Специфика учета деятельности муп

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Специфика учета деятельности муп" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Казенные предприятия: особенности ведения учета (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 22.01.2016

Организация (основной вид деятельности — уборка территорий, удаление и обработка твердых бытовых отходов) учреждена администрацией сельского поселения в форме муниципального казенного предприятия (далее — МКП). Каким образом в МКП должен быть организован учет следующих операций:

— получение имущества в оперативное управление;
— формирование доходов и расходов по смете;
— получение бюджетных средств от собственника имущества МКП;
— перечисление части прибыли собственнику имущества МКП?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, дадим небольшую юридическую справку о правовом положении казенных предприятий, которое во многом предопределяет бухгалтерский учет обозначенных выше операций.

Правовое положение МКП

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ существуют унитарные предприятия двух видов:
— основанные на праве хозяйственного ведения — федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;
— основанные на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее — казенные предприятия).
———————————
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Общие правила организации бухгалтерского учета в МКП

Коммерческие организации, в том числе казенные предприятия, подпадают под действие Закона N 402-ФЗ (см. пп. 1 п. 1 ст. 2 данного Закона). Они руководствуются всеми действующими ПБУ вплоть до утверждения соответствующих федеральных стандартов (ст. 30 Закона N 402-ФЗ), а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция N 94н). Согласно этой Инструкции следует вести бухгалтерский учет в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. А вот принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций (в части признания, оценки и группировки) устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
———————————
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Операции по получению имущества в оперативное управление

Получение в оперативное управление от собственника основных средств на основании Инструкции N 94н, а также разъяснений Минфина России (см. Письмо от 06.02.2015 N 07-01-06/4978) отражается в учете следующим образом:
— Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 80 «Фонд закрепленного имущества»;
— Дебет 08-4 «Приобретение основных средств» Кредит 75 «Расчеты с учредителями»;
— Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08-4 «Приобретение основных средств».
Стоимость полученных основных средств определяется в соответствии с данными об их оценке (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ, п. 9 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ). Таким образом, принимать к учету имущество по той стоимости, по которой оно учитывалось на балансе передающей стороны с одновременным признанием суммы амортизации, начисленной по данным объектам, нет оснований. Такие рекомендации дал Минфин России унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения (см. Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (Приложение к Письму от 29.01.2014 N 07-04-18/01)). По нашему мнению, они применимы и в отношении казенных предприятий.
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Формирование доходов и расходов по смете

Получение бюджетных средств от собственника имущества МКП

Полученные от учредителя МКП бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от оснований и целей их предоставления, а также от их фактического использования. Полученные бюджетные средства могут иметь признаки выручки, прочих доходов, целевого финансирования. Рассмотрим основные моменты.
Выручка. Если казенное предприятие получает от учредителя финансирование, связанное с выполнением муниципального заказа по осуществлению определенных работ и услуг (казенное предприятие выполняет работы и оказывает услуги преимущественно для обеспечения муниципальных нужд), фактически оно получает возмещение по возмездному договору. В смысле бюджетного законодательства такие средства не соответствуют понятию субсидии .
———————————
Субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ).

Налогообложение данных поступлений осуществляется в порядке, описанном выше (как и налогообложение прочих доходов).

Перечисление части прибыли собственнику имущества МКП

Если говорить о распределении доходов казенного предприятия в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ, по нашему мнению, учет данных операций должен быть организован в соответствии с описанием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Согласно Инструкции N 94н направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации отражается проводкой Дебет 84 Кредит 75. Фактическое перечисление средств учредителю показывается записью Дебет 75 Кредит 51.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в муниципальных унитарных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства

Муниципальные унитарные предприятия ЖКХ создаются, для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства и осуществления и предоставления услуг потребителям. К потребителям жилищно-коммунальных услуг относятся: население, юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации бюджетной сферы.

На основании Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства являются коммерческими организациями. В своей деятельности они руководствуются общими нормативными документами, устанавливающими правилами ведения бухгалтерского и налогового учета: ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; положениями о бухгалтерском учете ПБУ1-ПБУ20, Планом счетов и инструкцией по его применению утвержденным Приказом Министерства финансов от 31 октября 200 г. №94н, Налоговым кодексом РФ и др.

