Понятие о встречной проверке

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Понятие о встречной проверке" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Как проходят встречные налоговые проверки

В ходе или после завершения налоговой проверки выездного или камерального типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам. В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.

Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ).

Цели проведения встречной проверки

Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
  • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.

Целью проводимой процедуры является:

  • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

Процедура проведения встречной проверки

В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

[2]

Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.

Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.

Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.

К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).

Нормативная база для выполнения встречной проверки

Налоговый Кодекс РФ (ст. 87) служит основанием для начала встречной проверки, проводимой в рамках налоговой проверки (выездной, камеральной, повторной). Процедура представляет собой вариант дополнительных мероприятий, решение о необходимости проведения которых может приниматься по итогам проверок (ст. 101 НК РФ).

Условия назначения и порядок ведения мероприятия определяются положениями НК РФ (ст. 31, 93, 94, гл.14). Срок для его назначения определен в 10 дней приказом НС № БГ-3-03/461 (27.12.2007).

Право требования документов проверяемого налогоплательщика и его партнеров сотрудниками НС отражено в ст. 93 НК, так же как и применение санкций (штраф) при отказе в предъявлении сведений или нарушении срока для их предоставления (ст. 93, 129).

Документы, запрашиваемые при встречной проверке

Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).

Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:

  • компания использовала льготу по налогу;
  • на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
  • организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
  • обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).

Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.

К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).

Встречная налоговая проверка

В законодательстве России отсутствует термин «встречная налоговая проверка». Он использовался до 1 января 2007 г. и, согласно ст. 87 НК РФ, обозначал особый метод контроля налоговых органов, осуществляемый в рамках камеральных и выездных проверок. Суть его была в том, что налоговая инспекция запрашивала информацию о проверяемом лице у его контрагентов и сравнивала с данными, которые предоставил сам налогоплательщик. В 2007 году понятие «встречная проверка» исключили из Налогового кодекса РФ, а взамен утвердили ст. 93.1. В ней отсутствует определение «встречная проверка», однако описывается тот же механизм получения данных о проверяемом субъекте у его контрагентов по запросу.

В отличие от камеральных и выездных проверок, эту процедуру нельзя считать полноценной налоговой проверкой. Однако игнорировать подобные запросы на предоставление информации нельзя – следующей проверяемой налоговым органом компанией вполне может оказаться ваша.

Читайте так же:  Военная ипотека банка зенит условия и калькулятор

Цели проведения встречной проверки

Когда в ходе налоговых проверок инспекторы сталкиваются с нестыковками в отчетах, они могут запросить у партнеров проверяемой организации данные для уточнения. Основаниями для подобных обращений могут быть:

  • Сомнения в реальности существования партнера и операций, совершенных в отношении него налогоплательщиком.
  • Подозрение в наличии фиктивных сделок и серых схем.
  • Проверка первичных документов и операций.
  • Проверка достоверности и полноты сведений, представленных налогоплательщиком о результатах своей деятельности.

Полученные в ходе проверки данные сверяются с теми, которые указал налогоплательщик. Если «всплывают» нарушения, это заносится в акт проверки и в дальнейшем может быть использовано как доказательство вины проверяемого лица. Бывает и по-другому: тот, кого проверяли, оказывается «чист», а у партнера не все в порядке. Тогда последнему нужно готовиться сначала к камеральной, а потом и к выездной проверке.

Порядок проведения встречной проверки

Согласно п. 1 ст. 93.1, налоговый орган, осуществляющий проверку, вправе требовать у налогоплательщика те или иные документы. Он может направить поручение в отделение налоговой по месту регистрации того контрагента, который обладает сведениями о проверяемом лице. Законодательно установлены сроки осуществления проверки для каждой из участвующих сторон. В общем случае процедура встречной налоговой проверки выглядит так:

  1. Проверяющая инспекция направляет в письменном виде поручение с просьбой об истребовании информации в налоговую по месту регистрации контрагента, обладающего данными о проверяемом лице.
  2. У инспекции-получателя есть пять рабочих дней на оформление и отправку требования непосредственно контрагенту. Вместе со списком документов должна прилагаться копия исходного поручения.
  3. Контрагенту также дается пять рабочих дней на ответ своей налоговой. За это время необходимо или представить все документы, или уведомить проверяющую инспекцию об их отсутствии. Если возникают трудности со сбором материалов, контрагент может обратиться в налоговую с просьбой о продлении срока. В течение 2-х рабочих дней инспекция даст письменный ответ, и в случае одобрения временные рамки будут продлены.

