Общие подходы к урегулированию налоговых споров

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Общие подходы к урегулированию налоговых споров" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

22. Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.

В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов в 2006 году было создано специальное подразделение, в компетенцию которого входит исключительно внутриведомственное рассмотрение налоговых споров. Основными задачами, поставленными ФНС России перед подразделениями досудебного аудита, являлись, прежде всего, организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе рассмотрения налоговых споров, и разгрузка судов в части споров с налоговыми органами.

Процедура досудебного урегулирования налогового спора

Порядку досудебного урегулирования в НК РФ посвящено две главы (19 и 20) и, соответственно, шесть статей: ст. 137-142 НК РФ. Акты, действия, бездействие должностных лиц могут быть обжалованы как в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд, если иное не предусмотрено отдельными нормами НК РФ. Таким образом, досудебный порядок, закрепленный НК РФ, создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами и согласуется с обязанностью каждого платить налоги и сборы в установленные законом сроки. Тем самым досудебный аудит выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.

На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает, в зависимости от предмета спора и срока, в течение которого была подана жалоба, два вида производства по жалобе: апелляционное и стандартное. При этом не всякая жалоба, поданная в вышестоящий налоговый орган, является апелляционной.

Апелляционный порядок обжалования касается только двух видов, не вступивших в законную силу решений: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ). Апелляционная жалоба подается через налоговый орган, принявший оспариваемое решение, и в течение 3-х рабочих дней вместе со всеми необходимыми для ее рассмотрения материалами должна быть передана в соответствующий вышестоящий налоговый орган.

Не вступившее в силу решение налогового органа не подлежит исполнению в бесспорном порядке и, как следствие, не может нарушать прав и законных интересов налогоплательщика.

Между тем, известны случаи, когда налоговый орган в отсутствие возможности знать о подаче налогоплательщиком апелляционной жалобы при направлении ее почтой либо с нарушением установленного порядка подачи напрямую в вышестоящий налоговый орган выставляет требование об уплате налога и инкассовые поручения по не вступившему в силу решению. В подобной ситуации налогоплательщик также имеет возможность обжаловать действия инспекции по бесспорному взысканию в вышестоящий налоговый орган, который вправе отменить соответствующие ненормативные правовые акты, нарушающие права и законные интересы заявителя. Однако производство указанных действий потребует определенных временных затрат, в связи с чем предпочтительным способом принесения жалобы является все же ее непосредственная передача налоговому органу, принявшему обжалуемое решение.

В отличие от апелляционного порядка обжалования, подача жалобы в обычном порядке не приостанавливает исполнения обжалуемого акта (ст. 141 НК РФ). Между тем, в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган за налогоплательщиком закрепляется право на приостановление по его заявлению решением вышестоящего налогового органа исполнения обжалуемых актов. Таким образом, указанное правило может быть применимо лишь к случаям обжалования вступивших в законную силу решений налогового органа, не вступившие в силу решения принятия подобных мер не требуют.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Напомню также о том, что п.6 ст.100 НК РФ предусматривает возможность урегулировать разногласия с налоговым органом по акту налоговой проверки, не дожидаясь вынесения решения.

На сегодняшний день этот способ является не менее эффективным и менее затратным с точки зрения экономии времени и сил.

Так, в соответствии с п.6 ст.100 НК РФ налогоплательщик в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки может подать возражения по фактам, изложенным в акте. Возражения подаются в простой письменной форме в соответствующий налоговый орган с указанием номера акта проверки и тех моментов, отраженных в акте, с которыми налогоплательщик не согласен. К возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность выводов налогоплательщика, даже те, которые по каким-либо причинам не были представлены в ходе проведения проверки.

При прохождении обязательной процедуры рассмотрения материалов проверки рассматриваются обстоятельства, выявленные в ходе проверки, и все доводы налогоплательщика тщательно изучаются.

На стадии рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по ним налоговым органом зачастую применяются смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства, в результате чего уменьшается размер подлежащих применения штрафных санкций.

Решения, для которых предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования споров

С 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в которой закреплено, что решение о привлечении или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятые в порядке ст.101 НК РФ по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок, подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе. Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке.

