Социальное партнерство

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Социальное партнерство" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Социальное партнерство, его формы

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства:

  1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  2. межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ);
  3. региональный уровень в субъекте РФ;
  4. отраслевой уровень;
  5. территориальный уровень (в муниципальном образовании);
  6. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
  • Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Социальное партнерство

Читайте также:

  1. Cоціальне партнерство, його роль
  2. АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  3. АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  4. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
  5. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
  6. Биологическое и социальное в человеке
  7. Биологическое и социальное как уровни организации материи.
  8. Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 1 страница
  9. Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 2 страница
  10. Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 3 страница
  11. Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 4 страница
  12. Глобальное социальное прогнозирование: основные типы и методы. 5 страница

Социальные институты и механизм социальной защиты работника.

Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда.

Социальное партнерство

При изучении этой темы студентам следует обратить внимание на то, что устойчивое развитие экономики и общества, формирование сильной и эффективной государства возможны только на основе социальной консолидации, социальной поддержки целей и действий власти. Социальная консолидация является необходимым условием для укрепления демократических институтов и последовательного развития гражданского общества. В свою очередь, социальная консолидация и массовая поддержка власти могут быть обеспечены только в том случае, если реальным приоритетом развития государства и экономики станет социально значимая цель — обеспечение благополучия безопасности и достойной жизни граждан Украины. Одним из способов решения выше обозначенных проблем является внедрение в Украине действенной системы социального партнерства.

Развитие социального партнерства объективно обусловлено проблемами достижения социальной справедливости и социального мира, преодоления существующих в обществе противоречий и конфликтов.

К главным предпосылкам развития социального партнерства относятся:

— создание организаций, представляющих интересы наемных работников — профсоюзов;

— формирование трудового законодательства;

— закрепление коллективно-договорной системы;

— формирование институтов гражданского общества;

[2]

— рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения;

— усиление концентрации и централизации капитала;

— повышение уровня жизни работников на основе обеспечения экономического роста;

— реформирование политики доходов и увеличение доли заработной платы в валовом внутреннем продукте;

— развитие демократических принципов управления обществом.

В экономической литературе отмечается существовании различных подходов к определению сущности социального партнерства.

Рассмотрим некоторые из них:

— в первом подходе социальное партнерство трактуется как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе;

— во втором подходе социальное партнерство — это способ согласования противоположных интересов, методом регулирования конфликтов между двумя классами — наемных работников и собственников средств производства;

— третий подход не предусматривает применения в социальном партнерстве способа регулирования социально-трудовых отношений, поскольку отсутствуют объективные условия для его существования;

— четвертый подход позволяет трактовать социальное партнерство как систему институтов и механизмов согласования интересов субъектов производственного процесса: работодателей и работников.

Социальное партнерство предполагает постоянный диалог между субъектами отношений в сфере труда, переговорный, договорный процесс согласования интересов. Поэтому правомерно утверждать, что социальное партнерство — это особый тип отношений в социально-трудовой сфере, который предусматривает применение различных форм и методов согласования интересов наёмных работников, работодателей и их представительных органов, вследствие стремления к общим договоренностям, достижения консенсуса, разработки и совместной реализации мероприятий по различным направлениям социально-экономического развития.

Исходя из особенностей применения системы социального партнерства (рис. 14.1), его целью является достижение социального мира в обществе, обеспечения баланса социально-экономических интересов работников и работодателей, достижения консенсуса между ними, предотвращения конфликтов и улаживание противоречий для создания необходимых условий поступательного экономического развития.

Согласно Закону Украины «О социальном партнерстве» главными задачами социального партнерства являются:

— обеспечение реализации социально ориентированной экономической политики;

— создание эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

— проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций, заключения коллективных договоров и соглашений;

Читайте так же:  Что значит интернет-эквайринг преимущества и недостатки системы

— предотвращение коллективным трудовым спорам (конфликтов) и содействие решению социально-трудовых конфликтов;

— усовершенствование действующего законодательства в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Основными принципами социального партнерства являются:

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— полномочность представителей сторон;

— добровольность принятия сторонами взятых на себя обязательств;

— обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений;

— ответственность сторон и их представителей за невыполнение коллективных договоров и соглашений.

Рис. 14.1 Особенности применения системы социального партнерства

Основой цивилизованных отношений, формирующихся между партнерами, являются принципы, разработанные МОТ:

— достижение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости;

— национальные социальные партнеры всех уровней должны руководствоваться едиными принципами, основанные на отношениях доверия;

— свобода слова и свобода объединения с необходимыми условиями постоянного прогресса;

— нищета является угрозой для общего благосостояния;

— все люди, независимо от расы, веры и пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие.

Как известно, функционирования системы социального партнерства происходит на основе трипартизма — системы трехстороннего представительства.

Дата добавления: 2014-12-24 ; Просмотров: 530 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда

Похожие публикации

Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.

[3]

Понятие социального партнерства

Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:

Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления. Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон. В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.

Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.

Формы социального партнерства

Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.

Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:

  • Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
  • Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
  • Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
  • Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.

Основные принципы социального партнерства

Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:

  • Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
  • Документированная полномочность сторон;
  • Взаимоуважение интересов сторон;
  • Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
  • Заинтересованность всех сторон;
  • Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
  • Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
  • Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
  • Контролирование выполнения условий колдоговоров;
  • Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
  • Ответственность за их неисполнение.

