О банкротстве кредитых организаций

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "О банкротстве кредитых организаций" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Глава VI.2. Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом (ст.ст. 50.16 — 50.45)

Глава VI.2. Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом

>
Общие положения о конкурсном производстве
Содержание
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Банкротство кредитной организации

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаками банкротства кредитной организации являются:

  • неспособность ее удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами;
  • требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации установлены законодательно. Такими мерами являются:

  • финансовое оздоровление кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • реорганизация кредитной организации.

Дело о банкротстве кредитной организации (дело о банкротстве) может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на основании заявления при наличии признаков банкротства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  1. кредитная организация – должник;
  2. кредиторы кредитной организации;
  3. Банк России – при подаче заявлений о признании кредитной организации банкротом может представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего;
  4. прокурор – в случаях, предусмотренных законом;
  5. налоговый или иной орган – по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

При поступлении заявления о признании кредитной организации банкротом в арбитражный суд судья до возбуждения производства по делу предлагает Банку России представить заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии либо копию приказа Банка России об отзыве указанной лицензии. Банк России обязан направить указанные документы в арбитражный суд в месячный срок после получения предложения арбитражного суда.

Представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в указанный выше срок является основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве.

При неполучении указанного выше заключения Банка России, а также при получении заключения Банка России о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии арбитражный суд возвращает кредитору его заявление о признании кредитной организации банкротом.

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются следующие процедуры:

  1. наблюдение;
  2. конкурсное производство.

В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом указывается о введении наблюдения и назначении временного управляющего.

При банкротстве кредитной организации внешнее управление и мировое соглашение не применяются.

Банкротство кредитных организаций: процедура

Банкротство кредитных компаний в Российской Федерации может быть признано только с помощью арбитражного суда, который принимает решение о неплатежеспособности, а также удовлетворении всех требований кредиторов по выполнению финансовых обязательств.

Какие компании принято считать финансовыми

Понятие финансовой компании четко регламентируется Федеральным законом №135.

Согласно этому закону, финансовая компания – это, прежде всего субъект хозяйствования, который осуществляет оказание финансовых услуг.

Статья 127 Федерального закона четко определяет перечень финансовых компаний, в состав которых включены:

  • кредитные и страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • клиринговые компании;
  • все участники рынка ценных бумаг;
  • торговые компании;
  • кредитные кооперативы;
  • МФО – микрофинансовые организации.

Федеральный закон о несостоятельности кредитных организаций

Специальный закон, который действовал по этому вопросу, уже отменен. Теперь действуют такие Федеральные законы, как:
  • Федеральный закон №127 “О несостоятельности”, который четко регламентирует все аспекты данного дела;
  • Федеральный закон №395, который определяет статус кредитных компаний, попадающие под процедуру банкротства;
  • Федеральный закон №126, который определяет процедуру проведения банкротства для кредитных организаций.

Признаки банкротства банка

Согласно Федеральному закону №127, неплатежеспособность кредитной компании определяется при наличии одного из нескольких обязательств, а именно:

  • наличие задолженности, которая находится в просроченном состоянии более двух недель;
  • пассивы намного превышают активы компании.

Признаками банкротства, на основании которых могут принять решения о банкротстве, являются:

  • наличие просроченного долга на общую сумму свыше 1000 МРОТ, в том числе берется во внимание долг, как перед коммерческими, так и перед частными клиентами;
  • наличие долга по таможенным либо налоговым платежам;
  • существующие долги по дебетовым переводам клиентов;
  • документы, которые подтверждают неплатежеспособность кредитной организации;
  • объем существующих денежных обязательств превысил стоимость самой организации.

Стоит также отметить, что признаки неплатежеспособности связаны не только с наличием задолженности.

Помимо этого берется во внимание:

  • уровень оттока клиентов существенно вырос, что приводит к оттоку капитала;
  • необходимость в больших инвестициях и так далее.

