о прекращении деятельности предприятия (статья 63ГК РФ).

    Обычно делается это путем направления кредиторам заказных писем с уведомлением об их вручении. В такой ситуации у ликвидационной комиссии останутся доказательства (возвращенные карточки почтовых уведомлений) исполнения обязанности, установленной в статье 63 ГК России.

    Читайте так же:  Особенности организации бизнеса по изготовлению модульных картин

    В процессе ликвидации ООО обязательно выполнить действия третьего и четвертого шага. Иначе кредиторы получат право обратиться в суд с требованием о признании ликвидации незаконной, а записи в ЕГРЮЛ недействительной.

    Помимо этого, неисполнение обязанности по уведомлению кредиторов является основанием для отказа в проведении регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью налоговой службой.

    Пятый шаг. Составление и утверждение промежуточного баланса. Направление документов в налоговую инспекцию

    По истечении срока, предоставленного кредиторам на предъявление требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

    Данный документ обязательно утверждается общим собранием учредителей ООО.

    Законодательство не предусматривает особой формы для оформления промежуточного баланса. На практике для его формирования используют обычный бухгалтерский баланс по форме 1 (Приказ Минфина России от 02 июля 2010 №66 «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

    В промежуточный ликвидационный баланс вносятся:

      Сведения об имуществе организации.

    Перечень требований кредиторов с результатами их рассмотрения обществом.

  • Перечень требований, установленных судом (данные требования учитываются независимо от того, приняты ли они к исполнению предприятием или нет).
  • После утверждения промежуточного ликвидационного баланса, для внесения соответствующей записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, в налоговую службу необходимо направить нотариально заверенное уведомление о ликвидации по форме р15001. В данном случае в документе делается специальная отметка о том, что подается именно уведомление об утверждении промежуточного баланса.

    Далее ликвидационная комиссия начинает расчет с кредиторами. Все требования, которые были приняты к удовлетворению обществом или установленным судебным актом удовлетворяются из средств и имущества юридического лица.

    Шестой шаг. Составление и утверждение окончательного ликвидационного баланса. Завершение ликвидации ООО

    По результатам расчета с кредиторами ликвидационная комиссия составляет итоговый ликвидационный баланс, в который вносит сведения об оставшемся имуществе предприятия. Данный документ также утверждается на общем собрании участников ООО.

    Данные об активах в окончательном балансе не должны превышать аналогичные показатели в промежуточном документе.

    Иначе, налоговая инспекция может расценить этот факт как нарушение процедуры ликвидации и отказать в проведении регистрационных действий (подпункт «х» пункта 1 статьи 23 ФЗ №129 от 8 августа 2001 года).

    Составление окончательного ликвидационного баланса, по сути, является завершением процедуры ликвидации предприятия. Все указанные в нем активы организации подлежат разделению между участниками ООО в зависимости от размера принадлежащих им долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

    На данном этапе в налоговую инспекцию подаются следующие документы:

      Заявление о государственной регистрации ликвидации ООО. Оно оформляется по специальной форме (р16001), подписывается ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии и обязательно удостоверяется у нотариуса. В заявлении указываются сведения, подтверждающие соблюдение порядка ликвидации ООО.

    Утвержденный общим собранием или единственным участником общества окончательный ликвидационный баланс

  • Квитанция об оплате государственной пошлины (800 рублей).
  • В течение пяти рабочих дней после получения указанных документов налоговый орган принимает решение:

      О ликвидации юридического лица. В таком случае на шестой рабочий день на руки ликвидатору (председателю ликвидационной комиссии) выдается Лист записи ЕГРЮЛ о ликвидации ООО и уведомление о снятии ООО с учета в качестве налогоплательщика.

  • Об отказе в проведении регистрационных действий. В данной ситуации ликвидатор получит решение об отказе в регистрации с указанием причин, по которым налоговая инспекция отказалась зарегистрировать прекращение деятельности ООО. Данный отказ можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган.
  • Ликвидация ООО считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности предприятия.

