Определение нерезидента с точки зрения налогового законодательства

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Определение нерезидента с точки зрения налогового законодательства" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Налогообложение нерезидентов РФ

Нерезиденты с точки зрения законодательства РФ

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ (предпринимательская деятельность на территории РФ, доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, доходы от сдачи такого имущества и проч.), обязаны уплачивать НДФЛ на территории РФ.

Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, уплачивают налог по ставке 30% от всей суммы дохода – п.3 ст.224 НК РФ. Уменьшить налоговую базу на сумму имущественных вычетов нельзя, вычеты применяются только для расчета налоговой базы при применении ставки в 13% — п.1 ст. 224 НК РФ.

Срок нахождения имущества в собственности, при его продаже нерезидентом, не влияет на обязанность уплаты НДФЛ, такая льгота предусмотрена только для налоговых резидентов РФ.

Особенности налогообложения нерезидентов РФ

На основании положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

К сожалению, вопрос с какого момента следует отсчитывать 183 дня для выяснения статуса налогового резидента РФ на данный момент, является спорным. Разъяснения Минфина РФ и ФНС РФ противоречивы. На данный момент существуют две позиции по этому вопросу:

Первая позиция:

Статус налогового резидента определяется на момент получения дохода. Для расчета берутся 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода. При этом неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом. (п. 2 ст. 207 НК РФ, Письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, от 25.05.2011 N 03-04-06/6-122, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871).

Согласно этой позиции, если доход от иностранного пенсионного фонда перечислен физическому лицу 17 апреля 2017 года, то для определения статуса налогового резидента РФ следует брать для расчета период с 16 апреля 2016 по 17 апреля включительно. Если лицо в течение этого периода находилось за пределами РФ более 183 дней, то такой доход не будет подлежать в РФ налогообложению и декларированию.

Вторая позиция:

Статус налогового резидента РФ устанавливается по итогам налогового периода (календарного года). В этом случае, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года. (Письма Минфина РФ от 18.04.2007 N 01-СШ/19, от 13 июля 2016 г N ОА-3-17/[email protected])

Если следовать данной позиции, то окончательный статус физлица устанавливается по окончании 2017 года. Если на 31 декабря 2017 года физлицо будет фактически находиться на территории РФ более 183 дней, то оно будет признано резидентом РФ.

С нашей точки зрения, первая позиция более соответствует правовым нормам и имеет большую правоприменительную практику. Но, во избежание судебных разбирательств и налоговых санкций, для окончательного разъяснения данного вопроса, крайне рекомендуем обратиться к налоговому консультанту либо сделать официальный запрос в ФНС РФ.

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ (предпринимательская деятельность на территории РФ, доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, доходы от сдачи такого имущества и проч.), обязаны уплачивать НДФЛ на территории РФ.

Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, уплачивают налог по ставке 30% от всей суммы дохода – п.3 ст.224 НК РФ. Уменьшить налоговую базу на сумму имущественных вычетов нельзя, вычеты применяются только для расчета налоговой базы при применении ставки в 13% — п.1 ст. 224 НК РФ.

[1]

Каждая налоговая консультация индивидуальна, требует внимания, обращения к нормативным актам и специализированной литературе. Часто требуется тщательный юридический анализ первичных документов.

Из уважения к Вам и Вашим проблемам, мы не даем консультаций по телефону. На звонки отвечает секретарь, который не является специалистом по налоговым вопросам.

Критерии налогового резидентства в России и международном праве

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

Налоговое резидентство — одна из важнейших тем в международном налогообложении. По сути, данный статус определяет налоговые обязанности в государстве, налоговым резидентом которого является или становится физическое лицо. В современном мире, когда трансграничная деятельность человека становится более прозрачной, необходимо четко понимать свой статус налогового резидента.

Стоит отметить, что в различных странах могут существовать не идентичные критерии признания налоговым резидентом. Например, в США для признания налоговым резидентом достаточно иметь гражданство, что побудило одного из известных российских банкиров от него отказаться.

