Общественные работы от центра занятости что это такое

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Общественные работы от центра занятости что это такое" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Общественные работы от центра занятости

Организация оплачиваемых общественных работ

Организация оплачиваемых общественных работ

Подобщественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребности граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан в работе и заработке.

Общественные работы призваны обеспечивать:

  • осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
  • сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Участники работ

Получателями государственной услуги являются:

  • ищущие работу,
  • безработные граждане.

Преимущественным правом на участие в общественных работах обладают безработные граждане:

  • не получающие пособия по безработице;
  • состоящие на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.

Основные виды работ

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • уход за престарелыми, инвалидами и больными;обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
  • и другим направлениям трудовой деятельности.

Порядок организации работ

В организации и проведении временных работ участвуют Центр занятости населения и работодатели путем заключения соответствующих договоров.

Организация оплачиваемых общественных работ

Работодатель определяет виды, объемы и сроки выполнения работ, предоставляет соответствующие рабочие места и заключает с работниками, направленными Центром для участия во временных работах, срочные трудовые договоры в соответствии с требованиями законодательства о труде и социальном страховании.

В срочном трудовом договоре между гражданином и работодателем определяются права и обязанности сторон, виды и объемы работ, условия труда, рабочее время, выходные дни, оплата труда и дополнительные льготы, предоставление необходимого оборудования.

Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении на трудовую пенсию.

Финансирование и оплата труда

При участии в общественных работах безработные граждане получают:

  • заработную плату, установленную и выплачиваемую работодателем за фактически отработанное время (выполненную работу). Оплата труда безработным гражданам, производится работодателем в соответствии с действующим законодательством. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
  • материальную поддержку, за счет средств областного бюджета (не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице) в случаях, предусмотренных законодательством, путем перечисления через кредитные организации на лицевые счета, указанные в заявлениях безработных граждан, направленных Центром для временного трудоустройства. Расчет материальной поддержки безработным гражданам производится за календарные дни (за любой период (день, неделя) участия в общественных работах, в том числе за период временной нетрудоспособности, наступившей в период участия в работах.

[3]

Общественные работы, Могут с биржи на них принудительно направлять?

Организация общественных работ

1. Органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ; в ред. Федерального от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

2. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

(п. 2 в ред. Федерального от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

5. Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

6. Положение об организации общественных работ утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875
«Об утверждении Положения об организации общественных работ»

С изменениями и дополнениями от:

12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г., 11 января 2007 г., 25 марта 2013 г., 4 августа 2015 г.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст.565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1915) Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации общественных работ.

Читайте так же:  Как получить автокредит в примсоцбанке

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего Положения.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разработать региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ и формирование на их базе системы организации временных рабочих мест.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 г. N 314 «Об организации общественных работ».

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты по вопросам организации общественных работ в соответствие с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

В исполнение пункта 4 настоящего постановления принято постановление Минтруда РФ от 19 сентября 1997 г. N 47

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 769 в настоящее Положение внесены изменения

Положение
об организации общественных работ
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875)

С изменениями и дополнениями от:

12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г., 11 января 2007 г., 4 августа 2015 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан.

2. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции

3. Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.

См. Рекомендуемый примерный перечень основных видов общественных работ в системе рыбного хозяйства, разработанный в соответствии с Соглашением между Минтрудом России и Госкомрыболовством России от 21 ноября 2000 г. N 314-АП/4С (письмо Госкомрыболовства России от 3 декабря 2000 г. N 02-52/3126)

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

4. Общественные работы проводятся в организациях по договорам.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения

5. Общественные работы призваны обеспечивать:

осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

6. Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

[2]

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

другим направлениям трудовой деятельности.

7. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Порядок организации общественных работ

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.

В случаях массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.

9. Для подготовки предложений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:

анализируют состояние рынка труда, количество и состав незанятого населения и безработных граждан;

выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;

осуществляют сбор информации о возможности проведения в организациях региона общественных работ;

рассматривают вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями, а также условия организации и проведения общественных работ.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения

10. Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

В договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ.

Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.

В договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

11. На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ.