    Несколько важных моментов ликвидации организации

    1. После направления уведомления о начале процедуры прекращения деятельности ООО, налоговая инспекция вправе провести выездную проверку деятельности общества. Такая проверка право налоговой службы, но ее вероятность нужно предусмотреть еще до начала ликвидации и заранее подготовиться к возможному приезду сотрудников инспекции.

    В том случае, когда по данным промежуточного баланса выяснится, что денежных средств организации не хватает для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия проводит продажу имущества предприятия. Предметы и вещи стоимостью до ста тысяч рублей продаются в общем порядке, имущество, цена которого выше ста тысяч – распродается на торгах. Также если в ходе закрытия фирмы выяснится, что для удовлетворения требований кредиторов не хватит даже имущества ООО, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

  • Требования кредиторов после утверждения промежуточных итогов прекращения деятельности общества с ограниченной ответственности удовлетворяются в определенной последовательности. Так, сначала выплачивается вред жизни, здоровью или имуществу, после этого – заработная плата и выходные пособия сотрудникам ликвидируемого предприятия, в третью очередь – вносятся все налоги и обязательные платежи в бюджет, в четвертую очередь производится расчет с контрагентами по договорам и другими кредиторами.
  • Прекращение деятельности юридического лица – дело непростое и не быстрое. Мы надеемся, что наша пошаговая инструкция по ликвидации ООО поможет вам завершить свою коммерческую деятельность максимально быстро и в соответствии со всеми требованиями закона.

    Также вы можете воспользоваться нашим сервисом «Заполнить формы для ликвидации онлайн». Наш сервис автоматически заполняет все документы, необходимые на каждом этапе прекращения деятельности ООО, а наши юристы всегда готовы проверить правильность заполнения бланков и ответить на любые ваши вопросы о ликвидации организации. Благодаря всему этому вы не ошибетесь при подготовке документации для налоговых органов и сэкономите деньги на услугах профессиональных регистраторов.

    Ликвидация ООО с eRegistrator.ru становится проще и быстрее!

    Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, — напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

    Статья 57. Ликвидация общества

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в статью 57 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

    Читайте так же:  Что такое усн

    Статья 57. Ликвидация общества

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 57 настоящего Федерального закона

    1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

    Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

    3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

    4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

    5. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ статья 57 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 сентября 2017 г.

    6. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ статья 57 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 сентября 2017 г.

    7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

    Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

    Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Каков порядок добровольной ликвидации ООО?

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Ликвидация фирм

    Ликвидация юридического лица означает прекращение его существования, о чём делается определенная запись в ЕГРЮЛ. Права и обязанности фирмы при её ликвидации к другим лицам не переходят.

    Разделим условно основания ликвидации юридического лица на 2 группы: принудительные и добровольные.

    Ликвидация фирмы

    Итак, принудительная ликвидация юридического лица происходит по решению суда. Правом на подачу иска в суд о принудительной ликвидации компании обладает уполномоченный госорган или орган местного самоуправления. В зависимости от конкретной причины принудительной ликвидации фирмы различается и перечень субъектов, которые вправе подать иск о принудительной ликвидации фирмы.

    ГК РФ содержит неполный список причин принудительной процедуры ликвидации фирм, к которым относятся:

    • признание госрегистрации компании недействительной, в том числе в связи с допущенными при её создании грубыми неустранимыми нарушениями закона;
    • проведение компанией деятельности без необходимой лицензии, либо при отсутствии у компании обязательного членства в СРО или при отсутствии допуска к определённому виду работ;
    • ведение компанией деятельности, запрещенной российским законодательством либо с неоднократными или грубыми нарушениями российского законодательства, в том числе Конституции РФ;
    • неоднократное ведение деятельности, противоречащей цели создания НКО (общественной и религиозной организацией, благотворительным и иным фондом);
    • существенное затруднение или невозможность ведения деятельности компанией.

