Составляющие единого социального налога

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Составляющие единого социального налога" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Порядок исчисления и уплаты налога – единый социальный налог

Порядок исчисления и уплаты налога определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 24). Этот налог предназначен для мобилизации средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) граждан, а также на медицинскую помощь. (Российская система социальных налогов состоит из трех составляющих: 1) единого социального налога, который делится на платежи в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 2) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ – 14%; 3) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%.) В отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов.

К субъектам налогообложения (налогоплательщикам) относятся:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

• физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства.

Если лицо одновременно имеет отношение к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2, исчисление налога производится по каждому основанию отдельно.

Субъекты, перешедшие на специальные налоговые режимы, не являются плательщиками ЕСН.

Объектом налогообложения являются:

• для индивидуальных предпринимателей, адвокатов – доходы от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;

• для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, – выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу физических лиц по всем основаниям, в том числе: а) по трудовому договору; б) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг; в) по авторским и лицензионным договорам; г) материальная помощь и иные безвозмездные выплаты.

Для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей, не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, если:

• у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

• у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налог)’ на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговые льготы. Сюда входят суммы, не подлежащие обложению ЕСН, а также изъятия из налоговой базы для различных категорий налогоплательщиков.

Социальный налог не начисляется на некоторые виды выплат. Так, в соответствии со ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению:

• государственные пособия; компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг и др.;

• суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам в связи со стихийными бедствиями, членам семьи умершего работника и т.д.;

• суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ;

• стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников, и многие другие.

В соответствии со ст. 239 Кодекса организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты ЕСН с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами. Для иных льготных категорий работодателей введен этот же критерий, но со следующей особенностью: они освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, независимо от того, является ли он инвалидом или нет. Такой критерий распространяется: а) на общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%, и их структурные подразделения; б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы их в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных и иных социальных целей.

Налоговая база определяется по субъектам налогообложения и видам оплаты неодинаково.

Налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, – это сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных ими за налоговый период в пользу работников. При ее определении учитываются любые выплаты и вознаграждения в денежной или натуральной форме в виде материальных, социальных и иных благ. Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налоговая база индивидуальных предпринимателей и адвокатов равняется сумме доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом соответствующих расходов. (При этом состав расходов, принимаемых в целях налогообложения, определяется так же как и состав затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций.)Выплаты, произведенные в натуральной форме в виде товаров, учитываются как стоимость этих товаров на день их выплаты. Стоимость исчисляется исходя из рыночных цен (тарифов) или государственных регулируемых рыночных цен.

Налоговый период – календарный год. Отчетными периодами по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от категории налогоплательщика, величины налоговой базы, социальной направленности взносов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования) и являются регрессивными.

Налогоплательщик-работодатель обязан исчислять данный налог по каждому отдельному работнику нарастающим итогом с начала года с учетом ставок, установленных для различных категорий плательщиков. При расчете суммы ЕСН используется величина налоговой базы в среднем на одного работника, а потом производится расчет суммы налога в зависимости от того, в какой диапазон регрессивной шкалы попадает налогооблагаемая база.

Работодатели-организации применяли до конца 2004 г. максимальную ставку ЕСН в размере 35,6%. Для иных категорий налогоплательщиков (работодатель, индивидуальный предприниматель, адвокат) размер ставок понижается. При этом законом были предусмотрены обязательные условия для применения регрессивной шкалы.

Читайте так же:  Как начисляются декретные выплаты на второго ребенка

С 1 января 2005 г. ставки по уплате ЕСН значительно снижены (Таблица 1). Имевшие место обязательные условия допуска к регрессивной шкале в законодательном порядке сняты, и единственным условием является размер налоговой базы на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года – свыше 280 тыс. руб.

Таблица 1 — Регрессивная шкала ставок ЕСН

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280 000 руб. 20,00% 2,90% 1,10% 2,00% 26,00%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 8 120 руб. +1,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7 200 руб. 104 800 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком-работодателем по каждому фонду отдельно в установленном размере от налоговой базы. Сумма ЕСН, зачисляемая в фонд социального страхования, подлежит уменьшению на величину расходов, произведенных на цели государственного социального страхования. Сумма налога в федеральный бюджет уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Уплата авансовых платежей по ЕСН производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Исчисление налога по налогоплательщикам, не являющимся работодателями, производится налоговыми органами по данным налоговых деклараций о предполагаемом доходе на текущий год. Уплата авансовых платежей производится на основании налоговых уведомлений в следующие сроки: а) не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы; б) не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы; в) не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы.

