При совершении каких сделок требуется подавать отчет о взаимозависимых лицах

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "При совершении каких сделок требуется подавать отчет о взаимозависимых лицах" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

При совершении каких сделок требуется подавать отчет о взаимозависимых лицах

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Нужно ли суммировать встречные сделки между взаимозависимыми лицами для определения суммового порога в целях признания сделок контролируемыми? Должны ли обе стороны контролируемых сделок подавать уведомления о совершении контролируемой сделки в налоговый орган?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

1С:ERP Управление предприятием 2.
Новое в версии 2.0.10.102

РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ УЧЕТ

Контролируемые сделки

С 2012 года действует глава V.1 НК РФ, которая посвящена налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами (и лицами, приравненными к взаимозависимым) на предмет соответствия цен по ним рыночным.

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок.

Условия отбора сделок (правила с 2014 года), определяющие их рассмотрение в рамках положения о контролируемых сделках, приведены в таблице:

Признание сделки контролируемой влечет обязанность налогоплательщика уведомить налоговые органы. Уведомление готовится и подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ). Формат и порядок заполнения уведомления налоговых органов о таких сделках утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Возможность подготовки уведомления о контролируемых сделках определяется функциональной опцией Администрирование – Настройка параметров системы – Регламентированный учет — Контролируемые сделки.

Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках расположен в разделе Регламентированный учет – Контролируемые сделки – Уведомление о контролируемых сделках. Уведомление составляется за выбранный отчетный год в рамках конкретной организации.

На этапе подготовки данных работа строится путем постепенного указания необходимой информации. После передачи уведомления в ФНС внести изменения в предоставленные материалы можно путем создания корректировки уведомления.

Регламент подготовки уведомления предполагает исполнение четырех этапов, представленных на схеме:

Настройка условий включения сделок в состав контролируемых

На этом этапе задаются условия для включения сделок в состав контролируемых.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ, контролю могут подлежать сделки с взаимозависимыми лицами, а также сделки с независимым посредником. Списки взаимозависимых лиц задаются в отдельной форме, которая вызывается по гиперссылке Заполнение взаимозависимых лиц:

Для контрагентов, являющихся взаимозависимыми с рассматриваемой организацией, указывается тип взаимозависимости и дата, начиная с которой он действует. Возможны следующие типы взаимозависимости:

  • Взаимозависимы по Кодексу (п. 2 ст. 105.1 НК РФ),
  • Самостоятельное признание взаимозависимости (п. 6 ст. 105.1 НК РФ),
  • Взаимозависимы по решению суда (п. 7 ст. 105.1 НК РФ),
  • Не взаимозависимый посредник (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Для прекращения действия отношений зависимости нужно добавить еще одну запись, в которой выбрать тип Не взаимозависимы и дату, начиная с которой контрагент перестает быть взаимозависимым с организацией.

Для контрагентов, которые зарегистрированы в Российской Федерации, нужно дополнительно указать особенности их учетной политики и регистрации: платят ли они налог на прибыль, ЕСНХ, ЕНВД, НДПИ по процентной ставке, а также зарегистрированы ли они в особой экономической зоне.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ, контролю могут подлежать сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли. Список товаров мировой биржевой торговли можно задать по гиперссылке Классификация товаров для контролируемых сделок:

Флажок перед наименованием кода ТНВЭД (выделен на рисунке) показывает, что имеющие данный код номенклатурные позиции относятся к товарам мировой биржевой торговли.

Флажок после наименования кода ТНВЭД указывает на наличие номенклатурных позиций с данным кодом. При выборе кода ТНВЭД в списке справа отражается список относящейся к нему номенклатуры.

Коды номенклатурной позиции в соответствии с классификатором ТНВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза) задаются в карточке номенклатуры на закладке Учетная информация. Коды номенклатуры можно указать в режиме редактирования карточки номенклатуры или задать непосредственно в форме Классификация товаров для контролируемых сделок путем перетаскивания мышкой строки номенклатуры (или группы позиций) из правой части формы на желаемое значение кода в левой части формы. При этом значение кода ТНВЭД в карточке номенклатуры будет сохранено автоматически.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ требуется определить список сделок с контрагентами, зарегистрированными в оффшорных зонах (оффшорная зона — государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности). Информация о стране регистрации указывается в карточке контрагента (поле Страна регистрации).

Проверить список контрагентов по странам регистрации можно по гиперссылке Страны регистрации контрагентов контролируемых сделок, открывается одноименная форма:

Флажок перед наименованием стран показывает, что их территория относится к оффшорам.

Флажок после наименования страны указывает на наличие контрагентов, зарегистрированных в данной стране. При выборе страны в списке справа отражаются контрагенты, зарегистрированные на ее территории.

Изменить страну регистрации контрагента можно в карточке элемента списка Контрагенты или непосредственно в форме Страны регистрации контрагентов контролируемых сделок путем перетаскивания мышкой контрагента (или группы контрагентов) из правой части формы на желаемое значение страны регистрации в левой части формы. При этом новое значение страны регистрации в карточке контрагента будет сохранено автоматически.

