Особенности учета в некоммерческих организациях

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Особенности учета в некоммерческих организациях" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Ведение раздельного учета средств в НКО

Почему так важно вести раздельный учет средств?

Имущество, полученное НКО в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления на их содержание и ведение ими уставной деятельности, налогом на прибыль не облагаются. При этом НКО, получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений).

При отсутствии раздельного учета у организации, получившей целевое финансирование, указанные средства рассматриваются как подлежащие обложению налогом на прибыль с даты их получения. Это означает, что необходимость ведения раздельного учета некоммерческими организациями закреплена законодательно и обусловлена строго определенной целью — средства целевого финансирования не должны рассматриваться как подлежащие налогообложению.

Здесь речь идет о налоговом учете и, соответственно, ведении самостоятельных регистров налогового учета. Тем не менее их можно и не вести. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, то налогоплательщик вправе дополнять применяемые им регистры бухгалтерского учета специальными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Поскольку дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета определенными реквизитами менее трудоемко, чем вести самостоятельные регистры налогового учета, то НКО, осуществляющим наряду с уставной некоммерческой предпринимательскую деятельность, проще вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходов (расходов) по коммерческой деятельности непосредственно в бухгалтерском учете.

Что следует понимать под ведением раздельного учета — ни в налоговых, ни в бухгалтерских нормативных документах не сказано. На практике под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, который позволяет достоверно:

  • отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по разным видам деятельности;
  • определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого-либо налога.

Избранный метод раздельного учета следует обязательно закрепить в своей учетной политике, причем как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Раздельный учет доходов

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (если они есть) отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

Таким образом, раздельный учет доходов у НКО, занимающихся предпринимательской деятельностью, возникает автоматически — в связи с отражением выручки и средств целевого финансирования на разных синтетических счетах, а вот с раздельным учетом целевых поступлений дело обстоит несколько сложнее.

НКО обычно имеет несколько источников целевого финансирования — это могут быть как субсидии, полученные из бюджета, так и пожертвования от физических и юридических лиц. Для разделения полученных целевых средств, следует, как и в случае с доходами от предпринимательской деятельности, воспользоваться возможностями синтетических счетов, а именно различными субсчетами. Как уже было сказано выше, целевые доходы НКО отражаются на счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется в соответствии с назначением целевых средств и в разрезе источников поступления.

Рассмотрим пример:

Некоммерческая организация в течении 1 квартала получила средства целевого финансирования из нескольких источников: субсидия на содержание помещения, пожертвования от частных лиц на уставную деятельность, пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции, средства от благотворительного фонда на реализацию программы. В данном случае, аналитический учет в разрезе 86 счета будет выглядеть следующим образом:

86.1 – субсидия на содержание помещения

86.2 – пожертвования от частных лиц на уставную деятельность

86.3 – пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции

86.4 — средства от благотворительного фонда на реализацию программы

Таким образом, мы получаем возможность разделить источники финансирования и вести установленный законодательством учет целевых поступлений.

Раздельный учет расходов

Смета — это финансовый план поступления и расходования денежных средств на покрытие расходов по уставной деятельности организации. Для выполнения целевых программ по уставной деятельности некоммерческой организации следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени — месяц, квартал, год, ряд лет.

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. НКО может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, необходимо составлять отдельные сметы по каждой из них. Ведь по окончании отчетного периода либо после выполнения каждой целевой программы нужно составлять отчет об исполнении сметы. Те или иные расходы НКО при согласовании сметы должны быть ограничены только целями и задачами, определенными учредительными документами организации. Жертвователи, грантодатели и учредители вправе определить цели, на которые ими предоставлены средства (в пределах целей и задач, определенных уставными документами некоммерческой организации).

Если некоммерческая организация выполняет одновременно несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод их учета и распределения. Выбранный метод нужно обязательно отразить в учетной политике организации. К административно – хозяйственным (или распределяемым) расходам относят обычно расходы на связь, Интернет, обслуживание помещения и пр. Т.е те расходы, которые необходимы для функционирования организации не только во время реализации проекта. Если целевые программы рассчитаны на несколько лет, целевые средства расходуются в течение всего срока реализации этих программ.

Обычно некоммерческие организации распределяют такие расходы следующим образом:

  • путем списания всех административно-хозяйственных расходов на выполнение тех программ, в которых сметой предусмотрены такие расходы и определены их конкретные размеры;
  • путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.
  • применяя оба метода.
Читайте так же:  Акт сверки взаимных расчетов. образец оформления

Первый метод распределения расходов производится на основании сумм, указанных в утвержденной жертвователем смете и подходит скорее для тех НКО, у которых есть только один или два источника целевого финансирования.

