Основные сведения налоговых споров

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Основные сведения налоговых споров" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Понятие и виды налоговых споров

На сегодняшний день термин «налоговые споры» получил широкое распространение как в юридической литературе, так и в судебной практике (п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Это связано с тем, что указанная категория споров является наиболее преобладающей среди других возникающих из публичных правоотношений дел, рассматриваемых арбитражными судами, и имеет дальнейшую тенденцию к своему количественному увеличению.

В связи с вышесказанным, а также принимая во внимание то обстоятельство, что понятие налогового спора в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, назрела необходимость более подробного рассмотрения указанного понятия, что, безусловно, будет способствовать правильному применению соответствующих норм материального и процессуального права.

Подходы к определению налогового спора

В научных работах, посвященных проблематике налоговых споров, приводятся различные определения данного понятия. Так, по мнению Д.А. Шинкарюка, налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

Н.Л. Бартунаева определяет налоговый спор как не разрешенный в административном порядке конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу объема налоговых прав и обязанностей в заявленный период по видам налогообложения, применения норм налогового права, а также установления фактических обстоятельств и подлежащий разрешению в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

О.В. Борисовой сформулирована авторская дефиниция налогового спора в качестве решаемого уполномоченным государственным органом юридического спора между государством и плательщиками налогов и сборов по вопросам налогового права, факта или налоговой процедуры.

С.М. Миронова, уточняя понятие налогового спора, определяет его как налогово-правовое отношение, отражающее противоречие интересов государства и налогоплательщиков, иных участников налоговых правоотношений по поводу применения норм налогового права, разрешаемого уполномоченным юрисдикционным органом или по согласованию сторон.

Д.Б. Орахелашвили признает в качестве налогового спора переданное на рассмотрение уполномоченного юрисдикционного органа разногласие сторон правоотношения, связанного с исчислением и уплатой налогов, по поводу их взаимных прав и обязанностей, а также условий их реализации, требующее его разрешения на основе правовой оценки действительности предполагаемых прав сторон и проверки законности действий властно уполномоченной стороны.

Из приведенных дефиниций налогового спора в целом заслуживает внимания позиция Д.А. Шинкарюка и Д.Б. Орахелашвили, определяющих налоговый спор через категорию «разногласие». Именно такой подход к трактовке правового спора можно встретить в действующем российском законодательстве (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ).

В международном праве многими учеными поддерживается сформулированное в решении Постоянной палаты международного правосудия по делу Греции против Великобритании в связи с палестинской концессией Макроматиса в 1924 г. определение понятия «спор» как разногласия по вопросу факта или нормы права, конфликта юридических взглядов или интересов между двумя лицами.

В целом концептуальный подход, при котором правовой спор определяется через категорию «разногласие«, является довольно распространенным в отечественной правовой доктрине. Так, по мнению А.Б. Зеленцова, правовой спор в самом общем виде можно определить как разногласия между субъектами правовых отношений по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей в связи с предполагаемым нарушением либо оспариванием в процессе реализации права, в том числе посредством правоприменения, направленного на урегулирование конкретных ситуаций.

Ранее на разногласие, существующее между гражданином или организацией относительно применения нормы материального права, определяющей поведение, права и обязанности участников административно-правового отношения, как на сущность административно-правового спора в широком смысле слова указывал Д.М. Чечот.

Таким образом, разногласие, объективированное в юридической форме требования и возражения, признается сущностным элементом всякого правового спора. В качестве других обязательных элементов содержания правового спора называются стороны, предмет и основание.

Сказанное вполне применимо и к характеристике содержания налогового спора. При этом особенности отдельных элементов содержания налоговых споров обусловлены спецификой правовых отношений, из которых они возникают. К таким отношениям согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (далее — НК РФ) — относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

[1]

Стороны налогового спора

Предмет налогового спора

Основание налогового спора

Вопрос об основании публично-правового спора в отечественной юридической науке решается неоднозначно. Так, Н.В. Сухарева называет в качестве основания административно-правового спора любой юридический факт, послуживший основанием для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. При этом в отличие от спора гражданско-правового административный спор возникает лишь тогда, когда основанием является такая разновидность юридических фактов, как действия (правомерные и неправомерные), т.е. факты, наступление которых зависит от воли людей.

