Виды налоговых проверок

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Виды налоговых проверок" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

юБУФШ I — лБНЕТБМШОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ

1.2 рПОСФЙЕ, ГЕМШ, ЧЙДЩ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ

рПУМЕ ЧЧЕДЕОЙС Ч УЙМХ ол тж (ЮБУФШ 1) ЪОБЮЕОЙЕ ЛБНЕТБМШОЩИ РТПЧЕТПЛ ЧПЪТПУМП, РПУЛПМШЛХ ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ РПФЕТСМЙ РТБЧП ПУХЭЕУФЧМСФШ РПУФПСООЩЕ ЧЩЕЪДОЩЕ РТПЧЕТЛЙ ВЕЪ ПЗТБОЙЮЕОЙС УТПЛБ ЙИ РТПЧЕДЕОЙС. ч ФБЛЙИ ХУМПЧЙСИ ОБМПЗПЧЩЕ ПТЗБОЩ НПЗХФ Й ДПМЦОЩ ЙУРПМШЪПЧБФШ РТБЧП РТПЧПДЙФШ ЛБНЕТБМШОЩЕ РТПЧЕТЛЙ Ч РПМОПН ПВЯЕНЕ.

лПОУФТХЛГЙС УФБФШЙ 88 ол тж «лБНЕТБМШОБС ОБМПЗПЧБС РТПЧЕТЛБ» РПЪЧПМСЕФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЛБНЕТБМШОЩИ РТПЧЕТПЛ ПУХЭЕУФЧМСФШ ФЕ ЦЕ РТПГЕУУХБМШОЩЕ ДЕКУФЧЙС, ЮФП Й РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЧЩЕЪДОЩИ РТПЧЕТПЛ: ЧЩЪЧБФШ УЧЙДЕФЕМС, ПУХЭЕУФЧМСФШ ПУНПФТ ДПЛХНЕОФПЧ Й РТЕДНЕФПЧ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, ЙУФТЕВПЧБФШ ДПЛХНЕОФЩ, РТЙЧМЕЮШ УРЕГЙБМЙУФБ.

гЕМША ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСЕФУС ЛПОФТПМШ ЪБ УПВМАДЕОЙЕН ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ЪБЛПОПДБФЕМШОЩИ ОПТНБФЙЧОЩИ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ, ЧЩСЧМЕОЙЕ Й РТЕДПФЧТБЭЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК ЧЪЩУЛБОЙЕ УХНН ОЕХРМБЮЕООЩИ (ОЕ РПМОПУФША ХРМБЮЕООЩИ) ОБМПЗПЧ РП ЧЩСЧМЕООЩН РТБЧПОБТХЫЕОЙСН, РТЙЧМЕЮЕОЙЕ ЧЙОПЧОЩИ МЙГ Л ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ УПЧЕТЫЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК, Б ФБЛЦЕ РПДЗПФПЧЛБ ОЕПВИПДЙНПК ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС ПВЕУРЕЮЕОЙС ТБГЙПОБМШОПЗП ПФВПТБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ.

пУОПЧОЩНЙ ЬФБРБНЙ ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСАФУС:

1) РТПЧЕТЛБ РПМОПФЩ Й УЧПЕЧТЕНЕООПУФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ, РТЕДХУНПФТЕООЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ;

2) РТПЧЕТЛБ УЧПЕЧТЕНЕООПУФЙ РТЕДУФБЧМЕОЙС ТБУЮЕФПЧ РП ОБМПЗБН Ч ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО;

3) ЧЙЪХБМШОБС РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ ПЖПТНМЕОЙС ДПЛХНЕОФПЧ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ (РПМОПФЩ ЪБРПМОЕОЙС ЧУЕИ ОЕПВИПДЙНЩИ ТЕЛЧЙЪЙФПЧ, ЮЕФЛПУФЙ ЙИ ЪБРПМОЕОЙС Й Ф.Д.);

4) РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ УПУФБЧМЕОЙС ТБУЮЕФПЧ РП ОБМПЗБН, ЧЛМАЮБАЭБС Ч УЕВС БТЙЖНЕФЙЮЕУЛЙК РПДУЮЕФ ЙФПЗПЧЩИ УХНН ОБМПЗПЧ, РПДМЕЦБЭЙИ ХРМБФЕ Ч ВАДЦЕФ Й РТПЧЕТЛХ ПВПУОПЧБООПУФЙ РТЙНЕОЕОЙС УФБЧПЛ ОБМПЗБ Й ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ, Б ФБЛЦЕ РТБЧЙМШОПУФШ ПФТБЦЕОЙС РПЛБЪБФЕМЕК, ОЕПВИПДЙНЩИ ДМС ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ;

