Самоменеджмент — что это

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Самоменеджмент — что это" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Самоменеджмент

Достижение успеха и прибыли в любом бизнесе – это результат долгой, тщательно спланированной, кропотливой работы. Везению в этом вопросе отводится более чем скромная роль. Чтобы воплотить в жизнь деловое начинание, которое будет способно приносить ощутимые финансовые плоды, бизнесмену нужно грамотно распорядиться всеми имеющимися у него материальными и нематериальными ресурсами.

Какие именно ресурсы могут лечь в основу нового или действующего бизнеса? Основные активы – это деньги, недвижимость, сырье и материалы, знания, технологии и квалифицированные кадры. Озвучив этот перечень, многие люди остановятся, решив, что им нечего больше добавить. И они ошибутся, забыв указать самый главный из активов – личные ресурсы владельца или руководителя предприятия.

Да, потенциальный бизнесмен, как и каждый из нас, обладает своими личными ресурсами, которые, при правильном использовании, способны оказать существенное влияние на положительный результат делового проекта. Любой человек имеет определенные профессиональные знания, тип мышления, свойственные только ему характеристики личности (волю, целеустремленность, харизму) и, наконец, уникальную внешность и собственное время. Все вместе – это очень ценный актив, который нужно уметь эффективно использовать и грамотно им управлять.

Понятие самоменеджмента

Освоить технику грамотного использования своих личных ресурсов помогает такая научная дисциплина, как самоменеджмент.

Самоменеджемент (сокращение от словосочетания «самостоятельный менеджмент» или, в частичном переводе с английского, «самостоятельное управление») – это дисциплина, преподающая навыки, методы и стратегии, позволяющие любому человеку повышать эффективность применения собственных способностей и фокусировать свои усилия на достижение конкретных целей.

Это направление психологической науки пришло к нам из стран с развитой экономикой, и до сих пор большинство обучающих материалов имеют «западное» происхождение. В основном это переводы англоязычных авторов, в преобладающей своей массе – американцев.

Многие успешные бизнесмены, политики или ученые имеют собственное видение технологии самоменеджмента, поэтому рынок насыщен различными авторскими курсами по организации личного управления. Естественно, каждый разработчик уверяет своих читателей и последователей в том, что только его уникальная система способна привести обучающегося к успеху.

У всех этих авторских методик есть общие черты. Управление собственными ресурсами подразумевает постановку конкретных ближних и дальних целей, фокусирование деятельности, краткосрочное и долгосрочное планирование, оптимизацию личного времени, повышение уровня образования, в том числе через самостоятельное обучение.

Задачи и цели самоменеджмента

Как уже отмечалось, самоменеджмент – это не популистское движение, а серьезная дисциплина, которая имеет свои цели и задачи.

Основные задачи самоменеджмента:

  • сформировать цели для развития личности,
  • выявить и развить ресурсы для достижения поставленных целей,
  • разработать наиболее оптимальные методики для реализации целей,
  • соблюдать принципы целенаправленности и последовательности.

Основные цели самоменеджмента:

  • развитие умения управлять своей личностью, оптимально реализовывать свои знания и навыки, время, силы тела и духа;
  • создание зрелой, стрессоустойчивой личности с четкой и адекватной системой жизненных ценностей;
  • постановка ясных, достижимых целей в краткосрочном и долгосрочном периоде;
  • закладка установки на самосовершенствование;
  • прививание навыков к быстрой и адекватной оценке жизненных ситуаций, оперативному принятию решений;
  • формирование нестандартного мышления и креативного подхода к видению реальности.

Рекомендации для новичков

В идеальной ситуации навыки самоменеджмента лучше постигать под руководством квалифицированного преподавателя или практикующего бизнесмена. И не только потому, что он с высоты своего собственного опыта может указать на типичные ошибки. Нет. Дело в том, что, увы, большинству из нас для эффективного обучения требуется «твердая рука» и жесткая система контроля, те же экзамены например. Успешно освоить эту науку по книгам или видеокурсам удается единицам.

Но это вовсе не значит, что не стоит хотя бы попытаться. Пусть ошибок избежать не удастся, начало будет положено. Ведь, по сути, все дело не в знаниях, а в особой психологической настройке, которая дает уверенность в собственных силах, чтобы найти выход из любой ситуации и принять верное решение.

