Особенности уплаты транспортного налога сообразно российским законам

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Особенности уплаты транспортного налога сообразно российским законам" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Транспортный налог: характеристика элементов налогообложения

Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ., но он является региональным налогом, поэтому на территории каждого региона он устанавливается региональным законодательством.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения .

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, — как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.(с 2015г.)

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Урок 21. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога отражен в гл. 28 Кодекса.

Налогоплательщики— лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения.

К объектам налогообложения относятся:

— самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (например, автомобили, мотоциклы, автобусы);

— воздушные транспортные средства (в частности, самолеты, вертолеты);

— водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера и др.)

[1]

В НК четко оговорены транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения (ст. 358.2). Например, это автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами; промысловые морские и речные суда; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база. Порядок определения облагаемой базы зависит от вида транспортного средства. Так, налоговая база определяется отношении:

— транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

— водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых назначается валовая вместимость, как валовая вместимость в регистровых тоннах;

— прочих транспортных средств как единица транспортного средства.

Налоговый период— календарный год. Для налогоплательщиков — организаций отчетными периодами признаются первый, второй и третий кварталы. Законодательным органам субъектов РФ представлено право не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законодательством субъектов Федерации в рамках ставок, определенных НК. Размер ставок соответственно зависит от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Базовая ставка транспортного налога с 2011 г. уменьшена двое.

Читайте так же:  Приглашение на работу для иностранного гражданина

Вместе с тем федеральное законодательство наделяет субъекты РФ правом увеличивать либо уменьшать налоговые ставки не более чем в 10 раз.

Это не относится к автомобилям легковым с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, для владельцев которых регионам разрешено устанавливать пониженные ставки налога (вплоть до нуля рублей).

Порядок исчисления и уплаты. Сумму транспортного налога юридические лица исчисляют самостоятельно, в отношении физических лиц это делаю налоговые органы.

Сведения о транспортных средствах, принадлежащих физическим лицам, в налоговые инспекции подают органы, осуществляющие государственную регистрацию этих средств на территории РФ. Срок подачи таких сведений ограничен десятью днями после регистрации или снятия с регистрации транспортных средств.

На органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, также возлагается обязанность в срок до 1 февраля текущего календарного года сообщать налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах и о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года.

Порядок и сроки уплаты. Уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

Сумму авансовых платежей по налогу организации исчисляют по истечении отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой ставки и соответствующей налоговой базы. Решение об уплате или неуплате авансовых платежей принимают региональные власти. Налогоплательщики — организации по истечении налогового периода представляют в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию.

Налоговые декларации представляются налогоплательщиками — организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом срок уплаты транспортного налога не может быть установлен ранее этого срока.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен до 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Они уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10327 —

| 7268 — или читать все.

Порядок уплаты транспортного налога

Как учитывать транспорт

В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ (поправки вступили в силу 24 августа 2013 года) в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах местонахождением транспортных средств (кроме морских, речных, воздушных) признается местонахождение (место жительства) собственника имущества.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по местонахождению принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений.
В тот же срок налоговики обязаны выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет транспортного средства (снятии его с учета).

Учитывая, что ранее (до внесения изменений) местонахождение транспортных средств в целях Налогового кодекса РФ определялось по месту их регистрации, данный факт имел определяющее значение для расчета и уплаты транспортного налога.
Как отмечено в письмах Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-05-05-04/36441 и № 03-05-04-04/36435, Федеральным законом № 248-ФЗ не предусмотрено изменение учета в налоговых органах организаций по местонахождению транспортных средств, которые были поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу этого закона.

В связи с чем не изменяется и порядок уплаты транспортного налога в бюджеты по местонахождению транспортных средств налогоплательщиками, которые поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу указанного закона.

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ внесены изменения в статью 362 Налогового кодекса РФ. Собственникам дорогостоящих машин с 2014 года придется нести дополнительные затраты.

