Потребность осуществления и проведения соут

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Потребность осуществления и проведения соут" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Об особенностях применения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 299-ФЗ

>
Организация проведения специальной оценки условий труда
Содержание
Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Порядок проведения СОУТ: пошаговая инструкция — НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Порядок проведения СОУТ: пошаговая инструкция

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией (такой как наш ЦЕНТР ОХРАНЫ ТРУДА), привлекаем ой работодателем на основании гражданско-правового договора.

После выбора специализированной организации и заключения с нею соответствующего договора работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

При проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

racorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

Читайте так же:  Где взять кредит наличными в день обращения

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Читайте так же:  Отказ от участия в приватизации квартиры образец заявления и последствия

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда.

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В настоящее время обязанность проведения работодателем специальной оценки условий труда определена ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ).

Специальная оценка условий труда осуществляется в целях:

— выявления и идентификации опасностей на рабочих местах;

— оценки соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— мониторинга условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренным трудовым законодательством;

— освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:

[1]

— разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

— информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

— осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

[3]

— организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

— установления работникам гарантий и компенсаций;

— установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

— расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— подготовки статистической отчетности об условиях труда;

— решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

— определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

— принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

— оценки уровней профессиональных рисков и иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов.

Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам № 1 и № 2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест и для рабочих местах, на которых были идентифицированы ОВПФ, проводятся инструментальные замеры, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней — 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ.

Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа — пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

Читайте так же:  Как начисляются и выплачиваются декретные

Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев с момента наступления следующих обстоятельств:

1) в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации или ГИТ;

3) по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения СОУТ;

4) в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

5) в случаях замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, изменения средств коллективной защиты.

При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта СОУТ с учетом изменений и дополнений. Результаты повторной СОУТ оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта СОУТ или вносятся изменения в карту СОУТ, оформленную ранее. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, но не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Результаты СОУТ являются основой для создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, района, города, региона, республики. Информация о результатах СОУТ доводится до сведения работников организации. Документы СОУТ являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» государственный контроль за качеством проведения СОУТ возложен на органы Гострудинспекции и Государственной экспертизы условий труда в РФ. Ответственность за проведение СОУТ несет руководитель организации.

Нормативной основой проведения СОУТ являются:

— Р 2.2.2006-05 «Гигиенические критерии оценки и классифи­кация условий труда по показателям вредности и опасности фак­торов производственной среды, тяжести и напряженности трудо­вого процесса»;

— Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы;

— Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ с последующими изменениями и дополнениями;

— Список производств, цехов, профессий и должностей с вред­ными условиями труда, работа в которых дает право на дополни­тельный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный по­становлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.17.74 г. № 298/ П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

— Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должнос­тей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспе­чение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. № 10 и введенные в действие на территории России с 01.01.92 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 г. № 517 (с последующими дополнениями и разъяснениями);

Видео (кликните для воспроизведения).

— Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

Для организации и проведения СОУТ издается соответствующий приказ, создается аттестацион­ная комиссия предприятия, определяются сроки и график прове­дения работ по аттестации.

При этом в состав аттестационной комиссии организации включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Аттестующая организация – независимая организация, оказывающая услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда сторонним организациям, имеющая в своем составе лабораторию, аккредитованную в установленном порядке на право проведения измерений и оценки вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, оценки травмобезопасности рабочих мест, оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестующая организация должна быть независима (не аффилированна) по отношению к организации, в которой проводится аттестация рабочих мест.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда включено в соответствующий перечень услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

СОУТ. Порядок и срок проведения специальной оценки условий труда

Если вы не являетесь инженером по охране труда, однако Вам необходимо провести СОУТ – этот раздел для вас!

Для чего нужна СОУТ?

В настоящее время, по данным Росстата, численность экономически активного населения в России составляет более 71 млн. человек, из них порядка 21 млн. человек (т.е. почти треть) трудятся во вредных и опасных условиях труда. Чтобы исправить данную ситуацию, государство пытается стимулировать работодателей к замещению рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда.

Нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Однако введенный механизм аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) не оправдал возложенных на него надежд. Причина тому – отсутствие у работодателей экономической заинтересованности в этом инструменте. К тому же по итогам АРМ «вредность» получили даже те рабочие места, где ее по факту не было.

С 1 января 2014 года вступил в силу закон «О специальной оценке условий труда», который был призван устранить имеющиеся недостатки в существующей системе. С одной стороны, закон о СОУТ вводит для работодателя экономические стимулы улучшать условия труда. С другой стороны, оценка условий труда начинает проводиться по меньшему количеству факторов, что нужно для снижения классов вредности на рабочих местах.