Для сделок, относимых к контролируемым, предусмотрена возможность указать общие данные по сделке через настройку параметров соглашений, которые были использованы для отражения сделок в информационной базе. Заполнение доступно в отдельной форме по гиперссылке Заполнение данных о контролируемых сделках в соглашениях:

Для соглашений об условиях закупок и продаж заполняются следующие данные:

  • Код наименования сделки (показан на рисунке),
  • Налогообложение,
  • Код условий поставки,
  • Способ определения цены сделки.
Читайте так же:  Все о гражданстве дании

Назначение данных для соглашений можно выполнить путем перетаскивания мышкой позиции (или группы позиций) из правой части формы на конкретное значение заполняемого реквизита в левой части формы. После позиционирования курсора на конкретном значении рассматриваемого реквизита в левой части формы — в правой части формы будут отражены, относящиеся к нему соглашения.

Формирование списка контролируемых сделок

Для получения списка контролируемых сделок (по кнопке Сформировать список сделок) документы информационной базы будут проанализированы на соответствие требованиям ст. 105.14 НК РФ. Если по ранее указанным настройкам возможно определить контролируемую сделку, то она будет добавлена в список.

При необходимости автоматически сформированный список можно дополнить ручной регистрацией сделок. Пополнение списка контролируемых сделок выполняется в отдельной форме Прочие контролируемые сделки, которая открывается по гиперссылке Включение прочих сделок в состав контролируемых. В форме показываются только сделки, относящиеся к тому уведомлению, с которым сейчас идет работа.

Документы Прочие контролируемые сделки могут регистрировать несколько сделок по одному контрагенту и договору. Например, регистрация сделок по уплате процентов по кредиту, полученному от взаимозависимого лица: в табличной части отражаются начисления процентов по кредиту за отчетный год. После проведения документа каждая строка обрабатывается как отдельная сделка.

Предварительный список сделок, относимых к разряду контролируемых, можно проанализировать по гиперссылке Список контролируемых сделок.

Проверка данных для подготовки уведомления

Для проверки ранее введенных сведений о взаимозависимых лицах и предметах контролируемых сделок доступны одноименные отчеты, которые вызываются по гиперссылкам Сведения о взаимозависимых лицах и Сведения о предметах контролируемых сделок.

В отчете Сведения о взаимозависимых лицах показываются все юридические лица, участвующие в сделках. При необходимости можно открыть карточку контрагента или форму с данными по взаимозависимому лицу и уточнить параметры настройки.

В отчете Сведения о предметах контролируемых сделок отражаются все предметы (номенклатурные позиции), участвующие в сделках. При необходимости можно открыть карточку номенклатуры или форму с данными по предмету контролируемой сделки (форма показана на рисунке). В форме Форма изменения данных по предмету сделки для выбранной номенклатуры можно назначить признак уплаты НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых) и указать коды согласно классификаторов ОКВЭД, ТНВЭД, ОКП. Внесенные данные будут сохранены в элементе списка номенклатуры.

Подготовка уведомления

Параметры суммовых ограничений, использующиеся для определения состава контролируемых сделок, указаны в форме Границы включения сделок в уведомление, которая вызывается по одноименной гиперссылке.

Сведения о границах заполняются автоматически в соответствии с налоговым кодексом, их ручное изменение не требуется. Данные, указанные в форме, действуют на отчетный год на все уведомления.

Отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление позволяет определить, какие сделки будут включены в уведомление, а какие нет, а также причину включения или не включения. Отчет позволяет группировать данные по различным условиям, а также накладывать отборы. Открывается отчет по одноименной гиперссылке.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ отдельной сделкой признается сделка, предметом которой является одно наименование товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав. В терминах документов – одна товарная позиция, закрепленная в одном договоре. Отдельные операции купли-продажи также подпадают под определение сделки, направленные на исполнение первоначальной сделки, и отражаются в листе 1Б. Таким образом, для одной сделки (один товар (работа, услуга), указанная в одном договоре) заполняется отдельный лист 1А (один), в котором в поле 200 «Группа однородных сделок» указывается 0. Количество листов 1Б соответствует количеству операций с товаром (количество отгрузок).

В соответствии с п. 7 ст. 38 НК РФ группой однородных сделок признается множество сделок (с одним или разными контрагентами), совершаемые в сопоставимых коммерческих условиях, предметом которых являются однородные товары, работы, услуги. В терминах документов – одна товарная позиция (однородные товары), в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими условиями, при этом контрагенты могут быть разными. Налогоплательщик самостоятельно определяет группировку товаров по однородным сделкам. Таким образом, для группы однородных сделок (один товар (работа, услуга), указанная в нескольких договорах с сопоставимыми условиями) соответствует отдельный лист 1А (один), в котором в поле 200 «Группа однородных сделок указывается 1. Количество листов 1Б соответствует количеству операций с товаром (количество отгрузок) в рамках всех договоров со всеми контрагентами.