Кроме того, есть нормативные документы, которые отражают специфику ведения бухгалтерского учета в организациях ЖКХ:

  • — Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ13/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н;
  • — Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. №161-ФЗ;
  • — Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 г. №9 (с изменениями от 12.10.2000 г.);
  • — Письмо Минфина РФ от 29.10.1993г. №118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных в ЖКХ» (с изменениями и дополнениями от 03.04.1996 г.)
Читайте так же:  Зачем нужны прогнозы на рынке forex

Обращая внимание на Письмо Минфина РФ №118, нужно отметить, что, во-первых, оно носит информационный и рекомендательный характер, а во-вторых, в связи с принятыми новыми нормативными и законодательными актами оно в большей степени утратило свою актуальность. Но данное письмо не отменено и действует в настоящее время.

Итак, рассмотрим индивидуальные особенности в бухгалтерском и налоговом учете муниципальных унитарных предприятий ЖКХ.

Как правило, собственником имущества таких предприятий выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом той административной территории, на которой расположено предприятие.

Имущество муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства принадлежит органам местного самоуправления и находится в оперативном управлении или используется на праве хозяйственного ведения.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ имущество, приобретенное предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, не зависимо от источника финансирования, автоматически поступает в хозяйственное ведение. И независимо от того, за счет какого источника идет формирование счета 01 «Основные средства», муниципальные унитарные предприятия ЖКХ почти каждую сделку должны согласовывать с собственником. Об этом гласит статья 23 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в которой оговаривается то условие, что предприятия не могут совершать сделки без согласия собственника в случае, если стоимость приобретаемого или отчуждаемого имущества больше 10% уставного фонда или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный законодательством МРОТ.

Представим в таблице отражение в бухгалтерском учете предприятий ЖКХ операций по формированию имущества.

Бухгалтерский учет операций по формированию имущества в муниципальных унитарных предприятиях ЖКХ

Содержание хозяйственной операции

Имущество, полученное при образовании предприятия в качестве взноса собственником в уставный фонд

Показана задолженность учредителя при образовании уставного фонда

Получены унитарным предприятием средства от государственного или муниципального органа

Стоимость объектов включена в состав основных средств

Имущество, безвозмездно полученное от собственника для осуществления деятельности

Получено основное средство

[3]

Принят объект в хозяйственное ведение

Увеличение добавочного капитала на сумму стоимости объекта

[1]

Имущество, безвозмездно получено от собственника для осуществления целевой программы; на основании решения, постановления собственника; уведомления о бюджетных ассигнованиях

Получено основное средство для осуществления целевой программы

Списана стоимость основного средства в части государственной помощи, полученной на финансирование капитальных расходов

Объект основных средств введен в эксплуатацию

Видео (кликните для воспроизведения).

В течение срока полезного использования объекта начисляем амортизацию и одновременно эту же сумму относим на внереализационные доходы.

  • 20
  • 98
  • 02
  • 91

Имущество получено от других предприятий и организаций при приемке жилого фонда на обслуживание

Получено основное средство от передающего жилой фонд предприятия

Принято средство в хозяйственное ведение

Увеличение прибыли на сумму стоимости основных средств

Передача имущества предприятиями ЖКХ в муниципальную казну или изъятие из оперативного управления

Выбытие имущества, приобретенного за счет нераспределенной прибыли

Износ по выбывающим основным средствам, приобретенным за счет нераспределенной прибыли

Списание стоимости основного средства на внереализационные расходы

Выбытие имущества, полученного за счет увеличения добавочного капитала

Износ по выбывающим основным средствам, полученных за счет увеличения добавочного капитала

Уменьшение добавочного капитала вследствие выбытия основного средства

[2]

Выбытие имущества, полученного в качестве государственной помощи по целевой программе

Износ по выбывающим основным средствам, полученным по целевой программе

Списание стоимости основных средств

При рассмотрении различных вариантов приобретения основных средств нельзя забывать о налоге на добавленную стоимость. Предприятия ЖКХ на основании пункта 10 статьи 149 Налогового кодекса РФ освобождены от налогообложения по статье «предоставление в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности» Следовательно, в своей хозяйственной деятельности они оказывают как услуги, освобожденные от налогообложения, так и могут оказывать услуги, облагаемые НДС.

