Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Служебная тайна

Читайте также:

  1. Деловой этикет и коммерческая тайна.
  2. Коммерческая тайна.
  3. Обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется
  4. Служебная тайна
  5. Тема 15. Культура предпринимательства и предпринимательская тайна.

Ст. 139 ГК РФ служебная тайна обозначена в одном ряду с коммерческой тайной и совпадает с ее определением, что значи­тельно затрудняет определение объекта правово­го регулирования и практику правоприменения в рассматриваемой области.

Однако из анализа п. 1 ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», п.8 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных законов следует, что служебная тайна составляет самостоятельный вид охраняемой законом тайны, однозначного определения которой в действующем законо­дательстве нет. Но многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.97 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» служебную тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Объектом служебной тайны является, как правило, информация, составляющая охраняемую законом тайну третьего лица, предоставленная государственному органу под условием конфиденциальности, или конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, не отнесенные к числу сведений, составляющих государственную тайну. Информация, составляющая служебную тайну, не обладает коммерческой ценностью и обеспечивает удовлетворение публичного, а не частного интереса.

Назначение служебной тайны состоит в регулировании административных, финансовых и иных публично-правовых отношений, в ходе которых государственные органы реализуют управленческие, контрольные, надзорные и иные функции и полномочия, а также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе прав на коммерческую тайну.

Служебная тайна – «это защищаемая по закону конфиденци­альная информация, ставшая известной в госу­дарственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служеб­ных обязанностей, а также служебная информа­ция о деятельности государственных органов, до­ступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости».

Информация может считаться служебной тай­ной, если она отвечает следующим критериям ох­раноспособности:

— отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных ор­ганов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

— является охраноспособной конфиденци­альной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна) и получена представителем государственного орга­на или органа местного самоуправления только в силу исполнения им обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федераль­ным законом;

— не является государственной тайной, не под­падает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.

Таким образом, к основным объектам служеб­ной тайны можно отнести следующие виды ин­формации:

1. Служебная информация о деятельности фе­деральных государственных органов, доступ к ко­торой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов (военная тайна; тайна следствия — данные предварительно­го расследования (следствия); судебная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда РФ, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяж­ных заседателей) или тайна в силу служебной не­обходимости (порядок выработки и принятия ре-теша, организация внутренней работы и т.п.).

2. Охраноспособная конфиденциальная ин­формация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей лицам в государствен­ных органах и органах местного самоуправления (коммерческая, банковская, профессиональная тайны, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица).

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государ­ственные органы и их должностные лица обяза­ны обеспечить (гарантировать) сохранность «чу­жой тайны», ставшей им известной по службе в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответст­вии с законом определяют объем своей служеб­ной тайны и режим ее защиты.

Правовая охрана в отношении служебной тайны других лиц в государственных ор­ганах начинается с момента получения этих све­дений их должностными лицами и иными пред­ставителями в связи с исполнением обязанностей по службе в порядке и в случаях, установленных федеральным законом (на законном основании).

Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, опре­деленных федеральным законом, и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходи­мость, если иное не установлено законом.

Наряду с этим должностные лица и сотрудни­ки государственных органов не вправе использо­вать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблю­дать установленный порядок работы с такой информацией. Защита прав государственных ор­ганов в отношении собственной служебной тай­ны должна осуществляться в порядке, аналогич­ном для государственной тайны. В современном законодательстве, к сожалению, есть лишь от­дельные ссылки на эти права и обязанности, что предполагает внесение специальных поправок в законы, регламентирующие вопросы государст­венной и муниципальной службы.

В действующем законодательстве сегодня ус­тановлены нормы уголовной ответственно­сти (в УК РФ) за разглашение сведений, составля­ющих служебную тайну в силу требований зако­на: ст. 155 — разглашение тайны усыновления (удочерения); ст. 310 — разглашение данных пред­варительного следствия; ст. 311 — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного про­цесса; ст. 320 — разглашение сведений о мерах бе­зопасности, применяемых в отношении должно­стного лица правоохранительного или контроли­рующего органа.

КоАП РФ определяет ответственность за неправомерное использование служебной информации (ст.ст. 14.24, 15.21).

| следующая лекция ==>
Коммерческая тайна | Тема 5. Правовое обеспечение товара

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2187 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Служебная тайна

К служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188, утверждающем Перечень сведений конфиденциального характера, под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, к служебной тайне отнесены предусмотренные действующим законодательством конфиденциальные сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им организаций, учреждений, предприятий, ограничения на распространение которых установлены законом..