В Постановлении от 24 мая 2011 г. по делу №18421/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации высказал позицию, согласно которой решения налоговых органов об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость из бюджета и решение о частичном возмещении из бюджета суммы этого налога, принимаемые по итогам камеральных налоговых проверок соответствующих налоговых деклараций, могут быть обжалованы в суд, также, только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Читайте так же:  Льготы предпринимателям с инвалидностью 3 группы

Таким образом, на сегодняшний день обязательный порядок досудебного урегулирования распространяется исключительно на решения, которые были названы.

Ко всем остальным спорам не предъявляются требования об обязательном досудебном урегулировании.

Основаниями обращения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) с жалобами в вышестоящий налоговый орган являются, как правило, следующие обстоятельства:

— доначисление сумм неуплаченных налогов и пеней, а также привлечение в связи с этим к налоговой ответственности по итогам проведенных налоговых проверок;

— неисполнение налоговым агентом обязанности правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять НДФЛ в бюджет с сумм дохода налогоплательщиков, полученных ими в денежной и натуральных формах;

— отказ налогоплательщику в предоставлении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;

— отказ в праве на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;

— привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой отчетности по-прежнему остается наиболее распространенной причиной обращения налогоплательщиков жалобами в Управление;

— взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика;

— отказ в зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога;

— привлечение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление документов и иных сведений;

— привлечение к ответственности по ст. 128 НК РФ за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

— привлечение к административной ответственности по ст.ст. 14.5 и 15.1 КоАП РФ;

— отказ в осуществлении государственной регистрации и т.д.

Досудебное урегулирование налоговых споров – комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

[1]

Досудебное урегулирование налоговых споров имеет свой строго установленный порядок, об особенностях которого мы сегодня и поговорим:

1. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Допускается пропуск данного срока по уважительной причине.

2. Жалоба на уже вступившее в законную силу решение о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в этом подается в течение одного года с момента вынесения решения.

3. Форма жалобы во всех случаях письменная.

4. Жалоба подается в тот налоговый орган, который вынес оспариваемое решение. А уже в свою очередь этот орган сам в течение трех дней со дня поступления жалобы направит ее и все имеющиеся у него материалы в вышестоящую налоговую.

5. Законом предусмотрена возможность отзыва жалобы лицом, ее подавшим.

6. Вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы выносит одно из следующих решений:

— Оставить жалобу без удовлетворения.

— Удовлетворить жалобу и отменить обжалуемый акт.

— Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.

— Вынести свое решение или изменить имеющееся.

7. Срок для рассмотрения жалобы при применении досудебного порядка урегулирования налоговых споров составляет один месяц со дня поступления жалобы. Однако этот срок может быть продлен по решению руководителя вышестоящего налогового органа. Данное продление возможно лишь в случае необходимости получения документов для рассмотрения жалобы у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.

8. О вынесенном по результатам рассмотрения жалобы решении вышестоящий налоговый орган должен сообщить налогоплательщику в течение трех дней с момента вынесения.

Урегулирование налоговых споров, порядок рассмотрения

Налoгoвые cпoры — разнoглаcия, вoзникающие между налoгoвыми oрганами и налoгoплательщиками, cвязанные c иcчиcлением или уплатoй налoгoв. Однoй из причин раcпрocтраненнocти налoгoвых cпoрoв как c учаcтием физичеcких лиц, так и юридичеcких лиц мoжнo назвать динамичнoе развитие налoгoвoгo закoнoдательcтва в Рoccии. И oтcлеживать изменения в закoнoдательcтве, cудебнoй практике мoжет тoлькo выcoкoквалифицирoванный cпециалиcт c бoльшим oпытoм рабoты — юриcт пo налoгoвым cпoрам.

Зачаcтую налoгoплательщики, чьи права нарушены, не oбладая cooтветcтвующими знаниями, пытаютcя урегулирoвать разнoглаcия coбcтвенными cилами без привлечения юриcта пo налoгoвым cпoрам. Этo привoдит к таким неблагoприятным пocледcтвиям, как, например, прoпуcк cрoка oбжалoвания решений, дейcтвий (бездейcтвия) налoгoвoгo oргана, ocтавление жалoбы без раccмoтрения (oтказ oт принятия жалoбы). Вo избежание таких неблагoприятных пocледcтвий целеcooбразнее уже на начальных этапах вoзникнoвения cпoра cразу же oбращатьcя к юриcту пo налoгoвым cпoрам.