В бухгалтерском учете суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств, используемых в производстве и реализации товаров, не подлежащих налогообложению, будут увеличивать балансовую стоимость и относится на себестоимость товаров (работ, услуг) через амортизационные отчисления.

В целях налогообложения прибыли сумма НДС в данном случае так же будет относиться на увеличение стоимости основных средств и включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы через амортизационные отчисления.

По мнению МНС России, НДС, фактически уплаченный поставщикам основных средств, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению, распределяется пропорционально удельному весу выручки от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет.

Важно отметить, что при передаче или изъятии имущества в муниципальную казну сумма начисленной переоценки основных средств, которая была ранее проведена, числящаяся на счете 83 «Добавочный капитал», списывается в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль».

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в муниципальных предприятиях коммунального хозяйства обусловлены специфичным характером формирования себестоимости и реализации услуг организаций (ЖКХ). При отражении финансовых операций по расчетам за услуги организации ЖКХ в своей работе руководствуются Письмом МФ РФ от 23.10.1993 года №118 (в редакции от 03.04.1996 года) «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» (далее — Письмо №118), если его положения не противоречат ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Оплата населением жилья и коммунальных услуг согласно Постановлениям Правительства РФ от 7.03.1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), от 02.08.1999 года №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» осуществляется по ценам (тарифам), установленным органами местного самоуправления. Таким образом, населению жилищно-коммунальные услуги реализуются по государственным регулируемым ценам (тарифам). Следовательно, выручка при оказании населению коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам) определяется исходя из цен, установленных (утвержденных) органами местного самоуправления. Для целей налогообложения также принимаются указанные цены (тарифы) в соответствии с ст. 154 НК РФ.

Если ЖКХ выступает в роли покупателя и продавца коммунальных услуг, то в организации выручка отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 62 Кредит счета 90 — на сумму коммунальных услуг по утвержденным тарифам для населения;

Дебет счета 90 Кредит счета 68 — начислен НДС за коммунальные услуги.

Если ЖКХ выступает по договору в роли участника в расчетах по коммунальным платежам, т.е. осуществляет транзитные платежи, то в бухгалтерском учете это отражается проводкой:

Дебет счета 76 Кредит счета 86 «По видам услуг» — на сумму коммунальных услуг по утвержденным тарифам для населения;

Читайте так же:  Нотариальное удостоверение завещание

Дебет счета 51 Кредит счета 76 субсчет «Расчеты с квартиросъемщиками» — на сумму поступления средств от населения;

Дебет счета 86 субсчет «По видам услуг» Кредит счета 51 — на сумму перечисленных средств энерго-, водоснабжающим организациям, полученным от населения.

Указанная особенность отражения хозяйственных операций играет важную роль при определении налогооблагаемой базы у ЖКХ по НДС.

Организации ЖКХ проводят расчет с населением за коммунальные услуги по утвержденным тарифам, которые только частично покрывают затраты предприятий на производство и реализацию товаров и услуг ЖКХ. В результате этого у организаций ЖКХ образуется убыток. Согласно п. 1 ст. 533 ГК РФ из бюджета организациям ЖКХ должны быть направлены средства на возмещения убытка. Поступившие денежные средства из бюджета на покрытие убытков отражаются в составе внереализационных доходов и НДС не облагаются.

Кроме того, у организаций ЖКХ есть еще одна особенность — это отражение операций на получение финансирования на разницу в цене. Эта разница возникает у предприятия ЖКХ, если цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население платит только долю от нее. Возникающую разницу возмещает местный бюджет. В этом случае бюджетные ассигнования отражаются по кредиту счета 90 «Продажи» и облагаются НДС в соответствии с п. 1 ст. 162 НК РФ.

Таким образом, организациям ЖКХ выделяются из бюджета денежные средства для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на товары, и на покрытие разницы между государственной регулируемой и отпускной ценой товаров (работ, услуг). В первом случае денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, во втором случае включаются в налоговую базу по налогу на НДС.