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Читайте так же:  Что значит сменный график работы

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне:

— акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

— описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

— сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Служебная тайна — это охраняемые законом конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, доступ к которым ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости, а также ставшие известными в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, имеющие действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладатель сведений принимает меры к их конфиденциальности, незаконное получение или разглашение которых создает угрозу причинения вреда владельцу этих сведений и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством РФ.

Государственная тайна.

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации30.

Государственная тайна — это сведения, имеющие в соответствии с законодательством гриф секретности в следующих областях государственной деятельности (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»):

Государственная тайна — это устанавливаемые и защищаемые государством сведения, имеющие в соответствии с законодательством гриф секретности в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, незаконное получение и распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации и влечет за собой ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8665 —

| 7102 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое регулирование режима служебной тайны по законодательству РФ

Коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139 ГК РФ).

Коммерческая тайна представляет собой определенную совокупность сведений, знаний о чем-либо, являясь, таким образом, видом информационных ресурсов. Информация не материальна, хотя ее хранение и передача (распространение) осуществляются чаще всего с помощью материальных носителей.

Информация может рассматриваться как объект, за которым закрепляется исключительное право. Это выражается в том, что закон признает права лица, владеющего информацией, на сохранение ее в тайне, и одновременно требует от третьих лиц воздерживаться от несанкционированного завладения этой информацией.

Коммерческая тайна является разновидностью интеллектуальной собственности. Ее особенности:

5. фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. От правообладателя, эффективности предпринимаемых им мер зависит его право на тайну;

6. наибольшая универсальность этого объекта, так как под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя;

7. неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которое ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны;

8. не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.

Требования, предъявляемые к коммерческой тайне:

1) информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препятствует признанию информации коммерческой тайной;

2) к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции и т.п., она коммерческой тайной не признается;

3) информация считается коммерческой тайной, если ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это могут быть меры технического, организационного, юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

Субъекты права на тайну — это предприниматели, так как коммерческой тайной являются только сведения, касающиеся предпринимательской деятельности.

Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации.

Прекращение права на коммерческую тайну может быть обусловлено двумя обстоятельствами. К ним относятся утрата фактической монополии на сведения, которые становятся доступными третьим лицам и, соответственно, утрачивают свою коммерческую ценность, а также отнесение соответствующих сведений в установленном законном порядке к числу сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8711 —

| 7458 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России

(Павлов И. Ю.) («Ленинградский юридический журнал», 2013, N 1)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ

Павлов Иван Юрьевич, кандидат юридических наук, адвокат, Председатель Совета Фонда свободы информации (Институт развития свободы информации).

В статье обозначены актуальные проблемы, связанные с тем, что действующий в России режим правового регулирования государственной и служебной тайны систематически создает необоснованные препятствия для доступа граждан к информации, способствуя тем самым и развитию коррупции. Автор статьи вносит ряд конкретных предложений по реформированию законодательства в сторону установления баланса между правом граждан на доступ к информации и необходимостью ограничения доступа к конкретным ее категориям.

Ключевые слова: доступ к информации, государственная тайна, служебная тайна, реформирование законодательства.

The paper outlines actual problems related to systematic ungrounded restrictions for information access in Russia resulting from current state of affairs with legislative regulation of state secret and administrative secret. The author offers a number of concrete proposals on legislation reforming in order to establish balance between the civil right to information and the necessity to restrict access to specific information categories.

Читайте так же:  Порядок исчисления общеобязательных взносов с зарплаты сотрудников

Key words: access to information, state secret, administrative secret, legislation reforming.

В этой статье обозначен ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться Фонду свободы информации (так же известному как Институт развития свободы информации) в своей практической деятельности по отстаиванию прав граждан на доступ к информации. ——————————— Сайт организации в сети Интернет www. svobodainfo. org.

В России институт государственной тайны всегда был больше, чем просто ограничение права граждан на доступ к определенной информации. Гостайна, пожалуй, прежде всего была какой-то сакральной непостижимой сущностью, которая внушала страх и трепет тем, кому доводилось с ней соприкоснуться. Непостижимой потому, что четкого правового регулирования этого понятия не было как в советское время, так нет его и сегодня. Главная претензия к нынешней системе регулирования этого института заключается в том, что ряд нормативных актов, входящих в указанную систему, издан под грифом секретности, не был опубликован и остается вне рамок общественного или экспертного контроля.