Н.Ю. Хаманева рассматривает в качестве основания для возникновения административного спора обращение гражданина в форме жалобы, которая рассматривается как реакция лица на нарушение его прав и свобод в сфере государственного управления.

По мнению Л.А. Николаевой и А.К. Соловьевой, публично-правовой спор возникает в случае нарушения субъектом государственной власти или местного самоуправления субъективных публичных прав граждан и организаций. Такое нарушение может стать результатом действия субъекта публичной власти, издания им нормативного или индивидуального правового акта государственного или местного самоуправления, регулирующего государственные, административные, избирательные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые правоотношения. Спор может возникнуть и из-за бездействия субъекта публичного управления, невыполнения им своих обязанностей.

Схожих с предыдущими авторами взглядов придерживается и А.Б. Зеленцов, который полагает, что в основании административного спора его непосредственным поводом выступают административные правонарушения, включая административные проступки, посягающие на административно-правовые запреты, и неисполнение юридических обязанностей, вытекающих из норм административного права, а также административные упущения.

Указание на предполагаемое нарушение прав и свобод граждан и организаций в сфере публичных правоотношений как на необходимое основание оспаривания в судебном порядке актов, действий или бездействия органов публичной власти и их должностных лиц содержится и в ч. 1 ст. 192, ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Непосредственно в сфере налоговых правоотношений указание на предполагаемое нарушение прав лиц как основание обжалования актов налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц содержится в ст. 137 НК РФ.
Таким образом, основанием налогового спора, возникающего по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, является предполагаемое указанными лицами нарушение их прав в результате издания налоговых актов нормативного и ненормативного характера, совершения налоговыми или таможенными органами, их должностными лицами действия или бездействия.
Основанием же налогового спора, возникающего по инициативе налоговых или таможенных органов, является неисполнение либо иное нарушение налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами своих обязанностей, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах (подп. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).

Читайте так же:  Полис дмс для иностранных граждан

Определение налогового спора

Рассмотренная специфика элементов содержания налогового спора позволяет сформулировать следующее его определение: налоговый спор представляет собой разногласия между частными субъектами налоговых правоотношений в лице налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и публичными субъектами налоговых правоотношений в лице налоговых органов, таможенных органов по поводу их прав и обязанностей и (или) законности нормативных правовых актов в сфере налогообложения, возникающие в связи с предполагаемыми сторонами налогового спора нарушениями норм налогового законодательства. По делам об оспаривании нормативных правовых актов о налогах и сборах в качестве публичной стороны налогового спора могут также выступать лица, которые вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Классификация налоговых споров

Применительно к тому или иному элементу содержания налоговых споров возможна и выработка критериев их классификации, как это предлагает А.Б Зеленцов относительно административно-правового спора. В соответствии с этим подходом выделяются субъектный, предметный и критерий основания спора.

Так, в зависимости от того, какая из сторон спора является его инициатором, налоговые споры могут быть распределены на споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и инициируемые налоговыми или таможенными органами.
Признак того, что является предметом спора, выступает основанием для разделения налоговых споров на два вида:
— о правах и обязанностях сторон спорного налогового правоотношения;
— о законности нормативного правового акта о налогах и сборах.
В зависимости от факта (фактического состава), лежащего в основании спора — налоговые акты нормативного или ненормативного характера, действия или бездействие налоговых органов, их должностных лиц либо противоправное поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговые споры можно классифицировать на следующие виды:
— споры о законности нормативных правовых актов о налогах и сборах, ненормативных правовых актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц;
— споры об ответственности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, налагаемой в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Налоговые споры

От споров с налоговыми органами не застрахован никто – от крупных и успешных корпораций до обычных граждан. Предметом спора может выступать несвоевременно уплаченный налог или неправильно заполненная декларация, или неправомерные действия должностных лиц ИФНС. Разрешить налоговые споры можно в административном или судебном порядке. Рассмотрим, как это осуществить с минимальными потерями.

Спорные ситуации в бизнесе возникают регулярно, и никто не застрахован от арбитражного спора.

