Обучение работников организации

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Обучение работников организации" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Повышение квалификации работников

В Трудовом кодексе достаточно много статей, в которых упоминается квалификация работника: работник обязан предъявить документ о квалификации при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ); предлагая иную работу сотруднику при проведении различных организационных или технологических изменений работодатель должен ориентироваться на квалификацию сотрудника (ст. 74 ТК РФ); от квалификации зависит зарплата. О том, что понимается под квалификацией в смысле трудовых отношений, должен ли работодатель способствовать повышению квалификации своих сотрудников и как это сделать, расскажем в статье.

Понятие квалификации работника появилось в Трудовом кодексе совсем недавно. В него Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ была введена новая ст. 195.1, в которой законодатель определил, что квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Документ о квалификации подтверждает:

— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

— присвоение разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, является профессиональный стандарт. В настоящее время ведется активная разработка таких стандартов, и по поручению Президента РФ до 2015 года их должно стать не менее 800.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установлен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 .

Обязательность повышения квалификации

На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников — прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы. Назовем нормы некоторых из них. Повышать квалификацию должны:

— сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

— государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);

— педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

— работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);

— водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Способы повышения квалификации работников

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Для такого повышения профессионализма сотрудника работодатель может организовать обучение. Обычно для этого пользуются услугами образовательных учреждений по повышению квалификации.

К сведению. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», далее — Типовое положение).

Под профессиональным обучением в целях повышения квалификации понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих определенную профессию или должность, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по ним без повышения образовательного уровня.

Повышение квалификации может быть краткосрочным (не менее 72 часов). Такое обучение проводится по месту основной работы специалистов по вопросам конкретного производства и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

Повышение квалификации может осуществляться путем проведения тематических и проблемных семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения. Длительность обучения при такой форме составляет от 72 до 100 часов.

Длительное повышение квалификации — свыше 100 часов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Одним из разделов учебного плана при повышении квалификации специалистов может быть стажировка, основные цели которой — формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

К сведению. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации — не менее 1 000 часов трудоемкости .

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Обратим внимание на один момент: на время повышения квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняется средняя зарплата (ст. 187 ТК РФ). Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории РФ нормам (п. 26 Типового положения). Напомним, что размеры возмещения работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.

Читайте так же:  Ипотека без справки о доходах

Где можно повысить квалификацию персонала?

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

— академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

— институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;

— курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

— учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из ВС РФ военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;

— межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

[3]

Обратите внимание! На основании п. 10 Типового положения обучение для повышения квалификации могут осуществлять факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.

Повышение квалификации работников может осуществляться и непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях (Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22).

Документы о квалификации

Документ о квалификации подтверждает:

— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

— присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

На основании п. 28 Типового положения образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1 000 часов.

Оформление отношений по повышению квалификации работника

Для направления работников на повышение квалификации работодатель составляет план обучения на текущий год, где указывает основания и цели обучения персонала, а также фамилии направляемых на учебу. В соответствии с планом работодатель может заключить договор с образовательным учреждением повышения квалификации (п. 7 Типового положения). А с работником нужно заключить ученический договор — дополнительный к трудовому. Правила заключения ученического договора, обязательные условия, которые должны быть включены в него, и отношения между работником и работодателем в этой сфере регламентированы гл. 32 «Ученический договор» ТК РФ.

Чтобы направить работника на повышение квалификации, издают приказ, в котором обосновывают производственную необходимость обучения (истекает срок действия сертификата специалиста, произведено оснащение новой аппаратурой и т.п.) и указывают, что работник направлен на повышение квалификации по инициативе работодателя (или по своей собственной).

Если повышение квалификации производится с отрывом от производства, необходимо фиксировать этот период в табеле учета рабочего времени: ставится буквенный код «ПК» (цифровой «07»), а если работник направляется на обучение в другую местность — «ПМ» (цифровой «08»).

По окончании обучения на основании представленного документа о повышении квалификации следует внести сведения в личную карточку работника и трудовую книжку.