В российском и международном налоговом законодательстве сформировано несколько критериев определения налогового резидентства, применяемых последовательно:

  1. По периоду времени пребывания. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Важно понимать, что данный период не прерывается на определенные краткосрочные выезды;
  2. Критерий постоянного жилья. Налоговое резиденство определяется по местонахождению постоянного жилья физического лица;
  3. Критерий центра жизненных интересов. Налоговое резидентство определяется на основании тесных личных и экономических связей. Например, где у физического лица живет семья или ведётся бизнес.
  4. Критерий места обычного проживания. То есть, где физическое лицо обычно проживает.
  5. Гражданство. Если физическое лицо соответствует всем критериям в двух странах, то в таком случае резидентство определяется по критерию гражданства.

[2]

Критерии применяются последовательно. К данному выводу приходит и Минфин России в своих письмах.

В Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-08-05/41848 рассматривается вопрос о признании физического лица налоговым резидентом РФ при применении международной российско-испанской Конвенции. В Письме сделан вывод о том, что физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, также не рассматривается в качестве резидента в целях применения данного международного соглашения.

Читайте так же:  Где самый дешевый автокредит

Если физическое лицо находится на территории РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом РФ. В такой ситуации проблемы «двойного резидентства» не возникает и, соответственно, не применяются критерии определения резидентства по месту нахождения жилья и центру жизненных интересов (Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-04-06/62838).

В Письме от 05.08.2015 N 03-04-05/45277 также подчеркивается, что критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в договорах об избежании двойного налогообложения, в том числе критерии места нахождения «постоянного жилища» или «центра жизненных интересов», используются для целей применения таких договоров только в случаях, когда в соответствии с положениями национального законодательства физическое лицо признается налоговым резидентом в обоих государствах.

Существовала спорная позиция ФНС России. Так, в 2015 году в нескольких письмах ФНС была изложена позиция, в соответствии с которой из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности. Сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ (Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/[email protected], от 29.10.2015 N ОА-3-17/[email protected], от 16.01.2015 N ОА-3-17/[email protected]).

Однако в 2016 году данное мнение ФНС было признано несоответствующим законодательству (Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009).

Судебная практика по вопросам налогового резидентства физических лиц сводится к анализу судами количества дней пребывания на территории РФ (например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 N 15АП-9658/2009 по делу N А32-16505/2009, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2015 N Ф07-4905/2015 по делу N А21-1107/2014, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2014 по делу N 33-24651/2014,).

Документальное подтверждение

Согласно официальным разъяснениям (Письма ФНС России от 19.09.2016 N ОА-3-17/[email protected], от 06.09.2016 N ОА-3-17/4086, Минфина России от 12.07.2017 N 03-04-05/44434 и др.), документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами РФ, могут являться:

  • копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы,
  • квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами РФ.

Отсутствие обязанности уведомления налоговых органов о смене резидентства

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, НК РФ не содержит (Письма ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/[email protected], от 29.10.2015 N ОА-3-17/[email protected] и др.).

Налоговый резидент РФ. Статус налогового резидента РФ

Словосочетание «налоговый резидент» сегодня встречается достаточно часто. Однако не многие понимают его значение. Рассмотрим далее, кто является налоговым резидентом.

Общее понятие

Слово «резидент» является заимствованным. Его первоначальное значение в переводе с латыни – возглавлять, председательствовать. В русском языке это слово появилось из дипломатических кругов. В английском to reside – глагол, имеющий множество значений. Например, слово может означать «пребывать», «обитать», «находиться», «жить» и так далее. Таким образом, выходит, что резидентом является лицо, которое постоянно пребывает в какой-либо стране. При этом стоит отметить, что им может быть и не гражданин государства.

Дополнительные значения

Словом «резидент» также называют дипломатического представителя западного государства. При этом его ранг ниже, чем у посланника. Резидент – это и глава колониальной администрации в ряде протекторатах. Достаточно распространенное значение слова – старший шпион. Резидентом называли тайного уполномоченного зарубежной разведки, руководителя агентурной сети. Такое значение укоренилось в отечественном сознании после просмотра достаточно популярных кинолент о разведчиках. В английском языке словом resident называют неперелетную птицу.

Налоговый резидент РФ

Это определение касается людей, на которых в полной мере распространяется отечественное законодательство, в том числе НК. Административный и экономический порядок предписывает обязательную регистрацию человека на территории пребывания. Это необходимо для получения соответствующих документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ. В НК приводится достаточно четкое определение. Так, налоговый резидент РФ – это человек, который фактически находится на территории государства на протяжении не менее 183-х дней (календарных) в течение 12 месяцев, следующих подряд. При определении данного юридического положения в целях исчисления НДФЛ необходимо учитывать дни фактического пребывания в стране. Если человек не считается налоговым резидентом, то касательно его доходов используется ставка 30 %. Данный порядок устанавливает статья 224 НК, в пункте 3. Налог по тарифу 30 % следует исчислять по каждой сумме совокупного дохода отдельно.

