Условия создания благотворительной организации в россии

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Условия создания благотворительной организации в россии" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Глава 1. Благотворительная деятельность и благотворительные организации

Организация, занимающаяся сбором частных пожертвований, должна хорошо ориентироваться в законодательстве, регулирующем деятельность НКО в Российской Федерации, и законодательно-нормативных актах по бухгалтерскому учету и налогообложению (Приложение 1).

Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального Закона РФ от 11 августа 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и принятых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить указанным законодательным актам.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 39 Конституции РФ в Российской Федерации (Приложение 2) поощряется благотворительность. Исходя из этого конституционного положения, должен выявляться смысл любых нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с осуществлением благотворительной деятельности. С учетом этого же конституционного принципа должна оцениваться законность и обоснованность любых положений нормативных актов и обыкновений правоприменительной практики, ограничивающих осуществление такой деятельности.

Наличие подобной нормы в Конституции означает, что нормы иного законодательства должны рассматриваться как стимулирующие и поощряющие благотворительную деятельность, а не препятствующие ей. Как показывает практика Конституционного суда, он зачастую использует в своих решениях формулу «постольку — поскольку», т.е. многие нормы законов гражданских, административных и иных, в которых четко не прописаны последствия совершения определенных действий, отдельные моменты тех или иных норм, признаются не соответствующими Конституции не вообще, а лишь постольку, поскольку им может быть придан противоречащий Конституции смысл.

Отношения, возникающие в связи с внесением частных пожертвований, являются институтом гражданско-правовыми. Согласно ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК) нормы гражданского права, содержащиеся в любых иных законах, должны соответствовать ГК. Таким образом, противоречие между ГК и любым иным нормативным актом, содержащим нормы гражданского права, решаются в пользу ГК, если иное правило не установлено в самом ГК (Приложение 3).

Большинство основных понятий, по которым возникают вопросы, связанные с благотворительной деятельностью, приведены в тексте Закона РФ от 11 августа 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Приложение 6).

Согласно статьи 1 Закона № 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Цели благотворительной деятельности указаны в статье 2 Закона № 135-ФЗ и состоят из:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охраны окружающей природной среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Читайте так же:  С чего начать закрытие ип

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей, заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций, а так же, осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

взносы учредителей благотворительной организации;

членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

иные не запрещенные законом источники.

Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 мая 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г., 5 мая 2014 г., 5 февраля, 18 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

См. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 327-ФЗ «О меценатской деятельности»

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

11 августа 1995 года

Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами МСУ, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в РФ.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является.

Определены цели благотворительной деятельности и ее участники. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Рассмотрены формы таких организаций.

Регулируются вопросы создания и прекращения деятельности благотворительной организации: ее учредители, регистрация, высший орган управления, реорганизация и ликвидация.

Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы. Контроль за соответствием деятельности целям осуществляет регистрирующий орган. Благотворительные организации вправе создавать филиалы и открывать представительства, объединяться в ассоциации и союзы. Определены источники формирования имущества благотворительной организации.

Закон содержит положения о поддержке благотворительной деятельности органами государственной власти и органами МСУ.

В случаях нарушения Закона благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Определены основания ликвидации организации в принудительном порядке.

Читайте так же:  Правила заполнения и применения бланков строгой отчетности в деятельности ип и ооо

Рассмотрены вопросы осуществления международной благотворительной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Благотворительные организации, созданные до вступления в силу Закона, должны перерегистрироваться до 1 июля 1999 года (регистрационный сбор не уплачивается). Организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 августа 1995 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3340

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

5 Благотворительная деятельность в современных условиях россии

благотворительная деятельность социальная экономика

Cовременное возрождение благотворительной деятельности является ответной реакцией общества на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только значительным обнищанием большого числа людей, но и значительным снижением заработной платы и пенсий для большинства населения России.

В этих условиях важным и дополнительным механизмом в улучшении социально-экономического и психологического положения населения может быть благотворительная деятельность в виде материальной и финансовой помощи нуждающимся людям.

Трактовка благотворительной деятельности в обществе становилась иной по мере того, как она менялась и развивалась. В ходе исторического развития благотворительность приобрела полисемантизм своих очертаний, включающий широкий спектр значений от простой подачи милостыни до системы различных государственных и общественных организаций и законов, принятых государством.

Благотворительная деятельность в современной России стала возрождаться на рубеже 80-90 годов, для которой характерным является становление цивилизованных форм различных видов и направлений филантропической деятельности, существующей во всем мире и основанной на принципе индивидуализации оказываемой помощи.