    Заметим, что отдельные законы закрепляют в себе другие основания принудительной ликвидации предприятий. Перечислять данные законодательные акты нет смысла, так как их достаточно много. Профессионалы Международной Юридической Компании помогут узнать полный перечень таких оснований для принудительной ликвидации юридического лица, предоставив грамотную консультацию по данному вопросу.

    Не дожидаясь принудительной ликвидации фирмы можно провести добровольную ликвидацию.

    [2]

    Добровольная ликвидация фирмы

    Ликвидация компании (включая ООО) возможна по следующим причинам:

    • решение о добровольной ликвидации компании, принятое добровольно учредителями (участниками) или органом компании, уполномоченным на принятие такого решения учредительным документом (в т.ч. в случае нецелесообразности дальнейшего ведения бизнеса, например, если бизнес перестал быть рентабельным);
    • истечение срока, прописанного в Уставе компании, на который создавалась компания, а также достижение цели создания компании.

    При введении фирмы в процедуру ликвидации налоговые органы вправе назначить налоговую проверку. Частенько возникают ситуации, когда необходимо ликвидировать компанию, не попав под такую налоговую проверку. Юристы Международной Юридической Компании профессионально подготовят необходимые документы для ликвидации организации, что исключит возможность проведения налоговой проверки.

    [3]

    Наши профессионалы в области ликвидации предприятий осведомят Вас о необходимых требованиях и условиях ликвидации фирм, закрепленных законодательно, а также возьмутся за подготовку и оформление необходимого пакета документов для ликвидации Вашей компании.

    Читайте так же:  Краткая информация о банке открытие

    Альтернативные способы ликвидации организации

    Профессиональные юристы Международной Юридической Компании также могут предложить и иные (альтернативные), исключительно легитимные способы прекращения существования компании, о чем будет сделана соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

    Среди альтернативных способов для того, чтобы ликвидировать фирму, наиболее часто применяются такие как:

    продажа участниками (акционерами) своей доли в уставном капитале (акций) компании вместе со сменой руководителя.

    В прошлом – это самый популярный вид альтернативной ликвидации компаний. На сегодняшний день такой способ альтернативной ликвидации компаний также применяется, хотя к нему прибегает гораздо меньше граждан нашей страны.

    Вместе со сменой участников (акционеров) и руководства компании можно также изменить место нахождения компании в другой регион и ее наименование.

    К альтернативной ликвидации побуждает прибегать несколько причин: желание собственников компании сэкономить время и финансы; невозможность юридического лица прибегнуть к добровольной ликвидации; отсутствие желания подвергать возможной налоговой проверке предприятие в случае вступления в добровольную ликвидацию.

    Очень важно определить верный способ «избавления» от компании, предусмотреть всевозможные проблемы и избежать их, особенно если компания имеет долги.

    различные формы реорганизации предприятий.

    Такой альтернативный вид ликвидации как реорганизация фирмы обычно осуществляется 2-мя способами: путем слияния и путем присоединения. Выбор в пользу реорганизации вместо добровольной ликвидации во многом обусловлен тем, что зачастую, когда компания принимает решение о добровольной ликвидации, налоговые органы активизируются путем назначения налоговых проверок, чего не происходит при реорганизации. А, как известно, собственников бизнеса не всегда радует необходимость прохождения налоговой проверки. Именно эта ситуация породила возникновение альтернативных способов ликвидации компаний, среди которых реорганизация занимает одно из значительных мест. Реорганизация, как один из способов ликвидировать юридическое лицо, за многие годы существования и плодотворного использования юристами модернизировалась, усовершенствовалась и по сей день активно используется. Зачастую, дабы исключить риск отмены реорганизации, сейчас активно практикуется добровольная ликвидация правопреемника, к которому перешли все права и обязанности реорганизованной компании. Такая схема реорганизации-ликвидации в наше время очень популярна.