Направление граждан на общественные работы

12. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.

Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.

13. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.

Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 790 в пункт 14 внесены изменения

14. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.

Читайте так же:  После известной всем сегодня девальвации 1998-го года в российской кредитной системе произошли измен

15. Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:

впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);

отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;

обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

16. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 4 в пункт 17 настоящего Положения внесены изменения

17. В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в общественных работах граждан, указанных в пункте 15 настоящего Положения).

Видео (кликните для воспроизведения).

В указанный период безработным гражданам может оказываться материальная поддержка.

18. Основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Организация оплачиваемых общественных работ

Одно из важнейших направлений в деятельности службы занятости населения по содействию в трудоустройстве безработных и незанятых – предоставление государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ.

Общественные работы – это трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Получатели государственной услуги:

Государственная услуга предоставляется центрами занятости населения следующим категориям граждан:

зарегистрированным в целях поиска подходящей работы;

признанным в установленном порядке безработными.

Преимущественное право на участие в общественных работах предоставляется безработным гражданам:

  • не получающим пособия по безработице;
  • состоящим на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги

Документами, необходимыми для получения гражданами, ищущими работу, государственной услуги впервые, являются:

  • заявление (скачать) о предоставлении государственной услуги или предложение о предоставлении государственной услуги
  • паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
  • индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Перечень документов, необходимыми для получения гражданами, ищущими работу, государственной услуги повторно:

  • паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
  • индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Результат предоставления государственной услуги:

Результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину направления для участия в общественных работах.

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ является :

[1]

  • снятие гражданина с учета, кроме граждан совмещающих участие в общественных работах с получением профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, а впервые ищущими работу – с получением профессионального образования, профессионального обучения.
  • в случае отказа гражданина от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги, она может быть предоставлена на основании заявления, представленного гражданином в центр занятости населения после отказа.

Организация общественных работ — важный элемент активной политики занятости на рынке труда.

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки безработных граждан.

Государство гарантирует безработным гражданам на время участия в общественных работах:

  • предоставление материальной поддержки в виде временного заработка,
  • сохранение права на получение пособия по безработице, кроме граждан, для которых данные работы являются подходящими (п. 3. ст.4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»),
  • распространение норм законодательства РФ о труде и социальном страховании.

Общественные работы организуются на предприятиях, в учреждениях и других организациях региона независимо от форм собственности.

Выполнение общественных работ не требует специальной профессиональной подготовки.

Общественные работы доступны любому трудоспособному человеку. Главная их особенность – временный характер и простота выполнения, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Трудоустроиться на общественные работы можно различным профессиям, таким, например, как — дворник, уборщик территорий, производственных и служебных помещений, подсобный рабочий, швея, слесарь, кухонный рабочий, санитарка, фасовщик, курьер, штукатур и т.д.

Многолетними активными партнерами Центра занятости населения являются десятки организаций и предприятий города и района

На предприятиях, в организациях часто возникает потребность в дополнительной рабочей силе для выполнения сезонных временных работ: это благоустройство территорий, озеленение, дорожные работы, в строительных организациях – подсобные, ремонтные работы, связанные с увеличением объемов строительства, в сельском хозяйстве — выращивание и сбор урожая.

В условиях, когда работодателю необходимо быстро найти работников, он обращается центр занятости населения и заключает договор на проведение общественных работ на срок от 2-х недель до 2-х месяцев.

Работодатель выплачивает безработному, трудоустроенному на общественные работы, заработную плату не ниже минимальной;

Кроме заработной платы безработные граждане – участники общественных работ – получают материальную поддержку от центра занятости в размере от 1105 до 2200 рублей ежемесячно. Граждане, для которых общественных работы не являются подходящими, сохраняют право на получение пособия по безработице.

Сотрудничество в организации общественных работ выгодно для всех участников:

для работодателей – дополнительная рабочая сила для выполнения сезонных и временных работ, таких как благоустройство территорий, озеленение, уборка снега, подсобные, ремонтные, архивные работы;

для граждан, трудоустроенных на общественные работы, — гарантированная заработная плата не ниже минимальной и материальная поддержка за счет Центр занятости.