С уcлугами, кoтoрые oказывают юриcты Центра правoвoгo oбcлуживания Вы мoжете oзнакoмитьcя здеcь.

Следует знать, чтo cпoры c налoгoвыми oрганами мoгут быть разрешены в админиcтративнoм и cудебнoм пoрядке.

С января 2014 гoда налoгoвые cпoры, cвязанные c oбжалoванием ненoрмативных актoв налoгoвых oрганoв, незакoнных дейcтвий (бездейcтвия) дoлжнocтных лиц налoгoвых oрганoв cначала пoдлежат урегулирoванию в админиcтративнoм (дocудебнoм) пoрядке, тoлькo пoтoм мoжнo oбращатьcя в cуд. Этo правилo являетcя императивным и не пoдлежит изменению. Чтo же каcаетcя ненoрмативных актoв, принятых пo итoгам раccмoтрения налoгoвыми oрганами жалoб, тo oни мoгут быть oбжалoваны в вышеcтoящем налoгoвoм oргане или в cуде.

Админиcтративный пoрядoк урегулирoвания налoгoвых cпoрoв

  • Налoгoплательщик мoжет oбратитьcя в налoгoвый oрган:
  • Пoрядoк oбжалoвания предуcмoтрен Главами 19, 20 Налoгoвoгo кoдекcа;
  • Жалoба пoдаетcя в вышеcтoящий налoгoвый oрган через налoгoвый oрган, акты ненoрмативнoгo характера или дейcтвия (бездейcтвие) кoтoрoгo пoдлежат oбжалoванию;
  • Уcтанoвлен cрoк давнocти пo пoдаче жалoбы: в течение 1 гoда co дня, кoгда лицo узналo или дoлжнo былo узнать o нарушении cвoих прав. Срoк на пoдачу жалoбы мoжет быть вoccтанoвлен пo хoдатайcтву налoгoплательщика;
  • В хoде раccмoтрения жалoбы или апелляциoннoй жалoбы лицo, пoдавшее ее, дo принятия пo ней решения вправе предcтавить дoпoлнительные дoкументы, пoдтверждающие cвoи дoвoды;
  • Решение пo жалoбе вышеcтoящим налoгoвым oрганoм принимаетcя в течение 1 меcяца co дня пoлучения жалoбы. Срoк мoжет быть прoдлен пo решению налoгoвoгo oргана.
Читайте так же:  Договор о материальной ответственности кассира, образец

Спoры c налoгoвыми oрганами в cуде

Кoгда админиcтративные cпocoбы урегулирoвания налoгoвых cпoрoв иcчерпаны, для защиты cвoих прав и закoнных интереcoв граждане, oрганизации вправе oбратитьcя в cуд.

Пoрядoк ocпаривания решений, дейcтвий (бездейcтвия) налoгoвых oрганoв в cуде предуcмoтрен Главoй 24 АПК РФ и Главoй 25 ГПК РФ. Также в целях oбеcпечения единooбразнoгo пoдхoда к разрешению налoгoвых cпoрoв былo разрабoтанo Пocтанoвление Пленума Выcшегo арбитражнoгo cуда РФ oт 30.07.2013 г. №57 «О некoтoрых вoпрocах, вoзникающих при применении арбитражными cудами чаcти первoй Налoгoвoгo кoдекcа РФ».

Арбитражные cуды

Суды oбщей юриcдикции

  • Срoк для oбращения в cуд – в течение 3 меcяцев co дня, кoгда лицу cталo извеcтнo o нарушении прав;
  • Срoк для oбращения в cуд – в течение 3 меcяцев co дня, кoгда лицу cталo извеcтнo o нарушении прав;
  • Срoк раccмoтрения заявления- не бoлее 3 меcяцев (мoжет быть прoдлен дo 6 меcяцев);
  • Срoк раccмoтрения заявления – в течение 10 дней.
  • Обязаннocть дoказывания закoннocти ocпариваемoгo решения, дейcтвия (бездейcтвия) лежит на налoгoвых oрганах;
  • Решение арбитражнoгo cуда пo делам oб ocпаривании решений и дейcтвий (бездейcтвия) налoгoвых oрганoв пoдлежит немедленнoму иcпoлнению.