    Рекомендовать ликвидацию компании через реорганизацию можно компаниям, которые не пассивно вели свою предпринимательскую деятельность и имеющим небольшие задолженности.

    осуществление процедуры банкротства.

    Банкротство предоставляет возможность участникам (акционерам) организации легально избавиться от долгов. При наличии у компании признаков банкротства важно не пропустить свое право на подачу иска в суд о банкротстве компании, иначе данным правом воспользуются кредиторы компании. А это может привести для компании к неуправляемому банкротству, субсидиарной ответственности участников (акционеров, руководства, запрету на выезд за пределы нашей страны и к некоторым другим законным ограничениям.

    Кстати ликвидация через банкротство — единственный законный способ ликвидации фирмы с долгами.

    Цена ликвидации фирм

    В таблице ниже приведены цены на услуги ликвидации фирм в Москве и Московской области. Для компаний из других регионов цена может быть скорректирована.

    Ликвидация филиала общества с ограниченной ответственностью

    Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Сведения о филиале должны быть указаны в учредительных документах создавшего его юридического лица (п. 2, п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

    Порядок ликвидации филиалов организаций законодательством не установлен. Поскольку филиал является не юридическим лицом, а его подразделением, требования, предъявляемые законодательством РФ к порядку ликвидации юридических лиц, при прекращении деятельности филиалов применяться не могут. Вместе с тем процедурные вопросы прекращения деятельности филиала или иного обособленного подразделения (в том числе необходимость создания ликвидационной комиссии) могут регулироваться, например, решениями общего собрания участников общества, положением о филиале или иными документами общества.

    В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) создание филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО. В связи с этим решение о прекращении деятельности филиала должно быть принято общим собранием участников общества. При ликвидации филиала следует также внести в устав общества соответствующие изменения (п. 5 ст. 5 Закона N 14-ФЗ, п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 12 и ст. 33 Закона N 14-ФЗ). В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 14-ФЗ и ст. 19 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

    Для регистрации изменений в уставе, связанных с ликвидацией филиала, в регистрирующий орган по месту нахождения общества в соответствии со ст. 17 и ст. 19 Закона N 129-ФЗ необходимо представить:

    • уведомление и заявление о внесении изменений в учредительные документы (по формам N Р13002 и N Р13001, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439);
    • решение о внесении изменений в учредительные документы общества;
    • вносимые в учредительные документы общества изменения;
    • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

    В течение пяти дней с момента получения указанных документов регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и выдает обществу свидетельство по форме N Р50003, подтверждающее внесение указанной записи.

    Напомним, что общество обязано письменно сообщить о закрытии филиала в налоговый орган по месту нахождения общества в течение одного месяца со дня закрытия указанного обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения (N С-09-3) утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 17.01.2008 N MM-3-09/[email protected]

    Читайте так же:  Увольнение по совместительству

    В случае принятия организацией решения о закрытии обособленного подразделения необходимо осуществить снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения. В целях налогового законодательства филиал признается обособленным подразделением организации (ст. 11, ст. 19 Налогового кодекса РФ), и каких-либо особенностей в отношении постановки и снятия организаций с учета в налоговом органе по месту нахождения филиала законом не установлено.

    В соответствии с п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ снятие с учета организации по месту нахождения ликвидируемого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

    [1]

    Соответствующее заявление организация вправе подать в любое время, т.к. сроки для подачи заявления о закрытии обособленного подразделения законодательством не установлены. Форма заявления о снятии с учета по месту нахождения обособленного подразделения (N 1-4-Учет) и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected]

    Заявление заполняется организацией в одном экземпляре, подписывается должностным лицом, имеющим право действовать от ее имени без доверенности, или представителем организации, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью.

    К заявлению прикладываются копии документов, подтверждающих принятие организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего филиала, а также копия доверенности в случае, если заявление было подписано уполномоченным представителем организации.

