Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Сущность понятия «налоговый мониторинг»" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Налоговый мониторинг: понятие и субъекты

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организацию (п.1 ст. 105 26 НК РФ ).

Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 НК РФ.

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (пп.1-3 п.3 ст. 105 26 НК РФ ):

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Организация, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга (п.4 ст. 105 26 НК РФ ).

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п.5 ст. 105 26 НК РФ ).

В период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки за исключением следующих случаев (п.1.1 ст. 88 и п.5.1 ст. 89 НК РФ):

  • представление налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений:

  • решение о проведении налогового мониторинга;
  • решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:

  • непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с п.2 ст. 105 27 НК РФ ;
  • несоблюдение организацией условий, предусмотренных п.3 ст. 105 26 НК РФ ;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течении пяти дней со дня его принятия.

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа по месту нахождения налогового органа.

Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней (статья 105.29 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Налогового кодекса Российской Федерации.

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Истребуемые документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

В случае, если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение установленного настоящим пунктом срока, эта организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, письменно уведомляет должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым истребуемые документы (информация), пояснения не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения.

Читайте так же:  Формула расчета отпускных

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов (в соответствии с положениями статьи 105.30 Налогового кодекса Российской Федерации).

  • Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления. Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.
  • Мотивированное мнение по запросу организации

Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. В запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция организации по указанным вопросам. Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение одного месяца со дня получения указанного запроса. Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.

Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган в срок не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.

[3]

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 4979 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой организация добровольно предоставляет налоговому органу онлайновый доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы вместо проведения камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации о выявленных ошибках. Документы и пояснения ИФНС может потребовать от организации в любое время Письмо ФНС от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194 .

Заявление на проведение налогового мониторинга может подать организация, которая в предшествующем году п. 3 ст. 105.26 НК РФ :

  • уплатила НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ не менее 300 млн руб. ;
  • получила по данным бухгалтерской отчетности доходов не менее 3 млрд руб.;
  • на 31 декабря имела балансовую стоимость активов не менее 3 млрд руб.

Мониторинг за год налоговики начинают с 1 января года, на который подано заявление, и заканчивают 1 октября следующего года п. 5 ст. 105.26 НК РФ .

Понятие и сущность налогового контроля

Для того чтобы начать рассматривать понятие налогового контроля, необходимо определить его место в системе финансового контроля. Прежде всего, налоговый контроль — это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами. Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношенийАшмарина Е.М. Финансовое право / Авт. колл.; отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. — М.: ЭЛИТ, 2009. С. 253 — 254..

Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, в ст. 82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль» — деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, а сама статья переименована, теперь она называется «Общие положения о налоговом контроле»Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2: Федер. закон / Российская Федерация. — М.: Омега-Л, 2013. — 800 с..

Однако следует отметить, что понимание контроля содержит указание на отличие его от надзора, которое заключается в том, что контролирующий вправе проверять не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого. Очевидно, что надзор в системе налогового контроля осуществляется налоговыми органами путем систематического сбора, обобщения, анализа и обработки информации о деятельности организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков. Это своего рода налоговый мониторинг, непрерывное отслеживание состояния дел в сфере налогообложения.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция аренды квартиры с последующим выкупом образец договора между физическими лицами

В процессе налогового контроля проверяется исключительно законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности.

Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целомКараханян, С.Г. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение / С.Г. Караханян — «Бератор-Паблишинг», 2008. — 356 с..

Однако субъектам налогового контроля запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц — адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо.

Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом. Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы. Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами.

Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление развивалось параллельно с самим налогообложением и приобрело форму устойчивой закономерности. Существует достаточно большое количество способов ухода от налогов. В итоге государство недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей. В последнее время достаточно высоким является процент выявления тех или иных нарушений по результатам контрольных мероприятий. Наиболее действенной мерой по предупреждению роста недоимки является направление требований в адрес налогоплательщиков. Также применяются такие меры по предупреждению роста недоимки как направление инкассовых поручений на счета налогоплательщиков; направление банкам решений о приостановлении операций по счетам недоимщиков; направление в службу судебных приставов постановлений о взыскании налогов за счет имущества должников; арест имущества службой судебных приставов.

В настоящее время налоговые доходы бюджетов всех уровней составляют более 90% общего объема доходов, в результате чего налогообложение становится важнейшим элементом распределительно-денежных отношений, организуемых государством и муниципальными образованиями в целях финансового обеспечения собственной деятельности.