Для отдельных категорий граждан российским законодательством предусмотрены меры по социальной защите. Выделение целевых средств из бюджета осуществляется на основании документов, подготовленных самим предприятием жилищно-коммунального хозяйства и прошедших контроль в органах социальной защиты населения, а также после предоставления в финансовый орган ведомости учета предоставленных льгот гражданам.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на специально открытые лицевые счета в банках на имя лица, получающего субсидию. Бухгалтерский учет финансирования субсидий осуществляется в том же порядке, что и льгот.

Типовые проводки по учету дотаций из бюджета представлены в таблице

Типовые проводки по учету дотаций из бюджета

Учет основных средств унитарного предприятия

Государственное унитарное предприятие (ГУП) не является собственником своих основных средств, оно лишь использует их — это называется правом хозяйственного ведения. Распоряжается же имуществом ГУПа его истинный владелец — государство.

Именно из-за этого учитывать основные средства унитарного предприятия надо особым образом. Причем это касается не только поступления и амортизации, но и выбытия имущества. Ведь ГУП не может самовольно продать или списать свои основные средства — приходится соблюдать определенный порядок.

Как и всем организациям унитарным предприятиям необходимо показывать в учете получение основных средств. Вот только порядок, в котором следует отражать такие поступления и начислять амортизацию, особый. Тут все зависит от того, каким образом унитарное предприятие получило основные средства.

Возможны три варианта:

  • — имущество поступило от собственника,
  • — куплено за счет целевого финансирования
  • — приобретено на доходы от предпринимательской деятельности. Рассмотрим, как учитывать основные средства в каждом из этих случаев.

Имущество поступило от собственника

Наиболее часто унитарные предприятия получают основные средства в качестве вклада в уставный фонд от собственника, то есть от государства, а именно от Министерства имущественных отношений РФ или его региональных отделений.

Министерство передает имущество унитарному предприятию: чиновники оформляют соответствующее распоряжение и прилагают к нему подписанный акт о приеме-передаче объекта основных средств. Акт отдают руководителю унитарного предприятия, который также ставит на нем свою подпись. Эта процедура описана в п. 2.2 Распоряжения Министерства государственного имущества РФ от 23 марта 1998 г. №252-р. В данном документе установлен порядок передачи унитарному предприятию только недвижимого имущества (зданий и сооружений). В нем сказано, что на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ заключается договор о порядке использования закрепленного объекта.

После передачи, необходимо оформить получение унитарным предприятием движимого имущества. Минимущество России издает распоряжение о передаче основного средства предприятию. А на основании этого документа оформляет акт о приеме-передаче. В бухучете полученное от собственника имущество показывают на счете 75 — к нему открывают субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Проводки же идут в таком порядке. Сначала, сразу после государственной регистрации предприятия, бухгалтер записывает:

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 80

— отражена величина уставного фонда в соответствии с учредительными документами.

Затем на основании акта о приеме-передаче бухгалтер унитарного предприятия делает в учете такую проводку:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

— отражена стоимость полученного основного средства.

Так как у унитарного предприятия права собственности на это имущество не возникает, то и регистрировать его не надо. Значит, сразу можно начать использовать основное средство и отразить это таким образом:

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию.

После того как основные средства поставлены на баланс необходимо начислять по ним амортизацию. По имуществу, которое предприятие использует на праве хозяйственного ведения, амортизация начисляется. Об этом прямо сказано в п. 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. №33н. Однако основные средства, которые стоят не более 10 000 руб., амортизировать не нужно. Такое имущество можно сразу списать в тот момент, когда оно будет введено в эксплуатацию.

Стоимость основных средств, полученных от собственника, не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Более того, по основным средствам, полученным в хозяйственное ведение, в налоговом учете также придется начислять амортизацию (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Норма амортизации рассчитывается в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1.

Читайте так же:  Дают ли больничный при депрессии

Стоимость основных средств, цена которых составляет не более 10 000 руб., в налоговом учете уменьшает доход предприятия, когда имущество вводят в эксплуатацию. Собственник может не ограничиться формированием уставного фонда унитарного предприятия и передать ему в хозяйственное ведение еще какие-то основные средства. Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете, разъясняется в Письме Минфина России от 21 августа 2003 г. №16-00-22/11. Этот документ рекомендует бухгалтеру сделать такие записи:

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 84

— отражена стоимость имущества, которое получит предприятие сверх уставного фонда;

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

— оприходовано имущество, поступившее в хозяйственное ведение от собственника;

Видео (кликните для воспроизведения).