Юриcты Центра правoгo oбcлуживания гoтoвы пocoдейcтвoвать Вам в разрешении Вашегo налoгoвoгo cпoра. Предcтавление интереcoв клиента в cудах пo налoгoвым cпoрам — cпецифичеcкoе и oтличнoе oт иных юридичеcких cпoрoв направление деятельнocти юридичеcкoй кoмпании, зачаcтую недocтупнoе для адвoката oбщегo (ширoкoгo) прoфиля.

Юриcты кoмпании являютcя прoфеccиoналами не тoлькo в oблаcти налoгoвoгo права, нo и oбладают неoбхoдимыми пoзнаниями в cфере арбитражнo-прoцеccуальнoгo и гражданcкo — прoцеccуальнoгo закoнoдательcтва, cпocoбcтвующими уcпешнoму раccмoтрению дела в cуде.

Адреc: 117218 г. Мocква, ул. Кржижанoвcкoгo,

д. 14, кoрп.3, oфиc 356/357.

ООО «Центр правoвoгo oбcлуживания»

Общие подходы к урегулированию налоговых споров

С 2014 года все споры между налогоплательщиками и налоговыми органами подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе (статья 138 НК РФ). Компания не может обратиться в суд за защитой своих прав в сфере налоговых правоотношений, если не проведена процедура досудебного урегулирования.

Налогоплательщик может обжаловать вступившие в силу акты ИФНС, действия или бездействия должностных лиц ИФНС в случаях, когда налогоплательщик полагает, что его права нарушены.

Обжалование осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

И только затем, если решение по апелляционной жалобе не принято в течение одного месяца (срок рассмотрения апелляционной жалобы в общем случае), действия / бездействия налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

В случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган действие акта ИФНС, который обжалуется, не приостанавливается, за исключением следующего случая.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это случай предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Банковская гарантия подается вместе с заявлением о приостановлении действия решения ИФНС и жалобой на вступившее в силу решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Срок действия такой банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи налогоплательщиком заявления о приостановлении исполнения решения ИФНС.

ИФНС проверяет банковскую гарантию на соответствие требования статьи 74.1 НК РФ («Банковская гарантия»), и в зависимости от результатов проверки либо приостанавливает, либо не приостанавливает обжалуемое решение ИФНС.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал, либо должен был узнать о нарушении своих прав (

Досудебное урегулирование налоговых споров должно производится в следующем порядке (статьи 139, 139.1, 139.3, 140 НК РФ):

  1. Налогоплательщик подает жалобу в ИФНС, действия/бездействия которой обжалуются. ИФНС в трехдневный срок передает жалобу и материалы по делу в вышестоящий налоговый орган.

Так как у ИФНС есть обязанность по устранению нарушения прав подавшего жалобу лица, ИФНС после проведения таких мероприятий (давших положительный результат) в трехдневный срок не подает в вышестоящий орган жалобу, а сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

  1. Вышестоящий налоговый орган рассматривает поданную жалобу и документы, поданные с жалобой и признанные подтвердить позицию налогоплательщика, без участия налогоплательщика. Налогоплательщик приглашается к участию в рассмотрении жалобы только в случае, если в представленных материалах найдены расхождения или несоответствия.
  2. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом может быть предпринято следующее:
  3. жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена без удовлетворения
  4. акт ИФНС ненормативного характера может быть отменен
  5. решение ИФНС отменяется полностью или в части
  6. решение ИФНС отменяется полностью и принимается новое решение
  7. действия или бездействие должностных лиц ИФНС признаются незаконными, выносится решение по существу.
  8. Решение принимается в течение одного месяца со дня получения жалобы. Срок может быть продлен в случаях, когда требуется дополнительные документы от ИФНС, либо налогоплательщик представил дополнительные документы. Продление осуществляется на срок не более месяца.
  9. Решение вышестоящего органа по жалобе должно быть вручено, либо направлено налогоплательщику в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Компания получила по результатам налоговой проверки решение о привлечение ее к ответственности за налоговые нарушения. Решение вступило в силу. Компания жалобу в вышестоящий налоговый орган, оспаривая решение ИФНС. В связи с допущенными нарушениями при оформлении жалобы вышестоящий налоговый орган оставил жалобу без рассмотрения. Может ли компания в таком случае обратиться в суд для защиты своих прав?