Порядок проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг должен проводиться налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

Проведение налогового мониторинга

В соответствии с нормами налогового законодательства РФ, проведение налогового мониторинга означает обеспечение комплекса мероприятий и необходимых процедур наблюдения, входящих в установленный перечень, которые направлены на осуществление проверки системы налогообложения юридического лица, грамотности заполнения определенных налоговых документов, точности внесения сведения об учете налогов и т.д.

Действующий порядок проведения налогового мониторинга, установленный положениями НК РФ, включает в себя несколько этапов. Первым и основным этапом является подача соответствующего заявления от заинтересованного лица – налогоплательщика.

Помимо заявления, в налоговый орган должны быть представлены определенные документы, а также дополнительная информация и сведения, перечень которых устанавливается действующими налоговыми положениями.

Налоговый мониторинг проводится исключительно уполномоченными лицами, в соответствии с их должностными обязанностями. В тех ситуациях, когда при проведении процедуры налогового мониторинга, происходит выявление определенных несоответствий между сведениями, содержащимися в документах организации и данными, которые были представлены в налоговый орган, уполномоченное лицо имеет право требовать представления соответствующих разъяснений по возникшим нюансам.

Также могут быть истребованы и дополнительные документы, сведения в которых будут способны прояснить сложившуюся ситуацию и представить налоговому органу необходимую информацию.

При этом дача определенных разъяснений должна быть осуществлена в 5-ти дневный срок с момента обнаружения налоговым органом определенных несоответствий.

В определенных ситуациях, налоговый орган может потребовать внесения соответствующих изменений и исправлений. Для осуществления данного предписания налоговое законодательство РФ устанавливает 10-ти дневный срок.

[1]

В случае если по окончанию рассмотрения представленных организацией сведений или разъяснений по поводу найденных неточностей, налоговый орган выяснит о наличии нарушений в процедуре исчисления и уплаты установленных налогов, он обязан составить свое мотивированное мнение, относительно сложившейся ситуации и дальнейших действий юридического лица.

Истребуемые документы (информация) во время проведения налогового мониторинга

Во время осуществления необходимых мероприятий по налоговому мониторингу, уполномоченным органом могут быть истребованы дополнительные документы и информация.

Действующий порядок проведения налогового мониторинга устанавливает, чтобы требующиеся документы и информация должны быть указаны в письменном запросе налогового органа, который он направляет в адрес налогоплательщика – юридического лица.

В тех случаях, когда проверка осуществляется на территории юридического лица, сотрудник налогового органа передает руководителю организации требование о представлении определенных документов лично, под расписку.

Требуемые уполномоченным лицом документы могут включать в себя:

  • дополнительные данные бухгалтерской отчетности за определенный временной период;
  • сведения, подтверждающие правомерность порядка исчисления и уплаты налогов организацией;
  • данные о сотрудниках юридического органа, штатное расписание, действующее в тот период, в который осуществляется налоговый мониторинг;
  • иные сведения, которые способны прояснить определенные нюансы и обстоятельства, выделить нужные детали, подтвердить правомерность действий налогоплательщика и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Истребуемые документы и сведения могут быть представлены в налоговый орган различными способами: лично налогоплательщиком, либо его представителем, путем почтового отправления, либо через электронную отправку.

Представление письменных документов осуществляется в виде заверенных копий тех бумаг, которые необходимо было предоставить.

Отправка документов по электронному каналу требует обязательного соблюдения установленного порядка и форм. В противном случае, все данные, представленные налогоплательщиком, могут быть отклонены по причине их несоответствия действующим стандартам.

Читайте так же:  Когда фнс требует пояснения по декларации ндс

В тех случаях, когда налогоплательщик, по определенным причинам, не может выполнить требование налогового органа по представлению определенных документов в указанный срок, он обязательно должен уведомить о данном факте соответствующее должностное лицо, которым было направлено данное требование. Сделать это нужно не позднее, чем на следующий день, после того дня, когда было представлено данное требование.

В письменном объяснении следует указать причины, которые действительно смогут подтвердить тот факт, что представление запрашиваемых документов и сведений невозможно осуществить в указанные сроки.

Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 08.02.2016

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Галиева А. А. Особенности и преимущества налогового мониторинга как формы налогового контроля [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9777/ (дата обращения: 27.09.2019).

В работе автор выделяет особенности налогового мониторинга как формы налогового контроля, определяет цели и задачи горизонтального мониторинга, отмечает сходства и различия с другими формами налогового контроля, выявляет преимущества данной процедуры.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая система, налоговые правоотношения.