Уведомление представляет собой список листов раздела 1А. Каждый такой лист – это отдельный документ. Список листов, входящих в соответствующее уведомление можно открыть из формы помощника (гиперссылка Состав уведомления (листы 1А и 1Б)). Из списка можно добавлять новые листы, помечать листы на удаление, а также редактировать любые их параметры. Листы раздела 1Б, указываются в соответствующей табличной части документа Лист раздела 1А.

Перед заполнением уведомления необходимо указать вариант формирования листов 1Б и код места представления:

[2]

Форма Настройка заполнения доступна по гиперссылке, расположенной перед кнопкой Заполнить уведомление. Название гиперссылки отражает действующие значения рассматриваемых параметров.

Уведомление формируется по кнопке Заполнить уведомление. Если уведомление уже было сформировано – то все старые листы будут помечены на удаление, и будут созданы новые. При этом, если уже существовал лист 1А с такими же свойствами, он будет использован повторно.

Уведомление формируется следующим образом: все сделки классифицируются в соответствии положениями статьи 105.14 НК РФ и для каждого контрагента по каждой группе сделок определяется сумма сделок. Затем эти суммы сравниваются со значением соответствующего суммового критерия, и если сумма сделок превышает его, то соответствующие сделки добавляются в уведомление. Одна и та же сделка может соответствовать нескольким критериям и попасть в уведомление по нескольким причинам, однако добавлена она в уведомление будет только один раз.

Корректность формирование уведомления можно проверить по кнопке Проверить.

Уточнить сведения о сделках, включенных в состав уведомления можно по гиперссылке Дополнительные сведения о контролируемых сделках. В форме Настройка дополнительных сведений о контролируемых сделках для выделенных элементов новые значения реквизитов задаются по кнопке Установить новые значения.

Отчет Анализ уведомления (вызывается по одноименной гиперссылке) позволяет представить уведомление в удобном для анализа и редактирования виде. Доступны различные группировки и отборы, а также вывод дополнительных сведений. Строки отчета расшифровываются, из него можно открыть соответствующий документ Лист раздела 1А и отредактировать.

По кнопке Выгрузить уведомление создается файл(-ы) в формате XML, который соответствует утвержденному ФНС формату:

При выгрузке нужно указать каталог размещения сформированного файла (-ов).

Передача уведомления в налоговые органы по каналам связи будет реализована после утверждения форматов документооборота.

По кнопке Печать предусмотрена возможность вывести уведомление на печать в регламентированном виде.

Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков

С прошлого года действует специальный раздел V.1 Налогового кодекса, регулирующий порядок определения цен для целей налогообложения. В нем содержатся новые правила о сделках между взаимозависимыми лицами и о контролируемых сделках. Также была введена новая отчетность — уведомление о контролируемых сделках. Первый раз ее предстоит сдать уже в ноябре этого года. Мы составили шпаргалку для бухгалтера, из которой легко понять, в каких случаях сделка считается контролируемой, и в каких случаях о контролируемых сделках нужно уведомить налоговиков.

Читайте так же:  Налоговый вычет за обучение — это…

Вводная часть

Правила, посвященные контролируемым сделкам, а также необходимости уведомления о них налоговиков, сформулированы крайне запутанно. В этих правилах имеется и множество условий и подусловий, и исключения, установленные как самим разделом V.1 Налогового кодекса, так и законом о введении в действие данных положений. Разобраться во всех этих хитросплетениях непросто. Чтобы помочь бухгалтеру, мы составили шпаргалку. С ее помощью бухгалтер, даже не читая Налоговый кодекс, сможет определить, относится ли сделка к контролируемой, а если относится — нужно ли подавать уведомление.

Пользоваться шпаргалкой просто. В заголовки вынесены существенные условия той или иной сделки. Если в деятельности компании эти условия выполняются, то нужно изучить данный раздел подробнее, чтобы понять, является ли конкретная сделка контролируемой, и нужно ли о ней уведомлять налоговиков. Если же таких условий нет, раздел можно пропустить и переходить к следующему*.

Участие в сделке оффшорных компаний

Если в сделке участвует компания, местом регистрации или местом налогового резидентства которой является оффшор, то такая сделка признается контролируемой при условии, что сумма доходов по сделке с данным лицом превышает 60 млн. рублей в год. При этом необходимо учесть несколько дополнительных моментов.

Во-первых, эти же правила применяются к сделкам, где стороной является физическое лицо, проживающее в оффшоре. Также надо учитывать, что к оффшорным компаниям приравнивается и российская организация, если ее деятельность образует постоянное представительство в оффшоре.

Во-вторых, подсчитывая сумму сделки, нужно помнить, что суммируются доходы за календарный год (т.е. с 1 января по 31 декабря). При этом доходы определяются по правилам главы 25 НК РФ.

В-третьих, перечень оффшоров утвержден приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н. В нем фигурируют такие распространенные у российских компаний юрисдикции как Доминикана, Мальдивы, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Панама — всего более 40 пунктов.

Уведомить инспекцию о контролируемой сделке с участием оффшорной компании нужно, если сумма доходов по всем сделкам, совершенным с этим контрагентом в 2012 году, превысила 100 млн. рублей. В 2013 году этот лимит снизится до 80 млн. рублей, а с 2014 года сравняется с общим лимитом контролируемой сделки данного типа — 60 млн. рублей.