Транспортный налог по легковым автомобилям стоимостью от 3 000 000 руб. и выше будет исчисляться с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) и зависеть от года выпуска конкретного автомобиля.

[2]

При этом перечень дорогостоящих автомобилей должен ежегодно размещаться на официальном сайте Минпромторга России не позднее 1 марта.

Напомним: вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют конкретную ставку налога в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки его уплаты.

Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. А в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно уменьшение размера налоговых ставок не ограничено.

Причем допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

При этом, как отмечено в письме Минфина России от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41282, вопросы введения или отмены транспортного налога на территории региона, снижения налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Порядок регистрации

За регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, отвечает ГИБДД (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). За регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее и не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, – Гостехнадзор.

Читайте так же:  Кредит под залог недвижимости в россельхозбанке

Приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2013 г. № 30048).

Примечание. Административный регламент действует с 15 октября 2013 года.

Новый регламент существенно упрощает порядок государственной регистрации транспортных средств. Им, в частности, установлено, что физические и юридические лица могут регистрироваться в любом регистрационном подразделении Госавтоинспекции. Максимальное время ожидания в очереди сокращено до 15 минут. При этом суммарный срок предоставления государственной услуги не должен превышать 60 минут с момента приема сотрудником заявления и необходимого комплекта документов с учетом режима работы соответствующего подразделения ГИБДД.

Новым регламентом предусмотрена возможность изготовления дубликатов утраченных автомобильных номеров.

Кроме того, больше не требуется снимать транспортное средство с учета в ГИБДД перед продажей – теперь это будет происходить автоматически при его регистрации новым владельцем.

Процедура получения регистрационных знаков «Транзит» также упрощена. Причем она будет производиться только в отношении транспортных средств, убывающих за пределы России.

Особенности уплаты налога

Согласно статье 358 Налогового кодекса РФ, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Причем, как подчеркнуто в письме ФНС России от 28 августа 2013 г. № БС-3-11/[email protected], обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства, а не его фактического использования.

Эту позицию разделяют и судьи. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 15 декабря 2011 г. № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457 разъяснил, что из системного толкования норм главы 28 Налогового кодекса РФ следует, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем госоргане не освобождает налогоплательщика, на которого оно зарегистрировано, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Поскольку в силу положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта обложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Смена собственника

В случае регистрации (снятия с учета) транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента (п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ). Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета в течение одного календарного месяца указанный месяц считается одним полным месяцем.

Таким образом, по мнению чиновников Минфина России (письма от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41284, от 19 августа 2013 г. № 03-05-06-04/33827), определяющим фактором для исчисления суммы налога в отношении транспортного средства, которое в течение налогового периода (то есть календарного года) ставилось и (или) снималось с учета, является количество полных месяцев в этом налоговом периоде, в течение которых данное средство было зарегистрировано за тем или иным налогоплательщиком. Поэтому при смене в течение налогового периода собственника транспортного средства налог уплачивается отдельно каждым из этих собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых это средство было зарегистрировано на каждого из них.

Транспортные средства переданы в лизинг

Транспортные средства временно (на срок лизинга) могут быть зарегистрированы на лизингополучателей. Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ, это влечет обязанность уплаты транспортного налога именно лизингополучателями. Поскольку, как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 марта 2013 г. по делу № А65-18785/2012, законодатель не ставит определение субъекта уплаты транспортного налога в зависимость от того, кто является балансодержателем таких транспортных средств, а связывает с тем, на кого они зарегистрированы.

Прекращение уплаты налога

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено налоговым законодательством в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Других оснований для прекращения начисления транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. Следовательно, взимание налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия средства с учета в регистрирующих органах.

Такой вывод содержится в письме Минфина России от 29 июля 2013 г. № 03-05-06-04/30032.

Если транспорт угнали

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске. Правда, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Таким образом, взимание налога в отношении транспорта, числящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон.