Нет, в данном случае, компания должна обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган повторно, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования налогового спора.

Читайте так же:  Окончательный ликвидационный баланс

Налогоплательщик обратился в суд в связи с нарушением ИФНС срока отмены приостановлении операций по расчетным счетам налогоплательщика без предварительного обращения в вышестоящий орган. Правомерны ля действия налогоплательщика?

В данном случае действия налогоплательщика правомерны, так как досудебного разбирательства для подобных случаев в НК РФ не предусмотрено.

Нужно ли в случае отказа ИФНС в возмещении НДС соблюдать порядок досудебного урегулирования налогового спора, или можно сразу обращаться в суд за защитой своих прав?

Решение об отказе в возмещении НДС принимается ИФНС по результатам камеральной проверки. В данном случае досудебный порядок урегулирования налогового спора, если налогоплательщик не согласен с решением ИФНС, является обязательным.

Компании по результатам проверки был доначислен налог. Также были начислены пени и штраф. Компания обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий орган, в котором просила снизить размер штрафа, так как имелись смягчающие обстоятельства. Затем компания обратилась в суд. В судебной иске компания указывала на необоснованное доначисление налога, пени и штрафа по результатам проверки ИФНС. Может ли в данном случае считаться, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден?

В данном случае нельзя считать, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден, так как компания, обращаясь в вышестоящий налоговый орган, не оспаривала доначисление налога, а только ходатайствовала о снижении размера штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств (

Досудебное урегулирование налоговых споров – новые подходы.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена ст. 101.2 «Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», одним из важнейших новшеств которой является запрет на судебное обжалование решения по результатам налоговой проверки, если оно не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п.5).
В соответствии с пунктом 16 статьи 7 этого закона данная новация вступила в силу с 1 января 2009 года.
Таким образом, указанной нормой теперь установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.
Законодатель предусмотрел обязательную стадию рассмотрения указанных споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:

Научно-исследовательский журнал

Pre-trial settlement of tax disputes as the institute of improvement of efficiency of tax administration

Бадалова Айсел Зурят кызы
Научный руководитель: Петечел Татьяна Александровна

1. студентка 1-го курса магистратуры, Школа экономики и менеджмента,
ФГАОУ ВПО «Дальневосточной федеральный университет», Россия, Владивосток
2. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»,
Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация

Badalova Aysel Zuryat kizi
Scientific adviser: Tatiana Pethechel
1. a student of the first course of the master’s degree, the School of Economics and Management,
Far-Eastern Federal University, Russia, Vladivostok
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

Аннотация: Важными показателями при оценке эффективности контрольной работы налоговых органов также являются показатели досудебного урегулирования налоговых споров. Данный вид налогового администрирования позволяет в разы снизить уровень нагрузки на судебные органы власти, решая вопросы самостоятельно с налогоплательщиками. В статье приведен анализ практики применения досудебного урегулирования налоговых споров.

Abstract: Important indicators when evaluating the effectiveness of control work of tax authorities are also indicators of pre-trial settlement of tax disputes. This type of tax administration allows in times to reduce the load on the judicial authorities by solving the issues independently with taxpayers. In article the analysis of practice of application of pre-trial settlement of tax disputes.

Ключевые слова: досудебное урегулирование, налоговые споры, жалоба, налоговая практика, рассмотрение жалоб.

Keywords: pre-trial settlement of tax disputes, appeal, tax practice, handling of complaints.