Биржевая торговля

Если оффшорные компании в сделке не участвуют, то необходимо рассмотреть предмет сделки. Здесь Налоговый кодекс отдельно оговаривает случаи, когда предметом сделки являются товары мировой биржевой торговли. К числу таких товаров относятся нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. Сделки с товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми при выполнении двух условий. Первое — данные товары поставляются на экспорт или импортируются. Второе условие — сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн. рублей за календарный год (доходы определяются по правилам главы 25 НК РФ).

Уведомить инспекцию о данных сделках надо, если сумма доходов по сделкам по итогам прошлого года превысила 100 млн. рублей (в дальнейшем этот порог составит: в 2013 году 80 млн. рублей и в 2014 году 60 млн. рублей).

Взаимозависимые иностранные лица

Сделка между взаимозависимыми лицами, как это не покажется странным, не всегда является контролируемой. Необходимо учитывать дополнительные условия.

Так, сделка будет контролируемой — причем независимо от суммы — если в сделке участвует иностранная сторона или выгодоприобретатель. Но уведомить налоговиков нужно в том случае, если доходы по сделкам с таким контрагентом по итогам 2012 года превысили 100 млн. рублей (в 2013 году — 80 млн. рублей, с 2014 года уведомление нужно будет подавать независимо от суммы сделки). Именно под этот пункт на практике подпадает большинство компаний, получающих или выдающих займы «своим» иностранным компаниям.

Взаимозависимость: российские организации+спецрежим

Сделка, заключенная между российскими взаимозависимыми лицами, одно из которых применяет ЕНВД или ЕСХН, а другое находится на общем режиме или на УСН, будет считаться контролируемой, если одновременно выполняются два условия:

1. Сумма доходов по сделкам между такими лицами превышает 100 млн. рублей за год.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Сделки совершены в рамках деятельности, подпадающей под ЕНВД или ЕСХН.

О данных сделках нужно обязательно уведомить налоговый орган.

Взаимозависимость: российские организации+разные субъекты РФ

Взаимозависимые организации, которые находятся в разных субъектах РФ, и в прошлом году заключали между собой сделки на общую сумму более 3 млрд. рублей (в 2013 году — 2 млрд. рублей, с 2014 года — 1 млрд. рублей) должны быть готовы к тому, что эти сделки считаются контролируемыми. О таких сделках нужно уведомить налоговую инспекцию. Точно такие же последствия возникают, если взаимозависимые стороны сделки платят налог на прибыль в разных субъектах РФ, или имеют обособленные подразделения в других субъектах.

Взаимозависимость: российские организации+убыток по налогу на прибыль

Контролируются также сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если хотя бы одно из них имеет убыток по налогу на прибыль, который учитывается при налогообложении прибыли. При этом не важно, текущий это убыток или убыток прошлых лет. Критерии контролируемости по таким сделкам весьма высоки. Сделки являются контролируемыми, если в 2012 году доход превысил 3 млрд. рублей (в 2013 году — 2 млрд. рублей, с 2014 года — 1 млрд. рублей). Обо всех таких сделках нужно уведомить налоговую инспекцию.

Взаимозависимость: российские лица+полезное ископаемое

Сделка будет признана контролируемой, если ее заключает плательщик НДПИ, и предметом этой сделки является добытое полезное ископаемое, которое облагается этим налогом по ставке, установленной в процентах. И при этом сумма дохода по такой сделке составляет более 60 млн. рублей за календарный год. Уведомить налоговиков придется, если сумма доходов по сделке с такими условиями превысила за 2012 год 100 млн. рублей (за 2013 год — 80 млн. рублей, за 2014 год — 60 млн. рублей).

«Бесполезные» посредники: иностранные лица

Отдельно в Налоговом кодексе рассмотрены ситуации, когда сделки заключаются между невзаимозависимыми компаниями, но через цепочку посредников, которые в реальности никаких дополнительных функций (за исключением организации реализации) не выполняют, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов. Если при этом хотя бы один из участников всей цепочки не является российской компанией (российским физлицом), то сделка признается контролируемой, при условии, что сумма доходов по всем сделкам с участием такого посредника превысила определенный лимит. А именно: 3 млрд. рублей в 2012 году, 2 млрд. рублей в 2013 году, 1 млрд. рублей с 2014 года. О каждой такой сделке нужно уведомить инспекцию.

Надо заметить, что в данном случае Налоговый кодекс достаточно широко понимает российское происхождение организации (физлица) – это и место регистрации (жительства), и налоговое резидентство. Этот момент особенно важно учитывать в отношении физлиц, которые могут быть гражданами России, иметь российский паспорт, но не являться налоговыми резидентами РФ. Сделки с такими физлицами могут быть признаны контролируемыми (при выполнении перечисленных выше условий).

