Стороны социального партнерства в сфере труда

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Стороны социального партнерства в сфере труда" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Социальное партнерство в сфере труда (стр. 1 из 6)

1. Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда

1.1 Понятие социального партнерства

1.2 Основные принципы социального партнерства

1.3 Стороны и уровни социального партнерства

2. Формы социального партнерства в сфере труда

2.1 Формы социального партнерства

Серьезный экономический кризис, наступивший в нашей стране осенью 2008 года, привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его негативные последствия особенно глубоко и широко затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных, банкротством и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера. Получила распространение незаконная практика введения в организациях неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями. Широко допускались и такие грубые факты со стороны работодателей, как запрещение работникам создавать в своих трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Оценивая названные факты, нельзя не отметить, что они являются грубым нарушением конституционных трудовых прав и интересов граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.

Негативные последствия в сфере труда, вызывающие социальную напряженность в обществе, значительно усилили внимание высших руководителей Российского государства — Президента РФ Д. Медведева, Председателя Правительства РФ В. Путина и лидера Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) М. Шмакова к ситуации в сфере труда и активному совместному участию в обсуждении возникших вопросов, принятию неотложных мер организационно-правового характера по защите трудовых прав и интересов работников в связи с грубым нарушением норм трудового законодательства.

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.

Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы исследования.

Целью исследования является раскрыть общие положения социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации.

Исходя из этой цели в работе были поставлены следующие задачи: дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его основные признаки, стороны и уровни, а также проанализировать формы социального партнерства.

Предметом работы является социальное партнерство в сфере труда.

Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства.

Теоретическую основу работы составляют научные труды В.Н. Толкуновой, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского и других.

1. Понятие, принципы и стороны социального партнерства в сфере труда

1.1 Понятие социального партнерства

В самом общем виде социальное партнерство в сфере труда понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального партнерства — достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в Российской Федерации законодательство о социальном партнерстве создавалось практически «с чистого листа».

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно, и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Сейчас уже никто не оспаривает, что система социального партнерства — это наиболее эффективный способ достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено понятие «социальное партнерство». Оно может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Таким образом, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы социального партнерства — ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).

Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации.

Социальное партнерство становится трехсторонним, когда нужно согласовать интересы работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях. Третьим участником рассматриваемых отношений выступает государство в лице соответствующих органов.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии — представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ[1] .

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Сущность, цель и задачи проверки

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.

Государство занимает особое место в системе социального партнерства:

1) именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства. Государство определяет правовое положение социальных партнеров — объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;

2) государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами;

3) государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.

При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, то есть на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений. Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задача — стимулировать и координировать переговорный процесс, обеспечивать единообразие при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр. Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь компромиссов, прийти к соглашению, и в конечном итоге — к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства.

Во-первых, эти органы могут выступать в качестве работодателей (если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества. Оно закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда является важнейшим институтом трудового права и представляет собой систему взаимодействия основных субъектов трудовых отношений, которая позволяет наиболее эффективно учитывать основные интересы работников, а также их представителей, работодателей (их представителей) и государства при регулировании трудовых отношений.

Социальное партнерство выступает главным способом согласования интересов участников трудовых отношений при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в трудовой сфере.

Легальное определение социального партнерства содержится в ст. 23 ТК РФ, согласно которой социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).

Представителями работников в социальном партнерстве являются (ст. 29 ТК РФ):

  • профессиональные союзы и их объединения;
  • иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В Трудовом кодексе социальному партнерству в сфере труда посвящен раздел II, который помимо общих положений (гл. 3 ТК РФ) содержит следующие главы, детально регламентирующие социальное партнерство в сфере труда:

В настоящее время система социального партнерства — это наиболее эффективный метод достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

Последние статьи:

Право профсоюзов на содействие занятости (Адриановская Т.Л.)

Право профсоюзов на содействие занятости предусмотрено ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где сказано, что профсоюзы имеют право принимать участие в разработке государственных программ занятости, могут предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и за соблюдением законодательства в области занятости.

Социальное партнерство и его роль в регулировании оплаты и стимулирования труда (Сошникова Т.А.)