Какую информацию могут запросить

Список документов, которые могут понадобиться для проверки, законодательством не определен. Обычно это документы, подтверждающие финансовые и иные операции с контрагентом: акты, счета-фактуры, накладные, договоры – список может быть очень большим. Если окажется, что документов, которые нужны налоговой, у вас нет, необходимо в течение пяти рабочих дней направить ответное письмо с сообщением об отсутствии данных материалов, иначе вас могут оштрафовать за нарушение срока представления документов. Однако и бежать со всеми материалами в инспекцию, «высунув язык», не стоит: безоговорочно выполняя требования налоговой и тут же отсылая все документы, есть риск самим попасть к ним на глаза и спровоцировать проверку в вашей компании, если найдутся расхождения с документами вашего партнера. Что же делать?

Встречная проверка – как быть?

Прежде всего, сохраняйте здравомыслие и будьте адекватны. Ведь проверяют вашего партнера, а не вас. Не стоит пугаться необходимости делать заверенные копии всех документов, даже если у вас крупная компания и «бумажек» будет много. При грамотном подходе этого можно избежать. Самым верным решением будет консультация с квалифицированными юристами в области налогового права. Они подскажут ключевые моменты в следующих важных вопросах:

  1. Какие сведения и в каком объеме представить для проверки.
  2. Как составить опись материалов для отправки. Здесь важно оформить сопроводительные документы с перечислением представляемых данных на случай повторного запроса этих же документов; тогда по закону вы можете отказать инспектору и ничего повторно не отправлять.
  3. Как составить образец ответа, на какие статьи закона ссылаться, если нужные документы отсутствуют или представлять их желания нет.
  4. Как грамотно составить ответ в случае запроса документов, не связанных с контрагентом (к сожалению, работники налоговой могут использовать проверку как повод раздобыть нужные только им сведения). При этом списки документов в поручении и требовании не совпадают.

Очень важный момент – оформление пояснения. При составлении ответа в проверяющий орган возникает множество нюансов, способных вызвать интерес налоговой и повлечь проверку уже в вашей компании. Пояснения с четким описанием, объясняющие, почему в ответе отсутствует тот или иной запрошенный документ, позволяет развеять большую часть подозрений и избежать «придирчивости» налоговиков.

Ответственность и последствия встречной проверки

Согласно ст. 129.1 НК РФ, в случае нарушения контрагентом сроков представления документов ему назначается штраф в размере 5 тысяч рублей в первый раз и 20 тысяч рублей в случае повторного нарушения за год. Если же контрагент проигнорировал требование или подал ложные сведения, то ему назначат штраф 10 тысяч рублей.

По итогам самой проверки вам не дадут никаких документов (в отличие от выездных и камеральных налоговых проверок), кроме случаев, если вы не подали документы вообще или подали не в срок, – тогда ваша компания будет привлечена к ответственности, а вы получите письменный документ. Никаких серьезных последствий встречная проверка не несет. Однако есть ряд практических моментов, которые необходимо учесть.

Во-первых, игнорирование требований налоговой или предоставление неверных данных может испортить отношения с вашим партнером. Ведь ваше нежелание помочь установить его «честность» приведет к негативным для него последствиям. И если партнер не в курсе, что им заинтересовались налоговики, лучше предупредить его, иначе это может плохо повлиять на ваши деловые и личные отношения.

Во-вторых, если вы не сможете представить запрошенные документы, то это сигнал для налоговых органов провести проверку в вашей фирме. Тот факт, что у вас их нет и, возможно, никогда не было, мало заботит инспекторов. Им в любом случае нужны документы, и, если не удалось получить их добровольно, придется забирать принудительно.

В-третьих, считается, что отказ представить документы говорит о беспорядке в документообороте и внутреннем учете компании, а это всегда дает повод для проверки «с пристрастием».