Документы-подтверждения

Налоговыми резидентами признаются физические лица, имеющие следующие бумаги:

  • Документы с мест работы (текущих и предыдущих), которые выданы в соответствии с данными из табеля учета времени.
  • Копии паспорта, в которых стоят отметки пограничных служб о факте пересечения границы.
  • Квитанции о проживании в отелях/гостиницах.
  • Документ о регистрации по месту пребывания (жительства).
  • Бумага из учебного заведения.
  • Прочие документы, которые оформлены по предписанному законодательством порядку, на основании которых человек считается налоговым резидентом.

Объект обложения

В качестве него выступает доход, который получает налоговый резидент России от внутригосударственных источников и находящихся за пределами страны. При определении базы НДФЛ в отношении поступлений, на которые начисляется ставка 13 %, человек вправе воспользоваться имущественными, социальными и стандартными вычетами.

Доходы источников

Налоговыми резидентами РФ признаются люди, пребывающие на территории страны в указанный выше срок, а также получающие вознаграждение за исполнение трудовых и прочих обязанностей, оказанные услуги, проведенную работу и прочие законные действия в пределах государства. Данное положение присутствует в ст. 208 НК (п.1). В данном случае не имеет значение, зарубежная или отечественная компания будет выплачивать вознаграждение. К внутригосударственным доходам также относят пособия и пенсии, которые предусмотрены действующим отечественным законодательством. Налоговый резидент может осуществлять рабочую и иную законную деятельность, оказывать услуги за пределами страны. В этом случае его доходы считаются как поступающие от источников, находящихся за границей государства.

Читайте так же:  Вклад «ключ к успеху»

Все доходы, которые получает налоговый резидент от внутригосударственных источников, подлежат обложению по тарифу 13 %. Данное предписание фиксируется в ст. 224, п. 1 НК. Налоговый резидент имеет право на стандартные вычеты. В их числе и уменьшение отчислений на детей. Вычет на ребенка полагается до того месяца, в который доход трудящегося, исчисляемый нарастающим итогом с начала отчетного (налогового) периода, превысит 280 тысяч рублей. Порядок предоставления такого уменьшения описан в ст. 218 НК. Суммы налога по тарифу 13 % исчисляются нарастающим итогом с начала периода по итогу каждого месяца относительно всех доходов, к которым применяется указанная ставка, начисленным плательщику за данный период, с включением уже удержанных платежей.

Как посчитать календарные дни?

183 дней нахождения в стране, по окончании которых физлицо будет считаться налоговым резидентом, исчисляются суммированием всех календарных суток, когда оно пребывало в РФ на протяжении 12 месяцев, следующих подряд. При определении юридического положения работодателем также учитываются даты въезда и выезда из государства, поскольку фактически человек находился на его территории. Что касается обучения и лечения, то НК не предписывает непрерывность в течение 183-х дней. Время выезда за пределы страны на протяжении 12-ти месяцев, следующих друг за другом, не учитываются, кроме ряда случаев. В частности, к ним относят краткосрочное лечение и обучение за границей. Кратковременным считается период, который длится меньше полугода.

Определение 12-ти месяцев

В письме УФНС указано, что они могут быть не календарными. Двенадцатимесячный период может начинаться в одном, а заканчиваться в другом периоде. Данное положение разъясняется в письмах Минфина. В течение налогового года бухгалтерия определяет двенадцатимесячный период на дату, когда сотрудник получил доход – заработную плату. Днем получения считается последнее число месяца, за который осуществлено начисление. Если были выданы отпускные, то считается дата их фактического получения.

