Подозрительные финансовые операции в объективе законодательства

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Подозрительные финансовые операции в объективе законодательства" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Банк России установил признаки подозрительных банковских операций

EdZbarzhy / Depositphotos.com

В соответствии с приказом регулятора при отнесении операций с денежными средствами к подозрительным банки начнут обращать внимание на их соответствие обычно совершаемым клиентом операциям. При попытке их совершения будут оцениваться:

  • характер;
  • параметры;
  • объем;
  • время (дни) совершения;
  • место осуществления;
  • устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования;
  • сумма;
  • периодичность (частота);
  • получатель средств (приказ Банка России от 27 сентября 2018 г. № ОД-2525).

Кроме того, Банк России будет сверять параметры операции с базой данных обо всех случаях или попытках осуществления переводов без согласия клиента. Операция будет признаваться осуществляемой без согласия клиента, если получатель средств уже будет указан в такой базе данных, или параметры устройства, с использованием которого производится перевод, совпадут с параметрами устройства, внесенного в нее.

Куда необходимо обращаться при ущемлении прав граждан, вызванных нарушениями банковского законодательства или законодательства о защите прав потребителей? Узнайте ответ в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что банки обладают полномочиями по блокировке нетипичных и подозрительных для клиента операций с 26 сентября текущего года (ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств»). Однако до настоящего моменты признаки, по которым операции признаются такими, установлены не были. Добавим, что эксперты отмечали и отрицательные моменты новшества. В частности, по их мнению, банки будут создавать дополнительные неудобства для клиентов в случаях, если они не смогут сразу связаться с кредитными организациями.

Что означает обезличенный металлический счет?

В условиях сложившейся непростой экономической обстановки в стране многие задаются вопросом — как сохранить свои сбережения с минимальным риском потерь.

Обычно люди хранят свои деньги либо наличными дома, либо на депозите. Однако в последнее время начинает обретать популярность новый вид сбережений — обезличенный металлический счет. Такой способ хранения средств помогает минимизировать возможные инфляционные риски.

Обезличенный металлический счет (ОМС) представляет собой банковский счет, на котором ведется учет драгметаллов. Прибыльность таких счетов напрямую связана с динамикой курсовой стоимости металла. Обычно депозит открывается на золото, серебро, платину или палладий. Выбор металла зависит от личных предпочтений вкладчика.

Зачислять средства на ОМС можно деньгами или слитками, получать средства со счета также можно в одном из двух вариантов.

Все металлические счета делятся на два вида

  1. Текущие. Текущим счетам отдают предпочтение клиенты, выбравшие спекулятивную стратегию инвестирования. Они удобны тем, что прибыль формируется в зависимости от роста курсовой стоимости металла на счете, плюс — клиент может снимать деньги и пополнять счет в любое время. Как только курс вырастет, можно сразу же обналичить свои финансовые средства. Такой счет является беспроцентным и бессрочным.
  2. Депозитные. Прибыль образуется за счет процентов, начисляемых при помощи роста курса на металл на мировом рынке золота. В данном случае инвестор получает стабильный доход и не может снимать деньги, когда ему вздумается. Такие счета ограничены по сроку и, как правило, открываются не менее чем на два месяца.

Большинство российских банков обычно открывают своим клиентам текущие ОМС.

Перед открытием обезличенного металлического счета каждому клиенту важно ознакомиться с преимуществами и недостатками оформления такой услуги.

Самым главным плюсом является максимальная защита накоплений от инфляции.

Но есть и другие моменты:

  • Обезличенный металлический счет позволяет приумножать капитал за счет увеличения курсовой стоимости драгметалла.
  • Упрощенная процедура открытия и закрытия счета и манипуляций с металлом.
  • Операции с обезличенными драгметаллами не облагаются НДС.
  • Снять средства с ОМС можно не только в виде денег, но и в настоящих слитках. Правда, в таком случае металл будет облагаться налогом в размере 18 %.
  • ОМС можно открыть на третье лицо, и даже на несовершеннолетнего гражданина.