Начать управление собой можно с малого, просто соблюдая несколько несложных рекомендаций:

  • В первую очередь обратить внимание на свое здоровье как на главную ценность. Нужно следить не только за телом (избегать ожирения, избавиться от вредных привычек), но и за душой с разумом (уйти с нелюбимой работы, разорвать отношения с неприятными людьми, не волноваться по пустякам).
  • Расставить жизненные приоритеты, определив для себя конкретные цели. Например, с 1 октября пойти учиться на курсы по вождению автомобиля (не осенью, не в октябре, а именно 1 октября), до 10 числа написать курсовую работу и т. д. Причем надо определять для себя более сжатые сроки, чем требуется. То есть если нужно что-то сделать 15 числа, себе лично можно сказать, что крайний срок на 1-2 дня раньше.
  • Все дела планировать заранее, сортируя их по степени важности. Чтобы не путаться, надо завести ежедневник, где фиксировать все данные.
  • При начале какой-нибудь новой деятельности или работы, нужно обозначить этапы этого дела и требуемые для этого ресурсы.

Управлять собой всегда тяжело, но если вашей самой заветной целью является стать владельцем прибыльного бизнеса или просто быть начальником, руководящим подчиненными, этому придется научиться. Ведь только зная, как повысить личную эффективность, можно добиться того же самого и от подчиненных тебе специалистов.

Самоменеджмент

Менеджеру по роду работы приходится много времени тратить на решение рутинных вопросов: разговоры по телефону, подготовка отчетов, проведение совещаний, контроль и проверка выполненных заданий, и если он заранее не распланирует свое время они могут постепенно загрузить целый день, не оставляя времени на решение глобальных вопросов. В таких условиях снижается работоспособность руководителя, и все внимание уже направлено на текущие дела, а не на результат. Отработанные методы самоменеджмента помогут обнаружить и устранить утечку времени и помочь руководителю более короткой дорогой достичь главных целей компании.

Самоменеджмент играет важную роль и в формировании имиджа руководителя, без него успешная карьера обречена. Начальник должен руководить и мотивировать подчиненных, но человек не может эффективно управлять другими, если он не научился управлять собою. Личный рост подразумевает саморазвитие и работу над собой. Чем выше личные и профессиональные качества руководителя, тем легче работники ему подчиняются.

Основы самоменеджмента

Самоменеджмент – это последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике для осмысленного оптимального использования времени.

[2]

Цель самоменеджмента – использовать свои возможности по максимуму, сознательно управлять ходом своей жизни и преодолевать обстоятельства извне в личной жизни и на работе.

Существует 6 основных функций самоменеджмета: постановка цели, планирование, принятие решений, реализация планов, контроль коммуникация и информация. Они позволяют ежедневно решать различные задачи и проблемы. Осуществить эти функции и достичь своих целей помогают различные инструменты и методы самоменеджмента. Чтобы понять, какие функции самоменеджмента они помогают осуществить и в чем их преимущества, рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Постановка целей. Выполнить эту функцию можно с помощью таких методов как SWOT-анализ, правильная постановка цели, выбор стратегии поведения. Эти приемы позволяют рассмотреть слабые места и направить усилия на их устранение.
  2. Планирование. Реализовать данную функцию помогут инструменты самоменеджмента – годового, месячного и ежедневного планирования, составление стратегических и оперативных планов, использование задач временного менеджмента и системы управления временем Бенджамина Франклина, ведения «Дневников времени» и составления плана на день по методу «Альпы». Это способствует правильному распределению времени и экономии до нескольких часов каждый день.
  3. Принятие решений. Для реализации этой функции применяют такие инструменты, как: закон Парето, метод Эйзенхауэра, расстановка приоритетов, делегирование полномочий, АТВ-анализ. Они направлены на решение в первую очередь самых важных задач, с их помощью можно избежать дедлайнов.
  4. Организация и реализация. Для исполнения данной функции обычно исследуют свои биоритмы и строят график продуктивности, чтобы определить наиболее продуктивное время работы, а затем, ориентируясь на них, составляют ежедневный план. Это способствует улучшению результатов работы вследствие верного перераспределения времени.
  5. Контроль. Функция направлена на контроль над процессом выполнением работы и проверку ее конечных результатов. Она дает возможность сравнить намеченное с конечным результатом. В итоге это способствует более корректному исполнению намеченных задач.
  6. Коммуникации и информация. При воплощении функции используют следующие методы: применение памяток, компетентное ведение переговоров, быстрый оптимизированный поиск нужной информации и разумное применение коммуникационных средств.
Читайте так же:  Правила охраны труда в электроустановках и по электробезопасности

Преимущества самоменеджмента очевидны:

  • меньшие затраты усилий и времени на работу;
  • оптимальная организации труда и более высокие результаты;
  • минимальные стресс и спешка;
  • рост удовлетворенности от выполненной работы;
  • рост мотивации труда работников и руководителя;
  • меньшая загруженность на работе;
  • рост профессионализма руководителя и персонала;
  • достижение личных и профессиональных целей самым коротким путем.
Видео (кликните для воспроизведения).