Законодательством установлены нормы, связанные с особенностями налогового производства по ЕСН. Согласно этим нормам налогоплательщики обязаны:

— вести раздельный учет начисленных им выплат и вознаграждений, а также ЕСН;

— ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ отчеты по специально установленной форме;

— осуществлять уплату налога (авансовых платежей по ЕСН) отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды;

— представлять налоговую декларацию по форме, утвержденной налоговыми органами, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог» будет исключена из Налогового кодекса (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

Закон N 212-ФЗ предусматривает переход от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды — в Пенсионный фонд Российской Федерации. , Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования.

Основные нововведения, отраженные в Законе N 212-ФЗ, касаются:

— изменения объекта обложения страховыми взносами и базы для их начисления для организаций и предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам;

— повышения ставок страховых платежей;

— установления нового порядка представления отчетности.

Согласно новому Закону в облагаемую базу включены фактически все выплаты лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, за исключением прямо поименованных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Указанный Закон, в отличие от ЕСН, не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физическим лицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль.

С 1 января 2010 г. отменяется регрессивная шкала, устанавливается предельная база для начисления страховых взносов на каждого работника, рассчитываемая нарастающим итогом с начала года, которая составит 415 000 руб. Выплаты в пользу работника свыше этой суммы облагаться взносами не будут.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8711 —

| 7459 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§ 5. Единый социальный налог. История, предназначение, сущностные характеристики и отмена налога

Единый социальный налог был введен 1 января 2001 года с вступлением в силу 24 главы части 2 Налогового кодекса РФ. Он относился к числу федеральных.

[1]

Суммы платежей данного налога подразделялись на несколько составляющих: 14% налога подлежали выплате пенсионерам, обладавшим правом на пенсии на момент введения налога; 8–12% составляли взносы на страховую часть трудовой пенсии и 2–6% предназначались для формирования накопительной части трудовой пенсии. Последнее вызывало большие споры среди специалистов, так как было чрезвычайно сложно эффективно и надежно разместить такие большие денежные средства (около 1 млрд долларов) с целью их реального прироста, а также при соблюдении максимальной безопасности в условиях относительно нестабильной российской экономики.

Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции Российской Федерации, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст.ст. 37, 39, 41).

Законодатель определял Единый социальный налог как особый обязательный платеж и запрещал изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе в целях погашения бюджетного дефицита.

Размеры отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования – 3,6% – были вероятно, неадекватны, так как тариф налога не обеспечивал финансового покрытия медицинской помощи населению страны.

Читайте так же:  Психологические тесты при приеме на работу

Как всякий налог, Единый социальный налог являлся обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

ЕСН обеспечивал финансирование расходов государства на выплату трудовых пенсий, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и иных социальных пособий, на оплату оказываемых медицинскими учреждениями медицинских услуг, включенных в Программу обязательного медицинского страхования.

До 1 января 2002 г. сумма начисляемого ЕСН зачислялась в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2002 г. сумма ЕСН, зачислявшаяся в бюджет Пенсионного фонда РФ, перечислялась в федеральный бюджет, а затем направлялась в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования базовой части трудовых пенсий 1 .

До 2001 года для финансирования расходов на аналогичные цели уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования, которые и были заменены уплатой ЕСН. Исключение было сделано для обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взносы по этому виду страхования не вошли в ЕСН, их уплата по-прежнему осуществлялась напрямую в Фонд социального страхования по действующим ранее правилам.

С введением ЕСН изменился не только порядок и размеры уплаты страховых взносов, но и сам финансовый механизм социального страхования.

Исполнение бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществлялось Федеральным казначейством. Суммы начисляемого налогоплательщиками ЕСН перечислялись не на счета фондов, а на счета Федерального казначейства, которому предписывалось в однодневный срок перечислять поступившие суммы на счета внебюджетных фондов.

ЕСН предопределял новый порядок контроля за правильностью, полнотой и своевременностью его начисления и уплаты. Если раньше контрольные проверки проводились непосредственно ревизионными службами самих внебюджетных фондов, то с 2001 года они стали осуществляться налоговыми органами.

Пенсионный фонд РФ контролировал порядок ведения страхователями индивидуального персонифицированного учета в пенсионном страховании 1 .

Фонд социального страхования осуществлял проверки произведенных страхователями расходов по средствам социального страхования.

Контроль внебюджетных фондов за уплатой ЕСН носил дополнительный, справочный характер, так как они не имели права составлять акты о документальных проверках.

ЕСН представлял собой главный источник средств государственных внебюджетных фондов социального назначения.

Налогоплательщиками, обязанными уплачивать ЕСН, признавались все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы или формы собственности.