Особенности

В большей степени, банкротство способно нанести вред только самому владельцу кредитной организации, поскольку эта ниша никогда не остается пустой и ее быстро занимают новые компании.

Как показывает практика других государств: процесс банкротства, потеря капиталовложения некоторых вкладчиков приводит к серьезной панике, и как следствие, большому количеству расторгнутых соглашений. Из-за этого, очень трудно восстановить утраченный баланс и поэтому банкротство, скорее всего, будет неизбежным.

Особенностью банкротства на территории Российской Федерации принято считать:

  • привлечение к проведению процедуры государственной корпорации по страхованию вкладчиков;
  • невозможность осуществить процедуру до полного аннулирования генеральной лицензии.

Вопрос о начале процедуры банкротства начинается с подачи соответствующего заявления и подготовки необходимого перечня документов.

Как заполняется заявление

Действующим законодательством не предусмотрена форма, в которой необходимо подавать заявление. Он создается в произвольной форме. При этом инициатором может выступать:

  • кредиторская организация;
  • группа кредиторов;
  • временно назначенная администрация;
  • контролирующее ведомство.
Читайте так же:  Бухучет прощения долга — ндс

На следующем этапе необходимо опубликовать объявление в СМИ

Законодательная база в этом вопросе требует обязательной публикации соответствующего объявления в газетах. С начала 2015 года, если инициатором являются кредиторы, то именно они должны совершать данную процедуру уведомления.

Вся информация о ходе процедуры публикуется:

  • на сервисе Единого Федерального реестра сведений о банкротстве;
  • в газетах “Коммерсантъ” и “ Русская газета”.

Ключевыми сообщениями в этом понимании являются уведомления о начале процедуры наблюдения и конкурсного производства. Это необходимо для формирования всех требований кредиторов.

Отличительной особенностью кредитных организаций является тот факт, что процедура восстановления платежеспособности осуществляется вне судебного производства, при этом тщательно контролируется ведомственными организациями.

Ведомственная организация назначает временную администрацию, которая полностью отвечает за все публикации в СМИ и контролирует весь рабочий процесс кредитной компании.

Все важные уведомления передаются в Центральный банк для быстрого изменения в реестре сведений о банкротстве кредитных организаций.

Все принятые решения арбитражным судом необходимо в обязательном порядке публиковать в местных газетах, по адресу, где зарегистрирована организация.

Единственная процедура в банкротстве — конкурсное производство. На том этапе принимается решение о назначении торгов по продаже имущества организации, конечная цель которых – полный расчет по действующим обязательствам.

Исходя из этого, процедура банкротства кредитной организации состоит из таких этапов:

На этапе наблюдения контролирующее ведомство вводит внешнюю администрацию, которая контролирует финансовую деятельность и запрещает без предупреждения осуществлять платежные операции.

На этапе конкурсного производства происходят торги, после которых осуществляет расчет с клиентами организации, а также кредиторами.

Способы избежать процедуру банкротства

Для того чтобы избежать неплатежеспособности кредитной организации можно воспользоваться одним из способов, а именно:
  • начать процедуру реорганизации;
  • серьезные финансовые вложения со стороны учредителей;
  • изменения в плане организационных работ;
  • пересмотр уставного капитала и собственных финансовых средств;
  • решение об использовании временной администрации.

Как показывает практика, использование хотя бы одного из этих способов позволит не только избежать процедуры банкротства, но и существенно увеличить прибыль кредитной компании за счет увеличение клиентов и оборота собственных активов.

Представление интересов кредитной организации в суде

На видео ниже разъясняются некоторые нюансы процедуры банкротства банка.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

С изменениями и дополнениями от:

2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 23 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля 2009 г.