Изменение налогового статуса

В этом случае будет меняться и порядок по обложению доходов. Многие работодатели интересуются, должны ли они ставить в известность сотрудника о том, что у него изменился статус, и он вправе вернуть НДФЛ? В ст. 24 (п. 3 и 3.1) НК перечислены обязанности налогового агента. В нормах не оказано, что работодатель должен уведомлять сотрудника о том, что последний стал налоговым резидентом. Однако следует в этой ситуации обратить внимание на ст. 231, п. 1, абз. 2 НК. В положении сказано, что налоговый агент должен сообщать плательщику сведения о каждом известном факте лишнего удержания налога и о его сумме. Это необходимо сделать в десятидневный срок с момента, как стало известно об этом. Специалисты Минфина считают, что работодатель может уведомить работника в произвольной форме. Предварительно порядок извещения следует согласовать с плательщиком.

Пересчет, доначисление и возврат НДФЛ

В случае, если по окончании отчетного периода налоговый статус изменился, ко всем доходам, полученным в течение года, следует применять другую ставку. Пересчет обязан производить работодатель. Налоговый агент не должен возвращать переплату НДФЛ, если трудящийся по окончании отчетного периода приобрел статус резидента. Данная процедура осуществляется уполномоченным органом, в котором плательщик стоит на учете по месту пребывания или жительства.

Документы для возврата

В налоговую службу плательщик должен подать следующие бумаги:

  1. Заявление. Оно составляется в письменной форме (ст. 78, пункт 6 НК).
  2. Налоговую декларацию. Она заполняется по форме 3-НДФЛ.
  3. Документы, которые удостоверяют наличие у лица статуса налогового резидента России в данном периоде.

Порядок, в соответствии с которым осуществляется возврат сумм, устанавливается в ст. 78 НК. Налоговый орган обязан принять решение об удовлетворении заявления плательщика в течение 10-ти дней с даты его поступления. Сообщить о нем уполномоченная инстанция должна не позднее 5-ти дней с момента принятия.

Форма 2-НДФЛ

Справка налогового резидента содержит сведения об излишне удержанной сумме отчислений. Эти данные указываются в пункте 5.6, пятого раздела, где приводятся общие суммы по доходам и сборам на завершение периода по процентной ставке. Бумага должна быть предоставлена в налоговую службу не позже 1-го апреля года, который последует за прошедшим. В справке также заполняется таблица по доходам, подлежащим обложению 13 %.

В заключение

Ставка 13 %, согласно действующему НК, применяется относительно всех доходов для налоговых резидентов РФ. Для не относящихся к данной категории людей, тарификация осуществляется по 30 %. Однако из общих правил есть несколько исключений. В частности, в случае, если иностранный гражданин заключил трудовое соглашение на период, превышающий 183 дня, то к его доходам применяется 13 % ставка. Но если сотрудник уехал из России до окончания указанного срока, а отчисления остались без изменений, то выплаты в бюджет считаются неверными. При выявлении таких фактов на работодателя может налагаться штрафная санкция. Что касается иностранных переселенцев, то они автоматически являются нерезидентами. Они остаются таковыми в течение полугода с момента въезда. В эту же категорию входят и граждане России, которые постоянно живут за пределами страны. В некоторых случаях люди получают гражданство в течение 3-х месяцев. Однако даже в этом случае они считаются нерезидентами РФ. Они входят в эту категорию до того, как период их пребывания в стране не превысит 183 дня.

Определение нерезидента с точки зрения налогового законодательства

Видео (кликните для воспроизведения).

Как и с доходов граждан России, с заработной платы нерезидентов страны также должны удерживаться налоги и страховые взносы, но с учётом их особого статуса. Поэтому российским работодателям, в штате которых числятся иностранцы, следует помнить, что в отношении них действует другой порядок приёма на работу, увольнения, выполнения должностных обязанностей, обложения зарплаты НДФЛ и начисления страховых платежей, нежели для граждан РФ.

Читайте так же:  Оферта — образец

Понятие резидента и нерезидента разнится в зависимости от страны и трактуется по-разному. Более того, имеются различия в понятиях и внутри страны — в России резидентство может быть определено с точки зрения валютного и налогового контроля. Налоговое законодательство разделяет физических лиц, трудящихся на территории России, на налоговых резидентов и нерезидентов.

Так, резидентом является:

  • Гражданин России, иностранец и лицо без гражданства, пребывающее на территории нашей страны как минимум 6 месяцев на протяжении года (включая день въезда и выезда из страны). Не учитываются периоды:
  1. отъезд на срок менее полугода для прохождения лечения или обучения;
  2. отъезд за рубеж на морские месторождения углеводородного сырья.
  • Государственный и военнослужащий, в том числе отправленный за рубеж в командировку.
  • Физические лица, пребывающие в Крыму с 18.03 по 31.12.2014 (отъезд на короткий срок — менее полугода — не прерывает период расчёта).