Начинайте уже сегодня работать над собой, и у вас будет прочный фундамент для развития вашей карьеры. Карьерный самоменеджмент – залог будущего успеха!

Московский государственный университет печати

Исаченко И.И.

Самоменеджмент

Учебное пособие

Исаченко И.И.
Самоменеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
Указатели
указатель иллюстраций

Наше время — одна из важнейших необходимых составляющих нашей жизни. Пока его много, качество его расходования не замечаешь и не ценишь. А когда времени не хватает — начинаешь сожалеть о том, что когда-то его бездумно тратил.

Тотальная нехватка времени стала одной из основных навязчивых проблем современного человека. Жизнь воспринимается многими как попытка объять необъятное, как ежедневная непрекращающаяся изматывающая гонка за успехом. Конечно, и много лет назад люди задумывались о том, куда уходит время, «движущееся подобие вечности». Но сегодня тема времени приобретает необычайную остроту, заставляет человека более вдумчиво относиться к этому невосполнимому ресурсу. А для менеджеров эта проблема особенно актуальна.

Каким должен быть успешный, эффективный менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, уметь управлять, ставить цели и добиваться их. Но все эти качества бесполезны, если руководитель не может правильно организовать свою жизнь. «Успешных руководителей отличает то, что они, в конечном счете, могут и должны управлять только одной единственной персоной — подчеркивает Петер Ф. Друкер, один из признанных авторитетов современного менеджмента, — эта персона — они сами». Нереально добиться успеха, если не уметь планировать свое время. Время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Но оно безвозвратно — его нельзя накопить, передать по наследству или взять в кредит, поэтому так важно научиться использовать его с максимальной выгодой.

Все эти объективные факторы заставляют учиться уплотнять время, расставлять приоритеты, искать резервы — для развития, освоения новейших технологий, профессионального и личностного роста, для создания семьи, для друзей, увлечений, отдыха, занятий спортом. Именно поэтому в наше время все большее распространение получает самоменеджмент — техника, способы ведения работы и жизни, такая организация существования личности, при которой достигается успех.

[3]

© Центр дистанционного образования МГУП

Московский государственный университет печати

Исаченко И.И.

Самоменеджмент

Учебное пособие

Исаченко И.И.
Самоменеджмент
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
Указатели
указатель иллюстраций

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к нашему времени, — означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на нашем пути. К сожалению, многие руководители, управляя теми или иными коллективами, мало проявляют личную организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время. Это свидетельствует о том, что они недостаточно используют возможности саморазвития, которые предоставляет им самоменеджмент.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова — во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной, обеспечивая при этом рачительное использование самого ценного ресурса — времени, а именно:

— либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности,

— либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени.

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование в повседневной практике испытанных методов работы, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время для достижения успеха. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

В первую очередь, речь идет о том, чтобы ситуацию собственной неупорядоченной работы и внешних обстоятельств, влияющих на ее выполнение, превратить в ситуацию целенаправленных, систематически планируемых и осуществляемых задач. Улучшение собственного стиля работы должно исходить непосредственно от каждой конкретной личности; самоменеджмент означает способность владеть собственным временем и работой и не позволять времени и работе господствовать над собой. Для этого прежде всего необходимо самому владеть ситуацией, то есть активно влиять на процесс работы и управлять им. Самоменеджмент позволяет увеличить нагрузки и за счет применяемых методов и инструментов экономить время для повышения личных достижений и получения требуемых результатов.

Однако многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. Ведущий европейский специалист по проблемам эффективного использования времени и осмысленной организации жизни профессор Лотар Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо, начиная с самого себя: «Измени себя — и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того чтобы изменять обстоятельства, которые мы не в силах изменить, нужно изменить свое отношение к ним.

Л. Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее и с меньшими затратами времени выполняя возложенные задачи, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает — время — путем составления планов работы, где каждому виду деятельности отводится определенное место.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной очередности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

Читайте так же:  Правила выдачи расчетных листков по зарплате

— постановка цели — анализ и формирование личных целей;

— планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

— принятие решений по конкретным делам;

— реализация и организация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

— контроль — самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей);

— информация и коммуникация — фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех этапах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

Каждой функции самоменеджмента соответствуют определенные рабочие методы, техники работы, применение которых приносит соответствующие результаты, не позволяя попасть во временной цейтнот, который неизбежно ведет к стрессовому состоянию. Краткий обзор методов самоменеджмента приведен в табл. 1.