Документом, подтверждающим факт угона (кражи) транспортного средства, является справка об угоне (краже) транспортного средства, выданная органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Данный документ выдается лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство, затем владелец транспортного средства представляет справку в налоговый орган.

Как считают специалисты Минфина России (письмо от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382) при отсутствии такой справки подтверждающим факт угона документом может являться справка о возбуждении уголовного дела. Согласно статье 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, поводом для возбуждения уголовного дела служит заявление о совершении преступления. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания (дознаватель, следователь, руководитель следственного органа) принимает решение о возбуждении уголовного дела, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела.

А вот само заявление об угоне не признается подтверждающим документом. По мнению судей, заявление (даже в совокупности с уведомлением о его принятии) фактически носит односторонний характер. Поскольку свидетельствует лишь о намерении заявителя установить (либо опровергнуть) в законном порядке факт выбытия из его владения транспортного средства. Вместе с тем само по себе заявление не свидетельствует о реальности факта угона, как и не подтверждает достоверность сведений, послуживших основанием для обращения указанного лица с данным заявлением. К такому выводу пришли судьи трех инстанций: первой, апелляционной и кассационной (постановление ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. № Ф09-6557/13).

Читайте так же:  Государственная помощь молодым семьям

Обратите внимание! Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Особенности уплаты транспортного налога сельхозпредприятиями

Видео (кликните для воспроизведения).

«Главбух». Приложение «Учет в сельском хозяйстве», N 3, 2003

Сельскохозяйственные организации имеют на балансе тракторы, комбайны, специальные машины, на которых развозят скот, молоко, минеральные удобрения. Как вы знаете, с 1 января 2003 г. введен транспортный налог. Его должны платить организации, на которые зарегистрированы машины. Однако сельскохозяйственные предприятия могут воспользоваться льготами. О них мы и расскажем в этой статье.

Плательщики транспортного налога

Транспортный налог введен гл.28 Налогового кодекса РФ. Поскольку он региональный, платить его нужно, если в субъекте России, где зарегистрировано ваше транспортное средство, принят соответствующий закон. Более того, этот закон должен быть введен в действие с 1 января 2003 г. Ставку налога, порядок и сроки уплаты, форму отчетности также устанавливают «на местах». Так сказано в ст.356 Налогового кодекса РФ.

Транспортный налог уплачивают организации, в собственности которых есть машины. Если у вас в лизинге находится автомобиль, который зарегистрирован в ГИБДД на другую организацию, значит, транспортный налог должны уплачивать не вы, а владелец машины. С другой стороны, если ваша организация передала свой автомобиль в аренду, это не освобождает вас от уплаты транспортного налога.

Предприятия, переведенные на единый сельскохозяйственный налог, транспортный налог не уплачивают. А вот те, кто применяет «упрощенку» или исчисляет «вмененный» налог, должны его перечислять. Организации, которые используют обычный режим налогообложения, также уплачивают транспортный налог.

Уплачивают транспортный налог и те организации, которые пользуются машинами физических лиц по доверенности с правом распоряжаться ими. При этом доверенность должна быть оформлена до 29 июля 2002 г. Так сказано в ст.357 Налогового кодекса РФ.

Однако если ваш автомобиль угнали, платить за него транспортный налог не нужно. Вы только должны подтвердить кражу в налоговом органе. Для этого организации нужно взять соответствующую справку в отделении милиции, где разыскивают автомобиль.

Какие транспортные средства не облагают налогом?

Сельскохозяйственным организациям не надо платить транспортный налог с машин, перечисленных в п.2 ст.358 Налогового кодекса РФ. К ним относят:

  • тракторы;
  • самоходные комбайны;
  • молоковозы;
  • специальные машины для перевозки птицы, скота и минеральных удобрений;
  • машины ветеринарной помощи и технического обслуживания.

Региональные органы власти вправе расширять этот список.