Соответственно, остальные граждане, не соответствующие данным категориям, признаются налоговыми нерезидентами и несут повышенное налоговое бремя в сравнении с резидентами.

Страховые взносы уплачиваются с зарплаты и прочих вознаграждений работников, имеющих регулярный характер. Что касается иностранных граждан, то не важно, резидент он, или нет (налоговый) — внимание уделяется именно гражданской принадлежности. Страховые отчисления, пенсионные, медицинские, по нетрудоспособности и материнству, по травматизму и профзаболеваниям, совершаются для:

  • беженцев;
  • получивших временное убежище в России;
  • проживающих в РФ на постоянной основе (обладатели вида на жительство);
  • проживающих в РФ на временной основе (обладатели разрешения на временное проживание);
  • временно пребывающих в России (находящиеся в стране на основании миграционной карты);
  • граждан страны-члена ЕАЭС.

Размер страховых отчислений и необходимость их уплаты в принципе зависит от статуса иностранца, находящегося в России. Так, страховые платежи обязательны для:

  • постоянно проживающих на территории РФ;
  • временно проживающих в РФ;
  • временно пребывающих в России (нет отчислений в счёт медицинского страхования).

Также отдельно выделяется категория иностранных граждан, являющихся временно пребывающими в России специалистами высокой квалификации — в 2017 году страховые взносы они не уплачивают.

Пенсионные выплаты для иностранцев

Приём в штат иностранцев был выгодным для российских работодателей ранее, но на сегодняшний день особого смысла в трудоустройстве нерезидента нет — согласно новому расчёту тарифов по страховым платежам в отношении иностранных граждан, отчисления становятся обязательными с 1-ого дня на работе, тогда как ранее страховые взносы начислялись после пребывания нерезидента в России на протяжении полугода.

Ставка по выплатам в ПФР (с 2017 года — в ИФНС) равна 22%. Освобождены от отчислений высококвалифицированные специалисты.

Выплаты в Фонд социального страхования

По новым правилам, страховые отчисления становятся обязательными для всех временно пребывающих в стране нерезидентов (по ставке 1,8%), при условии, что трудовой контракт с нанимателем заключается на срок более 6 месяцев. Остальные иностранцы совершают отчисления по страховым платежам по ставке 2,9%, и это при том, что больничное пособие им полагается, а детские и декретные выплаты — нет.

[3]

Отчисления в Фонд медицинского страхования

От отчислений в ФФОМС освобождены временно пребывающие в РФ иностранцы и специалисты высокого уровня. Для постоянно и временно проживающих в России иностранных граждан действует тариф 5,1%, такой же, как и для россиян. Величина дохода, на который должны быть начислены страховые платежи в ФФОМС, не ограничена.

Обладатели официального статуса беженца подчиняются миграционному законодательству, поскольку приравниваются к гражданам России — отчисления устанавливаются в обычном порядке. Но претенденты на звание беженца, которые таковыми пока не признаны, считаются временно пребывающими в стране иностранцами, ставка на взносы будет соответствующая.

Социальные пособия для нерезидентов

С зарплаты иностранцев, которые находятся в статусе временно пребывающих в России, взносы в ФСС не производились до 2015 года, поэтому им не положены пособия (если только они не получили официальный статус беженца) при наступлении нетрудоспособности, а также если сотрудница уходит в отпуск по БиР или по присмотру с маленьким ребёнком до полутора лет. Им также не должен оформляться больничный лист.

Зато, начиная с 1.01.2015 года, в отношении всех временно пребывающих в России иностранцев стали делать страховые отчисления в ФСС на тот случай, если у них в будущем возникнет период нетрудоспособности или материнства. Поэтому, в том случае, когда отчисления производятся на протяжении более полугода, иностранные граждане вправе претендовать на выплату им соответствующих пособий.

Что касается выплат по случаю возникновения профзаболевания или производственного травматизма, они назначаются абсолютно всем иностранным работникам, поскольку для этих целей с доходов всех категорий иностранцев совершаются отчисления в ФСС.