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию.

По основным средствам, полученным сверх уставного фонда, бухгалтер также начисляет амортизацию. Но необходимо учесть один нюанс. Чаще всего государство передает унитарным предприятиям неновые объекты. В таких случаях в бухгалтерском учете амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости основного средства и срока службы, который установило само предприятие.

С налоговым же учетом дело обстоит несколько иначе. Пункт 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ гласит, что рассчитывать амортизацию по подержанным основным средствам нужно исходя из оставшегося срока их полезного использования. Соответственно, чтобы его узнать, предприятию нужны данные о том, сколько уже эксплуатировали имущество. Эти сведения унитарному предприятию опять же предоставит собственник имущества, отразив их в акте о приеме-передаче.

Основные средства приобретены на средства целевого финансирования

Отраслевые министерства периодически выделяют ГУПам средства на новое имущество, а предприятия уже сами приобретают на эти деньги нужные объекты. В этом случае бухгалтер должен руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. №92н.

В соответствии с поступлением денег производится запись:

Дебет 51 Кредит 86

— получены средства целевого финансирования.

Сумма целевого финансирования не увеличивает налогооблагаемый доход унитарного предприятия (пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Однако это правило действует только в том случае, если предприятие учитывает целевые средства отдельно от других поступлений. В тот момент, когда организация купит основное средство, в бухгалтерском учете средства целевого финансирования нужно включить в доходы будущих периодов. Предприятие должно сделать такую запись:

Дебет 86 Кредит 98 субсчет «Безвозмездные поступления»

— списаны средства целевого финансирования в доходы будущих периодов.

А само приобретенное имущество в учете будет отражено так:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60

— отражена стоимость основного средства;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислены деньги продавцу.

По основным средствам, приобретенным за счет целевых средств, в бухгалтерском учете надо начислять амортизацию. Так говорит п. 8 ПБУ 13/2000. При этом на сумму начисленной амортизации бухгалтер должен сделать записи:

Дебет 20 (25, 26) Кредит 02

Дебет 98 субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»

— списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации.

А вот в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам не нужно. Таково требование пп. 3 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ. Амортизация, начисленная по купленным на бюджетные деньги объектам, уменьшает бухгалтерскую прибыль, но не включается в налоговые расходы. Поэтому в бухгалтерском учете унитарного предприятия возникают постоянные разницы. Это следует из п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. №114н. Бухгалтеру нужно умножить величину постоянной разницы на ставку налога. Полученный результат — постоянное налоговое обязательство, которое предприятие отразит так:

Дебет 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— отражено постоянное налоговое обязательство.

Имущество приобретено на доходы от коммерческой деятельности

Унитарные предприятия имеют право тратить доходы от своей деятельности на приобретение основных средств. В этом случае бухгалтер сделает в учете такие проводки:

Дебет 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60

— отражена стоимость приобретенного объекта основных средств;

Дебет 19 Кредит 60

— учтен налог на добавленную стоимость по приобретенному основному средству;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислены деньги продавцу;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

— введено основное средство в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— принят НДС к вычету из бюджета.

Министерству имущественных отношений РФ унитарное предприятие должно сообщать о том, какое имущество числится у него на балансе. Для этого организация составляет два документа. Первый — карта учета федерального имущества. В ней указывают группы имеющихся основных средств и их стоимость. Второй документ — подробный перечень объектов недвижимости. Эти бумаги унитарное предприятие ежегодно представляет в региональное отделение министерства.

Выбытие основных средств

Продавать или списывать имущество унитарные предприятия могут только с согласия его собственника. Иначе суд признает действия организации незаконными. Как мы уже говорили, государственным имуществом распоряжается Минимущество России и его региональные отделения. По идее, раз это ведомство передает предприятию основные средства, то оно же и должно решать, можно ли их продать. Однако на деле эта структура уполномочена выдавать разрешение только на продажу недвижимости. Об этом сказано в пп. 11 п. 6 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2002 г. №377 «Положение о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации». Если же унитарное предприятие захочет продать движимое имущество, то ему надо обратиться за разрешением в свое отраслевое министерство.