Дума расширила перечень подозрительных финансовых операций отдельных категорий физлиц

Нижняя палата парламента РФ во вторник, 18 декабря 2018 г., приняла в заключительном третьем чтении закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» в части установления контроля за операциями отдельных категорий физических лиц.

Документ, разработанный правительством, включает операции по получению наличных денежных средств с использованием платёжных карт иностранных банков в перечень операций, подлежащих обязательному контролю.

При этом законом предусмотрено, что обязательному контролю будут подлежать только операции, совершаемые с использованием платёжных карт, эмитированных иностранными банками, расположенными в иностранных государствах (на территориях) по перечню, определяемому приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Банки, согласно тексту закона, будут обязаны информировать Росфинмониторинг об операциях по снятию наличных денежных средств с платёжных карт.

[1]

Эти изменения, по мнению правительства, «позволят оперативно принимать решения о включении иностранных государств (территорий) в зону «повышенного внимания».

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

По словам первого заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Игоря Дивинского, в список с высокой вероятностью попадут страны, где террористические организации наиболее активны, например, Ирак, Афганистан. Новое требование не распространится на российские «дочки» иностранных банков.

По действующему законодательству банки уже информируют Росфинмониторинг об операциях на сумму свыше 600 тыс. руб. и о сделках с недвижимостью стоимостью более 3 млн руб.

Читайте так же:  Форма оплаты любая

ЦБ определил признаки подозрительных клиентов профучастников

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Банк России призывает внимательнее следить за отдельными операциями на финансовом рынке

Центробанк России подготовил рекомендации о повышении внимания к отдельным операциям на финансовом рынке, где четко прописал признаки фирм-однодневок и операции, которые они могут совершать в целях отмывания денег. Документ опубликован в «Вестнике Банка России».

В ходе надзорной деятельности ЦБ выявил случаи регулярного совершения недобросовестными компаниями-клиентами или контрагентами депозитариев, банков и брокеров операций с ценными бумагами, возможными целями которых являются отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Клиенты, которые заключают такие сделки, как правило, обладают одним или несколькими признаками: размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимально установленный уровень; один и тот же гражданин является учредителем и руководителем компании, а также ведет бухгалтерию клиента; в качестве адреса исполнительного органа клиента указан адрес, по которому находятся другие юрлица; постоянно действующий исполнительный орган клиента отсутствует по месту нахождения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Такие компании могут совершать подозрительные операции, связанные с приобретением иностранных или российских ценных бумаг, в том числе с участием нерезидентов. ЦБ указывает на то, что такие операции могут проводиться регулярно, они также могут иметь одностороннюю направленность, то есть клиент или контрагент банка только покупает бумаги, но не продает их.

Также подозрительными могут быть операции, когда отчуждение приобретаемых клиентом банков и брокеров ценных бумаг осуществляется нерезидентами на условиях «поставка свободно от платежа». При этом вместо оплаты деньгами осуществляется встречное представление других активов, которыми часто выступают товары, ввезенные в Россию из государств — членов Таможенного союза. Сделки структурированы так, что фактическая оплата ценных бумаг покупателем не производится.

Если такие компании совершают операции на сумму более 1 млн рублей в день, ЦБ рекомендует запрашивать документы и сведения об условиях расчетов по сделкам. Брокер или банк может запрашивать у клиента документы, подтверждающие факт зачисления денежных средств на банковский счет клиента по сделкам, связанным с отчуждением ценных бумаг нерезиденту. Финансовые организации также должны запрашивать данные у клиентов-брокеров о лицах, по поручению которых совершаются такие операции.

В документах говорится, что участники рынка должны направлять в уполномоченный орган информацию о таких клиентах.

Ранее председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила о необходимости усилить надзор за банками.

— Сложности в экономике и финансовой сфере не повод сворачивать политику оздоровления банковского сектора, более того, мы считаем необходимым усилить надзор за банками, — заявляла глава ЦБ, выступая в Госдуме.