Трехуровневая система законодательства о государственной тайне — угроза для основ конституционного строя

О максимальном сроке засекречивания

Известно, что Законом РФ «О государственной тайне» (ст. 13) установлен максимальный срок засекречивания документов — 30 лет. Этот срок может быть продлен в исключительных случаях и только если специальный орган — Межведомственная комиссия по защите государственной тайны — вынесет соответствующее заключение. Между тем в настоящее время можно утверждать, что уже сформировалась правоприменительная (в том числе поддержанная судами самого высокого уровня) практика, согласно которой установленный ст. 13 Закона РФ «О государственной тайне» 30-летний срок засекречивания сведений применяется только к сведениям, засекреченным после введения в действие указанного Закона. Так, в рамках двух рассмотренных Московским городским судом дел по заявлению Н. В. Петрова к ФСБ России об оспаривании обоснованности отнесения к государственной тайне сведений, содержащихся в ряде архивных приказов МГБ СССР 1940-х и 1950-х гг., судом было отказано в удовлетворении требований заявителя . ——————————— Решение Московского городского суда от 15 июня 2011 года по делу N 3-156/32011; решение Московского городского суда от 28 июня 2011 года по делу N 3-0128/2011.

О служебной тайне

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Общая характеристика законопроектов в сфере правового регулирования служебной тайны

В настоящее время имеется два наиболее известных законопроекта, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г., другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен сначала в декабре 2004 г., затем

вторично внесен в Думу в апреле 2006 г. Внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.В. Бобыревым, A.H. Волковым, М.И. Гришанковым, В.В. Дятленко, В.И. Илюхиным, H.C. Леоновым, В.В. Маргеловым, A.M. Розуваном. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (проект N 124871-4).

Если говорить в общем, то депутатский проект Федерального закона «О служебной тайне» компактнее, несколько проще и гораздо более консервативен, нежели законопроект Минэкономразвития РФ «О служебной тайне и порядке обращения с конфиденциальной информацией в государственных органах и органах местного самоуправления». Законопроект группы депутатов состоит из 5 разделов и 19 статей, тогда как другой законопроект — из 8 разделов и 32 статей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Содержательная структура законопроектов примерно одинакова:

· общие положения, в которых определены сфера действия закона и основные понятия;

· принципы и порядок отнесения сведений к служебной тайне, перечень сведений, которые не могут составлять служебную тайну;

· реквизиты документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну;

· порядок снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну;

· особенности режима защиты служебной тайны (полномочия обязанных субъектов по защите сведений, порядок передачи сведений, особенности доступа граждан и организаций к сведениям, составляющим служебную тайну);

· контроль за соблюдением режима защиты служебной тайны;

· заключительные и переходные положения.

Имеет смысл обратить внимание на ряд интересных и отличительных моментов обоих законопроектов.

Понятие служебной тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), — конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Порядок отнесения сведений к служебной тайне в законопроекте фуппы депутатов (ст. 7) предусматривает формирование перечней отнесенных к служебной тайне сведений, подлежащих официальному опубликованию и составляемых комиссиями, образуемыми в органах государственной власти, «с привлечением представителей научных организаций, отдельных специалистов». Перечни подлежат обязательному пересмотру не реже одного раза в течение пяти лет. В ч. 3 этой статьи депутатского законопроекта установлена следующая интересная, но не бесспорная норма: «Если сведения, содержащиеся в документе, не соответствуют перечню сведений, составляющих служебную тайну, но уполномоченное должностное лицо, подписывающее данный документ, имеет основания для установления для них режима служебной тайны, ему предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются».

Среди других положений депутатского законопроекта можно выделить, например, норму, гарантирующую сохранность служебной тайны в случае приватизации организации: «При приватизации организации, имущество которой находится в государственной собственности, орган государственной власти, осуществивший отнесение к служебной тайне находящихся в распоряжении этой организации сведений, принимает решение об изъятии носителей этих сведений либо об их оставлении в данной организации для дальнейшего использования при условии обеспечения сохранности данного государственного информационного ресурса в режиме служебной тайны» (п. 2 ст. 14). Аналогичная, но более общая норма установлена в ст. 24 законопроекта Минэкономразвития РФ.

Можно отметить также в законопроекте группы депутатов интересную норму п. 1 ст. 19 о переходных положениях: «Федеральные органы государственной власти, которые на основании полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами, осуществляют распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, в течение пяти лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона должны решить вопрос об отнесении к служебной тайне, оставлении в режиме государственной тайны либо снятии всех ограничений на распространение по отношению к сведениям, имевшим гриф «Секретно» и составлявшим служебную тайну до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Как правильно составить договор купли продажи квартиры с использованием ипотеки образец и описание

Что касается законопроекта Минэкономразвития РФ, то здесь оригинальных и интересных положений гораздо больше.