Принят Государственной Думой 18 сентября 1998 года

Одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 года

Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ и Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28 апреля 2009 N 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 2010 г. N 137

См. схему «Несостоятельность (банкротство) кредитной организации»

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

25 февраля 1999 года

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие

Статья 6 настоящего Федерального закона в части, касающейся аттестации арбитражных управляющих, вступила в силу с 1 марта 1999 г. Статьи 6 и 19 настоящего Федерального закона в части, касающейся аттестации руководителей временных администраций, а также пункт 2 статьи 25 настоящего Федерального закона вступили в силу с 1 января 2000 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 марта 1999 г. N 41-42, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г. N 9 ст. 1097

[2]

Текст Федерального закона (в редакции Федеральных законов от 2 января 2000 г. N 6-ФЗ, от 19 июня 2001 г. N 86-ФЗ, от 7 августа 2001 г. N 116-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ, от 28 июля 2004 г. N 84-ФЗ, от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ) опубликован в «Вестнике Банка России» от 3 ноября 2004 г. N 63

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

Изменения вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункте 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

Читайте так же:  Перечень условий по вкладам для физлиз от втб 24

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 2001 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

настоящий признан утратившим силу

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

При невозможном финансовом оздоровлении предприятие называют банкротом.

Банкротство организации – это вынесенные решения о неспособности предприятия продолжать свою предпринимательскую деятельность, а также наличии у данного предприятия кредитной задолженности.

Вопросы банкротства кредитной организации регулируются рядом нормативных актов:

1. ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»

2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

3. Рядом подзаконных нормативных актов ЦБ РФ, например, Инструкцией ЦБ от 12.07.1999 г. №84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»

Согласно Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

1) кредитная организация;

2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;

3) уполномоченные органы;

4) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Кредитная организация не может объявить о своем банкротстве. Ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей должна быть признана арбитражным судом. Сокращен до одного месяца формальный признак несостоятельности (банкротства).

В качестве мер по предупреждению банкротства применяются:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации но управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением помимо лиц, перечисленных в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», наделен Банк России. Предусмотрены также случаи, когда обращение в суд является не правом его, а обязанностью.

Арбитражный суд может возбудить производство по делу, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются такие процедуры, как наблюдение и конкурсное производство. Внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются.

Арбитражный управляющий должен иметь лицензию, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им квалификационный аттестат. В ходе конкурсного производства управляющий может использовать только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России. При распределении конкурсной массы в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, а также требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Банк России осуществляет контроль за ходом конкурсного производства. Он же осуществляет запись о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства в Книге государственной регистрации кредитных организаций. С момента внесения такой записи ликвидация кредитной организации считается завершенной, а организация прекратившей свое существование.

Публикуются сведения о банкротстве помимо «Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ» в «Вестнике Банка России» и в местной печати по месту расположения кредитной организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8711 —

| 7459 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое банкротство кредитных организаций

Вопросы о несостоятельности кредитных организаций получили свое тщательное законодательное регулирование. Учитывая особенность деятельности организаций данной категории, для признания их банкротом был разработан специальный, более усложненный порядок.

При этом все вопросы касательно несостоятельности кредитных организаций и особенности схемы осуществления данного процесса получили свое регулирование в Федеральном законе «О банкротстве кредитных организаций» (Статья 180. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций). При этом правовое регулирование в 2019-2016 довольно изменилось.

Причины возбуждения дела

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

Читайте так же:  Принятие решения о составлении промежуточного ликвидационного баланса

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Федеральный закон 40 о банкротстве кредитных организаций гласит, что судить о банкротстве кредитной организации можно, если данная компания не может в полном объеме удовлетворить требования кредиторов или заплатить обязательные платежи (в том числе и налоги).

Во время возбуждения соответствующего дела учитываются:

  • те денежные требования, наличие которые х подтверждено решением суда;
  • те обязательные платежи, по уплате которых было принято решением соответствующим государственным органом (например, налоговым или таможенным).

При этом организация может быть признана банкротом, если имеются условия несостоятельности, например, если она не может удовлетворить требования кредиторов.