Обучение персонала в организации

Обязательные виды

Если речь идет о профессиональной подготовке, реализуемой, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273, по программам профессиональной подготовки, переподготовки или повышении квалификации, то необходимость их прохождения для работников определяется на усмотрение работодателя ( ст. 196 ТК РФ ). В то же время обучение и переподготовка персонала организации становится обязательной мерой, если оно является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ).

Еще одна форма обязательной подготовки работников осуществляется в сфере охраны труда ( ст. 212 ТК РФ ). Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 предусматривает следующие ее виды:

  • инструктаж (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой);
  • подготовка работников рабочих профессий безопасным методам и приемам проведения работ (при наличии вредных или опасных условий труда предусмотрена стажировка и сдача экзаменов);
  • специальные занятия по охране труда руководителей и специалистов.

Не обязательные, но очень нужные

Законодательство не предусматривает иных обязательных видов подготовки помимо выше перечисленных. Тем не менее на практике внутреннее обучение персонала в организации проводится повсеместно. В одних предприятиях оно ограничивается введением в должность и передачей дел, а в других разработана целая система обучения персонала в организации. Компании, избравшие второй путь, очевидно достигают гораздо большей эффективности как на управленческом, так и на экономическом уровнях. Это объясняется тем, что система учебы на предприятии решает задачи, соответствующие основным аспектам развития сотрудника:

  • адаптации и знакомству с компанией;
  • профессиональному росту и реализации;
  • мотивации.

Рассмотрим, какие методы задействует корпоративное обучение персонала организации на каждом из этих уровней.

Итак, чем быстрее принятый на работу человек адаптируется к новой рабочей среде и корпоративной этике, тем быстрее он продемонстрирует ожидаемые от него результаты. Помимо традиционной практики наставничества, для этой цели все чаще используются электронные методы (презентации, пособия, корпоративные соцсети). После успешного прохождения адаптации для развития сотрудников компании основным становится поддержание их мотивации, а также совершенствование их профессиональных, коммуникативных, управленческих и прочих специфических навыков. Формы обучения персонала в организации следующие.

  1. На рабочем месте посредством следующих методов:
    • ротация;
    • делегирование;
    • метод усложняющихся заданий;
    • работа в проектных группах.
  2. Вне рабочего места с помощью таких методов:
    • лекции;
    • деловые игры;
    • семинары;
    • моделирование;
    • самостоятельная подготовка;
    • тренинги.
Читайте так же:  Получение гражданства чехии гражданином рф

Указанные методы не только работают на развитие тех или иных навыков, но и укрепляют лояльность сотрудников к компании за счет предоставления возможности профессионального роста.

Организация процесса обучения персонала

Начальным этапом организации процесса обучения персонала является постановка целей. Цели обучения персонала в организации должны быть четко сформулированы не только для самого работодателя, но и для сотрудников. От того, насколько хорошо работник представляет себе цель, будет зависеть уровень его мотивации и успешности изучения материала. Кроме того, цели определяют общую концепцию подготовки кадров и выбор конкретных методик. Далее следует осуществить оценку потребности в развитии, которая позволит ответить на ключевые вопросы: кого учить и чему учить. На основании этого проводится комплекс подготовительных мероприятий, включающий в себя выбор образовательных программ и поставщиков данного вида услуг. Затем осуществляется сам образовательный процесс с последующей проверкой полученных знаний. Завершающим этапом является оценка эффективности проделанной работы. Вся процедура должна быть закреплена в таком локальном нормативном акте, как положение об обучении персонала в организации (скачать его можно в конце статьи).

Цена вопроса

Если вопрос учить или не учить не стоит, когда речь идет об обязательных видах подготовки кадров, то в случае корпоративного развития он возникает неизбежно. Немалую роль в принятии работодателем соответствующего решения играет финансовый аспект. Получение качественных образовательных услуг в рамках единой системы развития сотрудников, работающей на долгосрочную перспективу, не может стоить дешево. Таким образом, затраты на обучение персонала в организации должны планироваться соотносимо с прибылью и фондом заработной платы в расчете на одного сотрудника. При этом в ряде случаев законодательством предусмотрена возможность освобождения от обложения НДФЛ суммы оплаты предприятием образовательных услуг. В соответствии с п. 21 Налогового кодекса РФ, речь идет о подготовке по основным и дополнительным образовательным программам в российских компаниях, осуществляющих образовательную деятельность, либо иностранных, имеющих право на ведение образовательной деятельности.