Отдельной темой для рассмотрения является начисление пособий лицам в статусе беженца. Они имеют право на все виды выплат по случаю появления в семье ребёнка:

  • пособие по беременности и родам;
  • единоразовую выплату при ранней постановке на учёт в женской консультации;
  • единовременное пособие по случаю рождения малыша;
  • ежемесячные выплаты по уходу за младенцем и др.

Нюансы начисления страховых взносов с доходов беженцев

Иностранцы, признанные российскими властями беженцами, делают отчисления:

  • Пенсионные:
  1. до 1.01.2015 г., если трудовой контракт подписывается на долгосрочный период (неопределённое время), а если контракт срочный, продолжительность всех вместе договоров должна быть как минимум полгода на протяжении 12 месяцев.
  2. с указанной выше даты начисляются всегда.
  • Медицинские.
  • Социального страхования:
  1. до 1.01.2015 не начисляются;
  2. с указанной выше даты начисляются.

Законодательные акты по теме

Рекомендуется изучить следующие документы:

Документ Название
ст. 207 НК РФ Определение налогового нерезидента
п. 1 ст. 7 НК РФ О принятии во внимание правил налогообложения, содержащихся в международных договорах РФ, при применении норма обложения налогом дохода нерезидента
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» О страховых взносах в ПФР
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» О добровольных страховых взносах в ФСС
Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ Взносы на травматизм и профзаболевания на производстве
п. 3 Порядка и условий назначения и выплаты пособий (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н) О выплате социальных пособий иностранным лицам в статусе беженца
Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ О начислении страховых взносов в ФСС на случай временной нетрудоспособности и материнства для иностранцев, временно пребывающих в РФ
Читайте так же:  Законодательное регулирование вопроса

Типичные ошибки при расчетах

Ошибка №1. С зарплаты иностранца были перечислены средства в счёт страховых платежей, тогда как сотрудник работает в обособленном подразделении российской компании, находящейся за границей.

Если иностранный гражданин принят на работу в подразделение российской фирмы на территории другого государства, страховые взносы в российские фонды он не уплачивает.

Ошибка №2. Иностранец занимается оказанием услуг, заключая при этом договор гражданско-правового характера, находясь за пределами России.

Иностранцы, трудящиеся с территории родной страны и оказывая услуги российским работодателям, не обязаны делать отчисления в бюджет РФ и внебюджетные фонды.

Ответы на распространённые вопросы

Вопрос №1. Нужно ли делать страховые отчисления для нерезидентов РФ, если они работают удалённо за границей?

Нет, подобные заработки не признаются объектом налогообложения, и с таких сумм не взимаются страховые платежи.

Вопрос №2. Какой тариф установлен в отношении иностранных граждан для страховых взносов на случай травматизма на производстве и появления профзаболеваний?

Все иностранцы обязаны делать страховые отчисления на страхование от случаев травматизма и профзаболеваний, а тарифным план определяется в зависимости от сферы деятельности предприятия, на котором они трудятся.

Налоговое и валютное резидентство: новые подходы и обязанности

Шатилова Е.С., ведущий юрисконсульт Департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «КСК групп»

Изначально следует отметить, что понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент» в российском законодательстве не являются идентичными. И если статус налогового резидента имеет значение для определения обязательств физического лица по уплате налогов, то признание валютным резидентом накладывает на физическое лицо определенные обязанности в части использования им счетов, открытых в зарубежных банках.

На основании п.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, формально в РФ действует принцип определения налогового резидентства по количеству дней нахождения на территории РФ.

Вместе с тем, в связи с введением в действие с 01 января 2015 г. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» контролирующие органы скорректировали свою позицию в отношении применения критериев при определении налогового резидентства физического лица. ФНС России были выпущены разъяснения (см. письма ФНС РФ № ОА-3-17/[email protected] от 16.01.2015 года, № СА-4-14/460 от 12.02.2015 года), из которых следует, что нахождение физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.

В своих разъяснениях ФНС РФ ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых, по мнению налоговой службы, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в ней центр жизненных интересов. Наличие постоянного жилища подтверждается наличием права собственности на объект жилой недвижимости либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.

Таким образом, с наибольшей долей вероятности, концепция центра жизненных интересов будет применяться и российскими налоговыми органами. Соответственно, указанный подход к определению налогового резидентства может приводить к возникновению ситуаций, когда физическое лицо одновременно будет признаваться налоговым резидентом РФ и иметь статус налогового резидента в иной юрисдикции. Указанная ситуация может приводить к двойному налогообложению. В данном случае будут действовать соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные с участием РФ.