5) РТПЧЕТЛБ РТБЧЙМШОПУФЙ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ. пУХЭЕУФЧМСЕФУС УЧЕТЛБ Й БОБМЙЪ УПЗМБУПЧБООПУФЙ РПЛБЪБФЕМЕК, РПЧФПТСАЭЙИУС Ч ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ Й ОБМПЗПЧЩИ ТБУЮЕФБИ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ДПУФПЧЕТОПУФЙ ПФДЕМШОЩИ РПЛБЪБФЕМЕК, ОБМЙЮЙЕ УПНОЙФЕМШОЩИ НПНЕОФПЧ ЙМЙ ОЕУППФЧЕФУФЧЙК, ХЛБЪЩЧБАЭЙИ ОБ ЧПЪНПЦОЩЕ ОБТХЫЕОЙС ОБМПЗПЧПК ДЙУГЙРМЙОЩ, МПЗЙЮЕУЛЙК ЛПОФТПМШ ЪБ ОБМЙЮЙЕН ЙУЛБЦЕОЙК Ч ПФЮЕФОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, УПРПУФБЧМЕОЙЕ РПЛБЪБФЕМЕК У ПФЮЕФОЩНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ РТЕДЩДХЭЕЗП ПФЮЕФОПЗП РЕТЙПДБ, ЧЪБЙНПХЧСЪЛБ РПЛБЪБФЕМЕК ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ Й ОБМПЗПЧЩИ ДЕЛМБТБГЙК.

оБРТБЧМЕОЙС, РП ЛПФПТЩН РТПЧПДЙФУС ЛБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ, РПЪЧПМСАФ ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ЕЕ ЧЙДЩ:

    ОЕРПУТЕДУФЧЕООХА ЛБНЕТБМШОХА РТПЧЕТЛХ.

    жПТНБМШОБС РТПЧЕТЛБ ЧЛМАЮБЕФ Ч УЕВС РТПЧЕТЛХ ОБМЙЮЙС ЧУЕИ ХУФБОПЧМЕООЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН ЖПТН ПФЮЕФОПУФЙ Й ДПЛХНЕОФПЧ (ОБРТЙНЕТ, ДПЛХНЕОФПЧ, РПДФЧЕТЦДБАЭЙИ РТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ ЙМЙ РПДФЧЕТЦДБАЭЙИ ЬЛУРПТФ РТПДХЛГЙЙ Й Ф.Д.). рТПЧЕТСЕФУС ФБЛЦЕ ОБМЙЮЙЕ Й ЮЕФЛПЕ ЪБРПМОЕОЙЕ ЧУЕИ РТЕДХУНПФТЕООЩИ РТБЧПЧЩНЙ БЛФБНЙ ПВСЪБФЕМШОЩИ ТЕЛЧЙЪЙФПЧ. ъБРПМОЕОЙЕ ПФЮЕФОПУФЙ ДПМЦОП ПУХЭЕУФЧМСФШУС ТХЮЛПК, ЖМПНБУФЕТПН ЙМЙ НЕФПДБНЙ НБЫЙООПК ПВТБВПФЛЙ. оЕ ДПРХУЛБАФУС ОЕПЗПЧПТЕООЩЕ ЙУРТБЧМЕОЙС. ч УМХЮБЕ ПФУХФУФЧЙС ЛБЛЙИ-МЙВП ДБООЩИ Ч УППФЧЕФУФЧХАЭЕК УФТПЛЕ УФБЧЙФУС РТПЮЕТЛ ЙМЙ ДЕМБЕФУС УУЩМЛБ ПВ ПФУХФУФЧЙЙ ПУОПЧБОЙК РП ЪБРПМОЕОЙА ПРТЕДЕМЕООЩИ УФТПЛ (ЖПТН). ч ИПДЕ ЖПТНБМШОПК РТПЧЕТЛЙ РТПЧЕТСЕФУС ФБЛЦЕ ОБМЙЮЙЕ РПДРЙУЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ (ТХЛПЧПДЙФЕМС Й ЗМБЧОПЗП ВХИЗБМФЕТБ) Й УППФЧЕФУФЧЙЙ ЬФЙИ РПДРЙУЕК ЙНЕАЭЙНУС ПВТБЪГБН. оБ РТЕДУФБЧМСЕНПН ЧФПТПН ЬЛЪЕНРМСТЕ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ УФБЧЙФУС ПФНЕФЛБ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ П ДБФЕ РПМХЮЕОЙС ПФЮЕФОПУФЙ.

    бТЙЖНЕФЙЮЕУЛБС РТПЧЕТЛБ ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ПГЕОЙФШ РТБЧЙМШОПУФШ БТЙЖНЕФЙЮЕУЛПЗП РПДУЮЕФБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП РПЛБЪБФЕМС, ОБРТЙНЕТ, ОБМПЗППВМБЗБЕНПК РТЙВЩМЙ. рТЙ БТЙЖНЕФЙЮЕУЛПК РТПЧЕТЛЕ ЛПОФТПМЙТХЕФУС РТБЧЙМШОПУФШ РПДУЮЕФБ ЙФПЗПЧЩИ УХНН Ч ДПЛХНЕОФЕ, ЛБЛ РП ЗПТЙЪПОФБМЙ, ФБЛ Й РП ЧЕТФЙЛБМЙ.