Положение о проведении обучения работников

Обучение работников организации может производиться как по инициативе самих работников, так и по инициативе работодателя. Обучение, инициируемое работодателем, может быть как обязательным, так и добровольным. К примеру, работодатель обязан проводить обучение и инструктажи по охране труда, гражданской обороне, первой доврачебной помощи, пожарно-техническому минимуму (ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ , ст. 212, 225 ТК РФ, п. 3 Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390).

В тех случаях, когда обучение работников не является обязательным, его целесообразность работодатель определяет самостоятельно с учетом производственной необходимости и своих финансовых возможностей (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). Речь идет о подготовке работников (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном профессиональном образовании.

Подготовка работников и дополнительное профобразование производятся работодателем на условиях и в порядке, которые определены коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Если у работодателя функционирует представительный орган работников (профсоюз), то формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессией и специальностей работодатель определяет с учетом мнения профсоюза (ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

Напомним также, что работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Такие случаи предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Речь идет, например, о повышении квалификации аудиторов (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ) или о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ ).

Для определения целей, способов организации обучения работников и порядка его финансирования работодатель может утверждать специальное Положение об обучении работников.

Разрабатываем Положение об обучении работников предприятия

Положение о проведении обучения работников не является обязательным документом, его содержание работодатель определяет самостоятельно. Это может быть документ общего характера, который определяет, скажем, цель, задачи, средства, способы организации и порядок финансирования профессиональной подготовки, а также обязанности ответственных должностных лиц по ее организации. Именоваться такое Положение может, например, Положением о профессиональной переподготовке и повышении квалификации или просто Положением об обучении. А может разрабатываться документ, детализирующий особенности обучения конкретного вида. Например, Положение об обучении работников мерам пожарной безопасности или, скажем, Положение о проведении инструктажей по охране труда.

Положение об обучении утверждается руководителем работодателя. С содержанием Положения работники должны быть ознакомлены под роспись.

Приведем для Положения о повышении квалификации работников образец заполнения, а точнее — пример Положения об обучении и развитии персонала организации.

Как организовать обучение сотрудников с нуля?

Наставничество считается самым старым, но не менее эффективным способом передачи знаний и навыков молодым сотрудникам компаний в процессе их адаптации к новому рабочему месту.
При наставничестве обучение происходит непосредственно на рабочем месте и в качестве рабочих примеров по обучению выступают профессиональные задачи и обязанности, которые возложены на нового работника и который решает их под руководством опытного специалиста-наставника.

К преимуществам наставничества можно отнести:

  • «Бесплатный» способ обучения;
  • Обучение сотрудников непосредственно на рабочем месте;
  • Персональный подход, позволяющий учитывать личностные особенности обучаемого сотрудника;
  • Упрощение и ускорение процесса адаптации новых сотрудников;
  • Снижение текучести кадров;
  • Повышение мотивации обучаемых сотрудников;
  • Улучшение межличностного и профессионального взаимодействия сотрудников;
  • Развитие навыков управления наставника, повышение его статуса в компании, приобретение репутации профессионала и доверия коллег.

К недостаткам метода можно отнести:

  • Дефицит наставников в организации, т.к. не каждый человек способен исполнить роль наставника из-за отсутствия необходимых для этого личностных качеств;
  • Снижение рабочей эффективности сотрудника, принявшего роль наставника;
  • Неструктурированная подача информации обучающемуся;
  • Отсутствие педагогических алгоритмов обучения;
  • Использование в течение первых трех месяцев работы, после чего метод теряет свою целесообразность, потому что уже не способствует процессу дальнейшего развития работника и раскрытию его потенциала;
  • Одновременно можно обучать 1-2 сотрудников.
Читайте так же:  Банкротство физического лица (ип) – решение финансовых проблем