Особенности налогообложения определяли разделение всех налогоплательщиков на две группы:

работодатели (или субъекты, производящие выплаты физическим лицам). К таковыми принадлежали: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

самозанятое население, обязанное уплачивать ЕСН с получаемого индивидуального дохода, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату налога на вмененный доход, ЕСН был включен в сумму этого налога, и, таким образом, отдельная уплата ЕСН не была предусмотрена.

Введение ЕСН почти не изменило условия предоставления льгот по уплате взносов в социальные внебюджетные фонды. По-прежнему были освобождены от уплаты ЕСН так называемые военизированные министерства и ведомства (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи при Президенте РФ, Министерство юстиции и другие ведомства, где проходят службу военнослужащие) в части денежного довольствия и других выплат, получаемых военнослужащими.

Федеральные суды и органы прокуратуры также были освобождены от уплаты ЕСН с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.

Сохранялись льготы для работников-инвалидов, общественных организаций инвалидов и их предприятий. Однако были установлены максимальные границы доходов, не подлежащих налогообложению, и уточнены некоторые формы организации и виды деятельности таких предприятий.

Так, освобождение от уплаты в пределах выплат и иных вознаграждений в размере 100 000 рублей на каждого работника получили такие категории работодателей, чья деятельность связана с работой и обслуживанием инвалидов:

общественные организации инвалидов (и их союзы), среди членов которых инвалиды и их представители составляют 80%;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы – не менее 25%;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортив­ных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Льготы не распространялись на организации, занимающиеся производством (торговлей) подакцизных товаров и минерального сырья или другими видами бизнеса в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

От уплаты ЕСН были освобождены организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Ранее при уплате страховых взносов действовала та же норма, но без ограничения величины облагаемого дохода. Аналогичные льготы были предоставлены налогоплательщикам – индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских хозяйств, представителям малочисленных народов Севера и адвокатам.

Указанные налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождались от уплаты ЕСН в части доходов от их предпринимательской или профессиональной деятельности, не превышающих 100 000 рублей в год.

Важная налоговая льгота была предоставлена индивидуальным предпринимателям и другим категориям самозанятого населения (вторая группа налогоплательщиков) относительно уплаты части налога в Фонд социального страхования.

Они не уплачивали долю налога, которая была предусмотрена для Фонда социального страхования, однако при этом автоматически лишались права на получение пособий и других выплат из этого Фонда.

Указанные категории налогоплательщиков ранее могли регистрироваться в Фонде социального страхования на добровольных началах, платить положенные страховые взносы и получать социальные выплаты. После введения ЕСН такой возможности не предусматривается.

Для отдельных групп налогоплательщиков фактически были предусмотрены соответствующие объекты налогообложения.

У работодателей – физических лиц объектом налогообложения являлись действия, связанные с выплатами в пользу работников.

Объект налогообложения для самозанятого населения был оставлен без изменений и представлял собой получение доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговой базой для работодателей (кроме физических лиц) была сумма всех выплат, являющихся предметом налогообложения и начисленных за налоговый период в пользу работников или третьих (не связанных с работодателем) лиц, и включала выплаты и вознаграждения в денежной форме, выплаты и вознаграждения в натуральной форме, материальную выгоду.

Читайте так же:  Профстандарт программиста

Налоговая база для самозанятого населения представляла собой сумму доходов в денежном и натуральном выражении, полученных налогоплательщиками за налоговый период от индивидуальной, предпринимательской или профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В Налоговом кодексе был представлен Перечень выплат, исключаемых из налогооблагаемой базы.

Не подлежали налогообложению следующие основные выплаты:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных органов власти и другие, законодательно установленные выплаты за счет средств бюджета и внебюджетных фондов;

2) все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм, в том числе:

возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатное предоставление жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплата стоимости или выдача натурального довольствия;

компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении;

возмещение иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

расходы на трудоустройство работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, ликвидацией или реорганизацией предприятия;

выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей (командировочные расходы, расходы в связи с переездом в другую местность);

3) единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем;

4) суммы в иностранной валюте, выплачиваемые работникам, направленным на работу за границу (для государственных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в пределах законодательно установленных размеров);

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства при условии, что ранее хозяйства этой нормой не пользовались;

6) доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых семейных общин народов Севера;

7) иные выплаты, установленные в Перечне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень видов выплат, на которые не начислялся ЕСН, постоянно менялся в связи с происходящими изменениями в социальной и экономической жизни.

Порядок начисления и уплаты ЕСН в основном совпадал с прежним порядком уплаты страховых взносов.

Начисленные суммы налога перечислялись на счета Федерального казначейства отдельными платежными поручениями для каждого фонда. Порядок начисления и уплаты ЕСН различался по группам налогоплательщиков.

Налогоплательщики-работодатели ежемесячно производили начисление авансовых платежей ЕСН за прошедший отчетный период.

Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели и иные категории самозанятого населения осуществляли авансовые платежи ЕСН на основании налоговых уведомлений три раза в год.

Начиная с 2000 года внебюджетные фонды при нарушении страхователями порядка начисления и уплаты страховых взносов стали применять финансовые санкции, установленные налоговым законодательством.

[2]

Во время действия Единого социального налога было установлено, что наложение штрафов и иных взысканий осуществлялось в соответствии с главами 15 и 16 Налогового кодекса.

Составляющие единого социального налога

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Читайте так же:  Касса онлайн для индивидуальных предпринимателей

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

[3]

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Читайте так же:  Как оформить выход работника на пенсию

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Что такое единый социальный налог и кто его платит?

Единый социальный налог действовал в России до 2010 года, после чего его решили отменить. Однако уже в январе 2016 года появились слухи, что его снова будут платить все работники. Шесть лет назад его заменили на несколько выплат. Такое введение заставляло платить отдельные страховые взносы, зачисляемые в Федеральный бюджет, ФОМС, ФСС и Пенсионный Фонд РФ. За счет этих выплат реализовывается право каждого гражданина на государственное обеспечение пенсией, медицинскую помощь и социальное обеспечение. Ранее он составлял 26% от суммы зарплаты каждого сотрудника. А заменили его на 22% в ПФР, 3% в ФСС и 5% в ФОМС.

Социальный единый налог что значит данное понятие?

Единый социальный налог это сумма, которая является обязательной для уплаты со своего дохода каждым работником в организации или работающим на индивидуального предпринимателя. Именно с нее при достижении определенного возраста или наступлении отдельного случая реализовываются права на страхование, пенсию, медицинскую помощь. Налогоплательщики платят сумму в установленном размере, в соответствии с базой НК РФ, из выплаты по трудовому договору либо из вознаграждения гражданского правового договора.

Кто признается плательщиками данного налога?

Налогоплательщиками единого социального налога признаются все лица, которые имеют работу. Однако непосредственно начислять и платить единый социальный налог должны лица, осуществляющие любые выплаты физическим лицам, ИП, организации, предприятия (работодатели), а также ИП, которые занимаются частной практикой.

Что является объектом обложения единым социальным налогом?

В Налоговом Кодексе указано два объекта налогообложения по единому социальному налогу, которые нужно знать плательщику, чтобы их платить. Речь идет про выплаты, указанные в трудовом договоре и про вознаграждения, предназначенные физическим лицам по гражданско-правовым документам (о выполнении работ, оказание услуг, авторские договора).

В одной из глав НК РФ (пункт 3 статья 236) указано, что к объектам для платежа не относятся и не признаются такие выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогам на доходы или прибыль (поэтому возврат по ним не предусмотрен). Поэтому их платить не надо.

Единый социальный налог в 2018 году ставка

Так как пока Единый социальный налог не возвращен, значит такую ставку и выплаты нужно рассчитывать с учетом все трех отчислений. В Пенсионный фонд расчет нужно проводить с учетом 22-процентной ставки. Далее второй взнос – в Российский Страховой Фонд – 2,9%. Начислять средств нужно и в Фонд мед страхования – 5,1%. Если эти три платежа объединят и заменят одним новым, то, скорее всего, их просто сложат между собой, и придется платить около 25-30%.

Уплата исходя из доходов – как рассчитать?

Чтобы рассчитать, сколько нужно платить по отдельным составляющим единого социального взноса, нужно знать точный оклад. Допустим, если он составляет 20 тысяч рублей, то в ПФР нужно платить 22% от оклада – 4400 руб. В ФМС в таком случае нужно внести 1020 руб. Ставка в 2,9% для ФСС означает, что туда необходимо платить 580 рублей.

Высчитывается ли у сотрудников с зарплаты?

Ответ на такой вопрос следующий – платят единый социальный налог работодатели, однако высчитывается он из оклада сотрудников. Поэтому, когда вам предлагают оклад, лучше на шпаргалке подсчитать, сколько вам будут платить чистыми.

Для предпринимателей и работодателей информация

Из последних изменений единого социального налога, ставке и выплат, самым важным является то, что теперь во время того, как осуществляется расчет и уплата, запрещено округлять суммы в любую сторону. Также было увеличено число организаций, имеющих право подавать отчетность в электронном виде. Для ПФР было установлено максимальное значение для уплаты, которое чуть превышает 150 тысяч рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

С недавних пор страховыми взносами облагаются еще и суммы командировочных расходов, если существует соответствующее документальное подтверждение. Оплачивать налоговые суммы на пенсионные цели необходимо даже в том случае, если вы взяли на работу иностранного гражданина.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  2. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  4. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
  5. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
Составляющие единого социального налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here