Встречная налоговая проверка может доставить немало хлопот, но, выполняя предложенные действия, риск пострадать будет минимальным. Сохраняйте ясный ум и ведите себя достойно: инспекторы – тоже люди, и с любым человеком при желании можно поговорить конструктивно. А если решите отказать налоговикам и проигнорировать требования – подумайте, хотите ли вы испортить отношения с контрагентом, которому наверняка откажут в вычетах НДС. Надо ли усложнять работу с налоговой инспекцией, если вам нечего скрывать?

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка – истребование налоговой инспекцией документов или информации, которые касаются:

деятельности проверяемого налогоплательщика. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией (например, у госорганов) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

любой сделки, заинтересовавшей налоговиков. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у сторон этой сделки, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией. Например, документы и информация об исполнении договора поставки могут быть истребованы у перевозчика, который доставлял товар от поставщика к покупателю (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка является одной из основных процедур и мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль – это контроль, осуществляемый налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Цель встречной проверки

Целями встречной проверки, осуществляемой налоговой инспекцией, являются:

проверка фактического существования контрагента, взаимодействующего с налогоплательщиком по сделкам, которые заинтересовали налоговые органы;

проверка фактического осуществления операций, отраженных в учете налогоплательщика;

осуществление сверки данных о финансово-хозяйственных операциях, осуществленных между проверяемой организацией и контрагентом организации.

В случае выявления расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные исследуются налоговыми инспекторами на предмет того, повлияли ли эти отклонения на правильность формирования налоговой базы или нет.

Читайте так же:  Пересмотр инструкций по охране труда

Если будет выявлено, что произошло уменьшение налоговой базы, то полученные данные фиксируются в акте проверки.

При этом полученные документы по проверке подшиваются к акту проверки и впоследствии служат доказательством вины проверяемой организации в совершении нарушения налогового законодательства.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

[1]

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Процедура запроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговых проверках право затребовать документы есть у того налогового органа, который проводит такую проверку.

То есть именно этот налоговый орган имеет право направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете та организация, у которой есть в наличии необходимая информация о деятельности проверяемой компании.

Такие и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены статьей 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Процедура встречной проверки согласно указанным нормам заключается в следующем:

Вначале проверяющая налоговая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет организации, у которой есть необходимые сведения о проверяемой фирме. При этом поручение должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать просьбу о предоставлении документов либо информации (возможно, и того и другого) у этой организации.

Местной налоговой инспекции дается время – 5 рабочих дней – для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту проверяемой организации. К этому требованию, в котором указан перечень затребованных документов и информации, должна быть обязательно приложена копия исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции.

Контрагенту, в свою очередь, также дается 5 рабочих дней на то, чтобы ответить местному налоговому органу. В этот срок контрагент должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии запрашиваемых документов.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

совершение налогового правонарушения впервые;

незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

[3]

Встречная налоговая проверка: как себя нужно вести

Многие компании получали от налоговых органов требования о представлении сведений и документов с отсылкой к статье 93.1 Налогового Кодекса. Это означает, что у одного из партнеров компании проходит выездная или камеральная налоговая проверка. В ходе ее проведения могут быть затребованы документы от контрагентов, подтверждающие сведения, которые представила проверяемая организация.

Понятие и порядок встречной налоговой проверки

Сроки встречной налоговой проверки не определяются налоговой службой какими-либо датами в отличие от выездной проверки, а также количеством проводимых проверок. Встречная проверка не предназначена для подтверждения правильности исчисления налогов и взносов, она входит в состав камеральной или выездной проверки.

Основания и цели встречной проверки налоговых органов

Основаниями для проведения встречной налоговой проверки организации являются статья 93.1 НК РФ и письмо Минфина № 03−02−07/1−425. Встречная проверка инициируется для получения сведений от контрагентов проверяемой компании в следующих ситуациях:

  • подтверждение реальности контрагентов;
  • подлинность документов, представленных на проверку, вызывает сомнения, или эти документы содержат неверную информацию;
  • при подозрении на фиктивность сделок;
  • подозрение в применении организацией схем ухода от налогообложения и неправомерной налоговой оптимизации;
  • проверка правильности представленных налогоплательщиком сведений, отражения в учете конкретных операций;
  • при совершении нестандартных операций, таких, как проведение взаимозачета, бартера, уступки и переуступки требований, при возмещении и зачете НДС, при оказании безвозмездных услуг.
Читайте так же:  Бухгалтерский счет 55 особенности использования

Запрашиваемые документы при проверке

Срок для представления документов составляет 5 дней. Инспекция может запросить абсолютно любые документы, которые относятся к проверяемой компании, например, договоры поставки или услуг и приложения к ним, акты, товарные накладные, счета-фактуры.