Понятие самоменеджмента

Содержание

1. Понятие самоменеджмента__ 5

1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента_____________ 5

1.2 Основы и методики планирования и принятия решений_______ 7

2. Слагаемые эффективного самоменеджмента____________________ 10

3. Особенности использования навыков самоменеджмента__________ 15

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах________ 15

3.2 Самоменеджмент в России_______________________________ 18

Список использованных источников______________________________ 25

Введение

Проблема самоменеджмента (самоорганизации) – одна из тех вечных проблем, ответ на которые ищет каждое новое поколение. Мало того, по А.А.Богданову, каждый человек имеет свою собственную практическую тектологию, рожденную в опыте жизни. Мы присматриваемся к другим людям, пытаемся понять, как они мыслят, строят свою жизнь и деятельность, воздействуют на других людей, преодолевают свои ошибки и обстоятельства. Существовали и существуют целые школы самоменеджмента и среди них – школы Льва Толстого, Иммануила Канта, Дейла Карнеги, Лотара Зайверта.

Актуальность данной темы определяется тем, что во многих государствах Европы проводятся исследования по выявлению признаков нерационального использования времени руководителей крупных предприятий. Отечественные исследователи П.М. Керженцев и А.К. Гастев развивают идеи о том, что эффективность организации начинается с личной эффективности, в частности эффективного использования времени.

Объектом исследования является менеджмент как наука и искусство управления в современном мире. Предмет исследования – назначение самоменеджмента как нового течения в традиционном менеджменте.

Целью курсовой работы является исследование самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя.

Исходя из поставленной цели, в курсовой работе я рассматриваю следующие задачи:

— Дать обоснование понятию сущности и механизму функционирования самоменеджмента;

— Выявить слагаемые эффективного самоменеджмента;

— Выявить особенности навыков самоменеджмента в России и за рубежом;

Понятие самоменеджмента.

1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента.

Самоменеджмент представляет собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы более эффективно и оптимально использовать своё время, а не тратить его просто так.

Главная цель самоменеджмента заключается в том, чтобы эффективно использовать собственные возможности, более сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и разрешать возникшие проблемы, как на работе, так и в личной жизни Зайверт Л. Ваше время — в Ваших руках. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С10. .

Безусловно, чтобы научиться управлять собой более эффективно, нужно упорно и усердно учиться. Кто не может научиться управлять собой, тот не сможет управлять другими — гласит древняя мудрость. Как можно хорошо понимать других, если не понимаешь самого себя. Потому, прежде всего, человеку необходимо познать самого себя. Выделяют два пути познания себя: один — внутренний, а другой — внешний. Внутренний путь ориентирован на развитие и совершенствование определенной и самой неизвестной части сущности человека, которую называют душа. Внешний путь ориентирован на развитие и совершенствование у человека таких внешних средств, как способности и ум. Конечно, каждый путь по-своему уникален, но оба они разные, а значит, ведут к абсолютно разным итоговым результатам. Эти два пути совершенно противоположны.

Пожалуй, каждому из нас вообще и в особенности тому, кто ставит своей целью стать менеджером-управленцем или уже является таковым, в первую очередь, нужно уметь преобразовать возникшую ситуацию, которая характеризуется неупорядоченностью действий, обусловленная побочными факторами, в ситуацию направленных и решаемых задач.

Одна из популярных фраз Л. Зайверта, который абсолютно обоснованно дает нам понять то, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя, говорит нам: «Измени себя — и ты изменишь мир вокруг себя». Не стоит пытаться изменять обстановку, окружающую нас, которую мы и так не способны изменить, необходимо коренным образом изменить свое отношение к ней.

Л.Зайверт не просто формирует теоретическую базу в сознании своих читателей, но дает практические рекомендации для тех людей, кто желает изменить свое непосредственное исполнение функций руководителя-управленца, как можно меньше уделяя времени своей непосредственной работе, продуктивнее выполняя возложенные задачи с меньшими издержками времени, предупреждая стрессы, повышая собственную квалификацию. Он напоминает нам, что необходимо контролировать то, чего всегда нам часто не хватает — время — путем планирования определенной программы работы, где каждому виду деятельности необходимо уделять место, обозначив временной интервал, т. е определив, какая доля свободного времени нужна, чтобы научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное выполнение огромного скопления задач, которые мы указали в нашей программе, необходимо представить в виде различных функций, которые образуют некоторую определенную взаимосвязь между собой и, как правило, реализуются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента, в аспекте последовательности исполнения определения рода функций, охватывает шесть фаз:

-постановка цели — анализ и формирование личных целей;

-планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

-принятие решений по конкретным делам;

-организация и реализация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

-контроль — самоконтроль и контроль итого

-информация и коммуникация

Некоторым из представленных функций не обязательно следовать одна за другой — они могут переплетаться.