Важным этапом развития благотворительности стало создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержке научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др. Это, например, Благотворительный фонд Владимира Потанина, фонд Дмитрия Зимина «Династия» и др.

Отличительной чертой благотворительности в нашей стране в современных условиях является создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь.

Формальные и неформальные объединения различных донорских организаций — одна из общемировых тенденций последних 10-15 лет. В России на сегодня наиболее известно Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», объединяющее фонды, агентства международной помощи, двусторонние и международные организации, а также организации, выполняющие программы технической помощи, и корпоративный бизнес.

Можно выделить три ярко выраженных направления современной благотворительности.

Первое направление характеризуется активным участием государственных структур в этом процессе и может быть обозначено как государственная благотворительность. Отличительными признаками являются инициирующая и регулирующая роль органов государственного управления, а также слабое общественное влияние на формирование бюджетов благотворительных программ, проходящих под государственным патронатом. Основная функция этого вида благотворительности — перераспределение средств, привлекаемых государством дополнительно от коммерческих структур в интересах частных лиц и организаций социальной сферы.

Для второго направления благотворительности отличительной чертой является личная инициатива коммерческих структур в оказании материальной и финансовой помощи незащищенным группам населения и учреждениям социальной сферы. Начав оформляться в качестве компенсационного процесса, благотворительность коммерческих структур постепенно претерпела ряд изменений, которые сегодня позволяют говорить о системной благотворительности достаточно большой доли предприятий крупного и среднего бизнеса. Данное направление характеризуется также включением благотворительных мероприятий в общий маркетинговый план компаний.

Прежде всего это характерно для компаний — филиалов зарубежных фирм, финансовых учреждений, крупных производственных предприятий. Как правило, большие предприятия стремятся анонсировать свою благотворительную деятельность, что продиктовано в основном двумя причинами: наличием значительного числа клиентов — частных лиц и стремлением к публичности руководителя предприятия.

Третье направление — общественная благотворительность. Ядром этого процесса являются общественные некоммерческие неполитические организации, работающие в интересах определенных групп населения.

Для современной благотворительности характерно значительное увеличение количества социальных программ, которые используются предприятиями в качестве маркетинговых конкурентных составляющих. Именно так и действуют теперь в социальной сфере ведущие российские корпорации — «ЛУКойл», «Газпром», «Норильский никель», ТНК-ВР, РУСАЛ, «Северсталь» и целый ряд других. Каждому из предприятий, которые заявляют себя как «бизнес надолго», находится задача, которая привлекает к нему потребителей и расширяет круг потенциальных клиентов.

Читайте так же:  Интервью по компетенциям

Можно выделить такую отличительную черту благотворительности в современной России — корпоративный характер. Ее осуществляют в основном крупные банки и финансовые группы.

Однако сегодня для эффективного развития благотворительности и меценатства в стране существует несколько серьезных препятствий.

Одной из главных причин отсутствия в России развитой системы меценатства и благотворительности является недостаточное законодательное обеспечение этой деятельности. Привлечение внебюджетных средств осложняется тем, что действующая нормативно-правовая база не только не способствует, а затрудняет взаимодействие благотворительных организаций с потенциальными донорами. Тормозит возрождение российских традиций и несовершенное налоговое законодательство. Если оно и меняется, то пока не в лучшую для благотворителей сторону.

Законодательство РФ построено таким образом, что провозглашения и упоминания возможных форм поощрения благотворительности в Конституции РФ и других законодательных актах недостаточно. Для того чтобы эти нормы работали на практике, необходимо введение соответствующих правил, обеспечивающих реализацию провозглашенных принципов в специальных, в том числе налоговых, законах. Необходимо принятие новой редакции федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», где более четко должны определяться основные понятия (понятие «меценат» отсутствует в российском законодательстве).

Положительным моментом развития благотворительного движения в России является то, что решения этих вопросов вышли на уровень президента РФ В. В. Путина. За последнее время он касался этой темы в своих выступлениях, обращая внимание на то, что в стране миллионы бедных людей, нуждающихся не только во внимании, помощи со стороны государства, но и со стороны людей богатых и очень богатых.

Вопросы деятельности благотворительных организаций и фондов по своей сути во многом связаны с различными формами предпринимательства. Для этой проблемы характерна с одной стороны недостаточная поддержка этого сектора экономики со стороны государственных структур, а с другой — нередко необоснованное вмешательство в деятельность малого бизнеса и тех хозяйственных субъектов, которые оказывают реальную благотворительную помощь.

Необходимо создание единой общественно-государственной системы благотворительной деятельности в Российской Федерации, понимаемой как совокупность и взаимодействие участников благотворительной деятельности и их представительских органов — с одной стороны и органов государственной власти федерального и регионального уровней и органов местного самоуправления — с другой.