Право человека на достойную жизнь, которая невозможна без достойной, справедливой заработной платы, обеспечивающей удовлетворительный уровень жизни как для работника, так и для его семьи, закреплено в большинстве важнейших международных актов, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 23), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 7), Европейская социальная хартия, пересмотренная в 1996 году (ст. 4), и других международных актах, конвенциях и программных документах Международной организации труда (МОТ).

Специфика социального партнерства в сфере государственной гражданской службы (Коробченко В.В., Сафонов В.А.)

Вопрос о допустимости социального партнерства в сфере государственной гражданской службы на сегодняшний день носит весьма дискуссионный характер. Некоторые авторы отрицают любую возможность коллективного проявления и оформления интересов государственных гражданских служащих. Другие же ученые, напротив, признают существование социально-партнерских отношений между представителями нанимателей и профсоюзными организациями служащих и отмечают, что само по себе социальное партнерство на гражданской службе находится на стадии становления, обладает определенной спецификой, обусловленной публичным характером самой госслужбы, и требует более детального правового регулирования

Читайте так же:  Как рассчитать аванс по зарплате

Учет мнения профсоюза при решении кадровых вопросов (Тишин А.П.)

Сегодня далеко не все работники являются членами каких-либо профсоюзов, тем не менее профсоюзы есть и они действуют, поэтому в первую очередь данный материал предназначен тем работодателям, работники которых являются членами профсоюзов, а также тем, кто хочет стать таковыми. В ТК РФ в ряде случаев содержатся положения о необходимости учитывать мнение профсоюза. В каких случаях требуется учет мнения представительного органа работников? В каком порядке учитывается мнение профсоюза при принятии решения о расторжении трудового договора по инициативе работодателя? Какова судебная практика по вопросам учета мнения профсоюза в кадровом делопроизводстве?

Коллективно-договорное регулирование труда в Хабаровском крае (Петрова Н.А.)

Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эффективным социальное партнерство может быть только в случае его активного развития не только на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном, но и на локальном уровне.

Коллективный договор: тенденции развития (Бушуев И.С.)

Спецификой становления отношений социального партнерства в Российской Федерации является их формирование в условиях отказа от централизации правового регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения, формирование независимых от государственных органов секторов экономики существенно повышают роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.

Социальное государство и социальное партнерство: как соединить усилия? (Куренной А.М.)

ТК имеет в своей структуре целую часть (вторую), состоящую из раздела «Социальное партнерство в сфере труда», включающую на сегодня 34 статьи. Социальное партнерство в сфере труда определяется как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

К вопросу о судебном способе защиты коллективных договоров (Седрединова М.Р.)

«Результаты» коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений предполагают закрепление правового механизма защиты прав сторон этого процесса и нуждаются в нем. Одним из способов защиты нарушенных прав является судебная защита. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ судебная защита прав и свобод, в том числе и трудовых, в Российской Федерации гарантируется каждому. В свою очередь обязательность выполнения коллективного договора является одним из важнейших принципов социального диалога.

Споры, связанные с исполнением коллективного договора (Москалева О.)

Коллективный договор является одним из основных документов, регулирующих отношения работника и работодателя. Его назначение — предоставить различные гарантии и компенсации для работников, как материального, так и нематериального характера. Во многих случаях содержание коллективного договора точно повторяет содержание Трудового кодекса РФ и не предлагает работникам ничего сверх того. Но некоторые компании готовы предоставить своим работникам и дополнительные отпуска, и бесплатный проезд, и дополнительную материальную поддержку. К сожалению, в некоторых случаях работодатель не готов выполнить взятые на себя обязательства. И тогда спор решает суд.

Споры, связанные с исполнением коллективного договора (Москалева О.)

В соответствии со ст. 40 ТК РФ, коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора, исходя из положений ст. 41 ТК РФ, определяются сторонами. Данный документ может регулировать любые стороны трудовых отношений работника и работодателя.

Страницы со статьями: [1] [2]

Понятие и значение социального партнерства в сфере труда

Понятие «социальное партнерство» рассматривается как принцип трудового права, способ разрешения трудовых споров, средство и форма взаимодействия, инструмент регулирования социально-трудовых отношений, форма организации взаимодействия работодателей, работников и государства, обеспечивающая их законные интересы в сфере социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство является противоположностью классовой борьбы между трудом и капиталом. В большинстве западных стран в это понятие вкладывается следующее содержание:

а) согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне распределения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

б) переговорный процесс коллективно-договорного характера и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

в) наличие механизмов и институтов, используемых для согласования интересов социальных партнеров на разных уровнях;

г) участие наемных работников в управлении предприятием;

д) снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством разнообразных методов примирения сторон и судебных процедур.