Категории налоговых споров

Такие споры могут быть вызваны нарушением законодательства со стороны плательщика, либо противоправными действиями сотрудников ИФНС. К числу наиболее распространенных категорий налоговых споров относятся:

  • нарушение сроков предоставления налоговой отчетности – деклараций, расчетов, отчетов и т.д.;
  • несоблюдение требований к заполнению форм отчетности;
  • ошибки в сведениях, представленных в налоговую инспекцию, влекущие занижение налоговой базы и суммы платежей;
  • нарушения, выявленные в ходе выездных и камеральных налоговых проверок;
  • неправомерное привлечение к ответственности в виде доначисленных налогов, пени и иных штрафных санкций;
  • неправомерный отказ в возмещении НДС, либо в предоставлении налогового вычета;
  • отказ в применении льгот или преференций, а также перерасчете налоговых обязательств.

Как правило, налоговые споры инициируют плательщики, не согласные с результатами проверок или иными действиями (решениями) должностных лиц налогового органа. Претензии со стороны инспекции могут предъявляться в судебном порядке при взыскании недоимки, пени и штрафов, а также для привлечения плательщика к иным видам ответственности.

Отдельную категорию налоговых споров составляют уголовные дела, возбужденные по фактам несвоевременной уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Они также могут рассматриваться в случае умышленного представления заведомо ложной информации, влекущей занижение налоговой базы.

Варианты разрешения налоговых споров

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие варианты урегулирования споров между налогоплательщиков и ИФНС – в административном порядке через вышестоящих должностных лиц, либо через суд.

[3]

Административный порядок признается приоритетным вариантом разрешения спора. Для этого гражданин или организация подает жалобу на действия или процессуальные решения сотрудников налогового органа.

При рассмотрении споров в административном порядке нужно учитывать следующие нюансы:

  1. по правилам п. 2 ст. 138 НК РФ, урегулирование налоговых споров в суде допускается только после подачи жалобы вышестоящему должностному лицу;
  2. жалобы по налоговым спорам подаются через лицо или орган, действия которого оспариваются налогоплательщиком;
  3. срок для подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган составляет 1 год с момента, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении прав или должно было узнать об этом факте (ст. 139 НК РФ).

Обратите внимание! Для подачи жалобы в ФНС России на вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа указанный срок составляет три месяца.

После прохождения административной стадии, решение налоговых споров допускается в судебном порядке. В этом случае юрлица и предприниматели подают жалобы в арбитражный суд, а гражданам нужно обратиться в суд общей юрисдикции. Для разбирательства дел предусмотрены сокращенные сроки.

При несогласии с результатами налоговых проверок, разрешение споров в досудебном порядке происходит путем подачи возражений на вынесенный акт. Если по итогам рассмотрения возражений плательщик все равно привлекается к ответственности, возникают основания для подачи жалобы в отношении незаконных решений и действий налоговых органов.

Если вам необходима помощь, вы можете обратиться по указанным телефонам. Мы окажем правовое сопровождение по любым категориям дел, связанных с обжалованием действий и решений ИФНС.

Читайте так же:  Кредитные рейтинги банка совкомбанк

Урегулирование налоговых споров

Оглавление:

Урегулирование налоговых споров – это то, с чем приходится сталкиваться практически каждому предпринимателю. Проблема может возникать по самым разным причинам, начиная от незачета ИФНС перечисленных платежей, неправильного применения ККМ, и заканчивая оспариванием результатов камеральных или выездных проверок.

Как на самом деле проходят налоговые проверки

Для решения налоговых споров рекомендуется привлекать квалифицированных юристов. Как показывает практика, в присутствии юридически подкованных специалистов сотрудники ИФНС при проведении проверок или судебных разбирательствах действуют с соблюдением норм законодательства, в то время как без них могут «приписать» налогоплательщику дополнительные платежи или не принимать во внимание приводимые им доводы.

Результатом отсутствия квалифицированной поддержки становится взыскание повышенной суммы денежных средств, передача долгов судебным приставам, длительные разбирательства в суде и привлечение к административной ответственности, вплоть до приостановления деятельности предпринимателя.

Ваш представитель

стоимость основных видов услуг:

Первичная консультация 2000 руб.
Выезд юриста для консультации от 5000 руб.
Разовый выезд юриста при проведении проверки от 25000 руб.
Обжалование решения налоговой инспекции о привлечении юридического лица к ответственности от 80000 руб.