Такой способ обучения в организации требует хорошего преподавателя. Преподаватель, который не работал на производстве, не сможет передать рабочим определенный материал, потому что его знания основаны только на теории. Потому в качестве лектора обычно выступает бывший сотрудник на пенсии, который способен передать немалый накопленный опыт работы на конкретном рабочем месте. Он самостоятельно составляет программу обучения на основании требований к разрядам.
Процесс обучения происходит в лекционной форме, но преподаватель также может использовать дополнительные материалы (видеофильмы, презентации), а этот способ требует не только покупки проектора и экрана, но и наличия или приобретения надлежащих материалов. По итогам обучения сотрудники готовят ответы на вопросы билетов и сдают экзамены на соответствующие разряды.

Практический класс предполагает наличие нескольких компьютеров, на которых устанавливаются различные электронные средства обучения: тренажеры, виртуальные симуляторы и имитаторы рабочего места сотрудника. Кроме того, в таких классах могут быть установлены макеты оборудования и учебные стенды: копии производственных пультов управления, аппаратно-программные тренажерные комплексы и другие. В таком классе сотрудники не только развивают теоретическую базу, но и получают практические навыки.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, многие обучающие системы позволяют:

  • Проводить автоматическую аттестацию работников (сбор, хранение и аналитика данных по результатам обучения производятся без участия человека);
  • Создать единую базу всех обучаемых;
  • Обучаться работникам без преподавателя (самостоятельно);
  • Сократить административные расходы;
  • Заменить «наставничество».

В качестве недостатков метода можно выделить немалую стоимость, складывающуюся из затрат на приобретение компьютерных обучающих систем и техники для их установки. Такое обучение также происходит с отрывом от производства, но этот недостаток решаем. Например, можно установить компьютер с электронными системами обучения непосредственно в цехе, тогда сотрудники в свободные минуты смогут обучаться без «отрыва» от производства и тренироваться столько, сколько хотят.

Практика показывает, что сотрудники отдают предпочтение обучению в практическом классе, так как по сравнению с другими методами обучения они имеют свободный доступ к обучающим материалам и не тратят на подготовку свободное время.

При установке компьютера с системой обучения или аппаратно-программного тренажерного комплекса в цехе важно обратить внимание на то, что если данные средства обучения повторяют реальную систему управления, то нельзя устанавливать их на постах управления. В таком случае рабочие могут перепутать реальную систему управления с обучающей. Обычно для установки обучающих систем используют комнаты мастеров и сменно-встречных собраний.

За последние несколько лет чрезвычайно востребованным стало использовать для подготовки на предприятиях системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальный класс, где можно учить сотрудников из любой точки мира и отслеживать их успеваемость.

С помощью СДО удобно планировать учебную нагрузку и отслеживать, как сотрудники проходят онлайн-курсы и тесты, посещают виртуальные занятия или вебинары. Весь контент хранится в одном месте, как и история обучения каждого рабочего: легко посмотреть, какие курсы он проходил, когда и сколько времени потратил на изучение материала. При этом учеба выходит за пределы привычной аудитории – сотрудник может учиться в любом месте и в любое время. В СДО преподаватели и руководители управляют учебной нагрузкой, проводят курсы и онлайн-семинары, хранят результаты обучения и отслеживают успеваемость студентов.
СДО имеют все те же преимущества, что и организация обучения в практическом классе, но они не заменяют практику, которую получают рабочие при обучении с наставником или в таком классе.

При этом, в отличие от практических классов, СДО позволяют сотрудникам обучаться, когда и где они хотят, и при этом одновременно подготовку могут проходить неограниченное количество людей, когда как практический класс ограничен количеством аппаратных средств (компьютеров, макетов или учебных стендов).

Иногда некоторым предприятиям проще передать процесс обучения в специализированные обучающие центры. Выгодно это, как правило, только предприятиям, где на производстве занято небольшое количество сотрудников, либо им не требуется периодическая подготовка и проверка их знаний.