Досудебное регулирование представляет собой совокупность, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами, мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора до суда. На сегодняшний день существует большое количество научных работ, направленных на изучение теоретических аспектов данного вопроса. Однако, практическим аспектом досудебного урегулирования налоговых споров посвящено небольшое количество научных исследований. В этой связи, изучение данного вопроса является весьма актуальным.

Такой порядок начал функционировать в РФ с 2009 года. До 2014 года в России такая форма урегулирования споров была возможна при вынесении решений выездных и камеральных проверок (п.2 ст.138 НК РФ). Однако с 2014 года в налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для всех налоговых конфликтов без исключения. Это говорит о том, что обжаловать решение налоговых органов можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган [1].

Налогоплательщики, не согласившиеся с выводами налоговых органов о необходимости уплаты доначисленных сумм, вправе путем подачи письменных возражений, заявления ходатайств и представления пояснений оспорить акты налоговых органов. Если претензии налогоплательщиков обоснованы, то налоговые органы снимают часть своих требований при досудебном урегулировании споров: на стадии рассмотрения возражений или при последующей подаче жалоб [5].

На рисунке 1 представлен алгоритм действий налогоплательщика при несогласии с выводами налоговых органов по какому-либо вопросу.

Источник: составлено по [6]

[2]

Рисунок 1. Алгоритм досудебного урегулирования налоговых споров

Первым этапов досудебного урегулирования налоговых споров является составление жалобы. В налоговом кодексе закреплено понятие «Жалоба» и «Апелляционная жалоба» (ст.138 НК РФ). Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права [3].

Читайте так же:  Расчет ипотеки с помощью калькулятора сбербанка

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права [1].

На портале Федеральной налоговой службы существует полезный сервис «Узнать о жалобе», который позволяет налогоплательщикам получать сведения о рассмотрении и результатах их обращений. По данным ФНС России количество обращений к данному сервису увеличилось на 13% при том, что количество письменных запросов снизилось.

Данный вид налогового урегулирования споров имеет ряд преимуществ, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

Данный вид урегулирования налоговых споров получил большое распространение в налоговой практике. По данным отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Приморскому краю, основная доля налоговых споров разрешается в досудебном порядке. На рассмотрение возражений и жалоб налогоплательщиков приходится 96% всех налоговых споров, при этом 4% споров разрешено в судебном порядке. В 2016 году общее количество налоговых споров снизилось на 3,4% по сравнению с 2015 годом. В таблице 1 приведены показатели досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Приморскому краю за 2015-2016 гг.

Показатели досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Приморскому краю за 2015-2016 гг.

Показатель 2015 год 2016 год Темп прироста, %
Поступило жалоб, ед. 546 460 -15,75
Рассмотрено, ед. 474 395 -16,67
Из них:
жалобы на результаты контрольной работы 314 273 -22,61
жалобы на действия (бездействие) налоговых органов 160 122 -23,75
Оставлено без рассмотрения, ед. 72 65 -9,72
Удельный вес оставленных без рассмотрения жалоб в количестве поступивших жалоб, % 14,06 15,33
Удовлетворены полностью или частично, ед. 207 188 -9,17
Удельный вес удовлетворенных жалоб в количестве рассмотренных, % 43,67 47,59

Источник: составлено на основе локальной отчетности УФНС по Приморскому краю

Так, за данный период в Управление ФНС России по Приморскому краю в 2016 году поступило 424 жалобы, что на 15,75% меньше, чем за 2015 год (Рисунок 3). По основаниям, предусмотренным статьей 139.3 НК РФ, оставлено без рассмотрения 72 жалоб, в том числе 54 жалоб – в связи с их отзывом налогоплательщиками до вынесения решений по жалобам, 18 жалоб – в связи с неподтверждением полномочий заявителя на подачу жалобы, либо пропуском установленного срока обжалования.

Рисунок 3. Динамика поступивших и рассмотренных жалоб УФНС России по Приморскому краю за 2015 -2016 гг.

Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю рассмотрено по существу 395 жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок, иных форм налогового контроля, а также на действия (бездействие) налоговых органов Приморского края, что на 16,67% меньше аналогичного показателя за 2015 год (474 жалоб). По результатам рассмотрения жалоб доводы налогоплательщиков удовлетворены полностью или частично в среднем в 47,6% случаев.