Что касается второго метода, то здесь существует определенная методика распределения расходов, основанная опять же на сметах организации. Для того, что бы правильно распределить общехозяйственные расходы, организации необходимо определить долю каждого источника финансирования в общем бюджет. Эта доля рассчитывается путем деления общей суммы финансирования по отдельному проекту на сумму всех целевых поступлений организации. В случае если сумма целевых поступлений организации изменяется (например, добавляется новый источник финансирования), доля отдельных проектов может быть пересчитана на соответствующий период. В законодательстве не предусмотрены формы, отражающие данный расчет, но организация вправе самостоятельно ввести новый внутренний документ, отражающий распределение общехозяйственных расходов.

Третий метод распределения расходов наиболее оптимальный, т.к. позволяет совместить оба способа распределения расходов.

Что касается аналитического учета расходования целевых средств, то стандартные рекомендации бухгалтерского учета здесь не очень подходят – определяемые для разнесения расходов счета 20 «Основные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» не слишком приспособлены для отражения средств целевого финансирования. По этому, НКО вправе относить целевые расходы сразу на 86 счет по соответствующим субсчетам.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по целевой и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Необходимо ставить пометки на первичных документах, которые помогут быстро и правильно отнести указанный вид расхода к тому или иному источнику финансирования.

Как это выглядит на практике

Готовя проект или получая пожертвования, мы всегда составляем смету и планируем свои расходы (более подробно о финансовом плане организации можно прочитать в одноименной статье). Очень часто, расходы по разным проектам перекликаются (например, расходы на содержание помещения, которые можно разделить на несколько проектов, канцелярские товары, расходы на связь и т.д.) Начиная реализовывать полученные финансы, желательно заранее продумать, каким образом будут документально подтверждены наши расходы. Проще всего, заказывая, например, канцелярские товары, попросить у поставщика выставить несколько счетов на нужные суммы и оплатить разным платежными поручениями (это касается и сумм выплачиваемой заработной платы). Можно (и нужно) воспользоваться указанным выше способом добавления дополнительных реквизитов не только к регистрам налогового учета, но и первичным документам.

Это наиболее удобный вариант, который не позволит произойти путанице и способствует достаточно беспроблемному учету целевых средств.

Например, можно указать номер договора целевого финансирования в графе «наименование платежа» в платежном поручении, указать название проекта авансовом отчете и т.п.

Но так получается далеко не всегда. Например, счета на оплату расходов по содержанию помещения разделить вряд ли удастся. В таких случаях следует воспользоваться вторым способом распределения расходов, а именно, распределение в соответствии с долей проекта в общем бюджете организации.

Расходы на содержание помещения в организации составляют 15000 р. в месяц.

[3]

Средства целевого финансирования из нескольких источников:

(А)субсидия на содержание помещения – 100000 р. на 12 месяцев,

(Б)пожертвования от частных лиц на уставную деятельность – 10000 р.

(В)средства от благотворительного фонда на реализацию программы 700000 р. на 12 месяцев

Общая сумма целевых средств: 100000+10000+7000000 = 810000 р. На 12 месяцев.

Определим долю каждого проекта:

(А): 100000/810000 = 12%

(Б): 10000/810000 = 1%

(В): 700000/810000 = 87%

Соответственно, распределение суммы расходов на содержание помещения по нескольким проектам будет выглядеть следующим образом:

На проект (А): 15000*12% = 1800 р. в месяц

(Б): 15000*1% = 150 р.

(В): 15000*87% = 13050 р.

Точно так же можно распределять и другие «общие» для всех проектов расходы.

Что касается отражения этих расчетов в первичных документах, то, конечно, можно оплатить данные расходы разными платежами. Но не возбраняется сделать запись от руки как на выставленном счете, так и на самом платежном поручении (или другом отчетном документе, подтверждающем расход).

Как вести бух.учет в НКО?

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим ведение бухгалтерского учета является Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому:

1. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Это значит, что независимо от наличия средств, расчетного счета или деятельности, с момента государственной регистрации Вашей НКО необходимо вести бухгалтерский учет.

2. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем НКО.

Именно руководитель организации отвечает за ведение бухгалтерского учета, издает необходимые приказы, связанные с процессом его ведения, а также организует хранение бухгалтерских документов в соответствии с требованиями законодательства.

3. Руководитель некоммерческой организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено 402-ФЗ.

