Содержание
- 1 Общественные работы от центра занятости
- 2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями и дополнениями)
- 3 Организация оплачиваемых общественных работ
- 4 Общественные работы: заключение договора, оплата труда
- 5 4.10.3. Организация служб занятости населения
Общественные работы от центра занятости
Организация оплачиваемых общественных работ
Организация оплачиваемых общественных работ
Подобщественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребности граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан в работе и заработке.
Общественные работы призваны обеспечивать:
- осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Участники работ
Получателями государственной услуги являются:
- ищущие работу,
- безработные граждане.
Преимущественным правом на участие в общественных работах обладают безработные граждане:
- не получающие пособия по безработице;
- состоящие на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.
Основные виды работ
Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:
- строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
- строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- уход за престарелыми, инвалидами и больными;обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
- организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
- и другим направлениям трудовой деятельности.
Порядок организации работ
В организации и проведении временных работ участвуют Центр занятости населения и работодатели путем заключения соответствующих договоров.
Организация оплачиваемых общественных работ
Работодатель определяет виды, объемы и сроки выполнения работ, предоставляет соответствующие рабочие места и заключает с работниками, направленными Центром для участия во временных работах, срочные трудовые договоры в соответствии с требованиями законодательства о труде и социальном страховании.
В срочном трудовом договоре между гражданином и работодателем определяются права и обязанности сторон, виды и объемы работ, условия труда, рабочее время, выходные дни, оплата труда и дополнительные льготы, предоставление необходимого оборудования.
Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении на трудовую пенсию.
Финансирование и оплата труда
При участии в общественных работах безработные граждане получают:
- заработную плату, установленную и выплачиваемую работодателем за фактически отработанное время (выполненную работу). Оплата труда безработным гражданам, производится работодателем в соответствии с действующим законодательством. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
- материальную поддержку, за счет средств областного бюджета (не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице) в случаях, предусмотренных законодательством, путем перечисления через кредитные организации на лицевые счета, указанные в заявлениях безработных граждан, направленных Центром для временного трудоустройства. Расчет материальной поддержки безработным гражданам производится за календарные дни (за любой период (день, неделя) участия в общественных работах, в том числе за период временной нетрудоспособности, наступившей в период участия в работах.
Общественные работы, Могут с биржи на них принудительно направлять?
Организация общественных работ
1. Органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ; в ред. Федерального от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ)
2. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
(п. 2 в ред. Федерального от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
5. Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
6. Положение об организации общественных работ утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875
«Об утверждении Положения об организации общественных работ»
С изменениями и дополнениями от:
12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г., 11 января 2007 г., 25 марта 2013 г., 4 августа 2015 г.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст.565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1915) Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации общественных работ.
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего Положения.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разработать региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ и формирование на их базе системы организации временных рабочих мест.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 г. N 314 «Об организации общественных работ».
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты по вопросам организации общественных работ в соответствие с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
В исполнение пункта 4 настоящего постановления принято постановление Минтруда РФ от 19 сентября 1997 г. N 47
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 769 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
об организации общественных работ
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875)
С изменениями и дополнениями от:
12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г., 11 января 2007 г., 4 августа 2015 г.
1. Настоящее Положение определяет порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан.
2. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции
3. Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.
См. Рекомендуемый примерный перечень основных видов общественных работ в системе рыбного хозяйства, разработанный в соответствии с Соглашением между Минтрудом России и Госкомрыболовством России от 21 ноября 2000 г. N 314-АП/4С (письмо Госкомрыболовства России от 3 декабря 2000 г. N 02-52/3126)
Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
4. Общественные работы проводятся в организациях по договорам.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения
5. Общественные работы призваны обеспечивать:
осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
6. Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
другим направлениям трудовой деятельности.
7. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Порядок организации общественных работ
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.
В случаях массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.
9. Для подготовки предложений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:
анализируют состояние рынка труда, количество и состав незанятого населения и безработных граждан;
выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;
осуществляют сбор информации о возможности проведения в организациях региона общественных работ;
рассматривают вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями, а также условия организации и проведения общественных работ.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения
10. Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
В договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ.
Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
В договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
11. На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ.
Направление граждан на общественные работы
12. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.
Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.
13. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.
Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 790 в пункт 14 внесены изменения
14. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.
15. Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;
обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.
16. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 в пункт 17 настоящего Положения внесены изменения
17. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в общественных работах граждан, указанных в пункте 15 настоящего Положения).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В указанный период безработным гражданам может оказываться материальная поддержка.
18. Основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Организация оплачиваемых общественных работ
Одно из важнейших направлений в деятельности службы занятости населения по содействию в трудоустройстве безработных и незанятых – предоставление государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ.
Общественные работы – это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Получатели государственной услуги:
Государственная услуга предоставляется центрами занятости населения следующим категориям граждан:
зарегистрированным в целях поиска подходящей работы;
признанным в установленном порядке безработными.
Преимущественное право на участие в общественных работах предоставляется безработным гражданам:
- не получающим пособия по безработице;
- состоящим на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.
Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги
Документами, необходимыми для получения гражданами, ищущими работу, государственной услуги впервые, являются:
- заявление (скачать) о предоставлении государственной услуги или предложение о предоставлении государственной услуги
- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
- индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Перечень документов, необходимыми для получения гражданами, ищущими работу, государственной услуги повторно:
- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
- индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).
Результат предоставления государственной услуги:
Результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину направления для участия в общественных работах.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ является :
- снятие гражданина с учета, кроме граждан совмещающих участие в общественных работах с получением профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, а впервые ищущими работу – с получением профессионального образования, профессионального обучения.
- в случае отказа гражданина от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги, она может быть предоставлена на основании заявления, представленного гражданином в центр занятости населения после отказа.
Организация общественных работ — важный элемент активной политики занятости на рынке труда.
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки безработных граждан.
Государство гарантирует безработным гражданам на время участия в общественных работах:
- предоставление материальной поддержки в виде временного заработка,
- сохранение права на получение пособия по безработице, кроме граждан, для которых данные работы являются подходящими (п. 3. ст.4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»),
- распространение норм законодательства РФ о труде и социальном страховании.
Общественные работы организуются на предприятиях, в учреждениях и других организациях региона независимо от форм собственности.
Выполнение общественных работ не требует специальной профессиональной подготовки.
Общественные работы доступны любому трудоспособному человеку. Главная их особенность – временный характер и простота выполнения, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
Трудоустроиться на общественные работы можно различным профессиям, таким, например, как — дворник, уборщик территорий, производственных и служебных помещений, подсобный рабочий, швея, слесарь, кухонный рабочий, санитарка, фасовщик, курьер, штукатур и т.д.
Многолетними активными партнерами Центра занятости населения являются десятки организаций и предприятий города и района
На предприятиях, в организациях часто возникает потребность в дополнительной рабочей силе для выполнения сезонных временных работ: это благоустройство территорий, озеленение, дорожные работы, в строительных организациях – подсобные, ремонтные работы, связанные с увеличением объемов строительства, в сельском хозяйстве — выращивание и сбор урожая.
В условиях, когда работодателю необходимо быстро найти работников, он обращается центр занятости населения и заключает договор на проведение общественных работ на срок от 2-х недель до 2-х месяцев.
Работодатель выплачивает безработному, трудоустроенному на общественные работы, заработную плату не ниже минимальной;
Кроме заработной платы безработные граждане – участники общественных работ – получают материальную поддержку от центра занятости в размере от 1105 до 2200 рублей ежемесячно. Граждане, для которых общественных работы не являются подходящими, сохраняют право на получение пособия по безработице.
Сотрудничество в организации общественных работ выгодно для всех участников:
для работодателей – дополнительная рабочая сила для выполнения сезонных и временных работ, таких как благоустройство территорий, озеленение, уборка снега, подсобные, ремонтные, архивные работы;
для граждан, трудоустроенных на общественные работы, — гарантированная заработная плата не ниже минимальной и материальная поддержка за счет Центр занятости.