В России формирование правовой базы социального партнерства началось с Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»; далее были приняты Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в настоящее время утратил силу) и Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулиро-ванию социально-трудовых отношений». 1 февраля 2002 г. вступил в силу ТК РФ, ст. 23 которого посвящена социальному партнерству в сфере труда. Согласно ей, социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – это система взаимоотношений между работниками (предста-

Читайте так же:  Что подразумевается под консультационными услугами

вителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Цель социального партнерства – согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленное на установле-ние государственных гарантий прав работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Современные ученые используют теорию трипартизма – это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудни-чество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительного органов власти) на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Российская модель социального партнерства тяготеет к трипартизму ввиду высокой степени включенности в эти отношения органов государственной власти и органов местного самоуп-

равления. Государство выступает в нескольких лицах, а именно как собствен-

ник, крупный работодатель и посредник в отношениях между различными социальными группами.

Согласно ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерст-

ва являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство представляет собой целостную систему. Эта система включает уровни:

— федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

— межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

— региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

— отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

— территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

— локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формы социального партнерства изложены в ст. 27 ТК РФ. К их числу относятся:

а) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

б) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

в) участие работников, их представителей в управлении организацией;

г) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Также на практике могут использоваться иные формы социального партнерства: проведение предварительного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отноше-

ний, федеральных, региональных и местных программ в сфере труда, заня-тости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения; осуществление совместной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства; соблюдение и реализация достигнутых договоренностей между сторонами; обеспечение полной и достоверной информацией сторон социального партнерства, а также освещение в СМИ работы органов социального партнерства.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Понятие, принципы, стороны, система,

формы социального партнерства

Понятие социального партнерства определено в ст. 23 ТК РФ, из которой следует, что социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» 1 впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства.

В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному:

  • 1) как метод трудового права;
  • 2) как принцип трудового права;
  • 3) как элемент отрасли и др.

Действующий ТК РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты РФ, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.

Система социального партнерства должна функционировать на всех уровнях экономики — от общефедерального до уровня отдельно взятой организации.

Система социального партнерства включает шесть уровней:

Федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации.

Межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ.

Читайте так же:  Пересмотр инструкций по охране труда

Региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ.

Отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).

Территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.

Локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.

В ст. 24 ТК РФ установлены основные принципы социального партнерства, т.е. его основные руководящие начала.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • • равноправие сторон;
  • • уважение и учет интересов сторон;
  • • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов;
  • • полномочность представителей сторон;
  • • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу трудовых и связанных с ними отношений;
  • • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • • реальность обеспечения принятых на себя обязательств;
  • • обязательность выполнения принятых на себя обязательств;
  • • контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;
  • • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:

  • 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключение;
  • 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных ними, отношений по обеспечению гарантий трудовых прав работников и совершенствованию трудового законодательства;
  • 3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • 4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В качестве правовых форм партнерства выступают коллективные договоры и соглашения. Возможно появление и других правовых форм.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками.

[2]

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или лица, уполномоченные законом, учредительными документами или локальными нормативными актами.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, заключения и организации контроля за их исполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон создаются комиссии из их представителей.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность, которой осуществляется в соответствии с ФЗ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений» 1 .

Аналогичные комиссии могут образовываться и в субъектах РФ, и на отраслевом уровне. На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, по подготовке проекта коллективного договора и его заключения.

Порядок ведения коллективных переговоров подробно регламентируется гл. 6 ТК РФ.

Инициативу по проведению переговоров могут проявить как представители работников, так и представители работодателей. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи дней со дня получения уведомления.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров.

[1]

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, участвующих в коллективных переговорах.

Переговоры заканчиваются созданием проекта коллективного договора или соглашения. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся предложения сторон для устранения разногласий и срок возобновления переговоров. После этого, в течение трех дней, сторонами формируется рабочая комиссия, которой передается протокол разногласий для решения спора. Этой комиссии может быть поручен и контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения.