Для развития благотворительной сферы нужны такие законодательные акты и подзаконные положения, которые предоставляют большую самостоятельность для активного населения, чтобы граждане могли самостоятельно решать, в каком объеме и в какой форме заниматься благотворительностью.

Для стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства могут применяться различные неэкономические методы. Целью таких действий могут быть моральное поощрение всех участников благотворительности, усиление мотивации общественности и потенциальных доноров, стимулирование их вовлечения в благотворительную деятельность.

Признание личных заслуг отечественных филантропов и активистов благотворительного движения со стороны официальных структур является очень значимым фактором формирования общественного мнения и активизации благотворительности.

Общественность и население страны должны четко и регулярно получать «сигнал», что благотворительная деятельность и ее развитие соответствуют интересам общества, поддерживаются государством, что благотворительное движение рассматривается им конструктивно и положительно.

Для активизации государственной политики в благотворительной сфере, на взгляд автора, следовало бы учредить государственно-общественный орган управления благотворительными организациями, фондами и другими структурами.

Необходима выработка такого механизма взаимодействия участников благотворительной деятельности и государства, при котором каждый из участников имел бы четкие представления о своей социальной ответственности.

Благотворительная деятельность в социальной сфере представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе передачи материальных, нематериальных ресурсов и денежных ресурсов между экономическими субъектами на индивидуальной и безэквивалентной основах. Таким образом, благотворительная деятельность в социальной сфере, как социально-экономический институт, представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги.

В России установлены три организационно-правовые формы благотворительных организаций: учреждение, товарищество, общество.

Участниками благотворительной деятельности являются как отдельные граждане, так и юридические лица, участвующие в благотворительном процессе и играющие в нем различные роли: благотворители, благополучатели и добровольцы.

Для этих целей разрабатываются благотворительные программы, направленные на оказание следующих видов социальной помощи: материальной (в том числе, специальными приспособлениями, например, колясками для инвалидов или протезами); психологической (людям с психическими особенностями и их близким); медицинской, способствующей расширению физических возможностей или компенсирующей повышенные расходы на медикаменты и лечение, содействующей образованию и трудоустройству, включая организацию специальных рабочих мест.

Сегодня, в эпоху рыночных отношений, в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентной борьбе предприниматели руководствуются не только моралью, но и идеей выгоды.

[1]

Обобщенно проблемы благотворительности можно свести к следующим основным моментам:

· Благотворительная деятельность в нашем обществе развита слабо, необходимость ее развития в государстве и обществе еще недостаточно осознана.

· Благотворительные ресурсы подчас используются не по назначению.

· Благотворительное движение неустойчиво и не в достаточной степени справляется со своей миссией.

Для достижения целей развития благотворительности должны быть решены следующие задачи:

· Обновление законодательства, регулирующего благотворительную деятельность.

· Приведение в порядок системы налоговых льгот и других привилегий, способствующих благотворительной активности.

Читайте так же:  Бухучет прощения долга — ндс

· Профессионализация сектора благотворительных организаций и укрепление его инфраструктуры и др.

1. Антонов Е.Н. Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. -№ 631. — С. 20-22.

[2]

2. Буданцева С.В. Экономическая сущность явления «благотворительность»: цели и принципы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — № 3. — С. 81-85.

3. Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России / П. В. Власов. — М.: Центрполиграф, 2001. — 371 с.

4. Кочетов А.И. Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.8-13.

5. Кудринская Л.А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа // Омский научный вестник. — 2009. — № 6. — С. 73-77.

6. Привалов Н.Г. Экономическая основа благотворительности // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2006. — Т. 2. — № 14. — С. 89-96.

7. Ромм М.В. Теория социальной работы / М.В. Ромм. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. — 112 с.

8. Фирсов М.В. Социальная благотворительность: реальность времени // СОЦИС. — 2000. — № 10.

9. Щитова Н.Г. Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства // Сводный реферативный сборник журнала Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2010. — № 1-4. — С. 11-12.

Как открыть благотворительный фонд. Бизнес-план благотворительного фонда: расчет затрат и необходимые документы

Что такое благотворительность? Она особенно ценна в развивающемся обществе, где бюджетные средства распределяются по признаку приоритетности.

Нередко мы из прессы или масс-медиа узнаем, что отдельные необходимые социальные, медицинские, культурные, спортивные процессы, важные для общественной жизни, остались без должного финансирования.

Но ситуация была исправлена, когда на помощь пришла благотворительность, нужные средства были аккумулированы и перечислены страждущим со специально открытого счета в банке.