Известно, что с первого января 2015 г. российская налоговая система пополнилась новшеством, именуемым налоговым мониторингом, основанным на опыте более развитых в налоговом плане стран, довольно продолжительное время применяющих данную форму налогового контроля. В ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ изложены общие положения о налоговом контроле [1, с. 198]. Согласно данной норме налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах. На сегодняшний день наиболее перспективным направлением налогового контроля считается мониторинг налогоплательщика с выявлением зон налогового риска.

Налоговый мониторинг введен в сферу налоговых правоотношений Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Налоговый мониторинг можно обозначить как форму налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. В соответствии с п. 1 ст. 105.26 Налогового Кодекса Российской Федерации предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию.

Суть данного вида налогового администрирования сводится к тому, что налогоплательщик еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. В свою очередь налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения. Самое важное здесь, пожалуй, состоит в том, что появляется возможность предварительно согласовать сделку с точки зрения налоговых последствий. То есть все спорные вопросы разрешаются еще до заключения сделки. И если уж налоговая дала добро, то налогоплательщик тем самым оказывается застрахованным от каких бы то ни было налоговых сюрпризов [2, с. 3].

Данная система предусматривает полное раскрытие налогоплательщиком информации о своей деятельности налоговым органом до официальной подачи налоговых деклараций. Это является выгодным как для налогового органа, так и для налогоплательщика. Налоговики сокращают количество контрольных мероприятий и связанные с ними издержки, а компании получают возможность уверенно планировать налоговые платежи, а также не опасаться предъявления претензий и доначисления налогов. Налоговый орган в случаях возникновения спорных вопросов по налогообложению дает разъяснения по данным вопросам. Поэтому налогоплательщики могут скорректировать свою налоговую политику, что позволяет снизить налоговые риски [3, с. 43].

Обозначим положительные стороны налогового мониторинга. В первую очередь, организации, подписавшиеся на участие в налоговом мониторинге, по факту подстраховываются от возможных претензий со стороны налогового органа. Во-вторых, режим мониторинга предоставляет Федеральной налоговой службе возможность оперативно реагировать на нарушения, которые могут возникнуть даже у самых честных налогоплательщиков — по невнимательности или в силу неясности налоговых норм. Таким образом, компания может сразу исправить ошибку и избежать наказания. Также возможно освобождение от налоговой ответственности в случае действия налогоплательщика в полном соответствии с официальной позицией налоговых органов.

В-третьих, в отношении периода, за который проводится мониторинг, организация по общему правилу избавляется от камеральных и выездных налоговых проверок. В- четвертых, к особенностям осуществления налогового мониторинга также можно отнести то обстоятельство, что при его проведении налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам. В пятых, проведение налогового контроля в форме налогового мониторинга носит добровольный характер. В шестых, главным преимуществом горизонтального мониторинга для государства является то, что значительно уменьшается риск применения бизнесом различных схем ухода от налогов.

О. Н. Полякова отмечает, что в случае проведения мониторинга налоговые органы преследуют свои цели: более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Также данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве [4, с. 5].

По мнению А. Ю. Ильина, именно совершенствование методов контрольной работы налоговых органов как составной части налогового администрирования представляется единственно прогрессивным способом увеличения доходов бюджета за счет налоговых поступлений, не ущемляющим законных прав и интересов налогоплательщиков [5, с.6].

Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе должно поспособствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов. Введение данного вида налогового администрирования не потребует, по мнению разработчиков законопроекта, дополнительных материальных затрат, так как Федеральная Налоговая Служба России может перераспределить трудовые ресурсы и провести организационные мероприятия в рамках штатной численности [6, с. 4].

Итак, налоговый мониторинг обеспечивает предсказуемость в применении налогового законодательства: налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своей финансовой документации, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых им сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 Кодекса [7, с. 1].

Читайте так же:  Пенсии работающих пенсионеров и как их увеличить

Таким образом, названная концепция подразумевает применение альтернативных (внесудебных), медиативных способов урегулирования налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Первоочередной целью является повышение качества проведения налогового контроля благодаря прозрачности и прогнозируемости взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, созданию доверительных отношений. Налоговый мониторинг также позволит сократить объем и частоту проведения иных мероприятий налогового контроля и, как следствие, минимизировать вмешательство налоговых органов в текущую деятельность налогоплательщиков и сократить издержки налоговых органов, связанные с проведением налоговых проверок. Наконец, предупреждение рисковых операций в связи с возможностью проведения консультаций налогоплательщиков и налоговых органов приведет к уменьшению количества совершаемых налоговых правонарушений и разрешению налоговых споров в досудебном порядке

Метод налогового мониторинга должен быть направлен на дальнейшее доверительное взаимоотношение налоговых органов и налогоплательщиков, на новый уровень общения с налогоплательщиками. Несомненно, применение налогового мониторинга как формы налогового контроля будет способствовать совершенствованию налоговой системы Российской Федерации в целом, а также создаст условия для сокращения споров с налоговыми органами, отдавая предпочтение досудебному урегулированию разногласий.