Преимуществом такого способа является то, что предприятие полностью избавляет себя от забот, связанных с организацией обучения. Кроме того, для организации некоторых видов обучения предприятием требуется получение специальной лицензии, а этим процессом надо заниматься.

Недостатков у обучения в специализированных центрах очень много:

  • Часто центры не имеют преподавателей с опытом работы на данном предприятии;
  • Обучение в центре стоит недешево;
  • Работники обучаются с отрывом от производства;
  • Обучение нужно производить организованно (набирать группу), для чего надо иметь сотрудника, который будет организовывать, направлять сотрудников и следить за их результатами;
  • Не заменяет «наставничество»;
  • Предприятию сложно оценить эффективность обучения, потому что оно не имеет доступа к динамике обучения, а может увидеть только результат в виде сертификата или оценки.

Для чего нужно обучать сотрудников

Из этой статьи вы узнаете, зачем нужно обучать сотрудников, какие плюсы и минусы у корпоративного обучения и какие ошибки нельзя допускать, если ваша компания решила потратить на это немалые деньги.

Успех любой организации зависит от профессионализма работников. Сейчас руководители уже не задают вопрос, нужно ли обучать персонал. Да, это затратная статья расходов, но очень важная. В первую очередь, повысится квалификация работников, которая будет соответствовать требованиям рынка, а также появится перспектива карьерного роста и возрастёт мотивация.

Экономить на развитии персонала не стоит. Издержки окупятся, а компания окажется в выигрыше. Работники получат новые знания и навыки, которые позволят развиваться в своей профессии, работать эффективнее и приносить больше пользы компании.

Читайте так же:  Увольнение в связи с реорганизацией

5 причин, почему необходимо заниматься обучением персонала

Рассмотрим пять причин, которые подтверждают важность обучения:

1. Если подчиненные сейчас просто справляются с работой, то после обучения они смогут выполнять задачи в разы лучше и быстрее.

2. Чем опытнее сотрудники, тем больше вариантов для дальнейшего роста компании.

3. Развивать сотрудника выгоднее, чем брать специалиста со стороны.

4. Интересное обучение может стать основной нематериальной мотивацией для работников.

5. Руководитель не будет переживать, когда отправится в отпуск, ведь ему всегда найдется надежная замена.

Минусы обучения персонала: когда не стоит обучать сотрудников

  • Если нет уверенности в сотрудниках, вполне вероятно, что после повышения квалификации они уйдут на работу, где предложат условия лучше.
  • Если компания не планирует развиваться, а умения сотрудников повысятся, им будет неинтересно работать в такой организации. Мы разобрались с плюсами и минусами обучения сотрудников. Теперь познакомимся с видами.

Основные виды обучения персонала

Для обучения кадров используется подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Вид выбирают в зависимости от целей компании.

Применяют различные формы и методы обучения персонала: краткосрочные, долгосрочные и непрерывные, групповые и индивидуальные.

Краткосрочные сэкономят время и деньги, долгосрочные принесут больше пользы сотруднику, а непрерывные направлены на поддержание и развитие профессионального уровня работников — они представляют собой комплекс мероприятий.

Индивидуальные предназначены для одного человека, а групповые для команды.

Методы обучения сотрудников весьма разнообразны:

Методы делятся на активные и пассивные. Знания можно получать как на рабочем месте, так и у себя дома.

Чтобы вы знали, как обучать сотрудников и получать от этого профит для своей компании, расскажем о популярных методиках.

Дистанционное образование. Такой формат довольно часто используют в компаниях. Связь между учителем и учеником осуществляется с помощью интернета. Студент получает материал для изучения и выполняет задания. Уровень знаний определяется тестированием. Курс можно пройти в любом месте и в любое время. Главное, не лениться и вовремя выполнять задания.

Все больше российских компаний, от небольших до крупных, отдают предпочтение этому способу. Он позволяет развернуть корпоративное обучение под специфику вашей компании, принесет много пользы, а обойдется дешевле, чем содержание личных тренеров.