За прошлый год ЦБ отозвал лицензии у 86 кредитных организаций, а с начала 2015 года — у более чем 30 банков. Как отмечала Набиуллина, ЦБ шел на такие крайние меры из-за нарушений банковского законодательства, проведения сомнительных операций, накопившихся финансовых проблем и из-за того, что кредитные организации скрывали реальное финансовое положение.

— Для банков это будет означать увеличение отчетности по ПОД/ФТ, а значит, их ежегодные затраты на противодействие отмыванию денег возрастут, — прогнозирует председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. — Можно в скором времени довести требования по 115-ФЗ до абсурда, и банки каждую операцию начнут оценивать по 300 и более критериям. Чем больше их будет, тем будет выше вероятность технических ошибок банков при сдаче отчетов в финразведку, что грозит многомиллионными штрафами, а при неоднократном нарушении 115-ФЗ — отзывом лицензии. Уже давно целесообразно ввести единый отчет сразу по всем сомнительным операциям каждого клиента банка за определенный период, а не единичные отчеты по каждой подозрительной трансакции.

США ненароком загнали подозрительные финансовые потоки в подполье

Принятые в США после терактов 11 сентября 2001 г. жесткие требования к банкам и другим финансовым организациям идентифицировать операции, имеющие признаки финансирования террористов и отмывания денег, и сообщать о них, дали обратный эффект. Испугавшись крупных штрафов за неудачу в исполнении этих требований, многие банки попросту закрыли тысячи счетов людей и компаний, которые казались им подозрительными или трудными для проверки. Из-за этого финансовую систему США покинули как невиновные клиенты, так и те, за кем правительство хотело бы следить пристальнее всего.

Это стало неожиданностью для Вашингтона. «Транзакции, которые могли бы проводиться легально и прозрачно, возможно, были загнаны в подполье», – признал недавно Томас Карри, руководитель Управления контролера денежного обращения США.

Компаниям, лишившимся доступа к банковским услугам, пришлось искать альтернативные варианты, например перевозить за границу наличные. По данным властей США, из-за этой практики мировая банковская система теряет сотни миллионов долларов. «Огромные денежные потоки уходят в подполье, и это противоречит изначальной цели отслеживать [их]. Такой вот парадокс», – отмечает Дилип Ратха, главный экономист подразделения Всемирного банка, изучающего денежные переводы.

В 2014 г., по оценкам Всемирного банка, живущие в США эмигранты переслали за границу около $54 млрд. Эти деньги переводили как крупные компании, например Western Union, так и небольшие зарубежные фирмы, чьи сотрудники перевозят через границу сумки, набитые наличными. Как показал проведенный Всемирным банком опрос 82 компаний, занимающихся денежными переводами, более половины из них лишились банковских счетов в 2014 г. Около 25% респондентов закрыли бизнес или продолжают работать уже без счетов.

С 2001 г. власти получили от банков и других финансовых организаций более 17 млн сообщений о подозрительных клиентах. Как утверждают официальные лица, это вывело их возможности по борьбе с мошенничеством и финансированием терроризма на новый уровень. Это один из наиболее важных источников информации, используемых в борьбе с «Исламским государством» (запрещено в России), утверждает Дженнифер Шаски, руководитель подразделения минфина США по расследованию финансовых преступлений.

Но отслеживать подозрительные транзакции непросто. Western Union приходится тратить на это $200 млн в год. Кроме того, в случае неудач финансовым организациям грозят штрафы. Так, в 2014 г. банк JPMorgan Chase был оштрафован на $1,7 млрд за то, что не сообщил о подозрительной деятельности Бернарда Мэдоффа, создавшего финансовую пирамиду. Теперь у JPMorgan около 9000 сотрудников пытаются выявить случаи отмывания денег, а также банк отказался от тысяч клиентов, которые могли нести высокий риск.