В соответствии с действующим законодательством суд возбуждает соответствующее дело, если:

  • сумма денежных требований к данной организации составляет не меньше 1000 минимального размера оплаты труда, и данная организация не исполняет свои денежные обязательства в течение 1 месяца;
  • стоимость всего имущества компании недостаточна для удовлетворения всех требований, которые предъявлены к фирме.

Но на практике соблюдение вышеуказанных требований приводит к затягиванию судебного процесса.

Этапы процедуры

Давайте более подробно рассмотрим процесс банкротства кредитной организации.

Рассмотрение в суде

Для начала процесса банкротства, нужно обратиться в арбитражный суд. Перечень субъектов, которые могут предъявить заявление, предусмотрен законодательством. При этом ЦБ также наделен подобной возможностью.

До обращения в суд возможно обратиться в ЦБ с целью отзыва лицензии у данной кредитной организации.

Когда в суд поступает соответствующее заявление, то судья предлагает ЦБ предоставить свое заключение о возможности отзыва лицензии у данной организации либо копию решения об отзыве лицензии (если такое решение было принято ранее). ЦБ должен направить данные документы в суд в течение 1 месяца. Основанием для возбуждения дела о банкротстве является копия приказа ЦБ об отзыве лицензии у данной кредитной организации.

Если отзыв лицензии организации связан с ее финансовым положением и тем фактом, что она не выполняет свои обязательства перед кредиторами, то ЦБ должен обратиться в суд и предъявить соответствующее заявление о признании данной организации банкротом, если в течение 45 дней с момента отзыва лицензии не было получено определение от арбитражного суда.

При отзыве лицензии ЦБ может назначить в кредитной организации своего уполномоченного представителя, деятельность которого прекращается с момента назначения арбитражного управляющего.

После предъявления соответствующего заявления суд выносит решение о принятии его на рассмотрение в течение 5 дней. Если заявление было предъявлено ЦБ, то данный орган имеет право предложения кандидатуры арбитражного управляющего.

Судебные акты, принятые арбитражным судом в ходе процесса банкротства, отправляются участникам судебного производства. Во время ликвидации компании назначается специальная комиссия, членов которой выбирает арбитражный управляющий.

При этом во время ликвидации компании используется только специальный корреспондентский счет, который открывается в ЦБ. Все расчеты в процессе банкротства осуществляются именно через этот счет.

Особенности

Особенности процесса банкротства кредитных организаций в первую очередь связаны со сферой их деятельности. Это – финансовые организации, которые получили лицензию на осуществление банковской деятельности и имеют дело в первую очередь с финансовыми средствами населения. Именно поэтому процесс их банкротства имеет определенные особенности.

Учитывая род деятельности этих организаций, в процессе банкротства значительную роль играет ЦБ. В частности, кредитная организация не может быть признана банкротом, если ЦБ предварительно не отозвал у нее выданную лицензию.

Соответственно, лица, которые имеют право предъявить заявление в арбитражный суд, могут предварительно предъявить заявление об отзыве лицензии В ЦБ. Если ЦБ не примет решение об отзыве лицензии у кредитной организации, заявитель может потребовать возмещение причиненных им убытков.

Заявление в арбитражный суд может также предъявить ЦБ. Кроме того этот государственный орган имеет право предложения кандидатуры арбитражного управляющего, а также наделен возможность назначения своего представителя в кредитной организации.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что ЦБ играет ключевую роль в процессе банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Еще одной характерной особенностью банкротства этих организаций является назначение специального арбитражного управляющего.

Функции ЦБ

Как уже было сказано выше, ЦБ играет центральную роль в процессе банкротства кредитных организаций. Это в первую очередь обусловлено законодательными целями деятельности ЦБ, одной из которых является обеспечение стабильности и развития банковской сферы нашей страны. Именно для осуществления данной цели ЦБ наделен рядом полномочий, в том числе и надзорного характера.