1.2 Основы и методики планирования и принятия решений.

Существует несколько методик планирования времени и принятия решений. Рассмотрим некоторые из них.

Метод «Альпы» включает в себя пять стадий:

-Составление заданий дня.

-Оценка длительности акций.

-Резервирование времени «про запас».

-Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению (делегирование).

-Последующий контроль — перенос несделанного Зайверт Л. Указ. Соч. С. 91 .

Ведение дневника времени, который представляет собой одновременно календарь-памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.

Применение принципа Парето (соотношение 80 : 20) состоит в том, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени Зайверт Л. Указ. Соч. С. 111.

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Как происходит передача денег при продаже квартиры варианты и риски

Установление приоритетов с помощью анализа АБВ включает в себя три закономерности:

-Важнейшие задачи (категория А) составляет примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %;

-На важные задачи (категория Б) приходится в среднем общего числа и также 20 % значимости задач и для руководителя;

-Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляет, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю — около 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые нужно выполнить.

Нужно учесть, что установление приоритетов — важное правило эффективной технической работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

Анализ по принципу Эйзенхауэра

Согласно этому правилу устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от степени срочности и важности задачи различаются четыре возможности их оценки и (в итоге) выполнением:

-Срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому их выполнять.

-Срочные/менее важные дела.

-Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.

-Менее срочные / менее важные задачи Зайверт Л. Указ. Соч. С. 118.

Рассмотренные аспекты самоменеджмента по своему характеру носят рационалистический подход или так называемый западный, развивающий способности и силу ума.

Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека, как биологический, который включает в себя понятие естественного ритма работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Обычно говорят о «человеке утра» или «жаворонке» и о «человеке вечера» или «сове». Пик работоспособности приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо изучать свои способности и использовать эти закономерности в своем распорядке дня.

В жизни каждого человека присутствуют и воздействуют три различных потоков энергии:

-физический ритм (влияет на физическую силу и на силу воли);

-психический ритм (обуславливает динамику чувств, настроений, творческих сил);

-интеллектуальный ритм (влияет на умственные способности).

Поскольку продолжительность отдельных периодов различна (23, 28 и 33 дня), у каждого человека всегда наблюдаются различные, постоянно меняющиеся комбинации характеристик физического, психологического и интеллектуального состояния.

Учет своего индивидуального биоритмического состояния позволяет улучшить работоспособность, учитывая его при составлении планов работы.

Таким образом, вряд ли какой-либо из проанализированных аспектов самоменеджмента может быть предложен в качестве достаточно обоснованной и эффективной методики управления собственной карьерой. Хотя, вне сомнений, каждый из них предлагает немало полезных приемов, советов и рекомендаций, которые можно использовать в самоменеджменте деловой карьеры. Именно поэтому проблемы, возникающие в самоменеджменте, необходимо анализировать и выдвигать гипотезы для их решения

Что такое самоменеджмент?

Лотар Зайверт. Ваше время – в Ваших руках

Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время

Предисловие к русскому изданию

Я, как автор, испытываю особую гордость и радость от того, что выходит издание моей книги «Ваше время—в Ваших руках» в России.

Можно ли вообще охватить и постичь такое понятие как ВРЕМЯ?

Раз уж Вы взяли в руки книгу, чтобы больше узнать об этой теме, значит Вы в некоторой степени осознали, что с течением ВРЕМЕНИ уже миновали какие-то периоды Вашей жизни. Время, так же, как и здоровье, является нашим важнейшим богатством и одновременно самой большой проблемой! Есть очень меткое выражение: «Того, кто опаздывает, наказывает жизнь».

Знание правил управления временем, независимо от особенностей национального характера и менталитета, помогут любому человеку лучше распределять свое время. Я желаю всем читательницам и читателям в России извлечь для себя максимальную пользу, применяя изложенные в данной книге современные приемы управления временем и методы рациональной организации труда. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете писал: «Только знать недостаточно, необходимо также применять свои знания на деле».

Сосредоточьте свои усилия на том, что для Вас важнее всего. Правильно устанавливайте приоритеты и отказывайтесь от такой работы, которую за вас могут выполнить другие. Решающим фактором для достижения успеха является и всегда будет являться последовательное применение на практике почерпнутых из данной книги знаний. Начните с самого простого, руководствуясь девизом: «Если не сейчас, то когда же?»