Так, интерес вызывает ст. 6 законопроекта, где установлены два типа сведений, относимых к служебной тайне. Во-первых, отнесению к служебной тайне в обязательном порядке подлежат:

а) сведения, добровольно передаваемые в установленном порядке в государственные органы и органы местного самоуправления физическими лицами или организациями на условии сохранения их конфиденциальности, если требование сохранения их конфиденциальности является законным и обоснованным;

б) сведения, связанные с условиями для поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд предложенными организациями, допущенными в установленном порядке к участию в конкурсах (тендерах) на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд;

в) персональные данные физических лиц, находящиеся в распоряжении государственного органа или органов местного самоуправления в связи с выполнением ими своих полномочий;

г) сведения о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, отнесенные к конфиденциальной информации в соответствии с федеральными законами».

Во-вторых, «к служебной тайне могут быть отнесены:

[2]

а) сведения, связанные с подготовкой проектов индивидуальных правовых и нормативных правовых актов, включая тексты проектов таких актов, если их преждевременное распространение и (или) разглашение нанесет ущерб балансу жизненно важных интересов личности, общества и государства либо приведет к созданию односторонних преимуществ для субъектов, получивших доступ к указанным сведениям;

б) сведения о запланированных, готовящихся и проводимых проверках за соблюдением законодательства Российской Федерации;

в) сведения о кандидатах на замещение должностей государственной службы, должностей муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;

г) сведения об авторстве предложений и личных позициях, изложенных в ходе обсуждений, консультаций в процессе работы государственного органа, органа местного самоуправления, за исключением случаев, когда автор публично оглашает данные сведения либо не возражает против раскрытия сведений о своем авторстве;

д) сведения о внутриведомственных и межведомственных обсуждениях, консультациях рабочего и подготовительного характера, включая протоколы совещаний, служебные записки, справочные и иные материалы, имеющие подготовительный характер, если иное не предусмотрено федеральными законами».

Порядок отнесения сведений к служебной тайне в законопроекте Минэкономразвития РФ основан на регулировании обязанностей уполномоченного должностного лица государственного органа (органа местного самоуправления), который работает со сведениями как бы в «постоянном режиме» и более оперативно. Так, «при наличии оснований для признания сведений, содержащихся в документе, служебной тайной в течение трех рабочих дней с момента обращения государственного или муниципального служащего» уполномоченное лицо устанавливает режим ограниченного доступа путем регистрации документа либо отказывает в установлении такого режима. Кроме того, уполномоченное лицо не раз в пять лет, а «не реже чем через каждые шесть месяцев проводит проверку находящихся в государственном органе, органе местного самоуправления документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну, на предмет утраты основания для отнесения данных сведений к служебной тайне и сохранения режима ограниченного доступа к данным сведениям» (ст. 7).

Также законопроект довольно определенно закрепляет процедуру обжалования отказа в предоставлении информации. Так, в соответствии с п. 2 ст. 25 отказ государственного органа, органа местного самоуправления в раскрытии сведений, составляющих служебную тайну, может быть обжалован в соответствующую комиссию или в суд. При этом в ст. 17 устанавливается процедура рассмотрения жалобы в комиссиях по информации, предусматривающая требования к жалобе (данные о заявителе, суть жалобы, обстоятельства, на которых основана жалоба, перечень прилагаемых документов), а также предельный срок ее рассмотрения (один месяц). Кроме того, любопытна установленная в ч. 2 ст. 17 норма, согласно которой основанием к рассмотрению вопроса о законности и (или) обоснованности отнесения сведений к служебной тайне, а также о раскрытие сведений, составляющих служебную тайну, является не только соответствующий запрос от органов власти или жалоба от граждан или организаций, но и информационный материал, размещенный в средствах массовой информации.

В отличие от депутатского законопроекта общий срок действия режима служебной тайны в законопроекте Минэкономразвития составляет не 10, а 5 лет (см. соответственно п. 2 ст. 9 и п. 2 ст. 11).

Также в отличие от депутатского законопроекта здесь устанавливаются степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается.

Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу. Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами. При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Читайте так же:  Ошибки в платежном поручении последствия ошибок

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

[3]

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

Правовое регулирование служебной и профессиональной тайны.

Согласно ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и профессиональную тайну, обязанность соблюдения и ответственность должны быть определены федеральными законами. На сегодняшний день единый нормативный акт, регламентирующий условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны, отсутствует. Существует множество нормативных правовых актов, где фиксируется обязанность субъекта не разглашать сведения, иногда определяется состав сведений и предусматривается ответственность. Между тем условия отнесения сведений к тайне не определены. Исключение составляет Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1993 № 1233. Вместе с тем данное Положение, во-первых, не является федеральным законом и, во-вторых, имеет ограниченную сферу действия: подлежит применению только в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях.