Указанные соглашения базируются на Модельной конвенции ОЭСР, согласно которой при разрешении проблемы двойного резидентства отдается предпочтение признаку постоянного жилища. Если лицо в силу законодательства одного государства признается его резидентом, поскольку имеет там постоянное жилище, а другого — поскольку пребывает в нем свыше установленного срока, то согласно международному договору об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, принятого на базе Модельной конвенции ОЭСР, оно будет признаваться резидентом только первого государства.

Если лицо располагает постоянным жилищем в обоих государствах, то предпочтение отдается тому, в котором у лица установлены наиболее тесные личные и экономические отношения.

Если лицо имеет жилища одновременно в нескольких государствах и невозможно определить, в котором из государств центр его жизненных интересов, Модельная конвенция ОЭСР рекомендует признать лицо резидентом того из государств, в котором оно обычно проживает. При этом учитывается проживание в стране по любым адресам, а не только в месте постоянного жилища.

В некоторых случаях проблема двойного налогового резидентства не может быть разрешена на основе критерия обычного проживания, например, когда лицо не проживает ни в одной из стран, признающих его резидентом, или признается обычно проживающим в обеих странах. В такой ситуации лицо будет признаваться резидентом того из договаривающихся государств, гражданином которого оно является.

Читайте так же:  Правила заполнения и применения бланков строгой отчетности в деятельности ип и ооо

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) валютным резидентом признается физическое лицо являющиеся гражданином РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.

Как следует из указанного выше определения, утрата ФЛ российского валютного резидентства возможно в случаях:

  1. утраты ФЛ российского гражданства;
  2. нахождения ФЛ за пределами РФ в течение срока, превышающего один год.

При этом ранее Росфиннадзором была высказана широко используемая позиция, согласно которой при въезде обратно на территорию РФ гражданин РФ, получивший статус нерезидента, утрачивает такой статус. Восстановление статуса нерезидента возможно только при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года (http://www.rosfinnadzor.ru/work/valutnii_control/vopros_otvet/3971422/).

Таким образом, даже краткосрочный визит на территорию РФ фактически «обнуляет» течение годичного срока.

Статус валютного резидента предполагает наличие определенных прав и обязанностей.

Резиденты (за исключением отдельных категорий лиц, к которым, относятся лица, занимающие государственные должности, а также члены их семей) открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (ч.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Физическое лицо-валютный резидент РФ обязано уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч . 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

За предоставление уведомления с нарушением установленного срока, с нарушением установленной формы устанавливается административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). За непредставление уведомления штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Валютные резиденты обязаны совершать операции по зачислению денежных средств на указанный счет согласно разрешенному перечню. Перечень установлен ст.ст. 9, 12 Закона о валютном контроле. При этом расходные операции осуществляются лицом без ограничений.

С 01.01.2015 г. физические лица-валютные резиденты обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ (ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

Однако на настоящий момент в отношении физических лиц – валютных резидентов:

  • не установлен порядок предоставления отчета о движении средств;
  • не установлена форма отчета о движении средств;
  • не установлена ответственность за непредоставление указанного отчета.

Согласно информации ФНС РФ физические лица — резиденты имеют право предоставлять информацию о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ в налоговые органы, однако обязанность до утверждения его формы и порядка представления Постановлением Правительства РФ не возникает.

К сведению: в настоящее время в процессе разработки находится проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (идентификационный номер проекта: 00/03-24539/04-15/21-14-3); информация о ходе разработки указанного проекта размещена на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (официальный сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Как видим, подход к определению понятия «налоговый резидент» в связи с введением «деофшоризационного» закона претерпевает существенные изменения, а в отношении владельцев иностранных счетов прослеживается тенденция по усилению контроля путем введения новых обязанностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соответственно, следует всесторонне, с учетом конкретных обстоятельств, оценить степень влияния указанных изменений. Каков риск применения весьма оценочной по своей сути концепции центра жизненных интересов? Возможно ли признать физическое лицо российским налоговым резидентом, если оно является налоговым резидентом иного государства? Какие сложности могут возникнуть при использовании иностранного счета? На данные вопросы смогут ответить квалифицированные консультанты.

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  5. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
Определение нерезидента с точки зрения налогового законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here