Услуги налогового юриста:

1. Организация, ведение и восстановление бухгалтерского учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих общую и упрощенную системы налогообложения;

2. Оказание консультационных услуг по вопросам организации и ведения бухгалтерского и налогового учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по методологии и практике применения законодательства о налогах и сборах, подготовка квалифицированных заключений по вопросам представления отчетности, бухгалтерского учета в конкретных хозяйственных ситуациях, а также по вопросам применения действующего законодательства о налогах и сборах;

3. Подготовка к проведению камеральных и выездных налоговых проверок;

4. Информационное и консультационное сопровождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, в том числе анализ требований налоговых органов, участие в подготовке ответов на требования, составлении пояснений и т.д.;

5. Полное и всестороннее представление интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, в том числе подготовка к таким мероприятиям налогового контроля, как осмотр помещения (территории), выемка документов, допросы свидетелей. Участие наших специалистов при проведении таких мероприятий позволит обеспечить правильность соблюдения процедуры проведения сотрудниками налоговых органов.

Чтобы штрафы, приостановление операций по расчетным счетам, проведение допросов работников и выемка документов не привели к значительным убыткам, а в худшем случае к прекращению деятельности компании, уголовной или субсидиарной ответственности, обращайтесь за помощью к налоговым экспертам нашей компании.

6. Досудебное сопровождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по результатам проведения камеральных и выездных проверок (анализ нарушений, выявленных налоговым органом, соответствия выявленных нарушений положениям действующего законодательства о налогах и сборах). Составление возражений на акты налогового органа. Проверка соблюдения должностными лицами налогового органа процедуры проведения проверки. Нарушение процедуры проведения проверки считается существенным нарушением и решение, принятое налоговым органом по такой проверке, подлежит безусловной отмене.

7. Абонентское обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Данная услуга включает в себя профессиональную организацию процесса взаимодействия налогоплательщика с территориальным налоговым органом по месту постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Специалистами нашей компании осуществляется оперативная поддержка бизнеса по ключевым правовым вопросам, помощь ведущих специалистов по требуемому профилю. Ваша фирма будет функционировать, не нарушая законодательство и налоговый кодекс, что значительно снизит риски как для деятельности вашей компании, так и для директоров и владельцев фирмы.

8. Организация налогового планирования и минимизация налоговой нагрузки;

Стратегическое налоговое планирование с учетом бизнес-процессов компании, действующего налогового законодательства и практики налоговых проверок. Вы получаете готовый план, применение которого, позволит вам уменьшить налоговые риски и налоговую нагрузку, соблюдая закон.

9. Проведение внутреннего аудита компаний;

Даже если компания ведет полностью белую и прозрачную деятельность, не исключено наличие ошибок, неточностей или устаревших подходов, которые дают налоговым органам возможность для выставления претензий. Работа команды специалистов нашей компании обеспечит разумную уверенность в финансовой и нефинансовой информации.

10. Ликвидация предприятий;

Добровольная ликвидация делает полностью невозможным предъявление претензий к предприятию, генеральному директору, учредителям и главному бухгалтеру. Мы запускаем процесс ликвидации и гарантированно доводим его до конца.

11. Анализ условий заключаемых и уже действующих договоров на предмет налоговых рисков и возможных претензий со стороны контролирующих органов.

12. Профессиональная и всесторонняя проверка деятельности и добросовестности контрагентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с целью минимизации возможных претензий со стороны налоговых органов.

13. Инвентаризация контрагентов за определяемый Вами период (Вы предоставляете нам список контрагентов, мы даем Вам аргументированное заключение в разрезе каждого контрагента о потенциальных рисках работы с ним и возможности возникновения претензий контролирующих органов).

14. Организация информационной безопасности компаний, защита серверного оборудования и электронных носителей информации.

В ходе проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами совместно с правоохранительными органами проводятся выемки документов и предметов, в том числе серверного оборудования и электронных носителей информации проверяемого налогоплательщика. Как показывает практика, по результатам проведения данных мероприятий собирается основной объем доказательственной базы, который в дальнейшем является основанием для доначислений сумм налогов, пеней и штрафов по результатам проведенных выездных налоговых проверок.

Во избежание негативных последствий, связанных с обнаружением на серверном оборудовании компании информации, которая в дальнейшем может быть использована контролирующими органами против проверяемого налогоплательщика, необходимо проведения комплекса мероприятий для защиты серверного оборудования и электронных носителей информации.