Каким организациям нужно провести СОУТ?

Проводить СОУТ нужно всем организациям, независимо от размеров, форм собственности и вида деятельности. Все рабочие места подлежат СОУТ в установленном законом порядке, за исключением «надомников» и дистанционных рабочих мест.

Что является результатом СОУТ?

В ходе СОУТ выявляются вредные и опасные факторы рабочего процесса, негативно влияющие на работников. В результате по фактическому состоянию уровня вредности определяется один из четырех классов условий труда:

Что происходит после проведения СОУТ?

После проведения СОУТ в результате идентификации вредных и опасных факторов и проведения инструментальных замеров на рабочих местах составляется Отчет, содержащий протоколы испытаний, выводы и рекомендации эксперта и т.д. Отчетные материалы отправляются в базы данных уполномоченных государственных органов.

Как часто нужно проводить СОУТ?

Материалы Отчёта о специальной оценке условий труда действительны в течение 5 лет с момента проведения СОУТ. Однако если на предприятии вводятся новые рабочие места (и еще в ряде случаев) в организации необходимо проведение внеплановой спецоценки.

Читайте так же:  Оповещение об увольнении и его законность

Как используются результаты проведённой СОУТ?

Результаты проведённой специальной оценки условий труда (СОУТ) в первую очередь используются, чтобы:

  • выявлять реальное вредное воздействие на каждом рабочем месте;
  • обоснованно принимать решения по организации в части охраны труда (обеспечение средствами индивидуальной защиты, медосмотров и пр.);
  • устанавливать компенсации и дополнительные взносы в фонды за вредные условия труда персонально для каждого работника;
  • избавить работодателя от дополнительных выплат, если всё в порядке и он обеспечил благоприятные и безопасные условия труда.

Более подробно об использовании результатов проведённой СОУТ здесь.

Что будет, если не проводить СОУТ в срок или провести ее с нарушениями?

С января 2014 года ужесточились штрафные и иные санкции за нарушения в сфере охраны труда. За непроведение СОУТ в срок, должностные лица будут штрафоваться в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, а юридические лица — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. По итогам СОУТ определяются другие меры охраны труда (медосмотры, обеспеченность средствами индивидуальной защиты и т.п.), штраф за нарушения по каждому из которых может составить до двухсот тысяч рублей. Подробнее о штрафах за непроведение СОУТ в срок и/или с нарушениями можно узнать здесь.

Вводная информация о СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Несколько лет назад в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предназначенный для замены устаревшей аттестации рабочих мест более прогрессивным методом. Специальная оценка условий труда (СОУТ) разнится со своим предыдущим аналогом не только по ряду ключевых направлений, она также обладает новыми понятиями, подробно изложенными в принятом законе.

[2]

Интегрирование этих отличий и понятий упрощает выявление вредных и опасных факторов для персонала предприятий, задействованного в различных видах производственно-хозяйственной деятельности. В то же время, они повышают эффективность оценки качества обеспечения надлежащих рабочих условий необходимых сотрудникам для выполнения трудовых обязанностей.

Термины юридической силы результатов СОУТ и результатов аттестации рабочих мест, проведенной до начала действия нового закона, совпадают. Кроме того, преобразуемые по итогам проверок условия выполнения работ на предприятиях, классифицируются в соответствии с уровнем их вредности и опасности.

СОУТ-2017: актуальные законодательные нововведения

1 мая 2016 года был запущен в действие Федеральный закон 136-ФЗ, который актуализировал алгоритм проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) с помощью внесения ряда изменений:

1. Допустимость охвата процессами декларирования рабочих мест, условия труда которых относятся ко II классу и были признаны допустимыми по результатам специальных исследований для минимизации финансовых нагрузок на предприятия, регулярно обеспечивающими максимально безопасные условия для реализации трудовых обязанностей.

2. Введение дополнительной защиты от неразрешенного доступа и передачи третьим лицам сведений о СОУТ, представляющих собой государственную тайну.

3. Публикация в реестре аккредитованных исполнителей, уполномоченных на осуществление аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, сведений о соответствующих компаниях и их филиалах.

4. Эксперты считают, что актуализация порядка проведения СОУТ должна позитивно отразиться на таких ее показателях как качество, объективность и точность результатов.

В соответствии с действующими законодательными нормативами осуществление СОУТ возможно только аккредитованными сертификационными органами.