Кроме того, безработные граждане, для которых общественные работы не являются подходящими, продолжают состоять на учете в Центре занятости и имеют право на получение пособия.
Государственная услуга предоставляется бесплатно
Граждане, имеют право на неоднократное получение государственной услуги
Общественные работы: заключение договора, оплата труда
«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 28, 2000
Общественные работы в странах рыночной экономики — явление распространенное и на протяжении длительного времени используются в качестве меры по стабилизации занятости.
Российское законодательство о занятости в части организации общественных работ базируется на международных нормах. Вопросы организации общественных работ регулируются Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ), а также Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 (в ред. от 12.11.1999).
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения (далее — органы службы занятости), поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан.
Целями общественных работ являются:
удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;
временное трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также не имеющих опыта работы.
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Общедоступность общественных работ означает, что они могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.
В Положении приводится примерный перечень видов общественных работ, к которым, в частности, относятся:
строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально — культурного назначения, восстановление историко — архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
эксплуатация жилищно — коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно — курортных зон;
организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
проведение мероприятий общественно — культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).
Перечень не является исчерпывающим, поскольку общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности.
В последнее время все большее распространение получают общественные работы, организуемые для обслуживания социальной сферы: уход и оказание иных услуг инвалидам и престарелым гражданам, уход за детьми, деятельность по обслуживанию социальной сферы — детских учреждений, интернатов, больниц и т.п.
Однако даже если речь идет о подсобных, вспомогательных и неквалифицированных работах, не допускается организовывать общественные работы в случае необходимости срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, когда требуются специальная подготовка работников, а также их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.
Порядок организации общественных работ
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их объемы и виды. При этом они исходят из уровня развития социальной инфраструктуры конкретной территории, количества и состава незанятого населения.
Общественные работы проводятся в организациях независимо от организационно — правовой формы. При массовом высвобождении работников и росте безработицы могут разрабатываться и утверждаться региональные и территориальные (городские, районные) программы развития общественных работ.
В случае необходимости организации общественных работ между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями заключаются договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В договорах определяются права и обязанности сторон, производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест, численность участников, место проведения, характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в договорах могут быть предусмотрены специальные условия.
Значительная роль в организации общественных работ отводится органам службы занятости, на которые возлагаются обязанности по информированию граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, о видах организуемых работ, порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, предоставляемых льготах, а также по направлению граждан на общественные работы.
Направление граждан на общественные работы
Направлению на общественные работы предшествует регистрация граждан в органах службы занятости. Для участия в общественных работах не требуется наличия статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости.
Безработные граждане имеют преимущественное право при направлении на общественные работы, причем в первую очередь направления получают безработные, не получающие пособие, а также безработные, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.
Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
Заключение договора
С лицами, желающими принять участие в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. Срок трудового договора не должен превышать 5 лет и может быть расторгнут гражданином по собственной инициативе досрочно при устройстве на постоянную или другую временную работу.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Это значит, что граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, отпуск, обеспечение пособиями по беременности и родами, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
Условия оплаты, льготы и гарантии
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В целях стимулирования безработных граждан для участия в общественных работах законодательством предусмотрено сохранение за ними права на получение пособия по безработице в период участия в общественных работах. Основаниями для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах являются уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем, о фактически отработанном времени. Таким образом, безработные граждане, участвующие в общественных работах, практически получают двойную оплату. Однако если к моменту направления на общественные работы выплата пособия безработному была приостановлена на определенный срок, пособие по безработице за период участия в общественных работах ему не выплачивается до момента возобновления.
Для большинства безработных граждан общественные работы не являются подходящей работой, и они могут отказаться от предложения органов службы занятости принять в них участие. Однако для определенных категорий безработных граждан общественные работы являются подходящей работой, и в случае отказа от предложения органов службы занятости принять в них участие граждане могут потерять право на пособие по безработице, а в отдельных случаях им может быть отказано в регистрации их в качестве безработных. К таким категориям относятся граждане:
впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы:
состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;
обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.