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // — справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. — [М., 2015]. — Электрон.текст. дан. — Послед.обновление 01.01.2016;
  2. С. Ремчуков «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2015, № 7, С. 3;
  3. Н. А. Саттарова «Горизонтальный мониторинг как фактор эффективности налогового администрирования» // «Финансовое право», 2014, № 10 С. 3;
  4. О. Н. Полякова «Новый вид взаимодействия с налогоплательщиками: налоговый мониторинг» // «Налоговая проверка», 2015, № 1. С. 4;
  5. А. Ю. Ильин «Горизонтальный мониторинг — новый метод в системе налогового контроля» // «Финансовое право», 2014, № 10. С. 6;
  6. Л. Чистякова «Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля» // «Налоговый вестник», 2014, № 12. С. 4;
  7. Письмо Министерства Финансов от 17 декабря 2014 г. № ЕД-4–2/26194.

Знакомьтесь: новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг (Весницкая Е.Г.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

В ст. 82 НК РФ изложены общие положения о налоговом контроле. Согласно данной норме таковым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах. Осуществляют этот контроль должностные лица налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений у проверяемых лиц, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), проверки данных учета и отчетности, а также с помощью других форм контроля, предусмотренных НК РФ. Одна из них — налоговый мониторинг — введена в сферу налоговых правоотношений Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ. Благодаря этому Закону часть первая НК РФ пополнилась новым разд. V.2, положения которого вступили в силу 01.01.2015. О том, что представляет собой налоговый мониторинг, в отношении каких налогоплательщиков он может применяться, в чем заключаются его преимущества и недостатки, расскажем в статье.

Что такое налоговый мониторинг?

Субъекты налогового мониторинга

Итак, из положений разд. V.2 части первой НК РФ следует, что инициатива применения альтернативной формы налогового контроля вместо традиционной исходит от самого налогоплательщика. Причем на это могут рассчитывать только организации, которые соответствуют критериям, прописанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
Согласно данной норме налоговый мониторинг может быть введен в отношении компаний, у которых за предшествующий календарный год общая сумма подлежащих уплате в бюджет налогов (НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ) составляет не менее 300 млн руб., а суммарный объем доходов и совокупная стоимость активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — не менее 3 млрд руб.
———————————
Без учета налогов, подлежащих уплате в бюджет в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Что нужно сделать компании для перехода на налоговый мониторинг?

Рассмотрение заявления организации

Пунктом 4 ст. 105.27 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан рассмотреть заявление налогоплательщика о проведении налогового мониторинга и представленные с ним документы (информацию). По итогам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен принять либо решение о проведении налогового мониторинга, либо решение об отказе в его проведении. Срок для вынесения соответствующего решения — до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. В силу п. 6 ст. 105.27 НК РФ решение направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Обратите внимание! Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом одного из названных решений может отозвать его на основании письменного заявления. В таком случае заявление не считается поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Отметим, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивировано налоговым органом. Основания для отказа прописаны в п. 5 ст. 105.27 НК РФ:
— непредставление (представление не в полном объеме) организацией документов (информации), перечень которых установлен в п. 2 ст. 105.27;
— несоблюдение организацией условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
— несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к названному регламенту.

Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно

Итак, если организация решит перейти на новую форму контроля с 2016 г., она не позднее 01.07.2015 обязана подать заявление о переходе на налоговый мониторинг, решение по которому налоговый орган обязан принять до 1 ноября того же года. При этом мониторинг начнется 01.01.2016 и должен закончиться 01.10.2017.
Однако п. 1 ст. 105.28 НК РФ предусмотрены случаи, при наступлении которых мониторинг может быть прекращен досрочно. Согласно данной норме мониторинг завершается, если:
— организация не исполняет регламент информационного взаимодействия, что стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
— налоговый орган выявил факты представления организацией недостоверной информации в ходе налогового мониторинга;
— организация систематически (два раза и более) не представила проверяющим документы (информацию), пояснения в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
При выявлении данных обстоятельств налоговый орган уведомляет компанию о досрочном прекращении мониторинга. Причем п. 2 ст. 105.28 НК РФ предписывает сделать это в письменной форме в течение десяти дней со дня установления названных обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг.

Как проводится налоговый мониторинг?