В частности, ЦБ в первую очередь тщательно следит за финансовым состоянием кредитных организаций и банков. В рамках надзорных полномочий ЦБ может принять меры по предупреждению банкротства кредитным организациям. Например, ЦБ может наложить штраф на организацию в размере 1% от уплаченного организацией уставного капитала.

Кроме того ЦБ имеет возможность:

  • потребовать принять определенные меры, которые направлены на финансовое оздоровление компании;
  • потребовать реорганизацию фирмы;
  • внести установленных обязательных нормативов на срок до пол года;
  • внести запрет на осуществление определенных операций;
  • назначить временную администрацию, основной целью которой является осуществление текущего управления компанией;
  • ввести запрет на реорганизацию фирмы.

Всеми вышеуказанными полномочиями ЦБ наделен действующим законодательством нашей страны. Конечно, не все эти возможности и полномочия применяются довольно часто, но эти досудебные процедуры дают возможность избежать банкротства.

Признаки отсутствующего должника при банкротстве описаны далее.

Меры по устранению банкротства кредитных организаций

Банк России также может принять определенные меры, которые в первую очередь направлены на устранение банкротства и ликвидации кредитной организации.

В качестве подобных мер могут выступать:

[1]

Данные меры принимаются в тех случаях, когда организация не имеет достаточно финансовых средств для удовлетворения требований кредиторов или доя выполнения своих обязательств, а также в тех случаях, когда организация допустила снижение величины капитала на более чем 20%.

Вышеуказанные меры могут также быть применены в тех случаях, когда кредитная организация нарушает нормативы, установленные ЦБ.

При возникновении вышеуказанных обстоятельств кредитная организация должна в первую очередь самостоятельно принять определенные меры, которые направлены на улучшение финансового состояния компании. Если таковые не дают результатов, то в процесс «вмешивается» ЦБ.

В качестве мер, которые направлены на финансовое оздоровление компании можно указать следующие:

  • финансовая помощь организации;
  • внесение изменений в структуру активов и пассивов;
  • изменение структуры компании;
  • пополнение уставного капитала.

Что же касается временной администрации, то это – специальный орган, который назначается ЦБ с целью управления текущей деятельностью компании. При этом срок назначения данного органа не может превышать 6 месяцев.

Реорганизация кредитной организации осуществляется в виде слияния или присоединения исключительно в случаях предусмотренных законодательством. Другие варианты реорганизации, которые предусмотрены действующим законодательством, не допускаются.

Читайте так же:  Код дохода отпуска и отпускных в 2-ндфл

Возможные сценарии

Давайте более подробно проанализируем возможные сценарии развития процесса несостоятельности кредитных организаций.

Финансовая помощь

Как уже было сказано выше, одной из мер, направленных на устранение банкротства компаний, являются действия, которые направлены на финансовые оздоровление фирмы. В качестве это меры больше всего применяется финансовая помощь, которая предоставляется компании. При этом финансовая помощь может быть самой разной.

Финансовая помощь может отражаться в:

  • предоставлении отсрочки платежей;
  • предоставлении поручительства;
  • переводе долга данной организации (при наличии согласия ее кредиторов);
  • новации;
  • прощении долга кредитной организации.

Также финансовая помощь может быть отражена в пополнении уставного капитала данной организации или в размещении денежных средств на депозите фирмы с уплатой процентов, ставка которых превышает ставку рефинансирования ЦБ. Но срок подобного размещения денежных средств не может превышать 6 месяцев.

Проверка и наблюдение

ЦБ наделен полномочиями осуществления проверки и наблюдения деятельности кредитной организации. При этом проверки осуществляются в порядке и в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

ЦБ также имеет возможность назначения временной администрации на срок не более 6 месяцев. В этом случае временная администрация «берет в свои руки» управление компанией с целью улучшения ее финансового состояния и с целью удовлетворения требований кредиторов.