Читайте так же:  Должностные обязанности водителя экспедитора

«Если бы я занимался анализом рисков в банке или финансовой организации, я бы предпочел избавиться от счетов, из-за которых [власти] могут заявиться ко мне», – отмечает Джонатан Е. Лопес, занимавший ранее высокую должность в ведомстве по борьбе с отмыванием денег.

Некоторые банкиры жалуются на низкую эффективность этой работы. «Я поражен, как много времени тратится не на преступников, а на слежку за невиновными», – говорит Джайкумар Рамасвами из Bank of America.

Подозрительные финансовые операции в объективе законодательства

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР “О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”

В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении и пресечении операций, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем и другие противозаконные цели, в том числе операций, обладающих признаками транзитных операций*(1) (далее для целей настоящих методических рекомендаций — сомнительные операции), Банк России рекомендует при управлении риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — риском ОД/ФТ) использовать следующие подходы.

1. В рамках работы по выявлению клиентов, осуществляющих операции, отвечающие признакам транзитных, рекомендуем обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов (далее — счет) налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации*(2) с 0,5% от дебетового оборота по счету*(3) в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих.

С учетом изложенного, при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.

Одновременно отмечаем, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

По итогам проведенных анализа и обобщения практики работы кредитных организаций по выявлению клиентов, по счетам которых проводятся транзитные операции, Банк России рекомендует принимать во внимание следующие дополнительные признаки, характеризующие деятельность клиентов, осуществляющих указанные операции:

со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и страховым взносам*(4), либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы);

фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;

по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;

остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;

основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;

отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;

происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;

со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);

денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

2. Обращаем внимание на установленную подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 Положения Банка России от 09.06.2012 № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» обязанность кредитных организаций располагать идентификационной информацией об устройстве, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства (далее — идентификатор устройства), с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств.

Читайте так же:  Как составить доверенность на получение документов

При этом в рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуем осуществлять контроль идентификатора устройства, с которого осуществлен доступ клиенту к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов кредитной организации, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий, а при их совпадении:

относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПВК по ПОД/ФТ)*(5);

представлять в Банк России в составе запрашиваемой им информации по клиентам и их операциям сведения об идентификаторах устройств клиента.

3. В дополнение к рекомендациям по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением системы дистанционного банковского обслуживания (далее — ДБО), изложенным в письмах Банка России от 30.08.2006 № 115-Т и от 31.03.2008 № 36-Т, рекомендуем анализировать факты получения лицами, выступающими от имени клиента (далее — представители), криптографических ключей и аутентификационной информации для доступа и работы в системе ДБО на предмет выявления случаев представления такими лицами интересов других клиентов, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий.

В случае выявления факта совпадения представителя клиента с лицом, ранее осуществлявшим аналогичные полномочия в отношении другого (других) клиента (клиентов), в том числе того клиента (тех клиентов), счета которого (которых) были закрыты в рамках реализации кредитной организацией «противолегализационных» мероприятий, рекомендуем кредитным организациям относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска ОД/ФТ в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ.

4. С целью единообразного применения кредитными организациями кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение Банка России № 375-П), при формировании подлежащих направлению в Росфинмониторинг сообщений рекомендуем принимать во внимание соответствие наиболее распространенных типов сомнительных операций нижеприведенным кодам.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России».

Заместитель
Председателя Банка России
Д.Г. Скобелкин

*(1) Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

*(2) Налоги, сборы, страховые взносы, таможенные платежи.

*(3) Критерий признака, свидетельствующего о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен, в частности, в методических рекомендациях Банка России от 13.04.2016 № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 № 4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

*(4) Страховые взносы, предусмотренные пунктом 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Видео (кликните для воспроизведения).

*(5) В том числе в соответствии с письмом Банка России от 27.04.2007 № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» реализовывать предусмотренное соответствующим договором по обслуживанию клиента с использованием системы дистанционного банковского обслуживания право отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.

Обзор документа

Приведены рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. N 18-МР о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Так, одним из определяющих признаков совершения клиентом сомнительных операций является уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня.