Сегодня — первый день оставшейся Вам жизни. Известная русская пословица гласит: «Время покажет, кто прав». С максимальной отдачей используйте оставшееся время Вашей жизни! Сознательно управляйте своим временем и тогда Ваш жизненный путь сложится успешно. Я желаю Вам удачи и большого счастья.

Искренне ваш проф. д-р Лотар Й. Зайверт

Введение: Управляйте сами своим временем с помощью метода

Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть Результативным»

Что такое самоменеджмент?

«И куда только ушло мое время?» — стонет иной руководитель под бременем работы и стресса. Мы все знаем эту проблему. Все больше людей попадает в цейтнот. Но не столько перегрузка работой, сколько неумение планировать свое время вынуждает многих менеджеров проводить за письменным столом 60 часов в неделю (или, может быть, больше?).

Перегрузка руководителя является следствием пересечения его многочисленных задач. Зачастую необходимо решать сразу много вопросов. Следствие: неправильно выбираются приоритеты, второстепенные дела не перепоручаются (не делегируются), поведение менеджера, оказывается, слишком зависит от событий дня, он отвлекается на второстепенные дела.

Что такое самоменеджмент?

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное, использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Описанные в настоящей книге методы должны помочь Вам в осуществлении Ваших профессиональных и личных планов.

Основная цель самоменеджмента состоит в том> чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. В данной книге в первую очередь речь идет о том, как ситуацию, для которой типичны неупорядоченная работа и обусловленное внешними обстоятельствами выполнение заданий, преобразовать в ситуацию целесообразных и выполнимых задач.

Даже если на Вас со всех сторон «сваливаются» различные задания и запросы и работа постоянно захлестывает Вас, Вы сможете благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, ежедневно выкраивать резерв времени (в том числе и для досуга) и освободиться для действительно руководящих функций.

Изречение древних мореплавателей гласит: «Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю!» Многие менеджеры слишком сильно ориентированы на процесс деятельности, т. е. на полезность действия, и слишком слабо — на конечную цель, т. е. на результативность, о чем свидетельствует следующее противопоставление.

МНОГИЕ МЕНЕДЖЕРЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ
правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;
сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов,
снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.
Читайте так же:  За что отозваны лицензии у банк-т, бва банк и престижкредитбанк

Нижеследующая анкета должна помочь Вам представить себе в первом приближении практикуемый Вами до сих пор стиль работы.

Если Вы наберете менее 20 баллов, то это не должно Вас обескураживать. Просто Вам надо употребить свою энергию на устранение слабых мест. Это уже будет первым шагом на пути к последовательному САМОМЕНЕДЖМЕНТУ!

Затронутые в 1—10 вопросах анкеты аспекты подробно рассматриваются в каждой из последующих глав.

Самоменеджмент руководителя

Самоменеджмент подразумевает целенаправленное и последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике. Он особенно эффективен в специфических условиях преобладания самоорганизации.

Основные цели самоменеджмента:

  • максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;
  • сознательное управление течением жизни;
  • преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.

При ежедневном решении разного рода задач менеджер выполняет различные функции. Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента. В нем обозначено пять функций:

  1. постановка целей;
  2. планирование;
  3. определение приоритетов по предстоящим делам;
  4. составление распорядка дня и организация трудового процесса;
  5. самоконтроль и корректировка целей.

I. Первая функция — постановка целей. Каждый управленческий работник должен ставить перед собой цели, что означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формулирует конечный результат. Она является «подстрекателем» действий, мотивом, определяющим активность. Если поставлена цель, то возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила и исчезает лишь тогда, когда цель достигнута.

При этом следует учитывать, что профессиональные цели менеджера должны отвечать следующим основным требованиям:

  • реальность;
  • гибкость;
  • измеримость, ориентированность во времени;
  • конкретность;
  • совместимость друг с другом;
  • приемлемость для соответствующих субъектов.

Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз:

1. Определение желаемых целей и дифференциация их по следующим временным критериям:

  • долгосрочных жизненных целей (личных и профессиональных);
  • среднесрочных целей (на ближайшие 5 лет);
  • краткосрочных целей (на ближайшие 12 месяцев).

При этом, по существу, выделяются профессиональные ориентиры, усиливающие трудовую мотивацию и направляющие профессиональные устремления.