Документы представляются в комплекте с сопроводительным письмом. На одном экземпляре сопроводительного письма следует поставить отметку налоговой инспекции о приемке документов. Это оградит организацию от необоснованных претензий налоговых органов. Если документы составлены в электронной форме, то они должны быть переданы в в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование содержит значительный перечень документов, которые невозможно подготовить за 5 дней, то рекомендуется направить в инспекцию ходатайство об увеличении срока представления требуемой информации и указать желаемую дату полного представления документов.

Однако следует быть учитывать, что налоговые органы могут не удовлетворить ходатайство, так как это их право, а не обязанность. Если требуемые документы отсутствуют, то следует сообщить об этом налоговую инспекцию не позднее 5 дней с даты получения требования.

При получении требования о представлении документов для встречной проверки нужно учитывать следующие моменты:

  1. Требование должно быть в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом налогового органа — руководителем ИФНС или его заместителем.
  2. К требованию должна быть представлена копия поручения о представлении документов, если проверяемый контрагент зарегистрирован в другой налоговой инспекции.
  3. Перечень необходимых документов, указанный в требовании должен быть идентичным тому, что указан в поручении. В требовании обязательно должно быть указано, в ходе каких мероприятий появилась необходимость в представлении информации и документов.
  4. В требовании должны быть перечислены конкретные виды документов, которые нужно представить.

Так как перечень требуемых документов при проведении выездной налоговой проверки не зафиксирован в нормативных актах, то возможны разногласия между компаниями и налоговыми органами о правомерности требования представления некоторых документов. Эти разногласия решаются в судебном порядке, в каждой определенной ситуации суд устанавливает связь между проверяемым лицом и информацией, которую содержат требуемые документы.

При встречной проверке не допускается повторное требование о представлении документов, если они были представлены ранее в рамках выездных или камеральных проверок.

Изменения УСН «Доходы минус расходы» в 2014 году — свежий обзор бухгалтерского законодательства.

Читайте, как платить взносы в Пенсионный фонд для организаций и предпринимателей в 2014 году, в нашей статье.

Ответственность за непредставление документов

За уклонение от требования представить документы налоговым законодательством предусмотрены штрафные санкции, а должностные лица организаций и предприниматели могут понести административную ответственность.

Если организация не выполняет требования о представлении документов, уклоняется от их представления, или представляет заведомо ложную информацию, то возникает ответственность, указанная в статье 126 НК. Это правонарушение влечет за собой штраф в размере 5 тысяч рублей.

Результаты встречной проверки налоговой инспекции

Показатели встречной проверки оформляются отдельным актом и прилагаются к акту (решению) выездной или камеральной проверки. Если в результате налоговой проверки были выявлены нарушения, то акт выездной проверки будет являться доказательством этих нарушений.

Однако за эти нарушения несет ответственность лицо, в отношении которого проводится выездная или камеральная проверка. Контрагент в этом случае может нести ответственность только за непредставление документов для встречной проверки.

Встречная проверка: название новое, содержание старое

Понятие «встречная проверка» было исключено из Налогового кодекса еще в 2007 году. Данная мера преподносилась как устранение очередного административного барьера. Однако в действительности данный инструмент налогового контроля всего лишь «сменил вывеску».

Напомним, что словосочетание «встречная проверка» было вымарано из Налогового кодекса Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, который начал действовать с 1 января 2007 года. Но исключение из текста кодекса данного термина вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах. Теперь это называется «истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» и регулируется статьей 93.1 Налогового кодекса. Как видим, встречные проверки никуда не делись и по-прежнему используются налоговыми органами в контрольной работе. Поэтому любому налогоплательщику необходимо знать по каким правилам они проводятся.