Порядок проведения мониторинга закреплен в ст. 105.29 НК РФ. Согласно п. 1 указанной нормы он осуществляется должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.
При выявлении проверяющими противоречий между сведениями, содержащимися в представленных организацией документах (информации), либо несоответствий этих сведений данным, имеющимся у налогового органа, налогоплательщик незамедлительно информируется об этом. В подобной ситуации контролеры вправе потребовать от налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений по выявленным фактам или внесения соответствующих исправлений в течение десяти дней.
Если после рассмотрения указанных пояснений (либо при их отсутствии) проверяющие придут к выводу, что налоги (сборы) рассчитываются (удерживаются) организацией неверно, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

Читайте так же:  Формы бланков строгой отчетности

Обратите внимание! При налоговом мониторинге налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов . Такое право проверяющих закреплено в п. 3 ст. 105.29 НК РФ. Причем в норме не сказано, что воспользоваться данным правом они могут только при установлении каких-либо противоречий или несоответствий в информационных ресурсах организации. Иными словами, закон не разъясняет, должен ли налоговый орган мотивировать истребование документов (информации).
———————————
Порядок направления требования о представлении документов, а также представления организацией документов по требованию налогового органа в электронной форме по ТКС устанавливается ФНС.

Порядок исполнения организацией требования налогового органа закреплен в п. п. 4 — 6 ст. 105.29 НК РФ. Так, необходимые проверяющим документы (информация), пояснения должны быть представлены компанией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.
Если организация не имеет возможности своевременно исполнить предписание проверяющих, она в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом должностных лиц инспекции, проводящих налоговый мониторинг. Причем налогоплательщик должен пояснить причины, по которым истребуемая документация (информация) не может быть представлена в установленный срок, а также известить о том, когда требование будет исполнено (п. 5 ст. 105.29).
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассмотрев такое уведомление налогоплательщика, вправе либо продлить срок исполнения своего предписания, либо отказать в этом. На вынесение соответствующего решения инспекции отводится два дня со дня получения уведомления.

Обратите внимание! В п. 6 ст. 105.29 НК РФ закреплено, что в ходе налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных копий.

Согласно п. 4 ст. 105.29 истребуемые проверяющими документы (информация), пояснения могут быть представлены в инспекцию лично законным или уполномоченным представителем организации, направлены по почте заказным письмом, в электронной форме по ТКС или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.
«Бумажные» документы представляются инспекторам в виде заверенных копий. Налоговики не вправе требовать нотариального удостоверения этих копий (если иное не предусмотрено законодательством РФ). Если истребуемые документы составлены в электронной форме по установленным ФНС форматам, компания вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по ТКС.

Мотивированное мнение налогового органа

Согласно п. 1 ст. 105.30 НК РФ мотивированное мнение налоговой инспекции отражает ее позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение (подписывается оно руководителем или заместителем руководителя налогового органа) составляется и направляется организации только при проведении в отношении ее налогового мониторинга.
———————————
Форма и требования к его составлению определяются ФНС.

Обратите внимание! При налоговом мониторинге инспекция не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с контролем соответствия цен, примененных ею в контролируемых сделках, рыночным ценам (п. 10 ст. 105.30 НК РФ).

Взаимосогласительная процедура

Порядок осуществления взаимосогласительной процедуры закреплен в ст. 105.31 НК РФ. Она проводится руководителем (заместителем руководителя) налогового ведомства в течение одного месяца со дня получения разногласий налогоплательщика и приложенных к ним материалов. При этом рассмотрение данных разногласий и материалов происходит при участии налоговой инспекции, которой составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), не согласной с данным мнением.
По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС уведомляет налогоплательщика об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения. Данное уведомление, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя ведомства, вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.
В свою очередь, компания в течение месяца со дня получения названного уведомления от ФНС должна известить налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с ним с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Налоговый мониторинг и налоговые проверки

Другие изменения законодательства

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видим, новая форма налогового контроля представляет собой взаимовыгодное сотрудничество между проверяемыми и проверяющими. Выгода налогоплательщика, на наш взгляд, заключается в минимизации налоговых рисков, связанных с неправильным исчислением налогов и сборов, в возможности оперативного разрешения возникающих спорных ситуаций (что позволяет сэкономить на штрафных санкциях и пенях). Контролеры, в свою очередь, имея доступ к данным бухгалтерского и налогового учета проверяемого лица, получают возможность предпринять все действия, необходимые для исполнения последним своих реальных налоговых обязательств в полном объеме.

Источники


  1. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  2. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  3. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  4. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  5. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
Сущность понятия «налоговый мониторинг»
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here