    Заявление и копии указанных документов представляются в налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого обособленного подразделения.

    Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Комарова Виктория,
    Александров Алексей

    Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

    Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Общество может быть ликвидировано добровольно — по решению его участников, либо принудительно — по решению суда.

    Вопрос о ликвидации общества с ограниченной ответственностью вносится на рассмотрение общего собрания его участников по предложению совета директоров (наблюдательного совета) — в тех обществах, где таковой образован, — исполнительного органа или любого участника общества независимо от размера или числа имеющихся у него долей.

    Решение о добровольной ликвидации принимается и в случае, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера уставного капитала. Решение о ликвидации общества должно быть незамедлительно письменно сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации общества (см. п.1 ст.62 ГК).

    При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после ее назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать в суде. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии ликвидации, и потому все сделки, заключаемые в этот период от имени общества, должны содержать указание о том, что общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации общества.

    Принудительная ликвидация общества производится по решению суда в соответствии с основаниями, указанными в п.2 ст.62 ГК:

    осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов.

    Согласно ст.65 ГК основанием принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) общества. Условия и порядок объявления общества несостоятельным (банкротом) определены Законом о банкротстве.

    В общих чертах порядок ликвидации может быть определен следующим образом.

    Ликвидационная комиссия публикует в органе печати, в котором обычно помещаются сведения о государственной регистрации юридических лиц, информацию о предстоящей ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Предоставляемый кредиторам срок для заявлений в ликвидационную комиссию не может быть меньше двух месяцев (см. п.1 ст.63 ГК). Если общество к моменту ликвидации не имеет обязательств перед кредиторами, то в результате ликвидационных мер его имущество будет распределено между участниками. Как правило, имущество распродается (в том числе с торгов), а между участниками распределяются денежные средства, вырученные от распродажи.

    Кроме общей публикации, ликвидационная комиссия должна принять и другие меры, чтобы выявить кредиторов и предложить им заявить свои требования к ликвидируемому обществу. Всем известным кредиторам направляются письменные уведомления о ликвидации общества. Уведомление содержит информацию о размере долга общества адресату и предложение в установленный срок предъявить требование в ликвидационную комиссию. Когда срок для заявления требований истек, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В промежуточном балансе отражается состав имущества ликвидируемого общества, т.е. данные об активах и заявленных кредиторами требованиях, которые могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов.

    Должны быть учтены не только ликвидные требования, но и требования, срок платежа по которым еще не наступил. Ликвидационная комиссия дает заключение по поводу удовлетворения предъявленных кредиторами требований. Для последующего удовлетворения требований существенно значим факт своевременности их заявления, указанный в промежуточном балансе. Требования, заявленные своевременно, удовлетворяются преимущественно перед требованиями кредиторов, которые были переданы до окончания работы ликвидационной комиссии, но с пропуском объявленного срока (см. п.5 ст.64 ГК). Промежуточный баланс утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором ликвидируемое общество было зарегистрировано. Согласование может быть проведено в письменной форме или путем участия представителя указанного органа в общем собрании.

    Заключительным актом работы ликвидационной комиссии является составление ликвидационного баланса, который утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором зарегистрировано ликвидируемое общество. Этим завершается работа ликвидационной комиссии, но до ее завершения кредиторы, которым ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требований, вправе обратиться с иском в суд. При удовлетворении иска кредитор получает выплаты за счет имущества ликвидируемого общества, оставшегося после удовлетворения кредиторов, своевременно заявивших о своих требованиях. Документы, связанные с ликвидацией, передаются в государственный орган, где было зарегистрировано ликвидированное общество.