Видеоуроки относятся к современным методам обучения: его удобно применять в организациях. Метод не требует поиска преподавателя и помещения. К недостаткам относится отсутствие общения с лектором. Видеоуроки хорошо подходят для объяснения сложных и спорных тем. Лучше один раз увидеть или услышать, чем семь раз прочитать.

Лекции содержат большой объем информации, проводятся для большой аудитории и за короткий срок. Работодателей, как правило, привлекают доступные цены. Недостатком является отсутствие «обратной связи».

Семинары предполагают ограниченное число слушателей. Качество обучения зависит от способности преподавателя вести диалог. Лектор доносит до аудитории теоретический материал и выясняет, как его усвоили слушатели.

Тренинги. Здесь большое внимание уделяется отработке теоретического материала с помощью практических заданий. В отличие от лекций, тренеры дают «обратную связь» своим ученикам.

Применяя любой из этих методов, ставьте правильные задачи и подбирайте нужное решение.

Типичные ошибки при обучении персонала

Если вы планируете провести обучение сотрудников, познакомьтесь с типичными ошибками и постарайтесь их не повторять:

  • Специфика работы в компании не учитывается, а вместо этого выбирается готовый курс успешного тренера. В результате, эффективность обучения снижается.
  • Используется мало практических примеров
  • После обучения работники не применяют полученные знания на практике.
  • При проведении кратковременных тренингов происходит утечка полученных знаний. Так, если сотрудники увольняются, курс приходится проводить повторно — уже для новых работников.

Не принуждайте коллег участвовать в обучении, а мотивируйте

Как повысить эффективность обучения сотрудников

Если вы руководитель и отправляете работника на обучение, обсудите с ним перед началом курса:

  • на какие вопросы важно узнать ответы;
  • составьте список этих вопросов;
  • какой результат ожидаете.

После прохождения курса выясните:

  • на какие вопросы работник получил ответы;
  • какие знания он сможет применить в работе и как он это сделает;
  • когда это произойдет и к чему приведёт.

Иными словами, важно, чтобы на ближайшем собрании сотрудник поделился новыми знаниями и рассказал, как их можно использовать на благо компании.

Если в организации планируется корпоративное обучение, желательно провести совещание и рассказать о курсе, целях и ожидаемом результате. После окончания подведите итоги, составьте план внедрения новых знаний в рабочий процесс и проследите за ходом решения вопросов.

Обучение становится необходимым, когда повышаются требования к работе сотрудников. Проводить его нужно регулярно. У будущих участников должна быть мотивация для прохождения курса.

Метод выбирайте, исходя из целей компании. Изучите: востребованность программы, условия проведения, формат обучения. Познакомьтесь с преподавателем и узнайте, каких результатов достигли компании после прохождения курса. Контролируйте внедрение полученных знаний. Рассматривайте обучение, как инвестицию в будущее компании.

Выгоду получат все. Сотрудники научатся работать в конкурентном бизнесе, повысят качество знаний, производительность труда, квалификацию. Работодатель получит команду специалистов, которая поднимет бизнес на новый уровень.

[2]

Обучение сотрудников

Обучение сотрудников

Похожие публикации

Предприятия эффективно развиваются на основании многих факторов. Одним из них выступает профессиональный рост их сотрудников. Поэтому, обучение персонала – это залог успеха любой компании. Работодатель благодаря этому имеет в своем штате более квалифицированных сотрудников, выполняющих работу качественно. Работник же, получив обучение, повышает квалификацию, что способствует продвижению по карьерной лестнице.

Почему необходимо обучение персонала в организации

Обучение и повышение квалификации подразумевает овладение новыми знаниями и умениями работников. Зачастую в организациях появляются новые технологии, и внедряется инновационное оборудование. Они требуют соответствующей квалификации. Персонал, владеющий необходимыми навыками и знаниями, не будет тормозить развитие организации. Поэтому, работодателю выгодно обучить своих сотрудников. Согласно ст. 197 ТК РФ работник вправе получать подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также проходить независимую оценку квалификации. Для этого между работодателем и сотрудником заключается соответствующий договор.