Необходимо отметить, что по искам налогоплательщиков, предъявленным к налоговым органам, судами первой инстанции Приморского края в 2016 году вынесено 92 решения по налоговым спорам. По сравнению с показателями досудебного обжалования нагрузка на судебную систему уменьшена в 2,5 раза, что свидетельствует о достаточной эффективности досудебной работы [6].

На сегодняшний день ФНС России еще не подвела итогов досудебного урегулирования налоговых споров за 2017 год. Однако уже есть данные по выездным налоговым проверкам за девять месяцев 2017 года. Так снижение уровня жалоб на итоги выездных налоговых проверок составило 10,5% в сравнении с таким же периодом 2016 года. Кроме того, снижение жалоб обусловлено снижением количества налоговых проверок, которые снизились, в свою очередь, риск-ориентированного подходом к проведению налоговых проверок [7].

Таким образом, проведенное исследование по вопросу досудебного урегулирования налоговых споров позволяет сделать вывод о том, что налоговые споры имеют тенденцию снижения. Это обусловлено тем, что налоговые органы разрабатывают унифицированные подходы, применяя налоговое законодательство. Упрощение процедур досудебного урегулирования налоговых свидетельствуют о повышении эффективности налогового администрирования.

Налоговые и юридические услуги

  • Поделиться

Урегулирование налоговых споров

Глобализация бизнеса, изменения бизнес-процессов и потребность государства в эффективном обеспечении налоговых поступлений – вот те факторы, которые вынуждают налоговые органы не только менять подходы к осуществлению налогового администрирования и формам налогового контроля, но и по-новому выстраивать свои взаимоотношения с бизнес-сообществом.

68% респондентов считают, что налоговые органы в разных странах стали более внимательно отслеживать трансграничные сделки*

В последнее время, учитывая мировую практику, а также рекомендации ОЭСР, налоговые органы полностью изменили подходы к подготовке и проведению мероприятий налогового контроля, организовали эффективный обмен информацией между заинтересованными государственными органами как внутри страны, так и за ее пределами, выработали системные подходы к определению налоговых последствий в отношении осуществляемых компаниями трансграничных сделок и операций с отраслевой спецификой. Значительно вырос профессионализм сотрудников налоговых органов, улучшилось качество налоговых проверок.

Следствием этих изменений является увеличение количества сложных налоговых споров с трудно прогнозируемым результатом. Безусловно эта тенденция сохранится и в будущем на фоне изменения правоприменительной практики и налогового законодательства.

Поэтому при возникновении налоговых споров для компании особенно важно правильно выстроить взаимоотношения с налоговыми органами и оградить себя от возможных репутационных и финансовых рисков, связанных с претензиями налоговых органов.

Не имея соответствующего опыта, компании будет непросто добиться нужного результата: специфика налоговых споров такова, что налоговый орган имеет некоторое преимущество перед налогоплательщиком благодаря возможности использовать широкий круг административных полномочий налогового контроля, а большинство налогоплательщиков сталкиваются с налоговыми спорами лишь от случая к случаю.

Ввиду этого целесообразно доверить урегулирование налоговых конфликтов специалистам, которые ежедневно сталкиваются в своей работе с налоговыми органами и знают подходы налоговых органов к оценке операций, сбору доказательственной базы и проведению мероприятий налогового контроля, а также помогут грамотно обжаловать их результаты.

Читайте так же:  Основания и процедура расторжения договора купли продажи квартиры по обоюдному согласию или по иници

Мы предлагаем широкий спектр услуг, направленных как на предупреждение возможных налоговых споров, так и на их эффективное урегулирование на всех стадиях административного обжалования решений налоговых органов, а также в судебном порядке.

Услуги EY в области сопровождения налоговых проверок и разрешения налоговых споров.

[3]

Готовы ли вы к налоговой проверке?

69% опрошенных заявили, что налоговые проверки стали более избирательными, а их результаты – непредсказуемыми*

Если своевременно и грамотно подготовиться к налоговой проверке, необоснованных претензий налоговых органов и, следовательно, налогового спора можно избежать. Мы оценим и выявим потенциальные налоговые риски с помощью инструментов и методик, используемых проверяющими органами при налоговой проверке.