Пример того как выглядит аккредитация:

Стадия подготовки СОУТ

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда определяется положениями Федерального закона № 426-ФЗ. В соответствии с ними каждому сертифицируемому предприятию требуется пройти стадию подготовки, которая предполагает обязательную реализацию ряда действий:

1. Формирование комиссии по СОУТ, в которую входят руководители предприятия, медработник, специалист по охране труда и минимум один представитель профсоюзной или любой другой организации, отстаивающей интересы персонала. Состав и деятельность образованной комиссии утверждается внутренним приказом.

2. Формирование списка рабочих мест, требующих специальной оценки условий труда, с обязательным включением в него не менее 20% аналогичных рабочих мест.

3. Взаимодействие с независимыми экспертами, приглашенными для проведения СОУТ, которых не вводят в состав комиссии, что позволяет им в ходе проведения процедуры оставаться беспристрастными.

Как выбрать независимого эксперта (оценщика)?

Проведение СОУТ осуществляется специально сформированной комиссией и независимыми оценщиками, выбор которых очень важен и требует ответственного отношения. Поэтому, отдавая предпочтение конкретной аккредитованной организации, наделенной правом проведения СОУТ, опираются на следующие критерии:

● Наличие документа, подтверждающего аккредитацию на осуществление аттестации рабочих мест. Даже выданный до вступления в действие закона о спецоценке условий труда, он остается в силе до 2018 года. Если привлеченная организация обладает таким документом, проведение мероприятия признается законным.

● Лаборатория должна быть не только зарегистрирована в специальном реестре Минтруда, но и аккредитована, иначе результаты процедуры будут аннулированы и потребуется ее повторное проведение.

● Штат компании должен включать в себя не менее пяти сертифицированных специалистов, обладающих правом осуществления данного вида деятельности и дипломом врача, специализирующегося на проведении санитарно-гигиенических исследований, трудовой или общей гигиене.

● С выбранным исполнителем подписывается договор, оформленный в свободной форме. Согласно действующим требованиям, в нем должны быть четко изложены права и обязанности подписантов, а также указана расценка каждой предоставляемой услуги со степенью ответственности за некачественное исполнение или несоблюдение отдельных пунктов договора.

Оформление отчетности

Независимый эксперт составляет отчет, являющийся главным документом, свидетельствующим о проведении СОУТ, в котором содержатся ее результаты. Он оформляется по форме 33н, установленной приказом Минтруда, в которую вносятся следующие сведения:

● информация о предприятии-заказчике;

● данные об исполнителе (оценщике);

● список рабочих мест, подвергнутых процедуре;

● классификация условий труда по итогам спецоценки.

Отчет сопровождается списком действий, разработанных для дальнейшего совершенствования условий труда и оформленных в произвольной форме.

Передача отчетности в инспекционные органы

Процедура СОУТ отличается рядом особенностей, благодаря которым проверяемое предприятие (заказчик) освобождается от согласований и передачи отчета в Государственную инспекцию по труду.

Теперь это обязанность независимых экспертов (исполнителей), как и своевременное согласование бюрократических неточностей. Например, за отчет, поданный в соответствующие органы с опозданием, штрафным санкциям будет подвергнут не заказчик, а исполнитель.

Обязательность ознакомления персонала с итогами СОУТ

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ руководитель предприятия должен в течение 30 календарных дней довести до сведения персонала результаты специальной оценки. Во временные рамки, установленные законом, не входят выходные и праздничные дни, отпуска, как плановые, так и внеочередные, командировки и дни, пропущенные по болезни.

Читайте так же:  Кабинет охраны труда на предприятии

Обязательность доведения до сведения персонала полученных результатов, обусловлена выполнением работ, связанных с вредными условиями труда, что обеспечивает работникам ряд преимуществ:

● сокращение рабочего времени до 36 часов в неделю (до 6-часового рабочего дня);

● увеличение зарплаты (повышение оклада, как минимум на 4%).

Чтобы ознакомить персонал с итогами проверки, составляется специальный документ произвольной формы, в который вносятся только правдивые сведения.

Оформление декларации о проведении специальной оценки

Иногда возникает потребность в подаче декларации о проведении СОУТ в территориальные органы Госинспекции. Документ может быть предоставлен представителем компании-заказчика лично, а также посредством почты или в онлайновом режиме. Последний вариант требует заверения электронной подписью, которая имеется не у каждой компании.

Отсутствие на предприятии потенциально опасных и вредных рабочих мест, подтверждается соответствующим экспертным заключением, которое является одним из обязательных требований при подаче декларации СОУТ. По завершении мероприятий, связанных со спецоценкой, документ должен быть направлен в соответствующие инспекционные органы в течение 30 календарных дней.

Термин юридической силы декларации составляет 5 лет, после чего он может быть продлен еще на 5 лет, если за прошедший период не было выявлено производственных травм или профзаболеваний. В остальных случаях проводят повторную оценку с последующей подачей новой декларации.