2. Определение личных ресурсов. Для этого целесообразно провести своеобразный SWOT-анализ применительно к одной личности — менеджеру, для чего необходимо:

  • определить свои достоинства;
  • определить свои недостатки. Для этого составить перечень имевших место в прошлом неудач и отметить, в результате каких причин они произошли. Подумать, как избавиться от этих недостатков;
  • указать внешние благоприятные, способствующие карьере факторы;
  • указать внешние неблагоприятные факторы и угрозы;

При этом следует уяснить, с чем необходимо считаться в ближайшие годы, например с ближайшим окружением (с деловыми партнерами, родителями, шефом, друзьями и т. д.), и учитывать это при постановке целей.

3. Проведение анализа «цель — средства», в ходе которого наличные и реально достижимые ресурсы (личные, финансовые, временные) сравниваются с необходимыми для достижения этих целей. Для этого нужно обратиться к составленной «инвентарной описи» целей и выбрать 3-4 важнейшие цели, определить необходимые для их достижения средства и проверить, чего еще нужно достичь или к чему приступить, чтобы достичь целей. Для этого предусмотреть усиление влияния факторов, способствующих достижению целей, и снижение (или устранение) влияния факторов, препятствующих этому.

[1]

По профессиональным (карьерным) целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и культурный уровень и поставить реальные практические задачи, например приобретение опыта, которого еще недостает.

4. Формулирование конкретных целей. При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены конкретные сроки ее воплощения и определены желаемые результаты. Далее целесообразно сформулировать их применительно к своим желаниям и перепроверить с точки зрения того, насколько они реалистичны.

Не следует брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей мы перед собой ставим, тем больше придется изменять в прежней жизни и в большей мере активизировать свою деятельность.

Необходимо, исходя из долгосрочных глобальных целей, установить также краткосрочные цели.

Рассмотренные цели фиксируются в профессиональном (карьерном) плане, который должен регулярно перепроверяться, актуализироваться и дополняться.

Следует учитывать, что постановка целей — перманентный процесс, поскольку цели, как правило, не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться со временем, например, если в процессе контроля за их реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или запросы оказались завышенными либо заниженными.

Таким образом, процесс постановки целей охватывает три фазы: нахождение цели: «Что я хотел(а) бы?»; ситуационный анализ: «Что я реально могу?»; формулировка целей: «К реализации чего я конкретно приступаю?»

II. Следующая функция самоменеджмента — планирование личного времени менеджера. При планировании обеспечивается рациональное использование самого ценного достояния — времени: либо имеющееся время употребить для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.

При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое для исполнения, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Рекомендуется около 1% планового периода (год, месяц, день) расходовать на планирование.

Следует заметить, что на практике преобладает недооценка менеджерами значимости планирования своей деятельности и соответственно недостаточное выделение ими времени на осуществление планирования личного времени.

Можно выделить следующие основные правила планирования рабочего времени менеджера:

В рамках общего планирования планирование времени ориентируется на соответствующие долгосрочные (стратегические)цели, которые, в свою очередь, подразделяются на оперативные. При установлении времени для достижения профессиональных целей можно получить представление о наиболее предпочтительном его распределении и целесообразной очередности дел.

Планы реальны в том случае, если определяется еще так называемое свободно планируемое время, а также предусматриваются резервы времени для решения дополнительных и непредвиденных задач.

Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени.

Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование намеченной программе.

Далее следует реализация менеджером разработанных планов. Рациональная организация труда руководителя в условиях хронического дефицита времени предполагает определение приоритетов в выполнении дел.

В связи с этим следует заметить, что все дела, выполняемые менеджером, могут различаться по следующим признакам:

  • по значимости;
  • по продолжительности выполнения;
  • по количеству участвующих в их выполнении;
  • по затратам нервно-эмоциональной энергии;
  • по характеру и т. д.

III-IV. Важнейшим для менеджера признаком является важность или значимость предстоящих дел, которая значительно варьирует от одного дела к другому.

Зачастую руководители пытаются выполнить сразу слишком большой объем работы либо, наоборот, тратят свое время и силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В результате этого к концу напряженного рабочего дня, хотя сделано вроде немало, важные дела остаются либо неоконченными, либо вообще не сдвигаются с места.

Читайте так же:  Доверенность в сбербанк. заполнение

Удачливые менеджеры отличаются тем, что, успевая решать во время рабочего дня множество важных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты выполнением одной единственной задачи. Предпосылками для этого служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление соответствующего списка приоритетов и соблюдение его.