При этом это – наиболее лучший вариант из всех возможных. В худшем случае ЦБ может отозвать лицензию кредитной организации и предъявить заявление в суд с целью признания компании банкротом.

Конечно, некоторые эксперты считают, что назначение временной администрации просто затягивает процесс банкротства, но на самом деле благодаря этому кредитная организация может избежать ликвидации.

Признание ликвидации

Ликвидация – последний этап банкротства кредитной организации. На самом деле это – процесс довольно долгий и трудный. Порядок ликвидации получил тщательное законодательное регулирование.

В данном процессе ключевую роль играет административный управляющий, основная цель которого – удовлетворение требований кредиторов организации. Для осуществления данной цели он принимает соответствующие меры, направленные на выявление имущества кредитной организации. Именно за счет имущества данной организации осуществляется удовлетворение требований кредиторов.

При этом необходимо также знать о том, что требования кредиторов компании удовлетворяются в определенной последовательности. Последовательность и порядок удовлетворения данных требований предусмотрен действующим законодательством. Соответственно, в ходе банкротства могут быть и требования, которые не будут удовлетворены.

После удовлетворения возможных требований административный управляющий составляет ликвидационный баланс данной компании и вместе со своим отчетом предоставляет его суду. Арбитражный суд рассматривает отчет административного управляющего и выносит определение, на основании которого процесс банкротства в суде завершается.

Отсюда вы сможете подробнее узнать о последствиях банкротства физического лица.

Этапы банкротства физического лица описаны на этой странице.

Данное определение отправляется ЦБ РФ, который на его основании вносит соответствующую запись о прекращении деятельности компании в реестр. С момента внесения данной записи деятельность кредитной организации считается прекращенной.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что банкротство кредитных организаций – процесс довольно запутанный и трудный, который может занять довольно долгое время. При этом существуют определенные проблемы и перспективы их решений еще полностью не выявлены.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

[3]

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций (стр. 5 из 13)

В-шестых, с момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в его рамках.

В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя.

Введение процедуры конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство завершается после окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.

При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение должно быть в 5-ти дневный срок представлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника — юридического лица. Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.

При регистрации факта прекращения деятельности юридического лица возможно возникновение спорных ситуаций.

Глава 2. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Особенности несостоятельности кредитных организаций обусловлены особым значением деятельности кредитных организаций для стабильности экономики страны. Действующее законодательство обязывает юридические лица открывать счета в банках, аккумулируя, таким образом, свои доходы, полученные от деятельности, на определенном расчетном счете. К тому же, деятельность многих кредитных организаций напрямую связана с привлечением и размещением во вклады денежных средств физических лиц. Все эти факты говорят об особом значении для экономического развития отдельных субъектов и государства в целом, такого субъекта как кредитная организация и говорит о том, что вопрос о несостоятельности кредитной организации подлежит специальному регулированию.

Кроме того, следует отменить, что в отличие от процедур банкротства других организаций, к процедурам банкротства кредитных организаций имеет непосредственное отношение Центральный Банк РФ, который играет в этих правоотношениях достаточно большую роль, начиная от проведения досудебных процедур по восстановлению платежеспособности кредитной организации, отзыва лицензии, и заканчивая непосредственной ликвидацией кредитной организации как юридического лица.

2.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкроства) кредитной организации

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитной организации регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» применяется лишь в той части, которая не урегулирована специальным законом.

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции.

Читайте так же:  Выходные пособия при сокращении

В соответствии со ст.2 Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» под несостоятельностью кредитных организаций понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, можно выделить следующие признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации:

ее неспособность удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения, или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ

При рассмотрении признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации важно отметить, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» вводит более расширенное понятие обязательных платежей. В частности, под ними понимается обязанность кредитной организации как налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по перечислению обязательных платежей со счетов своих клиентов в соответствующие бюджеты.