К сожалению, сегодня практически на каждом российском предприятии можно, не прилагая особых усилий обнаружить многочисленные факторы риска на рабочих местах. Поэтому регламент подачи декларации в Госинспекцию все еще остается нормативным актом, который не скоро дождется практического применения.

Затраты на СОУТ

Закон о специальной оценке, как и устаревшие положения об аттестации, разрешает до 20% средств израсходованных на ее проведение относить на страховые взносы, связанные с травматизмом, что требует выполнения:

1. Расчета предельной суммы, засчитываемой на страхование от несчастных случаев;

2. Подготовку документации для социальной службы, которая содержит:

● результаты требуемых расчетов,

● копии внутреннего приказа на формирование комиссии по СОУТ и договора на реализацию мероприятий спецоценки независимой аккредитованной компанией;

● перечень мер по устранению недочетов, обнаруженных в процессе осуществления спецоценки и по улучшению потенциально вредных условий труда.

В документации также обязательно указывают количество рабочих мест, прошедших проверку и стоимость экспертных услуг по каждому из них.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Федеральным законом № 426-ФЗ потребность во внеплановой специальной оценке условий труда считается обязательной в случаях подразумевающих:

● организацию новых рабочих мест;

● несчастные случаи и травмы, полученные персоналом компании во время рабочих процессов. Проведение СОУТ не требуется, если сотрудник пострадал по вине третьих лиц;

● выявление профзаболеваний, возникших под воздействием вредных или опасных производственных факторов;

● предписание полномочных инспекционных органов, базирующееся на сведениях, полученных из собственных источников;

● интегрирование новых технологических процессов, обновление производственных линий и установка нового оборудования;

● изменение сырьевых компонентов, но только при выявлении новых вредных или опасных факторов для выполнения должностных обязанностей и при аргументированном обращении профсоюзов, инициирующем реализацию незапланированной процедуры СОУТ.

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда вне графика аналогичен обычной процедуре. СОУТ не предусмотренную планом, осуществляют не позднее, чем спустя полгода после вышеуказанных случаев.

Ответственность предприятий за игнорирование СОУТ

Проведение спецоценки является обязательным мероприятием для всех работодателей. Пренебрежительное отношение к осуществлению и требованиям СОУТ могут больно ударить по имиджу компании, и ее бюджету штрафными санкциями:

● 40-60 тысяч руб. и даже приостановка деятельности сроком до 3 месяцев — для компаний и предприятий;

● 5-10 тысяч руб. или дисквалификация до 3 лет (при повторном нарушении законодательства) — для должностных лиц;

● Предупреждение или 5-10 тысяч руб. при первом нарушении, 30-40 тысяч руб. при повторном нарушении, в дальнейшем приостановка деятельности до 3 месяцев – для ИП.

Наказание за не проведение спецоценки ужесточилось с 1 января 2015 года, когда была введена административная ответственность за игнорирование требований к СОУТ.

О классификации

Чтобы облегчить проведение спецоценки, все потенциально отрицательные факторы условий труда в зависимости от их степени подразделяют на несколько классов:

● 4-й – отличаются наличием опасных факторов, негативно влияющих на здоровье персонала, на протяжении рабочего дня или смены;

● 3-й – подразумевают вредное воздействие, выше уровня, признанного нормальным;

● 2-й – предполагают допустимые условия для выполнения должностных обязанностей, когда любые изменения в здоровье персонала нормализуются во время отдыха;

● 1-й – характеризуются оптимальными условиями свободными от вредных и опасных факторов воздействия на здоровье, что позволяет поддерживать работоспособность персонала на высоком уровне.

Каждый класс опасности подразделяется на подклассы, более детализировано описывающие степень их негативного воздействия.

Выгоды от применения результатов

Помимо того, что персонал предприятия, ознакомившийся с результатами проведения СОУТ, может потребовать минимизации рабочего времени или увеличения оклада, спецоценка позволяет решить следующие проблемы:

● обеспечение персонала средствами защиты индивидуального и коллективного пользования, подобранными в соответствии с установленным классом опасности;

● подготовка действий по совершенствованию трудовых условий и их дальнейшей гармонизации с отечественным законодательством;

● выплата финансовых компенсаций работникам, получившим травмы или приобретшим профзаболевание;

Видео (кликните для воспроизведения).

● Результаты СОУТ используются независимыми организациями, чтобы наиболее точно рассчитать дополнительные тарифы, используемые при уплате пенсионных взносов в соответствующий фонд РФ.

Источники


  1. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.

  3. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
  4. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
  5. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
Потребность осуществления и проведения соут
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here