    Читайте так же:  Как происходит приватизация квартиры по договору социального найма условия, порядок действий, докуме

    Новый альтернативный способ ликвидации обществ (обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ)

    Стандартная классическая схема ликвидации общества (рассматриваем вариант только касающийся ООО, АО) подразумевает добровольность принятия органами управления организации соответствующих решений. В последующем при обеспечении прозрачности процесса ликвидации, извещение и работа с кредиторами и их требованиями к ликвидируемому лицу. Проведение необходимых расчетов и завершение существования компании.

    В принципе, все предельно прозаично и понятно.

    Но российская практика позволяет использовать ликвидацию как прекрасный вариант избавления от финансовых обязательств. Хотя для таких случаев закон прямо указывает на иной вариант поведения – банкротство. Несмотря на то что в случае когда ликвидация проходит с нарушениями, допустим, кредиторы не извещаются о процедуре и возможности заявления собственных требований, остается вероятность отмены ликвидации в судебном порядке или привлечения ликвидатора к ответственности как прошедшие с отступлениями от закона.

    Но теперь и эти риски можно исключить, если пойти иным путем, который прямо указывает законодатель после изменения главы о юридических лицах, произведенных согласно ФЗ от 05.05.2014 №99-ФЗ.

    Пойти альтернативным путем.

    Согласно подпункта 5 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

    Следовательно, если уставом общества предусмотрены цели, которые становится объективно невозможным достигнуть, то участник общества имеет право на иск в указанном случае.

    Причем становится любопытной ситуация в следующих аспектах.

    Аспект 1. Если вы являетесь кредитором общества и отслеживаете изменения по самому юрлицу-должнику, то вероятность того, что уследите за таким корпоративным спором должника меньше, нежели контроль за изменениями в ЕГРЮЛ.

    Аспект 2. Кредитор в указанном случае лишается возможности участвовать в процессе ликвидации, так как в сам процесс он может быть вообще не допущен, а если последнее и будет произведено, то все его возражения будут сводиться к злоупотреблению правом истцом? Выглядит недостаточно убедительно, на мой личный взгляд.

    Аспект 3. Не характерно для российских юридических лиц указание в своих уставах конкретных целей. Но боюсь, что сейчас может появиться практика по внесению изменений в уставы тех обществ, в отношении ликвидации которых спустя крайне непродолжительное время заявляются соответствующие иски от участников.

    Аспект 4. Означает ли рассмотрение иска судом о ликвидации общества и его удовлетворение необходимость в последующем обеспечивать выполнение иных обязанностей, указанных в законе (статья 62 ГК РФ)? Положения пункта 5 статьи 61 ГК РФ в какой-то части подтверждают, что может быть вариант, когда суд идет по пути обычной, классической процедуры. Но может ведь и не пойти, а точнее, не направить по этому пути заявителя (само общество).

    Аспект 5. Если обратить внимание на сам пункт 3 статьи 61 ГК РФ, то получается, что суд своим решением ликвидирует юридическое лицо. Если проанализировать подпункты с 1 по 4 этого пункта 3 (иски о ликвидации подаются органами государственной власти или органа местного самоуправления), то само по себе судебное решение является самодостаточным, полным актов, приводящим к нужному, желаемому результату.

    То есть решение суда явится основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о произошедшем, без необходимости совершения дополнительных процедур, которые бы очень оказались востребованными кредиторами общества.

    Примером подобного может служить практика, которая уже сложилась по ликвидации обществ по редакции ГК РФ, существовавшей до 01 сентября 2014.

    Так, абзац 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ указывал, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

    Подобная норма успешно применялась, например, Решение Верховного суда РФ от 15 ноября 2012 г. по делу N АКПИ12-1059, Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) утв. Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 №50.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Надеюсь, что любопытной ситуация показалась не только мне. И пока быстрое изучение этой ситуации однозначно указывает, что законодатель закрепил еще один альтернативный способ ликвидации юридического лица.

    Источники


    1. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

    2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

    3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
    4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
    5. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
    Ликвидация общества с ограниченной ответственностью
    Оценка 1 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here