И еще один важный момент. В отношении данного вида контролируемых сделок уже имеется «особое мнение» Минфина России. В письме от 09.04.12 № 03-01-18/3-46 финансовое ведомство указало, что такие сделки являются контролируемыми независимо от суммы доходов по ним, а уведомление нужно подавать при сумме доходов по сделкам более 100 млн. рублей в год.

Читайте так же:  Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

«Бесполезные» посредники: российские организации+разные субъекты РФ

Включение в цепочку «бесполезных» посредников (см. выше) может сделать сделки контролируемыми и в том случае, если ее сторонами являются российские организации. Для этого нужно, чтобы хотя бы один из участников сделки находился в другом субъекте РФ, имел там обособленное подразделение или уплачивал там налог на прибыль. Причем в таком случае сделка будет считаться контролируемой независимо от суммы. А вот уведомление нужно подавать только, если сумма доходов по сделкам за 2012 год превысила 100 млн. рублей (в 2013 году — 80 млн. рублей, с 2014 года — независимо от суммы).

«Бесполезные» посредники: российские организации+убыток по налогу на прибыль

Цепочка сделок, в которой участвуют посредники, не выполняющие никаких реальных функций, может стать контролируемой и в случае, если хотя бы у одного из участников имеется убыток по налогу на прибыль, учитываемый при налогообложении. В этой ситуации сделка будет признана контролируемой независимо от суммы, а уведомить налоговый орган по итогам 2012 года нужно, если сумма доходов по таким сделкам превысила 100 млн. рублей.

* В данной статье не рассматриваются такие специфические случаи, как участие в проекте «Сколково» и резидентство в ОЭЗ.

Готовимся к отчету о контролируемых сделках заранее

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

Уже год, как вступили в силу поправки в Налоговый кодекс о взаимозависимых лицах и контроле за трансфертными (внутрифирменными) ценами. И в мае этого года организации впервые отчитаются по контролируемым сделкам. Как все нововведения вызывают массу вопросов, так и новые положения Налогового кодекса не стали исключением. В течение всего прошлого года представители Минфина России на различных круглых столах, саммитах и конференциях давали пояснения налогоплательщикам. Но, несмотря на это, еще очень много вопросов осталось без ответа. О самых актуальных вопросах и проблемных ситуациях мы поговорили с Владимиром Игоревичем Голишевским, начальником отдела Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России.

Сами документы, подтверждающие цены по сделкам, в налоговую инспекцию предоставляются только по запросу

Владимир Игоревич, какими документами подтверждается сопоставимость цен и сопоставимость рентабельности?

Сопоставимость сделок или компаний, в зависимости от того, какой метод определения цен для целей налогообложения предполагает использовать налогоплательщик, подтверждается налогоплательщиком в документации в целях налогового контроля. Порядок ее составления и представления регламентирован Налоговым кодексом 1 . Принимая во внимание, что понятие документации отличается от привычного налогоплательщикам термина «подтверждающие документы», которые всегда истребуют налоговые органы в ходе проверок, ФНС России выпустила рекомендации по составлению и представлению документации 2 , которые должны помочь налогоплательщикам, особенно тем, кто будет готовить документацию самостоятельно.
Установленной формы документации нет и, в принципе, быть не может. Документация — это исследование, цель которого — обосновать соответствие или несоответствие цен в совершенных контролируемых сделках рыночному уровню. В вышеупомянутом письме определено рекомендуемое содержание документации, а именно:

  • описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования;
  • описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший контролируемую сделку (группу однородных сделок);
  • сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ;
  • выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации;
  • определение интервала рыночных цен или рентабельности.

Разумеется, что в документации должны приводиться ссылки (не более) на документы, подтверждающие те или иные выводы, которые ФНС России может запросить в дальнейшем.

Если налогоплательщик обнаружит ошибку до назначения проверки, то он может самостоятельно скорректировать отчетность

Если, например, организация предоставила документацию для подтверждения сопоставимости цен, применяя один способ расчета, а при проверке налоговая инспекция сочла, что нужно было применять другой метод, вправе ли организация предоставить документацию для подтверждения расчета другим способом, предложенным инспекцией?

Следует заметить, что налогоплательщики вправе использовать любой метод определения цен для целей налогообложения, позволяющий обосновать соответствие цен в совершенных контролируемых сделках рыночному уровню.
Однако если организация рассчитала рыночный интервал цен или рентабельности, применяя один метод и источники информации, а в ходе проведения проверки трансфертных цен было выявлено, что этот способ не позволяет достоверно рассчитать рыночную цену, то налоговые органы вправе провести доначисления. В то же время, если в ходе аналитической работы, до назначения проверки, налогоплательщик обнаружил ошибку или пересмотрел свое видение, то у него есть возможность самостоятельно скорректировать налоговую отчетность и доплатить необходимую сумму налога.

При заполнении уведомления продавцы указывают дату, на которую доходы по контролируемой сделке были признаны в бухгалтерском учете

Что понимается под «датой совершения сделки» — дата установления цены согласно заключенному договору или дата исполнения обязательств по договору, при условии, что цена не меняется в течение всего года?