Благотворительность, как известно, основана на адресном перераспределении денежных средств меценатов. Она должна служить обществу, пользуясь налоговыми льготами. Правовой механизм ее обеспечения полностью структурирован и жизнеспособен: и государство, и общество строго следят за тем, чтобы организации, ее осуществляющие, не переродились в коммерческие.

Социальная миссия благотворительности – быть последней соломинкой там, где недостаточно государственных механизмов социальной защиты. Это адресная помощь малообеспеченным гражданам, адресное оказание социальных услуг, спонсорство здравоохранению, культуре, спорту, искусству.

Необходимое и достаточное условие благотворительности

Как открыть благотворительный фонд? Достаточно ли для этого одной лишь деловой хватки энтузиаста-первооткрывателя? Отнюдь. Если говорить языком математики, то необходимым условием его создания является платежеспособный спрос успешных коммерческих структур либо весьма состоятельных граждан на благотворительную деятельность (бонусом для них выступает позитивный имидж их основной деятельности со стороны общества). Достаточным же условием является профессиональность действий лиц, непосредственно основывающих данное учреждение.

Существует также практика учреждения благотворительных фондов и со стороны самих меценатов. Таким образом они систематизируют свою филантропическую деятельность, участвуют в государственных и международных проектах.

Благотворительность в России

Какую нишу в обществе занимают российские благотворительные фонды? Востребована ли их деятельность? Безусловно. Перечислим наиболее известные из них: фонд Владимира Потанина (стипендии и гранты студентам), фонд «Вольное дело» (разнообразная деятельность, известен программой «Храмы России»), фонд «Династия» (развитие науки и образования), фонд «Виктория» (помощь детям-сиротам), фонд «Связь времен» (возвращение российского культурного наследия с западных частных коллекций). С помощью этих учреждений российская благотворительность была профинансирована на сотни миллионов долларов. Общество давно оценило важность такой работы.

Действительно, бюджетное финансирование социальной защиты порой не обладает нужной гибкостью и оперативностью для защиты отдельных категорий граждан, поддержки науки, культуры, спорта. Позитивно, когда при этом отыскиваются неравнодушные люди, которые посредством создания соответствующего фонда поднимают благотворительность на должную высоту. Поэтому вопрос: «Как открыть благотворительный фонд?» достаточно актуален.

Юридическая основа благотворительности

Благотворительные фонды представляют собой подкласс некоммерческих организаций, т.е. структур, существующих не для получения прибыли, а специализирующихся на оказании социальных услуг. Российское законодательство, в частности, п. 1 ст. 118 ГК определяет, что создать благотворительный фонд может гражданин РФ, равно как и лицо без гражданства, а также иностранные гражданин. Инициировать фонд благотворительности может и юридическое лицо. Деятельность этой организации жестко регламентирована уставом. Это закреплено ст. 49 ГК.

Может ли такой фонд заниматься предпринимательством? Федеральный закон «О благотворительной деятельности» отвечает на данный вопрос утвердительно. Но бизнес на благотворительности ограничен. Фонд даже может для этого основать акционерное общество или ООО. Также он имеет возможность непосредственно от своего лица заниматься предпринимательством. Однако такая деятельность ограничена в рамках перераспределения 80% доходов на финансирование благотворительных программ.

Итак, мы знаем, что и для чего организовывать. Но актуальным остается вопрос: «Как создать благотворительный фонд?» Попробуем ответить на него.

Бизнес-планирование

Данная сфера регламентируется уже упомянутым Федеральным Законом РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г., а также и Федеральным Законом РФ «О благотворительной деятельности …» от 11.08.1995 г. Согласно их требованиям, регистрация благотворительных фондов производится в Министерстве Юстиции РФ.

Уже на этом этапе нужен бизнес-план благотворительного фонда. Создание не имеет смысла, если нет первоначальной бизнес-идеи, четкой адресности вашей благотворительной работы, когда изначально пуст список меценатов, ведь 20% поступлений в фонд, которые можно использовать на обеспечение хозяйственной деятельности, не покроют аренду, инвестиции в мебель и оргтехнику, заработную плату сотрудникам, оплату коммунальных услуг, Интернета, инвестиции в софт (в т.ч. в юридические онлайн-сервисы).

Читайте так же:  Как погасить автокредит досрочно

Выгодная аренда – залог минимизации затрат. Хорошим тоном для благотворительных фондов считается относительно небольшая площадь офиса (в основном 10м 2 ). Если вести речь о мегаполисах, то помещение не имеет смысл искать ни в центре (заоблачная стоимость аренды), ни в спальных районах (ведь основные клиенты фонда – коммерческие юридические компании).