Также приведен перечень дополнительных признаков сомнительных операций, которые следует принимать во внимание. Например: со счета не выплачивается зарплата работникам клиента, либо перечисления по НДФЛ и страховым взносам не соответствуют среднесписочной численности сотрудников; фонд заработной платы сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума; отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств и основаниями последующего их списания; происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств.

Следует принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных его возможностей по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

В рамках управления риском ОД/ФТ при проведении процедур по выявлению клиентов, проводящих сомнительные операции, рекомендуется контролировать идентификатор устройства, с которого осуществлен доступ клиента к АС, ПО для переводов денежных средств, на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов банка, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий.

Приведен перечень наиболее распространенных типов сомнительных операций и соответствующих им кодов.

Сомнительные и подозрительные банковские операции: новые критерии

В Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках внесены поправки (рег. № 2886-2 от 25.10.2018 г.). Они начнут действовать через 3 месяца.

Перечень оснований для надлежащей проверки клиентов при осуществлении разовых операций дополнен. Банки будут обязаны проверять физлиц, покупающих монеты Центрального банка из драгметаллов на сумму 500 МРЗП и выше. Подробнее о порядке приобретения таких монет – здесь . Совершение подобной операции единовременно или многократно в течение месяца вызовет подозрение (см. таблицу 2).

Читайте так же:  Льготы государственным служащим при выходе на пенсию

Для справки. Меры по надлежащей проверке клиента обязательно включают:

  • проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует на основании соответствующих документов;
  • идентификацию бенефициарного собственника клиента;
  • изучение цели и характера деловых отношений или запланированных операций;
  • проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

Перечни сомнительных и подозрительных банковских операций корректируются. Из числа сомнительных исключается две, одна включается (см. таблицу 1). Подозрительных операций становится на пять больше, из действующих исключается одна (см. таблицу 2).

Таблица 1.

Банковские операции, с 27 января 2019 года

исключаемые их числа сомнительных

признаваемые сомнительными

внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения операции непосредственно перед началом ее реализации существенных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества

перечисление денежных средств за пределы Республики Узбекистан на счет получателя, открытый в банке, местонахождение которого отличается от места регистрации получателя

передача нерезидентом резиденту денежных средств в качестве грантов, финансовой помощи, займов или безвозмездной помощи, за исключением операций, осуществляемых по решениям уполномоченных государственных органов Республики Узбекистан

Таблица 2.

Банковские операции, с 27 января 2019 года

исключаемые их числа подозрительных

признаваемые подозрительными

снятие наличности или осуществление оплаты за товары (услуги) на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП , совершенные в течение 30 дней, с использованием банковской пластиковой карты в зонах ведения активных боевых действий или контролируемых террористическими организациями, либо в районах, непосредственно граничащих с ними

передача нерезидентом резиденту денежных средств в качестве грантов, финансовой помощи, займов или безвозмездной помощи

одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в зонах с повышенной террористической активностью (список стран и районов предоставляется Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями)

операции лиц, которые находятся в межгосударственном розыске за совершение преступлении террористического характера (перечень лиц предоставляется Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями)

денежный оборот юридического лица — клиента равен или превышает 20 000 МРЗП в течение срока, не превышающего 3 месяцев с момента создания данного юридического лица, и осуществляется с целями, не соответствующими характеру его деятельности

покупка физическими лицами монет Центрального банка из драгоценных металлов на сумму, равную или превышающую 500 МРЗП , единовременно или многократно в течение срока, не превышающего 1 месяца

Но это не все изменения. По ряду операций изменяются критерии и признаки (сумма операции, период осуществления), дающие основания считать операцию сомнительной или подозрительной (см. таблицу ниже).