В случае участия в общественных работах эти граждане снимаются с учета в качестве безработных и пособие по безработице им не выплачивается.
Финансирование общественных работ
Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. Однако учитывая финансовые трудности многих организаций, для проведения общественных работ, как правило, привлекаются средства Фонда занятости и средства субъектов Российской Федерации. Средства Фонда занятости на заработную плату перечисляются на расчетный счет работодателей.
В договорах может быть предусмотрено смешанное финансирование.
4.10.3. Организация служб занятости населения
Службы занятости стали активно создаваться в 20-е годы ХХ столетия после организации в 1919 г. Международной организации труда (МОТ) и принятия Конвенции №2 о безработице, где был поставлен вопрос о системе бесплатных государственных бюро по занятости. В 1948 г. в МОТ специально рассматривался вопрос об организации и финансировании государственных служб занятости, основной обязанностью которых является организация рынка труда для достижения и поддержания занятости. Службы содействия занятости в разных странах организованы с учетом исторического и национального развития, влияния научно-технического прогресса, сложившейся системы социально-трудовых отношений.
В России в 1991 г. на базе прежней системы по трудоустройству населения была создана Федеральная государственная служба занятости населения.Ее структура, функции и механизм аккумуляции финансовых средств для оказания помощи в трудоустройстве, поддержки безработных и функционирования всей системы имеют свои особенности, которые связаны с формированием и реализацией политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике и становления рыночной инфраструктуры, а также специфики административно-территориального деления России и структуры управления.
В своей деятельности служба занятости опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», КЗОТ и ряд других законов и положений, регулирующих социально-трудовые отношения.
Федеральная государственная служба занятости населения как организационно-самостоятельная социальная служба просуществовала до августа 1996 года. С августа 1996 года ее работу возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий министерство имеет территориальные органы службы занятости — республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, автономные, а также центры занятости в Москве и Санкт-Петербурге, городах и районах, которые в совокупности охватывает три уровня управления – федеральный, региональный и местный.
Для выработки решений и организации согласованных действий на рынке труда на федеральном и местном уровнях создаются координационные комитеты, в состав которых входят представители профсоюзов, ассоциаций предпринимателей (работодателей), органов государственной власти, службы занятости и общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
В 1998 г. центров занятости в России насчитывалось около 3 тысяч, из них: центры занятости в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных округах составляли 3,5%, городские центры (бюро) занятости — 15,4%, районные центры — 73,7%, межрайонные — 7,4%. Численность специалистов в службе занятости превысила 35 тыс. человек. Специалисты, работающие на приеме граждан, финансисты и работники, занятые выплатой пособий по безработице, составляют ядро службы занятости. На их долю приходится более 30% общего числа занятых в службе работников. Более 50% работающих имеют высшее образование, из них 27% — юридическое, 6% — экономическое.
В таких городах, как Москва, Калуга, Тольятти, Энгельс, при поддержке зарубежных специалистов созданы модельные центры занятости,на базе которых проводится повышение квалификации работников служб занятости России, отработка новых технологий сбора, обработки и передачи информации и оказания услуг населению и работодателям 1 .
В Законе РФ «О занятости населения» определены права граждан и основные гарантии в области занятости (право на трудоустройство, профподготовку, получение информации, гарантии бесплатного содействия в подборе работы, бесплатного обучения новой профессии, получения пособия по безработице и др.), а также обязанности (функции) служб занятости по регулированию и организации содействия занятости.
К основным функциям служб занятости относятся:
— анализ и прогноз рынка труда, информация о его состоянии;
— учет свободных рабочих мест (вакансий);
— регистрация и учет незанятого населения, включая безработных;
— оказание помощи населению в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе, необходимых работников;
— назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной помощи безработным;
— организация при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных;
— организация общественных работ для безработных и незанятых;
— разработка и реализация федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости;
— консультация населения и работодателей по вопросам труда, занятости, состояния рынка труда.