Кроме того, безработные граждане, для которых общественные работы не являются подходящими, продолжают состоять на учете в Центре занятости и имеют право на получение пособия.

Государственная услуга предоставляется бесплатно

Граждане, имеют право на неоднократное получение государственной услуги

Общественные работы: заключение договора, оплата труда

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 28, 2000

Читайте так же:  В какой банк обратиться по «военной ипотеке»– советы по выбору банка

Общественные работы в странах рыночной экономики — явление распространенное и на протяжении длительного времени используются в качестве меры по стабилизации занятости.

Российское законодательство о занятости в части организации общественных работ базируется на международных нормах. Вопросы организации общественных работ регулируются Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ), а также Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 (в ред. от 12.11.1999).

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Непосредственное участие в этом принимают территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения (далее — органы службы занятости), поскольку общественные работы организуются в первую очередь для временной занятости безработных граждан.

Целями общественных работ являются:

удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;

временное трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также не имеющих опыта работы.

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общедоступность общественных работ означает, что они могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.

В Положении приводится примерный перечень видов общественных работ, к которым, в частности, относятся:

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально — культурного назначения, восстановление историко — архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно — коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно — курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно — культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.).

Перечень не является исчерпывающим, поскольку общественные работы могут быть организованы в других доступных видах трудовой деятельности.

В последнее время все большее распространение получают общественные работы, организуемые для обслуживания социальной сферы: уход и оказание иных услуг инвалидам и престарелым гражданам, уход за детьми, деятельность по обслуживанию социальной сферы — детских учреждений, интернатов, больниц и т.п.

Однако даже если речь идет о подсобных, вспомогательных и неквалифицированных работах, не допускается организовывать общественные работы в случае необходимости срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, когда требуются специальная подготовка работников, а также их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Порядок организации общественных работ

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их объемы и виды. При этом они исходят из уровня развития социальной инфраструктуры конкретной территории, количества и состава незанятого населения.

Общественные работы проводятся в организациях независимо от организационно — правовой формы. При массовом высвобождении работников и росте безработицы могут разрабатываться и утверждаться региональные и территориальные (городские, районные) программы развития общественных работ.

В случае необходимости организации общественных работ между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями заключаются договоры о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В договорах определяются права и обязанности сторон, производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест, численность участников, место проведения, характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.

Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в договорах могут быть предусмотрены специальные условия.

Значительная роль в организации общественных работ отводится органам службы занятости, на которые возлагаются обязанности по информированию граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, о видах организуемых работ, порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, предоставляемых льготах, а также по направлению граждан на общественные работы.

Направление граждан на общественные работы

Направлению на общественные работы предшествует регистрация граждан в органах службы занятости. Для участия в общественных работах не требуется наличия статуса безработного, однако регистрация в органах службы занятости в качестве ищущего работу обязательна, поскольку направляют граждан на общественные работы именно органы службы занятости.

Безработные граждане имеют преимущественное право при направлении на общественные работы, причем в первую очередь направления получают безработные, не получающие пособие, а также безработные, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.

Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. При этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Заключение договора

С лицами, желающими принять участие в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. Срок трудового договора не должен превышать 5 лет и может быть расторгнут гражданином по собственной инициативе досрочно при устройстве на постоянную или другую временную работу.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Это значит, что граждане, участвующие в общественных работах, имеют право на оплату периода временной нетрудоспособности, отпуск, обеспечение пособиями по беременности и родами, охрану труда, соответствующие льготы и гарантии, установленные законодательством о труде и социальном страховании.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

Условия оплаты, льготы и гарантии

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В целях стимулирования безработных граждан для участия в общественных работах законодательством предусмотрено сохранение за ними права на получение пособия по безработице в период участия в общественных работах. Основаниями для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах являются уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем, о фактически отработанном времени. Таким образом, безработные граждане, участвующие в общественных работах, практически получают двойную оплату. Однако если к моменту направления на общественные работы выплата пособия безработному была приостановлена на определенный срок, пособие по безработице за период участия в общественных работах ему не выплачивается до момента возобновления.