Однако данную льготу могут применять не все предприятия. Не платят налог те организации, у которых выручка от продажи сельхозпродукции составляет более 50 процентов от общего дохода. У рыболовецких предприятий — более 70 процентов. Такой вывод следует из ст.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции тоже надо рассчитывать по итогам года. Для этого берут сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, и делят на годовую выручку предприятия. Результат надо умножить на 100 процентов. Если получилось более 50 процентов, то предприятие вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники. А в налоговый орган необходимо представить соответствующий расчет.

Пример 1. ООО «Вкуснотеево» выращивает и продает овощи. Также предприятие торгует тарой — целлофановыми пакетами и картонными коробками. ООО «Вкуснотеево» имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли предприятие в 2003 г. использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка предприятия за 2003 г. составила 900 000 руб., в том числе:

  • от реализации овощей — 600 000 руб.;
  • от продажи пакетов и коробок — 300 000 руб.

Следовательно, доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке равна:

(600 000 руб. : 900 000 руб.) x 100% = 66,67%.

Таким образом, ООО «Вкуснотеево» может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

Как рассчитать налог

Транспортный налог рассчитывают так. Налоговую базу умножают на ставку, которую устанавливают региональные власти. Для легковых автомобилей, мотоциклов, автобусов и грузовиков налоговой базой является мощность двигателя. То есть количество лошадиных сил машины надо умножить на ставку транспортного налога в рублях.

Для несамоходных судов рассчитывают валовую вместимость в регистровых тоннах. Ставка налога для такого транспорта фиксированная. Налоговый кодекс РФ устанавливает ее в размере 20 руб. с каждой регистровой тонны. Но напомним, что региональные законы могут эту ставку скорректировать.

Для остальных машин налоговой базой является единица транспорта. А значит, налог по каждому такому автомобилю будет равен соответствующей ему ставке.

Однако в течение года какие-то машины продают, а другие, наоборот, покупают. Как в таких случаях рассчитать транспортный налог?

Для этого необходимо использовать специальный понижающий коэффициент:

Читайте так же:  Обязательные условия трудового договора

Такой порядок расчета установлен п.3 ст.362 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание: в расчет должны войти месяцы, когда транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации. И при этом не важно, в начале или в конце месяца.

Пример 2. Сельскохозяйственное предприятие ООО «Росток» приобрело в марте 2003 г. мотосани. Они не перечислены в п.2 ст.358 Налогового кодекса РФ. Значит, со стоимости машины предприятие должно начислить и уплатить в бюджет транспортный налог. Учитывая, что ООО «Росток» в 2003 г. пользовалось мотосанями 10 месяцев, бухгалтер рассчитал специальный коэффициент:

10 мес. : 12 мес. = 0,83.

На этот коэффициент нужно умножить сумму транспортного налога, рассчитанную за 2003 г.

Порядок уплаты транспортного налога

Индивидуальные предприниматели и организации должны платить транспортный налог в бюджет того региона, где зарегистрирован транспорт. Организации сами рассчитывают налог и представляют в ИМНС налоговую декларацию.

Другое дело — индивидуальные предприниматели. Им налоговая инспекция сообщает сумму начисленного налога в уведомлении не позднее 1 июня отчетного года. Об этом сказано в ст.363 Налогового кодекса РФ. Получается, что индивидуальный предприниматель уплачивает транспортный налог в середине года. Но как же быть, если во втором полугодии предприниматель продал машину или купил новую?

В п.46 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, сказано следующее. По окончании налогового периода индивидуальным предпринимателям должны вручить новое уведомление. В нем МНС России укажет сумму перечисленного за год налога, сумму доплаты и срок, в который ее надо внести.