Перечисленные функции являются основными, базовыми для всех уровней системы служб занятости. В настоящее время правительством России на службу занятости возложены дополнительные функции: участие в профессиональной реабилитации инвалидов и профессиональной адаптации военнослужащих и возвращение их к труду в различных отраслях экономики; содействие развитию малого бизнеса; трудоустройство подростков; организация профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников; участие в реорганизации предприятий путем содействия профессиональной подготовке и переподготовке их кадров; участие в решении различных региональных проблем рынка труда.
Вся деятельность службы занятости проходит на основе специально разрабатываемой на короткий срок (1-2 года) Федеральной программы содействия занятости населения,основными целями которой являются создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, возвращение их к активному труду через повышение эффективности работы служб занятости с населением и работодателями, развитие системы обучения кадров; смягчение последствий долговременной безработицы путем организации целевой материальной поддержки потерявшим работу, а также оказание социально-психологической помощи обратившимся в службу занятости.
Подбор подходящей работыявляется важнейшей функцией служб занятости.Подходящей работой считается такая, которая удовлетворяет ряду требований, таких как: профессиональная пригодность работника с учетом его профессиональной подготовки и состояния здоровья; транспортная доступность работы; соответствие условий труда правилам и нормам охраны труда; оплата труда не ниже среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше среднего уровня заработной платы, сложившегося в регионе, где проживает гражданин.За 1998 г. центрами занятости трудоустроено свыше 2,6 млн. человек (в 1,4 раза больше чем в 1997 г.).
Другим важным направлением в деятельности служб занятости являетсяпрофориентация и профессиональное обучение безработных и незанятых.В течение 1998 г. по направлениюслужб занятости было подготовлено и переподготовлено 305 тыс. человек. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения осуществляется более чем по 800 профессиям и специальностям.
Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе-еще одно важнейшее направление деятельности служб занятости. В рамках общей концепции развития малого и среднего бизнеса центры занятости проводят консультирование, подготовку ипереподготовку, оказывают финансовую помощь обратившимся по вопросам самозанятости.
В практике регулирования рынка труда во многих странах применяются общественные работы для безработных как средство смягчения социальной напряженности при высокой безработице, которые известны со времен Великой депрессии 1929-1933 гг. в США.
Общественные работы — это временные, оплачиваемые работы, предоставляемые службой занятости безработным и незанятым.
В России общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства лишившихся работы, особенно при массовой безработице. Среди всех основных видов общественных работ наиболее целесообразны для условий России: строительство дорог, ремонт и строительство объектов образования и здравоохранения, муниципального жилья, работа в сфере социальных услуг. Однако в настоящее время общественные работы не популярны среди безработных из-за низкой их оплаты и ограниченного круга предлагаемых работ, а у работодателей -из-за отсутствия средств на их проведение и невысокой их эффективности. Наибольшим спросом из предлагаемых работ пользуются сельскохозяйственные работы (28%), счетчики по микропереписи населения (12%), любые сравнительно хорошо оплачиваемые работы (16%) и др. В 1998 г. на общественных работах было занято свыше 359 тыс. человек, что почти в 1,4 раза больше чем в 1997 г.
В настоящее время среди приоритетных направлений совершенствования государственной службы занятости важное место занимает разработка и внедрение Автоматизированной системы государственной службы занятости населения России (АИС «Занятость»), которая позволит существенно улучшить качество обслуживания населения за счет сокращения периода поиска подходящей работы, повышения информированности граждан и работодателей об их правах и возможностях служб занятости, а также значительно расширить прием и передачу информации от всех 89 региональных центров занятости в результате введения новых каналов связи.
Программа АИС «Занятость» базируется на автоматизированных городских и районных центрах занятости населения. Такие центры в настоящее время созданы в 60 регионах России и насчитывают более 3,5 тыс. автоматизированных рабочих мест, которые позволяют выполнять все услуги — регистрацию, трудоустройство, назначение и выплату пособий, профконсультацию и подбор места переподготовки и другие в более короткие сроки.