По общему правилу, под датой совершения сделки понимается дата исполнения обязательств в конкретной сделке. Поэтому для целей заполнения уведомления о контролируемых сделках в пункте 150 раздела 1Б лица, реализующие товары (работы, услуги, иные объекты гражданских прав), указывают дату, на которую доходы по контролируемой сделке были признаны в бухгалтерском учете. А приобретатели товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки ставят дату признания актива в бухгалтерском учете.
Однако при совершении сделок с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя и при неизменности условий поставок и иных условий (пункты 030—110 и 130 раздела 1Б уведомления) допускается суммирование количества товара в поставках и заполнение одного листа раздела 1Б. В этом случае в пункте 150 в качестве даты совершения сделки указывается дата, когда изменился хотя бы один из показателей пунктов 030—110 и 130 раздела 1Б и суммирование было прекращено, либо дата окончания отчетного периода.

Для расчета ценового налога по контролируемым сделкам встречные сделки суммируются

Владимир Игоревич, скажите, пожалуйста, нужно ли суммировать встречные сделки для определения ценового порога?

Да, совершенно верно. Сумму доходов по встречным сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) необходимо учитывать при определении суммового порога для целей признания сделок контролируемыми. Это следует из положений Налогового кодекса 3 . При этом суммовой порог определяется с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Налогового кодекса. В случае, когда налогоплательщик является приобретателем товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), сумма доходов, возникших у контрагента, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В уведомлении о контролируемых сделках необходимо указывать стоимость предмета сделки в соответствии с первичными документами

Согласно порядку заполнения уведомления сумма доходов и расходов определяется исходя из данных бухгалтерского учета. При признании некоторых видов расходов данные бухгалтерского и налогового учета могут различаться (например, купля-продажа недвижимости). В каком периоде следует предоставлять в налоговую инспекцию информацию о таких видах сделок?

Коллеги, необходимо четко разделять следующее. Критерием определения, является ли сделка контролируемой или нет 4 , является сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) с учетом установленного порядка признания доходов 5 .
В то же время уведомление о контролируемых сделках заполняется в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Поэтому следует помнить, что при заполнении уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета. Соответственно при приобретении амортизируемого имущества, если об этом речь, в уведомлении указывается цена и стоимость приобретенного актива, определяемая по правилам бухгалтерского учета, т. е. на дату принятия актива на учет.

Читайте так же:  Коэффициент текущей ликвидности. общая информация

При выполнении различных видов услуг в рамках одного договора в уведомлении о контролируемых сделках необходимо указывать их как разные сделки

Рассмотрим такую ситуацию. В рамках заключенного с контрагентом договора осуществляется несколько видов услуг: переработка, транспортировка, хранение. Сделка в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса признается контролируемой. Заполнять уведомление нужно в отношении каждой услуги или сделки в целом, суммируя все цены по договору услуги?

Обращаю внимание, что за год нужно подать только одно уведомление со сведениями обо всех контролируемых сделках, совершенных в течение прошедшего календарного года.
Налогоплательщик указывает в уведомлении сведения по каждой конкретной контролируемой сделке или группе однородных сделок 6 . Если уведомление направляется в отношении нескольких неоднородных сделок, как в нашем случае, то используется необходимое количество листов разделов 1А и 1Б уведомления. При этом в поле «Порядковый номер сделки» разделов 1А и 1Б предусмотрена сквозная нумерация за отчетный период.
Отмечу, что на практике к группе однородных сделок, как правило, относится одна товарная позиция, предусмотренная несколькими договорами с сопоставимыми финансовыми и коммерческими условиями. При этом контрагенты могут быть разными. Подобную группировку налогоплательщик определяет самостоятельно.

По договорам беспроцентного займа будет необходимо расчитывать рыночную цену займа

Каковы налоговые последствия для договоров беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами?

Для целей, не предусмотренных Налоговым кодексом, при осуществлении финансово хозяйственной деятельности организация вправе предоставлять займы на любых условиях. Однако для целей налогообложения стоимость займа должна быть рыночной. Соответственно, если сделка подпадает под определение контролируемой, то у организации возникает обязанность по предоставлению уведомления и подготовки документации, обосновывающей рыночной уровень этой контролируемой сделки.

Организации могут быть взаимозависимыми, но сделки между ними признаются контролиру­емыми, только если превышен ценовой порог

А теперь давайте рассмотрим несколько практических ситуаций. Организация А покупает у организации Б здание. Суммарная стоимость всех сделок — 11 миллионов рублей. Учредителем обоих организаций является одно и то же физическое лицо с долей участия 100 процентов. Является ли данная сделка контролируемой? Нужно ли подавать уведомление?

Для проверки сопоставимости цен организация может использовать информацию по интервалу цен только со своими контрагентами

Организация А покупает у взаимозависимой организации Б товар. В свою очередь организация Б продает аналогичный товар другим не взаимозависимым контрагентам. Может ли организация А запросить у организации Б информацию об интервале цен с другими контрагентами и использовать его для проверки сопоставимости цен?