[3]

В процессе коллективных переговоров профсоюзы могут проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время без нарушения производственной деятельности и законодательства.

Участникам коллективных переговоров предоставляются следующие гарантии и компенсации:

  • 1) они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года;
  • 2) представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без вины работника.

Не допускается ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими работодателей.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий, возникших на переговорах.

Понятие, значение и принципы социального партнерства в сфере труда

Легальное определение данного понятия дано в ст. 23 ТК РФ.

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Читайте так же:  Что делать при задержке зарплаты

1) Это система взаимоотношений (связей) сотрудничества представителей работников, работодателей и государства в социально-трудовой сфере.

2) Сущность социального партнерства заключается в согласовании интересов его субъектов. Социальное партнерство направлено на достижение баланса интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной мере учитывают необходимость эффективной деятельности работодателей и создания системы гарантий трудовых прав работников.

3) Субъектами социального партнерства являются работники, работодатели, как правило, в лице уполномоченных представителей и государство (органы государственной власти и местного самоуправления).

Трудовой Кодекс РФ различает участников и сторон социального партнерства.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, которые действуют через уполномоченных в установленном порядке представителей (ч. 1 ст. 25 ТК РФ). Их интересы подлежат согласованию. Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства. В законе оговаривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК РФ).

Являясь участниками социально-партнерских отношений, органы исполнительной власти участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнерства (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – см. ст. 35 ТК РФ), подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня.

Социальное партнерство осуществляется как на двусторонней основе, т.е. сотрудничества работников и работодателей, так и на трехсторонней – сотрудничества работников, работодателей и государства. На локальном уровне (конкретная организация, индивидуальный предприниматель) все взаимодействия осуществляются на двусторонней основе. Заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе, без привлечения государственных органов и органов местного самоуправления, если представители работников и работодателей так решат, т.е. по договоренности сторон (ч. 2 ст. 45 ТК РФ).

Принципы социального партнерства – это руководящие положения, которым должны следовать в своей практической деятельности его субъекты (в том числе — государство, осуществляя нормативное регулирование данных отношений).

Основные принципы социального партнерства сформулированы законодательством в ст. 24 ТК РФ. Среди них следующие:

1) Равноправие сторон. Этот принцип означает, что работники и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, обсуждение вопросов, касающихся труда и социального развития, создание комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и включения в коллективный договор или соглашение, участвовать в совместном принятии решений и т.п.

2) Уважение и учет интересов сторон обеспечивают согласование (координацию) интересов работников и работодателей. Согласование интересов его сторон является основой социально-партнерских отношений.

3) Принцип полномочности представителей сторон социального партнерства. Его значение обусловлено тем, что нельзя признать юридически значимым договорный акт, если он заключен представителем, не обладающим соответствующими полномочиями.

Представители работников должны подтвердить свои полномочия на представительство решением (протоколом) общего собрания (конференции) работников либо решением первичной профсоюзной организации, если она объединяет более половины работников организации (индивидуального предпринимателя).

Представители работодателя подтверждают свои полномочия приказом о назначении на должность (руководитель организации), приказами или иными актами о передаче полномочий (если в системе социального партнерства уполномочен участвовать член правления или член совета директоров, иное должностное лицо организации), уставом объединения работодателей, положением о том или ином органе государственной власти или местного самоуправления (если на него возложено представительство интересов государственных либо муниципальных предприятий).

4) Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств включает следующие положения:

а) право сторон социального партнерства свободно выбирать и обсуждать вопросы, составляющие содержание коллективных договоров и соглашений;

б) государственные органы не могут обязать социальных партнеров (участников переговоров) принять на себя те или иные обязательства;

в) третьи лица не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке;

г) ни одна из форм социального партнерства не является для работников и работодателей обязательной.

Видео (кликните для воспроизведения).

5) Принцип реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами означает, что при заключении коллективного договора или соглашения представителям сторон социального партнерства необходимо оценивать возможность их выполнения. Нельзя включать в коллективно-договорный акт положения, которые не могут быть выполнены (например, с учетом финансово-экономических возможностей работодателя и иных обстоятельств) и другие.

Источники


  1. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.

  2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  3. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  4. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
  5. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
Стороны социального партнерства в сфере труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here