Читайте так же:  Должностная инструкция охранника

Виды обучения персонала в организации

Для удобства восприятия представим виды обучения персонала в виде таблицы:

Для выполнения определенных задач работник получает нужные знания, умения и навыки

Она необходима при смене сферы деятельности или профессии. Сотрудник получает новые знания и умения, необходимые для новой работы

Когда требования к занимаемой должности изменились, требуется пройти дополнительное обучение сотрудников

Обучаются работники внутри организации либо за ее пределами. При применении второго варианта, работник отрывается от производственного процесса.

Методы обучения персонала в организации

Методы обучения напрямую зависимы от места обучения:

  1. Методы обучения работников вне рабочего места:
    • Лекции – работникам в устной форме начитываются теоретические знания.
    • Конференции и семинары – на них ведутся обсуждения и дискуссии., работники приобретают новые знания относительно правильного поведения, а также учатся мыслить логически.
    • Деловые игры – всем участникам предоставляются специально отведенные роли и задаются конкретные ситуации.
    • Тренинг – в его ходе сотрудник обучается основе деятельности.
    • Моделирование – создаются реальные условия работы. Перед обучающимся лицом ставится задача о принятии решений в индивидуальных ситуациях.
    • Самообучение – работники сами изучают предложенный материал.
  2. Методы обучения персонала на рабочем месте:
    • Копирование – новичок повторяет работу за опытным сотрудником.
    • Производственный инструктаж – работник получает чёткую информацию о работе на новом месте.
    • Наставничество – за сотрудником закрепляется наставник, который контролирует правильность выполняемой работы.
    • Ротация – работника на несколько дней переводят на другой участок труда для приобретения новых умений.
    • Усложнение задачи – сначала человеку дают простую работу, потом более сложную. С каждым разом задания даются все более сложные.

На практике могут использоваться и другие методы обучения с отрывом и без отрыва от производства. Преимущества второго варианта заключается в том, что человек работает и в ходе труда приобретает знания и умения.

Формы обучения персонала

Обучение персонала на предприятии подразумевает формы:

  • Эмпирическое или опытное обучение – человек учится сам. Однако, происходит это в некотором логическом порядке.
  • Выполнение работы под руководством – учитель показывает стажеру, как выполнять работу. Затем ученик под его руководством делает работу сам.
  • Программное обучение – ученик изучает информацию и отвечает на чётко поставленные вопросы.
  • Компьютерное обучение — работник самостоятельно изучает информацию в интернете.
  • Активное обучение действиями – работник получает знания в ходе выполнения поставленных задач. Предположим, участие в групповом проекте.

Обучение и развитие персонала в организации является эффективным, когда издержки на него оказываются ниже других расходов, связанных с ошибками найма работников.

Как оценить эффективность обучения персонала

Оценка эффективности обучения персонала может производиться любым из способов:

  • Тестирование после обучения.
  • Наблюдение за работой обученного сотрудника на рабочем месте.
  • Наблюдение за реакцией учащегося работника в процессе обучения.
  • Оценка эффективности в форме анкетирования.

Критерии оценки должны быть доведены до работника до начала обучения. После его завершения о результатах аттестации сообщается в службу управления персоналом.

Приказ о направлении на обучение

При направлении работника на учебные мероприятия издается приказ о направлении работника на обучение. Составляется он в произвольной форме. Однако, есть обязательные пункты, которые должен содержать приказ на обучение:

  • Название компании.
  • Наименование документа.
  • Дата и номер приказа.
  • Время и дата прохождения обучения.
  • Название учебного учреждения.
  • Распоряжение об оплате.
  • Подпись руководителя и других заинтересованных лиц.

Приказ на обучение сотрудника – образец:

Приказ о направлении на обучение

Обучение за счет работодателя может сразу оплачиваться организацией либо компенсироваться работнику потом.

Обучение сотрудников за счет организации: налогообложение

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 21 ст. 217 НК суммы оплаты обучения в лицензированных учреждениях сотрудников не подлежат налогообложению НДФЛ. То же относится и к выплачиваемым компенсациям за обучение. Кроме того, такие суммы не подлежат обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ).

Источники


  1. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  2. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  5. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Обучение работников организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here