Таким образом, в некоммерческой организации, Руководитель не может вести бухгалтерский учет сам. Однако 402-ФЗ содержит исключение:

Руководитель некоммерческой организации, применяющей упрощенные системы ведения бухгалтерского учета может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Таким образом, в некоммерческой организации, применяющей Упрощенную систему налогообложения, Руководитель может вести бухгалтерский учёт самостоятельно.

Каким же образом можно организовать бухгалтерский учет в НКО?

Вариант 1: руководитель принимает ведение бухгалтерского учёта на себя.

Если некоммерческая организация применяет Упрощенную систему налогообложения, то Руководитель организации может принять ведение бухгалтерского учета на себя и выполнять все функции бухгалтера (как при осуществлении административной уставной деятельности, так и при реализации проектов). Для этого руководителю организации необходимо изготовить соответствующий документ с формулировкой «Принимаю ведение бухгалтерского учёта на себя». Именно этот документ будет подтверждать его полномочия как бухгалтера (например, в Федеральном конкурсе грантов требуется приложить документ, подтверждающий полномочия лиц, подписывающих заявку, т.е. руководителя и бухгалтера).

Нередко в этой ситуации фактически бухгалтерский учет ведёт нанятый специалист или организация, предоставляющая услуги по ведению бухгалтерского учета, а Руководитель только ставит подписи в документах и представляет организацию в контролирующих органах. Данный вариант можно рекомендовать в том случае, если Руководитель организации не имеет достаточной квалификации для ведения бухгалтерского учета самостоятельно, а организация не может себе позволить постоянного бухгалтера либо договора с организацией, предоставляющей такие услуги (также возможен вариант, когда нанятый специалист не соответствует требованиям закона 402-ФЗ или по каким-то иным причинам отказывается принимать на себя ответственность, связанную с официальным статусом бухгалтера организации).

Читайте так же:  Уведомление об увольнении

Вариант 2: главный бухгалтер.

Наличие профессионального бухгалтера, который знает все нормы, требования и правила ведения бухгалтерского учета – идеальный вариант. Однако хороший специалист требует и адекватной заработной платы, а вот тут уже, с учетом ситуации с финансированием НКО, могут возникнуть проблемы (как правило, средства на адекватную заработную плату бывают только в рамках конкретных ограниченных по срокам проектов, да и те иногда приходится отстаивать перед теми, кто распределяет средства). Выход из этой ситуации есть — Главный бухгалтер может быть добровольцем, и с ним может быть заключен договор безвозмездного оказания услуг, принимаемый в качестве подтверждения его полномочий финансовыми и иными организациями (следует учитывать, что для этого в Уставе НКО должны быть указаны виды деятельности, соответствующие 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Вариант 3: возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на другое должностное лицо в вашей НКО.

Согласно 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета может быть возложено не только на бухгалтера, но и на иное должностное лицо организации. Какая именно должность это будет – решать Вам (например, можете возложить эти обязанности на заместителя руководителя). В этом случае необходимо указать это в Учетной политике организации и включить ведение бухгалтерского учета в договор с ним (трудовой или договор с добровольцем).

Вариант 4: договор с организацией, предоставляющей услуги по ведению бухгалтерского учета.

[2]

Уже давно существуют организации, предлагающие услуги по ведению бухгалтерского учета. Специалисты таких фирм будут вести всю вашу бухгалтерскую документацию, сдавать отчеты в контролирующие органы и внебюджетные фонды, а Вам, как руководителю, останется только ставить подписи на документах. Очень часто заключение договора с организацией оказывается выгоднее, чем выплата полноценной заработной платы бухгалтеру.

Вариант 5: договор с физическим лицом, осуществляющим услуги по ведению бухгалтерского учета.

Вы можете принять на работу внешнего бухгалтера (например, по гражданско-правовому договору). Иногда это неплохой вариант: известны случаи, когда один бухгалтер обслуживает несколько НКО, расположенных в одном районе города, при этом каждая организации платит ему за услуги небольшую сумму (а в целом специалист получает достойную оплату труда).

Однако следует учесть, к такому лицу 402-ФЗ уже предъявляет определенные требования. Этот человек должен:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской
    деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Что делать, если возникают разногласия между бухгалтером и руководителем?

К сожалению, в деятельности любой организации могут возникать разногласия между сотрудниками. Законодательство РФ предусматривает такую возможность. В случае возникновения разногласий между Руководителем НКО и Бухгатером, учитывайте следующее:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя организации, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

То есть решение руководителя все же имеет больший «вес», чем бухгалтера. Не забывайте, что в этом случае всю ответственность также будете нести Вы, как руководитель НКО, а с бухгалтера она уже полностью снимается. Хорошо бы такие ситуации никогда не возникали, но если Вы точно уверены в своей правоте (то есть подняли все нормативно-правовые акты и комментарии к ним), Вам просто необходимо издать соответствующий указ или распоряжение и ознакомить с ним специалиста (он должен поставить об этом свою подпись).

Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Вопрос

вопрос по прибыли и отнесении доходов и расходов (корреспонденция счетов) по некоммерч. орг-ции , занимающейся благотворительностью и только. За счет чего у них происходит налогообложение прибыли и по каким док-там списываются расходы, есть ли нормативные и т.д.

Ответ

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Информация о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, отражается на счете 86. По кредиту счета отражаются средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами:

— 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации и финансирование целевых мероприятий;

— 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств (Инструкция по применению Плана счетов).

Читайте так же:  Что это за сервис

Если организация не осуществляет предпринимательскую деятельность, то обязанности уплатить налог на прибыль у нее не возникает, но она обязана подать декларацию по налогу на прибыль.

Подробнее о налоге на прибыль смотрите в статье «Налог на прибыль и бюджетные учреждения».

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях (стр. 2 из 3)

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля хозяйственных операций;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

Видео (кликните для воспроизведения).

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

· большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

· отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

· рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики некоммерческой организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого НКО.

Некоммерческие организации обязаны раскрывать в учетной политике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Учет поступления целевых средств. Порядок ведения кассовых операций.

Учет целевых средств ведется на счете 86 «Целевое финансирование». По кредиту счета отражаются вступительные и членские взносы от учредителей и участников НКО, а также все иные целевые средства, поступившие на финансирование ее уставной деятельности.

Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Члены НКО могут вносить вступительные и членские взносы как в кассу наличными, так и на расчетные и валютные счета объединений.

Уставом НКО должен быть определен порядок поступления вступительных и членских взносов участников и членов, а также указан орган управления, который устанавливает порядок, размер и сроки уплаты вступительных и членских взносов.

Получение целевых средств отражается в бухгалтерском учете организации проводкой:

Д 51 «Расчетный счет» (50 «Касса», 52 «Валютный счет») – К 86 «Целевое финансирование». Как и все организации, НКО должны иметь кассу.

Прием наличных денег в кассы производится по приходным кассовым ордерам (форма КО-1), подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.

Важное значение при оформлении платежного документа на поступление в кассу или перечисление вступительного или членского взноса безналичным путем имеет формулировка. В этом документе в назначении платежа обязательно должно быть указано: «вступительный взнос», «членский взнос».

Лицу, уплатившему вступительный или членский взнос в кассу, выдается на руки квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или уполномоченного лица и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира.

После уплаты вступительного (членского) взноса участникам НКО может быть выдано удостоверение (членская книжка).

Безвозмездное поступление имущества

Поскольку НКО не имеет своей основной целью извлечение прибыли, часто возникала проблема, связанная с тем, что основные средства не могли быть приняты к учету в силу невозможности соблюдения пп. «г» п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н: объект должен быть “способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем”.

Согласно письму Минфина от 02.11.2005 № 07-05-06/286 при принятии к бухгалтерскому учету НКО имущества в качестве основных средств достаточно единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в деятельности, направленной на достижение целей создания НКО, определенных ее уставом, для управленческих нужд НКО либо в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа, дарение данного имущества, а также передача его в собственность третьих лиц по иным основаниям.

ПБУ 6/01 дополнен вышеназванными критериями признания объектов основных средств для НКО.

Стоимость имущества, получаемого НКО безвозмездно и предназначенного для использования при осуществлении уставной деятельности, отражается в учете на соответствующих счетах по учету имущества в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование»:

[1]

1. Стоимость полученных основных средств отражается:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» – К 86 «Целевое финансирование».

2. Стоимость полученных материалов отражается:

Д 10 «Материалы» – К 86 «Целевое финансирование».

Бухгалтерский учет основных средств НКО

Основные средства — внеоборотные активы, определяющие материально-техническую основу любой организации. Некоммерческие организации также не являются исключением.

В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 по объектам ОС некоммерческих организаций амортизация не начисляется. Информация о суммах износа, начисляемого по этим объектам, обобщается на забалансовом счете. Годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной на основании срока полезного использования этого объекта (п. 19 ПБУ 6/01).

  • из предполагаемого срока использования этого объекта в соответствии с его плановой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Читайте так же:  Как взять деньги в долг и не остаться без штанов и квартиры

Приобретение основных средств

У некоммерческой организации объекты ОС появляются разными путями. Они могут быть приобретены за плату; сооружены или изготовлены сторонними организациями либо собственными силами; получены по договору дарения, пожертвования, в виде гранта и др. Неоприходованные основные средства могут быть выявлены в результате проведенной инвентаризации. К бухгалтерскому учету основные средства принимаются по первоначальной стоимости, определение которой зависит от способа приобретения объекта ОС.