Характер операции

До 27 января 2019 года

С 27 января 2019 года

Критерии и признаки сомнительных операций

необоснованное дробление сумм аналогичных операций, совершаемых клиентом

перечисление со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей денежных средств в качестве финансовой помощи или займа

1 000 МРЗП или выше

перечисление со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на счета физических лиц денежных средств в качестве дивидендов или прибыли

1 000 МРЗП или выше

обращение клиента за снятием наличных денежных средств, ранее поступивших на его счет, в течение периода, не превышающего 3 банковских дней с момента поступления

Критерии и признаки подозрительных операций

получение отправленных из-за рубежа или отправление за рубеж физическими лицами (в том числе несколькими физическими лицами на имя одного контрагента) денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы денежных переводов, на общую сумму, равную или превышающую 500 МРЗП единовременно или многократно

в течение срока, не превышающего 3 месяцев

в течение срока, не превышающего 1 месяца

продажа или покупка, а также снятие с международных платежных карт физическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями денежных средств в иностранной валюте на сумму, равную или превышающую 500 МРЗП единовременно или многократно

в течение срока, не превышающего 3 месяцев

в течение срока, не превышающего 1 месяца

Для справки: при выявлении признаков сомнительных и (или) подозрительных операций, банковские работники обращаются к клиенту за дополнительными сведениями о проводимой операции, которые затем детально изучаются. Если подозрения подтвердятся, банк сообщит об этом в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями, а дальнейшие взаимоотношения с клиентом усложнятся или вовсе прекратятся.

Взаимоотношения узбекских банков с банками-нерезидентами и системами международных денежных переводов немного упростятся. При переводе суммы до 50 МРЗП (сейчас – 25 МРЗП ) наши банки потребуют минимальный объем информации: ФИО, номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный номер операции. И только если сумма перевода будет больше 50 МРЗП , дополнительно потребуются серия и номер паспорта или заменяющего его документа, удостоверяющего личность, а также адрес или дата и место рождения отправителя.

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступает в силу 27.01.2019 г.

Финансовый блог

Про финансы простым языком

Какие изменения произошли в законе о переводе денежных средств ип — мнения специалистов, плюсы и минусы

Переводы финансовых средств индивидуальных бизнесменов, которые имеют статус частных лиц, через финансовую систему просят более постоянного контроля и регулирования, как считают представители Министерства финансов Россиийской Федерации. В данной связи с 2017 года вступит в силу новый закон, который пресечет уклонение ИП от налогов и устранит вероятность мошеннических операций Все подробности нового нормативно-правового документа – читайте в этой статье.

  • Подозрительные банковские операции
  • Новый закон о переводах ИП
  • Переводы финансовых средств ИП

[2]

Подозрительные банковские операции в объективе законодательства

В 2015 году объем подозрительных банковских операций в банковской системе Р.Ф. составил 11,7 трлн. рублей. Благодаря этому уже в 2016 году контролирующие органы подумали о создании укрепленной системы контроля за переводами финансовых средств частными лицами (на уровне юрлиц данный процесс и без этого в большей мере формализован).

Читайте так же:  Обязательные условия трудового договора

Многие подозрительные финансовые транзакции происходили через канал электронных банковских операций. Эта сфера даже в наше время остается в Российской Федерации неотрегулированной полностью, в связи с чем через нее проходит немало незаконных сделок на уровне физических и юрлиц. Данные моменты и стали стимулом к созданию нового нормативного акта, касающегося переводов приватных бизнесменов.

Какие же непосредственно новшества содержит новый закон о переводах по платежным счетам:

  • Самое первое, при обслуживании сделок по переводу финансовых средств банковское учреждение обязан узнать информацию о хозяйственной деятельности ИП, его финансовом положении и деловой репутации.
  • Второе, при совершении больших транзакций по платежным счетам пользователя, являющегося индивидуальным бизнесменом, запрашивать у него сведения по отношению к источникам происхождения финансовых средств.

Принципиальный момент: Контроль пользователей со стороны банковских учреждений учитывает проверку финансовой документации и налоговых объявлений ИП. Кроме того, при заполнении документов на проведение банковских операций будет нужно указывать источник развития суммы финансовых средств.

Необходимо подчеркнуть, что новый закон заденет немногие финансовые транзакции. Маленькие банковские переводы продолжат выполняться в прежнем режиме.