Для большинства безработных граждан общественные работы не являются подходящей работой, и они могут отказаться от предложения органов службы занятости принять в них участие. Однако для определенных категорий безработных граждан общественные работы являются подходящей работой, и в случае отказа от предложения органов службы занятости принять в них участие граждане могут потерять право на пособие по безработице, а в отдельных случаях им может быть отказано в регистрации их в качестве безработных. К таким категориям относятся граждане:

Читайте так же:  Средняя зарплата в польше

впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);

отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы:

состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;

обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

В случае участия в общественных работах эти граждане снимаются с учета в качестве безработных и пособие по безработице им не выплачивается.

Финансирование общественных работ

Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы. Однако учитывая финансовые трудности многих организаций, для проведения общественных работ, как правило, привлекаются средства Фонда занятости и средства субъектов Российской Федерации. Средства Фонда занятости на заработную плату перечисляются на расчетный счет работодателей.

В договорах может быть предусмотрено смешанное финансирование.

4.10.3. Организация служб занятости населения

Службы занятости стали активно создаваться в 20-е годы ХХ столетия после организации в 1919 г. Международной организации труда (МОТ) и принятия Конвенции №2 о безработице, где был поставлен вопрос о системе бесплатных государственных бюро по занятости. В 1948 г. в МОТ специально рассматривался вопрос об организации и финансировании государственных служб занятости, основной обязанностью которых является организация рынка труда для достижения и поддержания занятости. Службы содействия занятости в разных странах организованы с учетом исторического и национального развития, влияния научно-технического прогресса, сложившейся системы социально-трудовых отношений.

В России в 1991 г. на базе прежней системы по трудоустройству населения была создана Федеральная государственная служба занятости населения.Ее структура, функции и механизм аккумуляции финансовых средств для оказания помощи в трудоустройстве, поддержки безработных и функционирования всей системы имеют свои особенности, которые связаны с формированием и реализацией политики занятости в условиях перехода к рыночной экономике и становления рыночной инфраструктуры, а также специфики административно-территориального деления России и структуры управления.

В своей деятельности служба занятости опирается на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», КЗОТ и ряд других законов и положений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Федеральная государственная служба занятости населения как организационно-самостоятельная социальная служба просуществовала до августа 1996 года. С августа 1996 года ее работу возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий министерство имеет территориальные органы службы занятости — республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, автономные, а также центры занятости в Москве и Санкт-Петербурге, городах и районах, которые в совокупности охватывает три уровня управления – федеральный, региональный и местный.

Для выработки решений и организации согласованных действий на рынке труда на федеральном и местном уровнях создаются координационные комитеты, в состав которых входят представители профсоюзов, ассоциаций предпринимателей (работодателей), органов государственной власти, службы занятости и общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В 1998 г. центров занятости в России насчитывалось около 3 тысяч, из них: центры занятости в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных округах составляли 3,5%, городские центры (бюро) занятости — 15,4%, районные центры — 73,7%, межрайонные — 7,4%. Численность специалистов в службе занятости превысила 35 тыс. человек. Специалисты, работающие на приеме граждан, финансисты и работники, занятые выплатой пособий по безработице, составляют ядро службы занятости. На их долю приходится более 30% общего числа занятых в службе работников. Более 50% работающих имеют высшее образование, из них 27% — юридическое, 6% — экономическое.

В таких городах, как Москва, Калуга, Тольятти, Энгельс, при поддержке зарубежных специалистов созданы модельные центры занятости,на базе которых проводится повышение квалификации работников служб занятости России, отработка новых технологий сбора, обработки и передачи информации и оказания услуг населению и работодателям 1 .

В Законе РФ «О занятости населения» определены права граждан и основные гарантии в области занятости (право на трудоустройство, профподготовку, получение информации, гарантии бесплатного содействия в подборе работы, бесплатного обучения новой профессии, получения пособия по безработице и др.), а также обязанности (функции) служб занятости по регулированию и организации содействия занятости.