Стадии споров с налоговыми органами

Налоговая служба зачастую необоснованно «наказывает» компании и ИП штрафами и иными санкциями, а происходит все в следующем порядке:

  1. Между сторонами возникают разногласия. Например, ИФНС не соглашается с размером внесенных налогов или страховых платежей (с 2017 года полномочия ПФР переданы налоговой), но фактически налогоплательщик выполнил свои обязательства.
  2. Плательщик инициирует досудебные разбирательства: пытается доказать свою правоту, направляет претензию вышестоящему руководству, а при отсутствии реакции – исковое заявление в суд. Типичная ситуация – несогласие с актом проверки, который выдается после камеральных или выездных мероприятий. Юридическое лицо или ИП направляют жалобу руководителю ИФНС. Если она не удовлетворяется – начинается следующая стадия (ст. 138 НК РФ).
  3. Обращение в суд с иском против ФНС. Документ подается в арбитражный суд или общей юрисдикции – все зависит от ситуации.
Читайте так же:  Испытательный срок при совместительстве

Как показывает практика, разрешение налоговых споров юристом значительно повышает шансы на положительный результат, в то время как самостоятельные разбирательства могут привести к усугублению ситуации.

Способы урегулирования налоговых споров

Если налогоплательщик действует сам, во время разбирательств с налоговиками ему придется самостоятельно посещать ИФНС неоднократно или защищать свои интересы во время проверок, причем не всегда это завершается успехом.

При урегулировании налоговых споров услуги юриста будут кстати, и в этом случае вероятность добросовестного рассмотрения документов или принятия судом положительного решения высока:

  1. При проведении выездной проверки специалист будет следить за правомерностью действий сотрудника ИФНС, и при необходимости укажет на недостатки в работе. Это заставляет налоговиков работать более щепетильно и соблюдать законодательство.
  2. Если дело передано в суд, юрист ознакомится со всеми документами и грамотно выстроит линию защиты так, чтобы у судьи не было сомнений в правоте подзащитного.

Стоимость юридических услуг значительно ниже штрафов и пеней, которые приходится выплачивать предпринимателям, решившим самостоятельно разбираться с проблемами. В некоторых случаях суд может применить санкции в виде приостановления деятельности, и предприятие понесет крупные убытки.

Налоговые споры в Москве: услуги юриста

Жители Москвы и Московской области могут обратиться в МКЮ «Дубинин & Партнеры» за квалифицированной помощью в решении арбитражных налоговых споров, оспаривании результатов проверок и для поддержки при проведении выездных мероприятий ИФНС.

Какую помощь могут оказать юристы:

  • Подготовить документы для выездных и камеральных проверок.
  • Проверить добросовестность поставщика (контрагента) перед заключением договора с клиентом.
  • Оптимизировать налоговый и бухгалтерский учет на предприятии.
  • Провести внутренний аудит, проверить отчеты по затратам.
  • Сопровождать клиента от начала до завершения выездной или камеральной проверки ИФНС.

Цена на услуги зависит от конкретной ситуации: обжалование неправомерных решений о привлечении предпринимателя к ответственности — от 80 000 руб., а юридическое сопровождение во время проверки обойдется в 25 000 руб.

Результат урегулирования налоговых споров

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечным итогом разрешения налоговых споров в Москве с помощью специалистов компании «Дубинин & Партнеры» становится отмена решений ИФНС или судов, аннулирование обязательств по выплате штрафов и других санкций, назначенных предпринимателю. Если он обратился к юристам для сопровождения во время проверки, ее результаты обязательно будут составлены с соблюдением законодательства, ведь сотрудники ИФНС в таком случае действуют только в рамках закона.

Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 07.11.2016 2016-11-07

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Бурмистрова Д. В. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/archive/126/34945/ (дата обращения: 27.09.2019).

В судебной практике арбитражных судов, связанной с рассмотрением дел, возникающих из административных и иных правоотношений, судебные споры, связанные с применением законодательства о налогах и сборах, остаются существенной составляющей в количественном и удельном выражении.

Одной из главных причин создания распоряжением ФНС России от 01.09.2006 № [email protected] в структуре ФНС России в структуре налоговых органов обособленных подразделений, в непосредственные функции которых входит разрешение вопросов досудебного урегулирования налоговых споров, явилась устойчивая тенденция роста количества налоговых споров (с 207 485 в 2002 году до 425 236 в 2005 году), при неизменно высоком удельном весе требований рассмотренных в пользу налогообязанных субъектов (72.6 % в 2005 году).