Уровни социального партнерства

Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:

  • Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
  • Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
  • Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
  • Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
  • Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.

Органы социального партнерства

Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.

Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе — представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.

Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Читайте также:

  1. F60.2 Диссоциальное расстройство личности.
  2. III. Безопасность – социальное состояние.
  3. III. Социальное партнерство в сфере труда.
  4. III. СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ.
  5. IV. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  6. V. СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  7. VI. СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
  8. Асоциальное поведение школьника
  9. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
  10. Биологическое и социальное в природе человека — единство и противоречие
  11. В 1991 году в Италии Закон о волонтерстве зафиксировал отношения добровольцев с государственными организациями. В Италии официально появилось социальное добровольчество.
  12. Власть и партнерство
Читайте так же:  Все о льготах труженикам тыла

Социальное партнерство – особый тип СТО, система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами (участниками) социального партнерства

являются наемные работники и работодатели в лице уполномоченных представителей, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей.

Основными принципами социального партнерства

являются:

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов;

— обладание представителями сторон полномочий;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

-реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства

включает в себя следующие уровни: федеральный , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда РФ; региональный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; отраслевой, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (в отраслях); территориальный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

— коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Видео (кликните для воспроизведения).

— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

— участия работников, их представителей в управлении организацией;

— участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, например органы общественной самодеятельности.

Трудовой кодекс разграничивает понятия коллективного договора и соглашения.

Соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования СТО и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых СТО могут заключаться следующие виды соглашений (табл. 4.2.).

Табл. 4.2. Виды соглашений, входящих в систему социального партнерства

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяется сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет, но он может быть продлен на срок более трех лет. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий СТО в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Колл. договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделений. При этом представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем. Этот договор является стрежнем всей системы коллективно-договороных отношений. Он регулирует трудовые отношения между работниками и работодателем в соответствии с нормами, принятыми в отраслевом, территориальном, генеральном соглашениях, и с финансовом положением предприятия.

Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта колл. договора стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка для переговоров устанавливаются сторонами. Проект колл. договора должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработаны с учетом поступивших замечаний и предложений. Подписанный сторонами колл. договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Условия колл. договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Условия колл. договора, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Колл. договор заключается на срок от одного года до трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, указанного в колл. договоре. По истечении указанного срока колл. договор действует до тех пор, пока стороны не заключат или не изменят, дополнят действующий колл. договор. Стороны обязаны ежегодно отчитываться о выполнении колл. договора на общем собрании (конференции) работников предприятия.

| следующая лекция ==>
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ | РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОРОВ

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 3520 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальное партнерство

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Российская энциклопедия по охране труда

Социальное Партнерство — См. Партнерство социальное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Социальное партнерство — в сфере труда (далее социальное партнерство) система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная… … Официальная терминология

Читайте так же:  Основания выдачи листа нетрудоспособности без продления отпуска

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Юридическая энциклопедия

Социальное партнерство — Система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Социальное партнерство — система мероприятий по обеспечению Сотрудничества наемных работников, работодателей и представителей органов государственной власти в целях согласования социально экономических интересов, Договорного урегулирования социально трудовых Отношений и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — – защита интересов в социально трудовых отношениях … Краткий словарь экономиста

Социальное партнерство в городе Москве — (далее социальное партнерство) система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение… … Официальная терминология

Социальное партнерство в сфере труда — является одним из приоритетных направлений государственной правовой политики в социально правовой сфере, принципом трудового права РФ (ст. 2 ТК РФ). С.п. в значительной степени определяет содержание современного трудового права и обеспечивает… … Большой юридический словарь

ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ (от франц. le partenaire партнер, компаньон) тип социального взаимодействия, который характеризуется прежде всего способом регулирования общественных, прежде всего трудовых, отношений между большими группами и слоями… … Философская энциклопедия

[1]

Социальное партнерство: уровень развития в 2019 году

На определенном этапе развития общества возникает такой вид урегулирования интересов сторон, как социальное партнерство. Оно зиждется на принципах взаимоуважения, равенства прав партнеров, исполнения законов и принятых решений. Государство же способствует развитию соцпартнерства.

Скачать для просмотра и печати:

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:
  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.
  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):
  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Читайте так же:  Что можно считать основными средствами

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Социальное партнерство

Социальное партнерство, закрепленное Трудовым кодексом РФ, является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречивых интересов работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда (чаще называемое просто социальное партнерство) как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих:

  • федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
    межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации
  • региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК РФ, являются:

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заметим, что социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Читайте так же:  Чем занимается специалист по социальной работе — должностные обязанности

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий.

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель учреждения или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей.

В наше время коллективные переговоры в наибольшей мере отражают социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда.
Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ №98 (1948 г.) «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров», а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию №154 «О содействии коллективным переговорам».

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Отказ работодателя приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.

Целью, как коллективного договора, так и соглашений, является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством.

Коллективный договорэто правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

В этом понятии кратко указаны стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.

  2. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  3. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  4. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  5. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Социальное партнерство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here