К основным функциям служб занятости относятся:

— анализ и прогноз рынка труда, информация о его состоянии;

— учет свободных рабочих мест (вакансий);

— регистрация и учет незанятого населения, включая безработных;

— оказание помощи населению в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе, необходимых работников;

— назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной помощи безработным;

— организация при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных;

— организация общественных работ для безработных и незанятых;

— разработка и реализация федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости;

— консультация населения и работодателей по вопросам труда, занятости, состояния рынка труда.

Перечисленные функции являются основными, базовыми для всех уровней системы служб занятости. В настоящее время правительством России на службу занятости возложены дополнительные функции: участие в профессиональной реабилитации инвалидов и профессиональной адаптации военнослужащих и возвращение их к труду в различных отраслях экономики; содействие развитию малого бизнеса; трудоустройство подростков; организация профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников; участие в реорганизации предприятий путем содействия профессиональной подготовке и переподготовке их кадров; участие в решении различных региональных проблем рынка труда.

Вся деятельность службы занятости проходит на основе специально разрабатываемой на короткий срок (1-2 года) Федеральной программы содействия занятости населения,основными целями которой являются создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, возвращение их к активному труду через повышение эффективности работы служб занятости с населением и работодателями, развитие системы обучения кадров; смягчение последствий долговременной безработицы путем организации целевой материальной поддержки потерявшим работу, а также оказание социально-психологической помощи обратившимся в службу занятости.

Подбор подходящей работыявляется важнейшей функцией служб занятости.Подходящей работой считается такая, которая удовлетворяет ряду требований, таких как: профессиональная пригодность работника с учетом его профессиональной подготовки и состояния здоровья; транспортная доступность работы; соответствие условий труда правилам и нормам охраны труда; оплата труда не ниже среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше среднего уровня заработной платы, сложившегося в регионе, где проживает гражданин.За 1998 г. центрами занятости трудоустроено свыше 2,6 млн. человек (в 1,4 раза больше чем в 1997 г.).

Другим важным направлением в деятельности служб занятости являетсяпрофориентация и профессиональное обучение безработных и незанятых.В течение 1998 г. по направлениюслужб занятости было подготовлено и переподготовлено 305 тыс. человек. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения осуществляется более чем по 800 профессиям и специальностям.

Читайте так же:  Гарантийное письмо о приеме на работу образец для удо

Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе-еще одно важнейшее направление деятельности служб занятости. В рамках общей концепции развития малого и среднего бизнеса центры занятости проводят консультирование, подготовку ипереподготовку, оказывают финансовую помощь обратившимся по вопросам самозанятости.

В практике регулирования рынка труда во многих странах применяются общественные работы для безработных как средство смягчения социальной напряженности при высокой безработице, которые известны со времен Великой депрессии 1929-1933 гг. в США.

Общественные работы — это временные, оплачиваемые работы, предоставляемые службой занятости безработным и незанятым.

В России общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства лишившихся работы, особенно при массовой безработице. Среди всех основных видов общественных работ наиболее целесообразны для условий России: строительство дорог, ремонт и строительство объектов образования и здравоохранения, муниципального жилья, работа в сфере социальных услуг. Однако в настоящее время общественные работы не популярны среди безработных из-за низкой их оплаты и ограниченного круга предлагаемых работ, а у работодателей -из-за отсутствия средств на их проведение и невысокой их эффективности. Наибольшим спросом из предлагаемых работ пользуются сельскохозяйственные работы (28%), счетчики по микропереписи населения (12%), любые сравнительно хорошо оплачиваемые работы (16%) и др. В 1998 г. на общественных работах было занято свыше 359 тыс. человек, что почти в 1,4 раза больше чем в 1997 г.

В настоящее время среди приоритетных направлений совершенствования государственной службы занятости важное место занимает разработка и внедрение Автоматизированной системы государственной службы занятости населения России (АИС «Занятость»), которая позволит существенно улучшить качество обслуживания населения за счет сокращения периода поиска подходящей работы, повышения информированности граждан и работодателей об их правах и возможностях служб занятости, а также значительно расширить прием и передачу информации от всех 89 региональных центров занятости в результате введения новых каналов связи.