Однако новое уведомление ИМНС направляет налогоплательщику только в том случае, если транспортный налог надо доплатить. Если же налогоплательщик перечислил в бюджет больше, чем надо, уведомление высылаться не будет. Тогда сумму переплаты зачтут в следующем году или возвратят налогоплательщику по его заявлению.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога, а также подачи декларации устанавливают субъекты РФ. Кроме того, в ст.356 Налогового кодекса РФ сказано, что региональные органы власти могут сами разрабатывать и утверждать форму налоговой декларации. Если же в регионе, где действует этот налог, форма декларации все же не утверждена, организация должна использовать форму, утвержденную Приказом МНС России от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125.

Как учитывать транспортный налог

Транспортный налог учитывают на тех же счетах, что и расходы предприятия. Таким образом, если транспорт используют непосредственно при производстве сельскохозяйственной продукции, то учитывать налог нужно на счете 20 «Основное производство». Налог по автомобилям, которые использует администрация предприятия, отражают на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Если машины используют во вспомогательных производствах, то налог учитывается на счете 23 «Вспомогательные производства». Налог по транспорту, который используют обслуживающие хозяйства, нужно учесть на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». При этом в бухгалтерском учете делают запись:

Дебет 20 (23, 26, 29) Кредит 68 субсчет «Транспортный налог»

  • начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога предприятие может включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. Это следует из пп.1 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. В какой момент учесть транспортный налог — зависит от учетной политики организации. Если в налоговом учете предприятие определяет доходы и расходы кассовым методом, то сумму налога предприятие включит в расходы при его уплате. Другое дело, если организация использует метод начисления. В этом случае если налог уплачивают единовременно после окончания налогового периода, то сумму начисленного налога нужно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, в декабре того года, за который уплачивают налог.

Но региональные законы могут установить и авансовые платежи по транспортному налогу. Тогда суммы налога можно учесть при расчете налога на прибыль в том периоде, за который были перечислены авансы.

Пример 3. ООО «Славянка» зарегистрировало в Московской области легковой автомобиль «Москвич-2140» с мощностью двигателя 75 лошадиных сил. На этой машине ездит бухгалтер предприятия. Поэтому суммы начисленного налога отражают на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Согласно ст.1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. N 129/2002-03, ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. равна 6 руб. с единицы мощности.

Следовательно, ООО «Славянка» за 2003 г. должно начислить:

75 л. с. x 6 руб. = 450 руб.

В Московской области предприятия перечисляют авансовые взносы по транспортному налогу до 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. ООО «Славянка» в конце каждого квартала 2003 г. должно начислять по 112,50 руб. (450 руб. : 4 квартала).

Предприятие определяет доходы и расходы при расчете налога на прибыль методом начисления. Бухгалтер заплатил транспортный налог за II квартал 2003 г. 10 июля.

В бухгалтерском учете ООО «Славянка» 30 июня 2003 г. сделана такая проводка:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

  • 112,50 руб. — начислен транспортный налог за II квартал.

А вот 10 июля в учете бухгалтер отразит запись:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51

  • 112,50 руб. — уплачен транспортный налог в бюджет.

Исчисляя налог на прибыль, ООО «Славянка» включит 112,50 руб. в расходы за июнь 2003 г.

Транспортный налог

Понятие транспортного налога

Транспортный налог является региональным налогом , обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики по транспортному налогу

Налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства , признаваемые объектом налогообложения.

Объекты налогообложения по транспортному налогу

Транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса РФ).

Читайте так же:  Журнал инструктажа по антитеррористической безопасности

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Налоговые ставки по транспортному налогу

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

47. Транспортный налог.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.

Транспортный налог с 1 января 2003 г. устанавливается НК (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл. 28 Налогового кодекса, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса.

Налоговая база определяется в зависимости от типа транспортного средства (табл. 16.1).

Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в размерах, указанных вст. 361 Налогового кодекса. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Порядок исчисления налога. Сумма налога, если иное не предусмотрено НК, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Порядок, сроки уплаты налога и налоговая отчетность. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

[3]

Источники


  1. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  3. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  4. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  5. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
Особенности уплаты транспортного налога сообразно российским законам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here