Анализ законодательства о защите информации позволяет выделить следующие условия отнесения сведений к служебной или профессиональной тайне.

Условие 1. Сведения, которые подлежат сохранению в режиме служебной или профессиональной тайны, не являются общедоступными.

Условие 2. Сведения не составляют государственную тайну.

Условие 3. Сведения могут быть сохранены в режиме служебной и профессиональной тайны (не запрещено).

[1]

Служебная тайна – связана с должностью лица на государственной службе

Профессиональная тайна – связана с должностью лица, но не обязательно на государственной службе.

Одна и та же тайна для разных лиц может одновременно являться коммерческой, служебной и профессиональной.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (Закон об информации) относит служебную и профессиональную тайну к информации с ограниченным доступом.

Определение служебной тайны можно найти только в подзаконных нормативных актах. Их анализ позволяет сделать вывод: служебную тайну по содержанию составляет конфиденциальная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также конфиденциальная информация других лиц, полученная на законных основаниях в силу исполнения должностных обязанностей указанными органами, в отношении которой принимаются меры по охране конфиденциальности.

Служебная тайна — это сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работниками, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об информации, информатизации и защите информации*», «Об основах государственной службы Российской Федерации»**, Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере по подсчетам специалистов действует более ста законодательных и иных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат две группы правовых норм: распространяющиеся на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциальных информационных отношений.

Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой — дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или не представляющей таковой.

Служебная тайна :

· сведения о налогоплательщике (Налоговый кодекс РФ)

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: общедоступных с согласия налогоплательщика, ИНН, о нарушениях НК РФ, а также предоставляемых в избирательные комиссии и налоговые органы других государств.

Читайте так же:  Как открыть свой хостел с нуля в россии

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

· тайна предварительного расследования (статья 161 УПК)

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Понятие профессиональной тайны сформулировано в двух нормативных правовых актах: Законе об информации и Перечне сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Основной признак профессиональной тайны — связь с профессиональной деятельностью.

Профессиональная тайна — это информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении профессиональных обязанностей или организациями — при осуществлении определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9 Закона об информации).

Профессиональная тайна— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Перечень сведений конфиденциального характера, утв.указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188, к профессиональной тайне относит: врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.

· Законодательством РФ предусмотрена защита и врачебной, и медицинской тайны. Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Статья 15 Семейного кодекса РФ к медицинской тайне относит результаты обследования лица, вступающего в брак.

· В законодательстве отсутствует легальная дефиниция «нотариальная тайна». В статье 16 «Основ законодательства о нотариате» от 11.02.1993 в числе обязанностей нотариуса обозначена обязанность хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариальную тайну также составляет тайна завещания. В соответствии со ст. 1123 Гражданского кодекса РФ нотариус не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Следует отметить, что должностные лица (органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ, капитаны судов, начальники экспедиций, командиры воинских частей и т.д.), наделенные правом удостоверять завещания, переводчики, исполнители завещания, свидетели, гражданине, подписывающие завещание вместо завещателя, также обязаны хранить тайну завещания.

По требованию нотариальной палаты нотариус обязан предоставить сведения о совершенных им нотариальных действиях. В этом случае обязанность сохранять тайну совершения нотариальных действий возлагается также на должностных лиц нотариальной палаты.

Нотариус может быть освобожден от обязанности сохранения нотариальной тайны только судом, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

· Понятие адвокатской тайны определено ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Субъектами адвокатской тайны выступают адвокаты, помощники и стажеры адвоката. В целях обеспечения адвокатской тайны адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. В соответствии со ст. 90 Налогового кодекса (НК) РФ при осуществлении налогового контроля адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля для дачи показаний, так как подобные сведения относятся к его профессиональной тайне.

Вместе с тем в установленных законом случаях адвокаты обязаны:

1) предоставить документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в налоговые органы и их должностным лицам (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

2) предоставить необходимые для проведения налоговой проверки документы (информацию) по требованию должностного лица налогового органа посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п.1 ст. 93 НК РФ).

3) при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить уполномоченный орган (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

· К числу профессиональных тайн Перечень сведений конфиденциального характера относит также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений.

Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Указанные виды тайн попадают под режим тайны связи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тайна связи регламентируется Федеральными законами от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) и от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи». В соответствии со ст. 63 Закона о связи на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Согласно ст. 15 Закона о почтовой связи тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

· К другим видам профессиональных тайн можно отнести: тайну страхования, банковскую тайну, налоговую тайну и др.

Источники


  1. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  2. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.

  3. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
  4. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  5. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here