Для проверки соответствия цен в совершенных контролируемых сделках рыночному уровню налогоплательщики вправе, в целях применения методов определения цен для целей налогообложения, использовать так называемые внутренние сопоставимые сделки, т. е. сделки с независимыми контрагентами, а также общедоступную информацию, в частности, биржевые котировки, данные информационно-ценовых агентств и др., с учетом требования обеспечения сопоставимости анализируемой и сопоставляемой сделок. Сделки организации Б с независимыми контрагентами не являются сделками непосредственно организации А и, следовательно, не могут быть внутренними сопоставимыми сделками. С высокой долей вероятности можно быть уверенным, что сделки организации Б также не являются общедоступными для других пользователей в силу коммерческой тайны. Таким образом, организация А не может использовать информацию об интервале цен организации Б с независимыми контрагентами.

К условиям сопоста­вимости сделки могут относиться предмет поставки, объем сделки, сроки исполнения обязательств

Предприятие А является взаимозависимым с предприятием Б. Предприятие А реализует однородный товар как взаимозависимым, так и не взаимозависимым организациям. Цены реализации товара предприятию Б ниже цен реализации прочим организациям. В каком размере допустима разница в ценах, при которой нет необходимости по перерасчету базы по налогу на прибыль?

Владимир Игоревич, и последняя ситуация. Организация продает товар индивидуальному предпринимателю, который приходится сыном учредителя организации. Являются ли сделки контролируемыми, а лица взаимозависимыми?

Да, организация и индивидуальный предприниматель будут считаться взаимозависимыми лицами, поскольку доля отца будет являться долей сына 12 . Далее, физическое лицо и организация будут признаваться взаимозависимыми 13 , так как сын прямо участвует в этой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов. Сделки же будут признаваться контролируемыми, если за 2012 год сумма по ним превысит 3 миллиарда рублей. Если, конечно, мы имеем в виду внутрироссийские сделки.

Сноски:
1 ст. 105.15 НК РФ
2 письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/[email protected]
3 п. 9 ст. 105.14 НК РФ
4 п. 9 ст. 105.14 НК РФ
5 гл. 25 НК РФ
6 п. 4 ст. 105.16 НК РФ
7 подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
8 подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
9 подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ
10 п. 9 ст. 105.14 НК РФ
11 подп. 2—6 ст. 105.9 НК РФ
12 п. 3 ст. 105.1 НК РФ
13 подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Контролируемые сделки 2017: критерии, таблица

Контролируемые сделки – это операции, совершаемые между зависимыми друг от друга структурами (например, участниками одного холдинга), если соблюдается любой из критериев, изложенных ст. 105.14 НК РФ. Законодательство обязывает организации, участвующие в таких взаимоотношениях, вести их контроль и учет, представлять информацию в «свое» отделение ИФНС. Незнание закона или несоблюдение его норм влечет применение штрафных санкций.

Контролируемые сделки: критерии и экономический смысл

Понятие «контролируемые сделки» водится в нормативно-правовые акты с единственной целью – контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.

К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки.

Цель специального контроля – исключить возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие). Международный опыт показывает, что транснациональные корпорации используют механизм трансфертных цен, чтобы выводить прибыль в государства с более низкой ставкой налога.

Фирма «А» производит товары, себестоимость которых равна 50 рублей. Рыночная цена продукта – 100 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (100-50) = 50 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.

Чтобы снизить налоговую нагрузку, «А» может пойти на хитрость: реализовать подконтрольной структуре в оффшорном государстве товар по 51 рублю, а та в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.

Критерии контролируемых сделок 2016 разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. В приведенном примере за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – сто рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 50 руб., а не 1 руб., задекларированный хитрым налогоплательщиком. Так государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.

Читайте так же:  Как получить статус многодетной семьи

Что является контролируемой сделкой?

Критерии, на основании которых определяется контролируемость и необходимость дополнительного надзора, изложены в 105.14 НК. Так, операции, совершенные между резидентами России относятся к этой категории при соответствии любой из изложенных характеристик:

  • совокупная стоимость контрактов за 12 месяцев выходит за «границу» 1000000000 руб.;
  • любая из сторон является плательщиком НДПИ согласно законодательству, а суммарная стоимость контрактов выходит за лимит 60000000 руб.;
  • любой из участников сделок платит состоит на «вмененке» или перечисляет единый налог на сельхозопроизводителей, а объем операций составляет более 100000000 руб.;
  • одна из взаимозависимых компаний пользуется льготами по налогу на прибыль в связи с расположением в границах СЭЗ, участием в инвестпроекте или другими особенностями деятельности и географии, а объем операций переходит за лимит 60000000 руб.;
  • любая из сторон сделки принимает участие в разработке морского месторождения углеводородного сырья, а совокупные обороты составляют более 60 млн руб.

Таблица критериев контролируемых сделок 2016 гласит, что особое внимание уполномоченных органов должно быть уделено операциям, к которым привлекается посредник. Если роль такой третьей стороны не подразумевает создания добавочной стоимости, перераспределения рисков, а состоит лишь в купле-продаже продукции, сделка становится контролируемой вне зависимости от объемов.