Продажа основных средств

Продавая основное средство, унитарное предприятие должно начислить налог на добавленную стоимость. Его сумма зависит от того, как был учтен «входной» НДС при покупке этого объекта. Предположим, организация продает имущество, которое ранее было куплено на доходы от коммерческой деятельности и использовалось при производстве продукции, облагаемой НДС. В этом случае «входной» НДС был принят к вычету. Значит, бухгалтеру нужно рассчитать сумму налога с продажной стоимости основного средства.

Но может случиться, что «входной» НДС при покупке к вычету не принимался, а был учтен в балансовой стоимости основного средства (например, если это основное средство использовалось лишь при производстве продукции, не облагаемой НДС). В этом случае налог рассчитывается с разницы между ценой имущества и его остаточной стоимостью. Такое правило установлено п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:  Увольнение во время больничного

Выручка от продажи основного средства за вычетом начисленного НДС в налоговом учете включается в доходы от реализации. А на остаточную стоимость проданного имущества увеличиваются расходы предприятия.

Основные средства забирает собственник

В Письме Минфина России №16-00-22/11 разъяснено, как в бухгалтерском учете списывать стоимость такого имущества. Если основное средство когда-то было внесено в уставный фонд предприятия, то бухгалтер сделает в учете такие записи:

Дебет 80 Кредит 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»

— уменьшен уставный фонд на остаточную стоимость основного средства;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— отражена первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость основного средства с баланса.

Если же основное средство не является вкладом в уставный фонд, то его изъятие отражается так:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— отражена первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

— списана с баланса остаточная стоимость основного средства.

Остаточная стоимость изъятого основного средства не уменьшает налогооблагаемый доход предприятия — ведь это имущество не продано, а возвращено собственнику.

Специфика учета деятельности МУП

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Администрацией городского поселения осуществлены капитальные вложения по реконструкции объекта «Уличное освещение», расходы учтены на счете 106.11. Объект «Уличное освещение» находится у муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) на праве хозяйственного ведения и отражено на его балансе. В течение нескольких лет МУП финансово-хозяйственной деятельности не осуществляет, бухгалтерский учет не ведет, имеет статус недействующего юридического лица, но из ЕГРЮЛ пока не исключено. Сети уличного освещения эксплуатируются, расходы по их эксплуатации несет администрация.
Как в таком случае следует передать капитальные вложения по реконструкции объекта балансодержателю (МУП)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодательство не предусматривает оснований для списания (признания расходами текущего года) капитальных вложений в работы по достройке, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению по достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию объектов нефинансовых активов.
При наличии добровольного отказа МУП от закрепленного за ним имущества (сетей уличного освещения) и согласия на изъятие имущества собственником, Администрация может произвести изъятие указанного имущества из хозяйственного ведения. Включив изъятое имущество в состав муниципальной казны, Администрация сможет увеличить его стоимость на сумму произведенных капитальных вложений по его реконструкции. Либо, при закреплении его за другим унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, осуществленные капвложения возможно передать новому балансодержателю.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;
— Энциклопедия решений. Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;
— Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств (для госсектора);
— Энциклопедия судебной практики. Отказ от права собственности (ст. 236 ГК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

14 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Специфика учета деятельности МУП

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Как учитываются в бухгалтерском учете муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) расходы на государственную регистрацию имущества, имущественного права?
Учитывается ли на балансе МУП недвижимое имущество, переданное в оперативное пользование, но не имеющее государственной регистрации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
До момента регистрации права оперативного управления стоимость объектов недвижимости не может отражаться на балансе унитарного предприятия ни на счете 01, ни на счете 08.
В данном случае для учета указанных объектов можно использовать забалансовый счет.
Государственную пошлину за регистрацию права оперативного управления на объект недвижимости в бухгалтерском учете следует учесть в составе прочих расходов.
При этом заметим, что ввиду отсутствия у нас необходимой информации (распоряжения органа местного самоуправления о передаче в хозяйственное ведение Вашему унитарному предприятию имущества, от кого конкретно получается имущество) дать однозначный ответ не представляется возможным. Поэтому ответ дается с позиции общих норм гражданского и бухгалтерского законодательства.