Необходимо устанавливать приоритеты, последовательно и системно выполнять задачи, включенные в план, в соответствии с их очередностью. В связи с этим целесообразно обратиться к принципу Парето. Применительно к принципу Парето говорят о «соотношении 80/20». Перенесение этой закономерности на работу руководителя означает, что в процессе работы за 20% расходуемого времени (затраты) достигается 80% результатов (выпуск). Остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% общего итога.

На практике в связи с данной закономерностью обычно используется и проводится ABC-анализ, представляющий собой метод, с помощью которого определяют степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-либо множества.

ABC-анализ в деятельности менеджера основывается на следующей закономерности:

  • важнейшие дела (категория А) составляют около 15% количества всех дел руководителя. Значимость этих дел (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65%;
  • на важные дела (категория В) приходится около 20% общего числа и также 20% значимости дел;
  • менее важные и несущественные дела (категория С) составляют около 65% общего числа дел, но имеют незначительную долю — порядка 15% в общей значимости всех дел менеджера.

Рекомендуется проанализировать дела по методу ABC, для чего:

  1. составить список всех дел, которые предстоит решить в определенном периоде (декада, день и т. д.);
  2. установить очередность дел в соответствии с их значимостью. При этом нужно иметь в виду, что важность дел не имеет ничего общего с их срочностью;
  3. пронумеровать дела;
  4. оценить каждое дело в соответствии с категориями А, В или С: наиболее важные дела для осуществления деятельности, которые не подлежат перепоручению (15% от всех дел — категория А); важные дела, которые могут быть поручены для исполнения другим лицам (20% от всех задач — категория В); менее важные дела, которые должны быть перепоручены (65% от всех дел — категория С);
  5. перепроверить, исходя из первоочередности дел, свой временной план на соответствие имеющегося бюджета времени значению дел: 65% запланированного времени (около 3 ч) — дела категории А; 20% запланированного времени (около 1 ч) — дела категории В; 15% запланированного времени (около 45 мин) — дела категории С;
  6. произвести соответствующие корректировки. Ориентируя свой временной план на выполнение дел категории А, следует на выполнение менее важных дел категорий В и С выделить столько времени, сколько соответствует их значению;
  7. рассмотреть каждое дело категорий В и С с точки зрения возможности его перепоручения (делегирования) подчиненным сотрудникам.

Необходимо обратить внимание на то, что дела категории С не являются ненужными, поскольку наряду с делами категорий А и В существует множество предварительных работ и рутинных дел, которые также должны быть выполнены.

Таким образом, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела.

Успешная деятельность менеджера предполагает выполнение им дел в соответствии с их важностью: сначала — немногие «жизненно важные», потом — многочисленные «второстепенные».

В связи с этим рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела категории А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть эффекта. На дела категории В приходится также существенная часть совокупного результата, тогда как выполнение относительно большого числа менее важных и несущественных дел дает небольшой итог.

Принятие решений о приоритетах — процесс индивидуальный, субъективный. Однако его решения должны основываться на фактических данных.

При планировании и выявлении дел категории А менеджеру необходимо ответить на следующие вопросы:

  • благодаря выполнению каких дел он(а) в наибольшей степени приблизится к достижению главных целей;
  • может ли он(а) путем выполнения одного-единственного дела решить сразу несколько других;
  • выполнение каких дел принесет наибольшую пользу;
  • невыполнение каких дел может иметь негативные последствия.

Время, необходимое для выполнения действительно важных дел, зачастую тратится на срочные, но менее важные дела. Весьма часто возникают ситуации, когда руководителю надо быстро принять решение, какому делу отдать предпочтение. Согласно правилу Эйзенхауэра приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от срочности и важности различаются:

  • срочные — важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому выполнять;
  • срочные — менее важные дела. В этом случае существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате решать только эти задачи, потому что они срочные. Если же они, однако, являются не столь важными, то должны быть делегированы, поскольку для их выполнения не требуется каких-либо особых профессиональных качеств;
  • менее срочные — важные дела. Они, как правило, могут подождать. Трудности возникают тогда, когда эти дела превращаются в срочные и должны быть выполнены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому рекомендуется перепроверить степень их важности и попробовать полностью или частично поручить их выполнение сотрудникам;
  • менее срочные — менее важные дела. Как правило, необязательно сразу приниматься за эти дела или поручать их подчиненным. Некоторые из этих дел следует отправить в архив или в корзину.

Таким образом, для того чтобы значительно повысить производительность и результативность управленческой работы, менеджер должен мотивировать труд своих подчиненных, вовлекать их в сферу своей ответственности, поручая им не только менее важные (рутинные) дела.

Источники


  1. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.

  2. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.

  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  4. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
  5. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
Самоменеджмент — что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here