Законодательным критериям соответствуют сделки на сумму от 60 млн рублей, совершаемые между российской компанией из структурой-резидентом оффшорной зоны (перечень таких стран дан в п. 3 ст. 284 НК РФ).

Если участником операций является резидент другой страны, они подразумевают необходимость допконтроля независимо от суммы и иных условий.

Контролируемые сделки 2017: критерии, таблица исключений

Фискальное право выделяет операции, не подлежащие специальному контролю уполномоченных структур, несмотря на соответствие приведенным выше критериям. К их числу относятся:

  • кредиты, выдаваемые одним банком другому на срок до недели;
  • выдача банковских гарантий между резидентами РФ;
  • операции между компаниями, расположенными в едином регионе РФ, не имеющими филиалов и ответвлений в других государствах и субъектах, не использующими льготную ставку по налогу на прибыль и лишенными убытков прошлых лет, переносимых на расходы в текущем году;
  • отношения между компаниями, добывающими нефть, газ, уголь на одном месторождении;
  • операции между членами консолидированной группы налогоплательщиков, созданной в соответствии с нормами отечественного права;
  • беспроцентные займы, выдаваемые одним резидентом РФ другому.

Перечень характеристик сделок для допконтроля не имеет расширительного значения. Если операции фирмы не соответствуют приведенным параметрам, она не обязана уведомлять о них уполномоченные структуры.

Контролируемые сделки 2017: критерии признания в судебном порядке

Задача фискальных органов – контролировать действия хозяйствующих субъектов и исключать возможность злоупотребления положениями отечественного права. Частности, они анализируют безвозмездные сделки и решают, какой способ расчета базы по налогу на прибыль применим в конкретном случае.

Операция может быть признана подлежащей допконтролю на основании решения суда, если будет доказано, что она является элементом совокупности однотипных операций, направленных на попытку введения в заблуждение контролирующих органов. Например, компания может дробить сделки, продавая товар не одной, а нескольким подконтрольным структурам, чтобы цена договоров оказалась менее законодательного лимита.

Компания «А» производит товар и реализует его по цене ниже рыночной подконтрольной ей структуре «Б». Когда сумма совершенных за 12 месяцев сделок приблизилась к лимиту, руководство приняло решение ввести в схему еще 2 структуры: «Е» и «Д». Объем операций разбился на суммы менее миллиарда руб.

Если посмотреть таблицу критериев контролируемых сделок 2015-2017 гг., становится понятно, что де-юре схема не подлежит допконтролю, т.к. не отвечает законодательным критериям. Де-факто члены группы взаимозависимы, а недостижение законодательного порога – попытка злоупотребления нормами права. Представители ИФНС вправе признать операции контролируемыми в судебном порядке и заставить «А» уплатить недоимку, пени и штрафы в бюджет.

Контролируемые сделки: образец заполнения

Российское законодательство (ст. 105.16 НК РФ) обязывает компании знать критерии контролируемости сделок и при соответствии им совершаемых операций представлять информацию в фискальные органы. Разработана специальная форма, которая подается по месту юрадреса фирмы или по району прописки коммерсанта. Дедлайн его представления – 20.05 следующего года.

В уведомлении обязательно прописываются следующие сведения:

  • отчетный год, когда совершались операции, попадающие под допконтроль;
  • предмет соглашений;
  • данные о компаниях-партнерах по совершенным операциям (полное название, ИНН);
  • суммы полученной выручки и понесенных издержек (отдельной строкой выделяется расходная и доходная часть по операциям, не имеющим статуса контролируемых).

Представители госструктур изучают уведомление и при возникновении вопросов имеют право запросить дополнительные бумаги и отчетные формы. Для этого им отводится время начиная с 01.06 следующего года.

ИФНС вправе затребовать следующие данные:

  • характеристику бизнеса налогоплательщика;
  • описание конкретной сделки (наименования сторон, способ формирования цен, порядок совершения расчетов);
  • описание роли посредника в операциях и т.д.

На подготовку ответа компании отводится 30 дней с момента получения запроса.

Контролируемые сделки: ответственность

Ст. 105.16 НК РФ обязывает фирмы и предпринимателей, участвующих в контролируемых сделках, представлять о них информацию в ИФНС, собирать документы и учитывать их в соответствии с внутренними правилами структуры.

Непредставление уведомления в контролирующий орган или отправка заведомо ложных сведений карается административным штрафом 5 000 рублей.

Если налогоплательщик использовал схемы с взаимосвязанными структурами для полного ухода от налога, то в соответствии со ст. 129.3 НК РФ он карается штрафом в размере 40% от непогашенного обязательства (минимум – 30 тыс. рублей).

Если в результате проведенной проверки налоговиков была выявлена недоимка, юридическое лицо карается штрафом 20% от недоплаченной суммы.

Суммы неперечисленных бюджетных обязательств взыскиваются в ходе судебного процесса, инициированного по результатам налоговой проверки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники


  1. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  2. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

  3. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  4. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
  5. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
При совершении каких сделок требуется подавать отчет о взаимозависимых лицах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here