Наша проверка будет проведена в короткие сроки и позволит объективно определить и оценить возможные налоговые риски, а также оперативно принять меры для их устранения.

У вас налоговая проверка?

74% респондентов отмечают, что представители налоговых органов все чаще оспаривают существующие бизнес-структуры, которые раньше не вызывали подозрения*

Даже если деятельность компании уже стала предметом налоговой проверки, не стоит совершать непоследовательные действия, так как значительных ошибок, которые могут стать причиной доначислений, все еще можно избежать. Для этого необходимо выработать правильную модель взаимодействия с налоговыми органами в ходе проведения налоговой проверки и максимально эффективно выстроить отношения с ними.

Не согласны с результатами налоговой проверки?

После получения акта налоговой проверки с выявленными нарушениями очень важно иметь точное представление о своих правах и обязанностях налоговых органов, чтобы эффективно воспользоваться этими знаниями для защиты своих интересов.

Досудебные налоговые споры

В рамках оспаривания результатов налоговой проверки в досудебном порядке мы поможем собрать доказательства, подтверждающие позицию компании, сформулировать правовую позицию в отношении предъявленных претензий и подготовить письменные возражения. Мы представим ваши интересы в налоговом органе, подготовим апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, а при необходимости и в ФНС.

В рамках оспаривания и обжалования результатов налоговых проверок мы поможем построить конструктивный диалог с налоговыми органами, определим периметр разногласий и ключевые спорные позиции, окажем содействие в проведении с налоговыми органами взаимосогласительных процедур (переговоров), направленных на избежание судебного спора.

Судебные налоговые споры

Если компания, пройдя все необходимые процедуры административного обжалования, не согласна с позицией налогового органа, то она может защитить свои права и законные интересы в судебном порядке.

Команда EY, имея значительный опыт оспаривания решений налогового органа в судебном порядке, обладает уникальными знаниями налогового законодательства, обширным процессуальным опытом и знанием правоприменительной практики, а также специальными знаниями проблемных вопросов, возникающих в различных областях бизнеса с учетом отраслевой специфики . Все вышеперечисленное позволяет успешно отстаивать интересы налогоплательщиков в суде. Благодаря нашей поддержке 95% споров клиентов компании EY с налоговыми органами завершаются в пользу налогоплательщика.

Дополнительные услуги, связанные с налоговыми спорами

Мы также оказываем и иные услуги, в том числе:

  • услуги по пересмотру вступивших в силу судебных решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
  • услуги, связанные с исполнительным производством и порядком исполнения судебных решений
  • услуги по вопросам компенсации расходов на судебное представительство и иных судебных расходов
  • услуги по защите клиентов в случае привлечения их к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Преимущества EY

Мы обладаем колоссальным опытом в разрешении налоговых споров, возникающих в сфере налогообложения как трансграничных сделок, так и внутренних операций. Мы успешно защитим интересы налогоплательщиков в налоговых спорах по любым вопросам, в том числе:

  • правомерность применения пониженных налоговых ставок или налоговых льгот по международным соглашениям
  • подтверждение статуса бенефициарного собственника
  • подтверждение резидентства
  • применение правил недостаточной капитализации и переквалификации процентов в дивиденды
  • ведение деятельности представительством иностранной компании на территории РФ
  • экономическое обоснование и документальное подтверждение различных затрат для целей налога на прибыль
  • определение налогового периода признания доходов и расходов
  • необходимость нормирования определенных видов расходов
  • проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов
  • применение вычета и возмещение НДС
  • правомерность использования для целей налогообложения цен, установленных по сделкам между взаимозависимыми лицами
  • выполнение функций налогового агента
  • переквалификация сделок.

Экспертные группы и отраслевая специализация

Консультируя клиентов, мы учитываем их отраслевую принадлежность и привлекаем специалистов различного профиля, что обеспечивает высокое качество наших услуг.

Видео (кликните для воспроизведения).

* Исследование EY «Налоговые споры и риски», 2014.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.

  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  3. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  4. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.
  5. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
Общие подходы к урегулированию налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here