Еще одной особенностью несостоятельности (банкротства) кредитной организации является то, что заявление о признании несостоятельности кредитной организации может быть принято арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Отзыв лицензии производится ЦБ РФ либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов и уполномоченных органов.

Существует две группы оснований для отзыва лицензии у кредитной организации, в частности, к первой группе оснований относятся обстоятельства, при которых ЦБ РФ может отозвать лицензию у кредитной организации. Вторую группу оснований составляют основания, при которых ЦБ РФ обязан отозвать лицензию у кредитной организации. Все эти основания перечислены в ст.20 Закона «О банках и банковской деятельности»1 , причем перечень оснований для отзыва лицензии у кредитной организации является закрытым.

Таким образом, в российском законодательстве, к признанию несостоятельными кредитных организаций, применяется критерий неплатежеспособности. Однако ряд ученных полагает, что наряду с критерием неплатежеспособности следует применять принцип неоплатности при признании кредитных организаций несостоятельными. Суть принципа неоплатности заключается в том, что несостоятельной можно признать кредитную организацию не только в том случае, если она не рассчитывается со своими долгами, но и соотношение активов и пассивов которой говорят о том, что данная кредитная организация в принципе не в состоянии погасить задолженность даже за счет стоимости своего имущества.

Нетрудно заметить, что законодатель установил более жесткие основания признания кредитной организации банкротом по сравнению с тем, как они определены в отношении иных категорий предприятий. Период просрочки исполнения обязательств сокращен с трех месяцев до 14 дней. Объяснение этогоследует искать в особенностях экономической деятельности кредитныхорганизаций. Удельный вес высоколиквидных активов в составе имущества кредитной организации значительно выше, чем в иных предприятиях. Поэтому для погашения долга кредитной организации 14 дней вполне достаточно, чтобы реализовать эти активы (если у кредитной организации отсутствует необходимое количество денежных средств).

Также следует отметить, что для признания кредитной организации несостоятельной, законодателем используется принцип неплатежеспособности, однако, это не говорит о том, что возможно массовое возбуждение дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, поскольку для обращения с подобным заявлением в арбитражный суд необходим такой факт, как отзыв у кредитной организации лицензии.

Еще одной актуальной проблемой при исследовании данной темы является определением самих причин, по которой кредитная организация в ходе своей деятельности приходит к несостоятельности (банкротству).

Исследуя данную проблему, зарубежные авторы выделяют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам ученые относят: изменение общеэкономической ситуации, утраты банком доверия общественности, массовые изъятия денежных средств из банков, обострение конкуренции и др.

К внутренним факторам относят: некомпетентность руководства банка, недостатки внутри банковской организации и системы контроля, слабый контроль за заемщиками, личная зависимость от заемщика.

Западные исследователи, проведя сравнительный анализ отдельных факторов банкротства, пришли к выводу, что почти в 80% случаев причины банкротства могут быть сведены к человеческому фактору, т.е. к неопытности, некомпетентности руководства.1

2.2 Меры по предупреждению банкротства кредитной организации

Причиной особого регулирования и применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации является то обстоятельство, что стабильность банковской системы в любой стране, обеспечивает более или менее здоровое развитие экономики этой страны. Поскольку в стабильности функционирования банковской системы заинтересованы и физические, и юридические лица, и государство в целом, то этим фактом и обусловлено наличие более широкого круга мер для предотвращения банкротства кредитных организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенностью Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является наличие в нем большого числа норм, посвященных досудебным процедурам, которые могут быть применены Центральным банком РФ в отношении проблемных кредитных организаций. Банк России наделен серьезными полномочиями в указанной сфере, поскольку на этапе досудебных процедур в деятельность проблемной кредитной организации может вмешиваться только Банк России. Ни арбитражный суд, ни какой-либо иной орган, ни кредиторы кредитной организации не имеют такой возможности.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  2. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  3. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
  4. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.
  5. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
О банкротстве кредитых организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here