Рекомендуем ориентироваться на расположение компаний-инвесторов (в том числе и потенциальных). Среднюю допустимую цену аренды — 1 тыс.руб за м2 — можно и нужно «сбивать» хотя бы до 0,7 тыс. руб. за счет рекомендательных писем, лучше всего – от руководства уважаемых госучреждений. Добротный бизнес-план благотворительного фонда всегда включает в себя дешевую аренду.

Учредительные документы

Определившись с офисом, фонд благотворительности комплектует учредительный пакет документов:

— форма PH0001 – Заявление для регистрации благотворительного фонда;

— документальное решение о создании фонда и утверждении учредительных документов;

— Устав и другие документы, необходимые для решения – в 3-х экземплярах;

— уплата госпошлины (4 тыс. руб.);

— наличие юридического и фактического адресов фонда;

— гарантийное письмо арендодателя, или же свидетельство о праве собственности.

Документооборот

Существует следующая практика: после передачи пакета учредительных документов через две недели министерством выносится решение о государственной регистрации такого фонда, а еще две недели спустя, получаем заверенные документы (свидетельство о госрегистрации, регистрационное юстиционное свидетельство, выписку ЕГРЮЛ, заверенный Минюстом устав благотворительного фонда).

Важно корректно обозначить код, которым характеризуется выбранная для фонда благотворительная деятельность (ОКВЭД).

Налоговая регистрация

Утвержденные учредительные документы благотворительного фонда служат основанием для его постановки на налоговый учет. Налоговый орган после недельного рассмотрения проведет регистрацию устава, будет предоставлен номер налогоплательщика, выписка из госреестра, государственный регномер. После этого следует оформить доверенность ИФНС (для получения документов), выбирается банк для обслуживания, открываются в нем счета, соответствующие уставной деятельности.

Важной особенностью налогообложения благотворительного фонда является суженная база: благотворительные взносы не включаются в нее, что возможно реализовать лишь при корректном бухгалтерском учете. Кстати, перед тем как открыть благотворительный фонд, его основателям рекомендуется найти грамотного бухгалтера, имеющего опыт учетной работы.

Корректный учет – основа эффективности работы фонда. В наше время стремление руководителя фонда экономить на зарплате, нанимая на должность бухгалтера-студента, несет риск отбора неправильно учтенных благотворительных средств налоговым аудитом.

Если уставом фонда предусмотрена предпринимательская деятельность (новосозданные фонды обычно избирают упрощенную систему налогообложения), то в налоговый орган пишется заявление, в котором избирается налоговая ставка, исходя из предмета налогообложения: совокупных доходов (6%) или же разности доходов и издержек (15%).

После регистрации в налоговой, как правило, следует регистрация в статоргане, в пенсионном фонде и фонде соцстрахования.

Отметим, что отчетность благотворительного фонда при отсутствии предпринимательской деятельности (что вполне возможно) существенно упрощается. Например, вполне возможна и нулевая отчетность в пенсионный фонд, и нулевое налогообложение дохода.

Как упростить процесс регистрации

На рынке юридических услуг сегодня работают квалифицированные посредники, которые по заключенному с вами договору берутся своими силами произвести регистрацию благотворительного фонда. Такие юридические компании полностью освобождают клиента от «головной боли». Они не только знают, как открыть фонд благотворительности, но и проделывают это регулярно и в сжатые сроки.

Свои услуги они группируют по пакетам. Причем консультации, как правило, бесплатны. Силами юристов такой компании подготавливается полный пакет для государственной и налоговой и прочей регистрации. Причем оказанные юридические услуги часто сопровождаются помощью в отыскании дешевой аренды.

Благотворительность как бизнес зависит от динамичной работы персонала самого фонда. Такую профессиональную деятельность по целенаправленному, системному поиску средств называют фандрейзингом.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом устанавливаются устойчивые контакты с коммерческими компаниями: банками, концернами, предприятиями. С другой стороны, выйдя на инвесторов, дело чести менеджмента благотворительных фондов — доказать свою компетентность и конкурентные преимущества при распоряжении аккумулированными средствами.

В то же время взаимодействие благотворительных фондов с коммерческими структурами поддерживает позитивную репутацию последних, показывая обществу вклад бизнесменов в общественное согласие и развитие науки, культуры, искусства. Мало надеяться лишь на свою пунктуальность и бережливость, следует еще научиться быть публичным и убедительным перед тем как открыть благотворительный фонд.

[3]

Источники


  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.

  2. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.

  3. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  4. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
  5. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
Условия создания благотворительной организации в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here