Выполнять только письменные требования

Первый и основной постулат, который должен иметь в виду бухгалтер, прост: затребовать документы инспектор может только в письменной форме. Налогоплательщику направляется требование по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/[email protected] Только после вручения налогоплательщику (или его представителю) такого требования можно говорить о возникновении обязанности по предоставлению документов или информации. Это означает, что никакие устно-телефонные требования, равно как и запросы, присланные по факсу, электронной почте и т.п., исполнять не обязательно. Отметим еще один важный момент, касающийся требования. Направлять его налогоплательщику вправе только «своя» налоговая. Поэтому если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Второе правило заключается в том, что любой запрос должен быть мотивирован. Согласно ст. 93.1 НК РФ, запрашивать документы инспекторы могут в рамках проводимой налоговой проверки (как выездной, так и камеральной). Соответственно, на факт такой проверки должно быть четко указано в самом требовании.

Одновременно пункт 2 ст. 93.1 Налогового кодекса разрешает налоговикам требовать документы и вне рамок проверки, если, как сказано в Кодексе, имеется «обоснованная необходимость в получении информации». В таком случае в требовании должны быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления требования. Другими словами, просто ссылки на п. 2 ст. 93.1 Кодекса или его цитирования недостаточно. Поэтому требование, в котором будет сказано лишь, что документы нужны инспектору «в связи с обоснованной необходимостью в получении информации» можно не исполнять как необоснованное. Лучшим выходом в данной ситуации будет направить в инспекцию ответное письмо с указанием на то, что требование не соответствует нормам Налогового кодекса и поэтому не подлежит исполнению (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Третье, на что следует обратить внимание после получения требования — это наличие в нем конкретного указания на документы (информацию), которые хочет получить инспекция. При этом практика исходит из того, что инспекция должна четко указать либо наименование и реквизиты требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы. В противном случае ответственности за неисполнение требования не наступает (см, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.04.09 по делу № А29-7380/2008).

Наконец, еще один важный принцип: вы обязаны предоставлять инспекции только те документы, которые касаются проверяемого налогоплательщика. Проще говоря, затребовать таким образом информацию о вашей организации (например, книги покупок или продаж, декларации и т.п.), или о других лицах инспекция не имеет права. А значит, подобное требование также можно не исполнять (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.05.09 по делу № А29-7381/2008).

Шпаргалка «Какое требование вы обязаны исполнить»:
— требование пришло из «своей» инспекции, и к нему приложена копия поручения налогового органа, на учете в котором состоит проверяемый налогоплательщик (п. 4 ст. 93.1 НК РФ);
— в требовании указаны основания истребования информации;
— в требовании указан перечень конкретных документов или признаки, позволяющие четко их идентифицировать.
— запрашиваемые документы (информация) относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика или к конкретной сделке.

Что и как представлять

Если документов нет

Случаи, когда инспекция запрашивает документы, которые отсутствуют у организации, не так уж и редки. Видимо поэтому законодатели решили закрепить порядок действий в таких ситуациях непосредственно в Налоговом кодексе. Итак, если в требовании фигурируют документы, которых у вас нет, то в течение пяти рабочих дней в инспекцию надо направить письмо с соответствующим сообщением (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Направлять этот документ лучше также письмом с описью вложения, дабы избежать споров о том, отправлялось сообщение или нет.

Читайте так же:  Актуальный список аккредитованных страховых компании втб 24

Если же у налогоплательщика нет только некоторых документов из перечисленных в требовании, то на этот факт можно указать в сопроводительном письме, которое направляется вместе с собранным пакетом документов.

Штрафы для уклонистов

Завершим наше повествование о правилах встречной проверки традиционным разделом об ответственности. В данном случае налогоплательщика, который не представил (или представил с опозданием) в инспекцию документы, ожидает штраф в размере 1 000 руб. или 5 000 руб., если такое нарушение допущено повторно в течение года (п. 6 ст. 93.1, ст. 129.1 НК РФ). Обратите внимание на то, что штраф по этой статье не зависит от количества непредставленных документов и взимается за сам факт непредставления или нарушения срока представления документов.

Однако при этом необходимо помнить: ответственность наступает только при соблюдении двух условий. Первое: инспекция вручила требование налогоплательщику под роспись (лично или почтой). Второе: требование оформлено верно (см.шпаргалку)

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).
На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.
В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

Важно!

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( ст. 129.1 НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).
К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом . При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза

С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Читайте так же:  Как написать заявление на возврат ндфл на обучение

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.


Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] ). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Источники


  1. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

  2. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  3. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  4. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
  5. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
Понятие о встречной проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here