Федеральная государственная служба занятости России финансируется за счет средств Фонда занятости, который представляет собой государственный финансовый фонд.Фонд занятости состоит из двух частей: федеральной и региональной (которая включает областной и местный уровни), пропорции между которыми устанавливают органы верховной власти. В 1999 г. на федеральную часть Фонда занятости приходилось 20 % имеющихся средств, а на региональную — 80 %.
Фонд занятости пополняется за счет нескольких основных источников:обязательных отчислений предприятий всех форм собственности; средств бюджета соответствующего уровня; обязательных страховых взносов с заработков работающих 1 . Дополнительными источниками могут быть добровольные взносы предприятий, общественных организаций, граждан и др.
Формирование каждой части фонда — федеральной и региональной — имеет свои особенности. Поступление средств начинается с Фонда местного уровня (город и район). Этот фонд помимо названных выше основных источников финансовых средств имеет ряд дополнительных — поступления в виде субсидий, субвенций и дотаций из вышестоящих (по уровню) фондов занятости (областного и федерального). Кроме того, местный фонд пополняется за счет доходов от размещения средств на депозитных счетах в банках и приобретения государственных ценных бумаг, а также доходов от кредитных вложений непосредственно работодателям на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест и др.
Фонд занятости на федеральном и областном (краевом и т.п.) уровнях формируется за счет отчислений фондов занятости нижестоящего уровня из той части, которая образовалась в результате страховых взносов работодателей и работающих граждан (для Фонда занятости областного, краевого и т.п. уровня с учетом перечисления части средств в федеральную часть фонда) 2 .
Размеры обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также размеры ассигнований из бюджетов различных уровней не являются постоянными, они меняютсяпо меренеобходимости органами верховной власти в зависимости от масштабов и сложности решаемых проблем на региональном и федеральном уровнях. Так, первоначально страховые взносы предприятий всех форм собственности в Фонд занятости составляли 1% от фонда заработной платы работников, а в настоящее время — 1,5%.
Средства Фонда занятости идут на различные мероприятия службы занятости в соответствии с выполняемыми ею функциями.
Происходит постепенная переориентация в их использовании с расходов, связанных с созданием служб занятости, укомплектованием кадрами и техническим оснащением, на финансирование мероприятий политики содействия занятости. Так, в 1998 г. более 70% всех расходов Фонда занятости направлялось на: пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий; развитие системы профориентации и переобучения; общественные работы; сохранение и создание дополнительных рабочих мест для неконкурентоспособных групп населения; самозанятость и частное предпринимательство; компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках и т.п.
Наряду с государственной службой занятости сложились и активно действуют на рынке труда в России негосударственные организации и фирмы, оказывающие посреднические услуги населению в трудоустройстве, работодателям в подборе кадров на коммерческой основе или за счет своих учредителей-организаций, заинтересованных в функционировании данной конкретной службы.Многие из них специализируются на работе либо с молодежью, женщинами, инвалидами, военнослужащими, отдельными профессиональными группами, либо с теми, кто желает получить работу за границей, в частном секторе, на совместных предприятиях, постоянную, временную или работу по совместительству и т.п. Одни из них занимаются посреднической деятельностью по трудоустройству населения в качестве основной, другие — наряду с основной деятельностью. Среди негосударственных служб содействия занятости хорошо известны такие организации, как «Триза», «Рекрут», «Биржа труда для инвалидов», «Молодежная биржа труда» и др.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Негосударственные службы содействия занятости населения официально действуют с разрешения местных органов исполнительной власти, которые выдают лицензии на право заниматься такого рода коммерческой деятельностью, и под контролем государственной службы занятости.
Источники
Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.- Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
- Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
Доброго дня! Меня зовут Максим Майер. Я 16 лет работаю юристом. За время своей трудовой деятельности я узнал много разных решений юридических проблем. Хочу помочь всем посетителям сайта разобраться со множеством различных юридических нюансах. Чтобы каждый посетитель мог узнать свои права в области юриспруденции.
Информацию для данного сайта писали грамотные специалисты. Все данные при написании статей тщательно проверялись на достоверных источниках. Все материалы выложены в полном объеме. Перед применением данных найденных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.