Создание подразделений досудебного урегулирования налоговых споров в качестве основной цели преследовало содействие принятию территориальными налоговыми органами обоснованных решений, а также снижение количества жалоб и передаваемых на разрешение суда споров.

Анализ статистики налоговых споров, рассмотренных арбитражными судами всех уровней за 2006–2011 г.г., подтвердил обоснованность принятого решения о выделении подразделений досудебного урегулирования налоговых споров в равноправную самостоятельную составляющую структуры ФНС России. Так уже по итогам 2006 года было отмечено значительное снижение количества рассмотренных арбитражными судами налоговых споров по отношению к показателям 2005 года на 37.2 %, а в 2011 году по отношению к показателям 2005 года отмечено общее снижение на 76 %. Динамика рассмотрения споров по оспариванию ненормативных актов, а также действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов за 2010–2013 г.г. имеет устойчивую тенденцию к снижению с 31 514 дел в 2010 году до 19 276 дел в 2013 году (или на 38,8 %) [1].

Неоспоримыми преимуществами досудебного урегулирования налоговых споров являлись и остаются отсутствие дополнительных затрат, а также возможность более оперативного принятия решения и его исполнение по обращениям налогообязанных субъектов непосредственно территориальным налоговым органом до рассмотрения жалобы по существу.

Эффективность созданного в структуре ФНС России механизма досудебного урегулирования налоговых споров позволила в конечном итоге прийти к обязательности данной процедуры, закрепленной Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ.

Необходимыми предпосылками развития внесудебных механизмов, позволяющих урегулирование налоговых споров без участия суда, также являлось закрепление в утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7–9/[email protected] концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 г.г. (далее Концепция…), являющейся неотъемлемой составляющей работы налоговых органов.

Согласно утвержденной концепции, в качестве стратегической выбрана цель — добиться развития внесудебных механизмов, позволяющих урегулирование налоговых споров без участия суда, что является несомненным развитием предпосылок к урегулированию возможных споров без применения долговременной и достаточно затратной процедуры судебного разбирательства.

Вместе с тем, необходимо отметить ряд проблемных моментов, с которыми столкнулись созданные подразделения досудебного урегулирования налоговых споров на этапе своего становления, которые не нашли своего решения до настоящего времени:

‒ недостаточная регламентация процедуры рассмотрения результатов мероприятий налогового контроля и досудебного урегулирования споров;

‒ несовершенство юридической техники введенного Федеральными законами от 31.07.1998 № 146-ФЗ и от 05.08.2000 № 117-ФЗ Налогового Кодекса Российской Федерации (часть первая и вторая).

Обозначенные проблемы повлекли отсутствие в единообразии и применении норм законодательства о налогах и сборах, как в правоприменительной практике арбитражных судов, так и разъяснениях Минфина РФ (п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Читайте так же:  Как правильно составить претензию по договору подряда

Внесенными Федеральными законами от 02.07.2013 № 153-ФЗ и от 01.05.2016 № 130-ФЗ изменениями проблема недостаточной регламентации процедуры рассмотрения результатов мероприятий налогового контроля и досудебного урегулирования налоговых споров решена частично:

‒ возложение обязанностей по принятию мер к устранению допущенных нарушений должностными лицами налоговых органов (п. 1.1 ст. 139 НК РФ);

‒ сформулированы требования к оформлению и порядку подачи жалобы, в том числе в электронном виде (ст. 139.2 НК РФ);

‒ закреплены правовые последствия пропуска сроков подачи жалобы, подачи жалобы представителем, полномочия которого документально не подтверждены, либо не подписание жалобы, наличие ранее поданной жалобы по тем же основаниям (ст. 193.3 НК РФ);

‒ регламентировано участие заявителя при рассмотрении поданной жалобы (апелляционную жалобу) (п. 2 ст. 140 НК РФ);

‒ установлены правовые последствия непредставления налогообязанным субъектом доказательств при рассмотрении акта проверки, материалов налогового контроля и возражений, с их последующим представлением в вышестоящий налоговый орган при подаче жалобы (апелляционной жалобы) (п. 4 ст. 140 НК РФ);

‒ предоставлена возможность вышестоящего налогового органа надлежащим образом известить налогообязанного субъекта о времени и месте рассмотрении результатов мероприятий налогового контроля, при установлении соответствующего существенного нарушения процедуры со стороны территориального налогового органа, самостоятельно рассмотреть результаты мероприятий налогового контроля и вынести новое решение (п. 5 ст. 140 НК РФ).