Рассмотрим, как отражаются в учете НКО операции по приобретению объектов ОС.

Пример 1. Некоммерческая организация покупает за счет средств целевого финансирования офисную оргтехнику для использования исключительно в уставных целях. Стоимость приобретенной оргтехники — 35 400 руб., в том числе НДС — 5400 руб. Срок полезного использования установлен равным 36 мес. Оборудование введено в эксплуатацию в месяце приобретения.

Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» организация отражает сумму износа: 983,33 руб. (35 400 руб.:36 мес.).

В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие записи:

Дт 60 Кт 51 – 35 400 — перечислена предоплата магазину;

Дт 08.4 Кт 60 – 30 000 — отражена стоимость объекта ОС в составе вложений во внеоборотные активы;

Дт 19 Кт 60 – 5 400 — отражен НДС, предъявленный продавцом;

Дт 08.4 Кт 19 – 5 400 — отражен НДС в составе вложений во внеоборотные активы;

Дт 01 Кт 08.4 – 35 400 — введен в эксплуатацию объект ОС;

Дт 86 Кт 83 – 35 400 — отражено использование средств целевого финансирования;

Д 010 — 983,33 руб. — начислен износ по приобретенному объекту ОС.

Сооружение или изготовление основного средства сторонней организацией

Пример 2. Благотворительный фонд перечислил применяющему упрощенную систему налогообложения ПБОЮЛ 80 000 руб. за изготовление детской оздоровительной системы, требующей специального монтажа.
Расходы на заработную плату нанятых по договору подряда монтажников составили 3000 руб., социальные отчисления с нее — 630 руб.
Оборудование было привезено транспортной компанией, стоимость доставки составила 1180 руб. с учетом НДС. Срок полезного использования приобретенного оборудования установлен равным 24 мес.

Д 60 К 51 — 80 000 руб. — перечислена предоплата предпринимателю;

Д 08-4 К 60 -80 000 руб. — отражена стоимость объекта ОС в составе вложений во внеоборотные активы;

Д 08-4 К 70 — 3000 руб. — отражена заработная плата монтажников в составе вложений во внеоборотные активы;

Д 08-4 К 69- 630 руб. — отражены отчисления с заработной платы в составе вложений во внеоборотные активы;

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях (стр. 1 из 3)

Московский инженерно-физический институт

Факультет управления и экономики высоких технологий

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Доклад на тему:

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Выполнила: Пономарева Е.А.

Группа: У09-11

Проверила: Ермакова Л.В.

Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 «Закона о некоммерческих организациях».

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.

При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  • о размере и структуре доходов некоммерческих организаций (НКО);
  • о размерах и составе имущества НКО;
  • о расходах;
  • о численности и составе работников;
  • об оплате труда работников;
  • об использовании безвозмездного труда граждан.

Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:

  • Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности (при отсутствии соответствующих данных):

· Отчет об изменениях капитала (форма 3);

· Отчет о движении денежных средств (форма 4);

· Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).

  • Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
  • Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:
    • Отчет об изменениях капитала (форма 3);
    • Отчет о движении денежных средств (форма 4);
    • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);
    • Пояснительная записка.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:

  • ФЗ от 21.11.19996 года № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99 (приказ Минфина от 6 июля 1999 года № 43н);
  • Иными положениями по бухгалтерскому учету.

Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование». Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) некоммерческие организации указывают данные:

  • об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
  • о поступлении средств, в течение отчетного периода;
  • о расходовании средств, в течение отчетного периода;
  • об остатках средств на конец отчетного периода.

Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма №1) – в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.

Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме № 6 такие статьи не предусмотрены.

Читайте так же:  Минимальный размер пенсии в башкирии

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

  1. бухгалтерский баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. отчет о целевом использовании полученных средств, тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).

В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина России № 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года №ВГ-6-02/[email protected] «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

Так, в частности, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в Письме от 15 марта 2005 года № 20-12/16361 дает следующие разъяснения по этому вопросу:

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ. Таким образом, обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет. В п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (включая религиозные организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению) по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.

Учетная политика НКО

При формировании учетной политики бухгалтеру НКО следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.

Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика некоммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 1/2008. ПБУ 1/2008 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.

При этом утверждается:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Видео (кликните для воспроизведения).

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Источники


  1. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  5. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
Особенности учета в некоммерческих организациях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here