Контроль банковских учреждений попадают, первоочередно подобные операции, как:

  • Финансовые транзакции на сумму от 600 000 рублей или равноценную ей сумму в иностранной валюте.
  • Постоянные банковские переводы одному и тому же получателю тоже способны стать объектом старательной проверки.
  • Большие переводы финансовых средств за этап, а именно на счета неизвестных получателей, а еще получение подобного рода переводов из зарубежа.
  • Банковские переводы, которые связаны с приобретением фондовых активов, драгметаллов и других ценностей.

Принципиальный момент: После обнаружения подобного рода «сомнительных операций» со стороны ИП обслуживающий банковское учреждение уведомляет об этом Росфинмониторинг, который намного детальнее займется данным вопросом.

В согласии с требованиями нового нормативно-правового акта, с 2017 года кредитные учреждения осуществляющие банковские операции Р.Ф. будут обязаны блокировать сомнительные банковские переводы ИП и замораживать их на период до 2-ух дней. На протяжении этого временного периода проверку транзакций проводит Росфинмониторинг. Самому банку вверена в обязанность обнаружение источников развития финансовых средств.

Новый закон о переводах ИП – мнение бизнес-сообщества

По суждению бизнесменов, новый закон о переводах выполнит денежные транзакции длинными и осложненными бюрократическими процедурами. Это может привести к сокращению темпов оборачиваемости денежной массы в русской экономике и замедлит течение хозяйственных процессов.

Принципиальный момент: Отнюдь не все ИП сумеют представить доказательству информацию об источниках денег.

По суждению самих финансовых институтов, законодательное новшество возможно и пресечет мошеннические банковские операции.

Однако в основном принесёт отрицательный эффект в качестве

  • Необоснованного ужесточения условий по осуществлению финансовых операций честными участниками рынка.
  • Сокращения скорости обслуживания и увеличении цены услуг банка.
  • Оттока клиентов-ИП из банковских учреждений и переориентация их в сторону МФО.

Однако убрать целиком опасность непорядочных банковских операций со стороны малых фирм невозможно: многие большие фирмы проводят незаконные финансовые транзакции не прямо, а через собственные дочерние компании, зарегистрированные вместо ИП.

Переводы финансовых средств ИП – совершенствование налогового администрирования

Некоторые вопросы нового закона о переводах финансовых средств ИП по счётам банковских учреждений и в электронном виде коснулись и налогового администрирования.

Так, приостановление подобных транзакций возможно на основании распоряжения налоговых органов, которое опирается на подобные факты, как:

  • Неуплата компанией налогов, штрафов и пеней в нужном объеме.
  • Непредставление фирмой налоговой декларации на протяжении 10 дней по окончании указанного периода времени.
  • Игнорирование выполнения требований налоговых органов на протяжении 6 дней с момента их выдвижения.

Принципиальный момент: Перед блокированием счёта ИФНС должна предупредить об этом ИП (плательщика налога).

Результата блокирования счёта может быть два:

  • Если задолженность или иное невыполнение поручительств ИП перед налоговыми органами на самом деле есть, то средства со счета бизнесмена идут на их закрытие.
  • Если действия налоговых органов были ошибочными, то за из дня в день «заморозки» счёта ИФНС обязана будет заплатить ИП проценты в размере основной ставки на момент обнаружения погрешности.

Если окажется, что сомнительные банковские переводы прячут под собой большие незаконные финансовые транзакции, то в данном случае счёт ИП не просто блокируется банком, но арестовывается службой судебных приставов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Новый закон о переводах финансовых средств ИП заденет не только функциональную сторону и ужесточит контроль за банковскими операциями малых фирм, но и попросит внесения коррективов и дополнений в подобные нормативно-правовые акты, как Арбитражный процессуальный кодекс, закон о национальной системе интернет-банкинга и закон Центральном банке Р.Ф..

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  2. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  3. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
  4. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  5. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
Подозрительные финансовые операции в объективе законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here