Кроме того, существенно сокращены до 15 рабочих дней сроки рассмотрения жалоб на ненормативные акты налогового органа, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, которые объективно не требуют глубокого изучения документации (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ).

В качестве проблем, не нашедших свое разрешение при внесении изменений Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, можно отметить отсутствие нормативного закрепления в НК РФ:

‒ детального перечня существенных нарушений при рассмотрении и вынесении решений по результатам мероприятий налогового контроля, по аналогии с нормами АПК РФ (п. 4 ст. 270, п. 4 ст. 288 АПК РФ) и ГПК РФ (п. 4 ст. 330 ГПК РФ), являющихся безусловным основанием для отмены состоявшегося ненормативного акта (п. 14 ст. 101, п. 12 ст. 101.4 НК РФ);

‒ возможности проведения дополнительных мероприятий по акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, а также сроков вступления в законную силу решения, составленных в порядке ст. 101.4 НК РФ;

‒ допустимости продления установленных п. 3 ст. 140 НК РФ сроков рассмотрения жалоб налогоплательщика более одного раза;

[2]

‒ вопросов внесения исправлений в вынесенные решения при обнаружении явных арифметических ошибок, описок либо дополнений по неразрешенным вопросам (по аналогии с положениями ст. ст. 200, 201 ГПК РФ, ст. ст. 178, 179 АПК РФ).

Не разрешенные Федеральными законами от 02.07.2013 № 153-ФЗ и от 01.05.2016 № 130-ФЗ проблемы оставляют актуальными выработанные в правоприменительной практике ВАС РФ подходы к единообразию в толковании и применении норм НК РФ по вопросам:

‒ недопустимости вынесения дополнительного решения после принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки либо решения по результатам рассмотрения жалобы, которые влекут взыскание дополнительных платежей либо иным способом ухудшают положение налогоплательщика (постановления Президиума ВАС РФ от 22.01.2008 № 9467/07, от 28.07.2009 № 5172/09);

‒ недопустимости вынесения решения в установленном ст. 101 НК РФ порядке лицом, не осуществлявшим рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10);

‒ недопустимости не извещения о времени и месте рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 № 10519/10);

‒ невозможности признать недействительным решения вышестоящего налогового органа по мотивам пропуска срока, установленного п. 3 ст. 140 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 13065/10);

‒ возможности подписания акта проверки иным лицом, не указанным в решении о проведении проверки, на которого соответствующие обязанности по проведению проверки и оформлению результатов возложены исключительно в силу распоряжения руководителя структурного подразделения налогового органа (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11).

Приведенные проблемные вопросы предполагают необходимость дальнейшего совершенствования нормативной базы как в части вопросов регламентации процедуры досудебного урегулирования налоговых споров, так и в целом законодательства о налогах и сборах.

Основные сведения налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2018 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Читайте так же:  Преобразование нко в ано особенности

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Обычная жалоба Подают на обжалование решений;
Жалоба на действия Подают на обжалования действий налоговой инспекции;
Апелляционная жалоба Подают для обжалования актов налоговой инспекции, которые еще не вступили в силу;

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Рассмотрение возражений на действия
Будут рассмотрены, которые составлялись на основании проверки; Будут рассмотрены для должностных лиц налоговой инспекции;

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2018 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества досудебных урегулирований

Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:

  • Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
  • Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
  • Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
  • Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».

Недостатки досудебного урегулирования

Минусом такого урегулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики не имеют информации в этом вопросе. И отсюда огромное количество заявлений в суд.

Еще один минус системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых инспекций. Процедура лишь забирает время, и поэтому стараются решить вопрос через суд. Теперь, когда досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным, нужно не дать этой процедуре затянуться. Налогоплательщик в праве самостоятельно заниматься подачей жалобы, но специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главное – это знать, что решение налоговой ошибка, и уметь это доказать.

Источники


  1. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  2. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  3. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
  4. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
  5. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
Основные сведения налоговых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here