Программа АИС «Занятость» базируется на автоматизированных городских и районных центрах занятости населения. Такие центры в настоящее время созданы в 60 регионах России и насчитывают более 3,5 тыс. автоматизированных рабочих мест, которые позволяют выполнять все услуги — регистрацию, трудоустройство, назначение и выплату пособий, профконсультацию и подбор места переподготовки и другие в более короткие сроки.

Федеральная государственная служба занятости России финансируется за счет средств Фонда занятости, который представляет собой государственный финансовый фонд.Фонд занятости состоит из двух частей: федеральной и региональной (которая включает областной и местный уровни), пропорции между которыми устанавливают органы верховной власти. В 1999 г. на федеральную часть Фонда занятости приходилось 20 % имеющихся средств, а на региональную — 80 %.

Фонд занятости пополняется за счет нескольких основных источников:обязательных отчислений предприятий всех форм собственности; средств бюджета соответствующего уровня; обязательных страховых взносов с заработков работающих 1 . Дополнительными источниками могут быть добровольные взносы предприятий, общественных организаций, граждан и др.

Формирование каждой части фонда — федеральной и региональной — имеет свои особенности. Поступление средств начинается с Фонда местного уровня (город и район). Этот фонд помимо названных выше основных источников финансовых средств имеет ряд дополнительных — поступления в виде субсидий, субвенций и дотаций из вышестоящих (по уровню) фондов занятости (областного и федерального). Кроме того, местный фонд пополняется за счет доходов от размещения средств на депозитных счетах в банках и приобретения государственных ценных бумаг, а также доходов от кредитных вложений непосредственно работодателям на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест и др.

Фонд занятости на федеральном и областном (краевом и т.п.) уровнях формируется за счет отчислений фондов занятости нижестоящего уровня из той части, которая образовалась в результате страховых взносов работодателей и работающих граждан (для Фонда занятости областного, краевого и т.п. уровня с учетом перечисления части средств в федеральную часть фонда) 2 .

Размеры обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также размеры ассигнований из бюджетов различных уровней не являются постоянными, они меняютсяпо меренеобходимости органами верховной власти в зависимости от масштабов и сложности решаемых проблем на региональном и федеральном уровнях. Так, первоначально страховые взносы предприятий всех форм собственности в Фонд занятости составляли 1% от фонда заработной платы работников, а в настоящее время — 1,5%.

Средства Фонда занятости идут на различные мероприятия службы занятости в соответствии с выполняемыми ею функциями.

Происходит постепенная переориентация в их использовании с расходов, связанных с созданием служб занятости, укомплектованием кадрами и техническим оснащением, на финансирование мероприятий политики содействия занятости. Так, в 1998 г. более 70% всех расходов Фонда занятости направлялось на: пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий; развитие системы профориентации и переобучения; общественные работы; сохранение и создание дополнительных рабочих мест для неконкурентоспособных групп населения; самозанятость и частное предпринимательство; компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках и т.п.

Наряду с государственной службой занятости сложились и активно действуют на рынке труда в России негосударственные организации и фирмы, оказывающие посреднические услуги населению в трудоустройстве, работодателям в подборе кадров на коммерческой основе или за счет своих учредителей-организаций, заинтересованных в функционировании данной конкретной службы.Многие из них специализируются на работе либо с молодежью, женщинами, инвалидами, военнослужащими, отдельными профессиональными группами, либо с теми, кто желает получить работу за границей, в частном секторе, на совместных предприятиях, постоянную, временную или работу по совместительству и т.п. Одни из них занимаются посреднической деятельностью по трудоустройству населения в качестве основной, другие — наряду с основной деятельностью. Среди негосударственных служб содействия занятости хорошо известны такие организации, как «Триза», «Рекрут», «Биржа труда для инвалидов», «Молодежная биржа труда» и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Негосударственные службы содействия занятости населения официально действуют с разрешения местных органов исполнительной власти, которые выдают лицензии на право заниматься такого рода коммерческой деятельностью, и под контролем государственной службы занятости.

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  3. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
  4. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
Общественные работы от центра занятости что это такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here