Обоснование позиции:

Учет объектов имущества, полученных в оперативное управление

Расходы на государственную регистрацию

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Инструкция по бухучету муп

Формирование уставного фонда МУП Уставный капитал МУП формируется путем поступления от муниципального собственника имущества – денежных средств, ценных бумаг, нематериальных и материальных активов, имеющих стоимостную оценку. Учет имущества ведется с использованием счета 75 путем открытия субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу». Пример формирования уставного фонда МУП МУП зафиксировало в Уставе сумму фонда в размере 150 000 рублей. Формирование осуществлено имуществом муниципального образования. Предприятие в учете осуществляет записи:

  1. Отражена стоимость имущества фонда: Дт 75/1 Кт 80 на сумму 150 000 рублей;
  2. Осуществлено поступление имущества: Дт 08/4 Кт 75/1 на сумму 150 000 рублей;
  3. Оприходованы основные средства: Дт 01 Кт 08/4 на сумму 150 000 рублей;
Читайте так же:  Прием на работу по гражданско-правовому договору

Величина фонда может снижена или увеличена.

Ведение бухгалтерского учета в муп

По мнению МНС России, НДС, фактически уплаченный поставщикам основных средств, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению, распределяется пропорционально удельному весу выручки от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет. Важно отметить, что при передаче или изъятии имущества в муниципальную казну сумма начисленной переоценки основных средств, которая была ранее проведена, числящаяся на счете 83 «Добавочный капитал», списывается в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль». Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в муниципальных предприятиях коммунального хозяйства обусловлены специфичным характером формирования себестоимости и реализации услуг организаций (ЖКХ).

Правила ведения бухучета в жкх (нюансы)

Плансчетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере — штраф в размере от 200000 до 500000 руб.; или — в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет; или — лишением свободы на срок до трех лет Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.

Учет основных средств унитарного предприятия

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на специально открытые лицевые счета в банках на имя лица, получающего субсидию. Бухгалтерский учет финансирования субсидий осуществляется в том же порядке, что и льгот.

Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к учету по стоимости, которая указана в передаточном акте.На наш взгляд, из всех действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой в вопросе хозяйственной операции Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, (Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н, который устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных) — юридическим лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов.

Инструкция по бухучету veg

При этом на сумму начисленной амортизации бухгалтер должен сделать записи: Дебет 20 (25, 26) Кредит 02 — начислена амортизация; Дебет 98 субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» — списаны доходы будущих периодов в сумме начисленной амортизации. А вот в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам не нужно. Таково требование пп. 3 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ.

Амортизация, начисленная по купленным на бюджетные деньги объектам, уменьшает бухгалтерскую прибыль, но не включается в налоговые расходы. Поэтому в бухгалтерском учете унитарного предприятия возникают постоянные разницы. Это следует из п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г.

Такое правило установлено п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ. Выручка от продажи основного средства за вычетом начисленного НДС в налоговом учете включается в доходы от реализации. А на остаточную стоимость проданного имущества увеличиваются расходы предприятия.
Основные средства забирает собственник В Письме Минфина России №16-00-22/11 разъяснено, как в бухгалтерском учете списывать стоимость такого имущества.

  1. Учтено поступление имущества: Дт 08 Кт 83 на сумму 51 000 рублей;
  2. Учтено дооборудование: Дт 08 Кт 10 на сумму 2 000 рублей;
  3. Отражено принятие на учет основного средства: Дт 01 Кт 08 на сумму 53 000 рублей.

О возможности изменения величины добавочного капитала соответствующие положения вносятся в учредительные документы. При возврате имущества стоимость добавочного капитала будет уменьшена. Учет основных средств в МУП Имущество относится к амортизируемым ОС (п.1 ст.

  • Главная
  • Основные понятия бухучета

МУП по организационной форме относятся к коммерческим организациями. Регистрация предприятий осуществляется на основании решений местных органов власти. Особенность ведения деятельности МУП состоит в ограничении прав предприятия по владению и управлению имуществом.

В статье расскажем про бухучет в МУП, дадим примеры проводок. Специфика учета деятельности МУП Организационная форма МУП создается в виде юридического лица, осуществляющего деятельность без ограничения времени действия. Предприятия имеют отдельный Устав, печать, расчетный счет для ведения деятельности.

Источники


  1. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.

  2. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  3. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  4. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
Специфика учета деятельности муп
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here