    оПТНБФЙЧОБС РТПЧЕТЛБ — ЬФП РТПЧЕТЛБ УПДЕТЦБОЙС ДПЛХНЕОФБ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УППФЧЕФУФЧЙС ЕЗП ДЕКУФЧХАЭЕНХ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧХ. йНЕООП ЬФПФ НЕФПД РПЪЧПМСЕФ ЧЩСЧЙФШ ОЕЪБЛПООЩЕ РП УПДЕТЦБОЙА ДПЛХНЕОФЩ, ХУФБОПЧЙФШ ЖБЛФЩ ОЕПВПУОПЧБООПЗП УРЙУБОЙС ЪБФТБФ ОБ УЕВЕУФПЙНПУФШ РТПДХЛГЙЙ, ОЕРТБЧЙМШОПУФЙ РТЙНЕОЕОЙС УФБЧПЛ ОБМПЗПЧ Й Ф.Д. рТЙ ОПТНБФЙЧОПК РТПЧЕТЛЕ ОБМПЗПЧЩК ЙОУРЕЛФПТ ТХЛПЧПДУФЧХЕФУС ОПТНБФЙЧОПК ВБЪПК П ОБМПЗБИ Й УВПТБИ.

    оЕРПУТЕДУФЧЕООБС ЛБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК МПЗЙЮЕУЛХА РТПЧЕТЛХ ЛПТТЕУРПОДЕОГЙЙ ГЙЖТПЧЩИ ДБООЩИ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПФПТЩНЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛ ПРТЕДЕМСЕФ УХННХ ОБМПЗБ, РПДМЕЦБЭХА ЧОЕУЕОЙА Ч ВАДЦЕФ.

    рТЙЕНЩ Й НЕФПДЩ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ СЧМСАФУС ЪБЛТЩФПК ЙОЖПТНБГЙЕК, ЛПФПТБС РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ПУОПЧОЩЕ УРПУПВЩ ПРТЕДЕМЕОЙС ЪБОЙЦЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ОБМПЗППВМБЗБЕНПК ВБЪЩ ВЕЪ РТПЧЕДЕОЙС ЧЩЕЪДОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ. рТЙ ЬФПН УПРПУФБЧМСЕФУС ЙОЖПТНБГЙС, РТЕДУФБЧМЕООБС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ( ЕЗП ПФЮЕФОПУФШ), У ДБООЩНЙ РТПЧЕДЕООЩИ РТПЧЕТПЛ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ Й ЙОЖПТНБГЙЕК, РПУФХРБАЭЕК (РПМХЮБЕНПК) ЙЪ ЧОЕЫОЙИ ЙУФПЮОЙЛПЧ.

    рПУМЕ РТЙОСФЙС оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ РПСЧЙМБУШ ОЕПВИПДЙНПУФШ Ч ОПЧПН ДПЛХНЕОФЕ, ХУФБОБЧМЙЧБАЭЕН ЕДЙОЩЕ РТЙОГЙРЩ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ, ЛПФПТЩК ВЩ ПФЧЕЮБМ ЧУЕН ФТЕВПЧБОЙСН лПДЕЛУБ. фБЛЙН ДПЛХНЕОФПН УФБМ тЕЗМБНЕОФ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ ОБМПЗПЧПК ПФЮЕФОПУФЙ, ПЖПТНМЕОЙС ЙИ ТЕЪХМШФБФПЧ, ХФЧЕТЦДЕООЩК 28.01.99. нЙОЙУФЕТУФЧПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ РП ОБМПЗБН Й УВПТБН. оЕПВИПДЙНП ПФНЕФЙФШ, ЮФП тЕЗМБНЕОФ ЛБНЕТБМШОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ ОЕ ПФНЕОЙМ тЕЗМБНЕОФБ РМБОЙТПЧБОЙС Й РПДЗПФПЧЛЙ ЧЩЕЪДОЩИ ОБМПЗПЧЩИ РТПЧЕТПЛ УПВМАДЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ, Б УХЭЕУФЧЕООП ТБУЫЙТЙМ Й ДПРПМОЙМ ХЦЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ РПМПЦЕОЙС.

    рТЙ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЙ УРПТОЩИ ЧПРТПУПЧ, УЧСЪБООЩИ У ЙУЮЙУМЕОЙЕН УХНН ОБМПЗПЧ, ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ЧРТБЧЕ ЙУФТЕВПЧБФШ ПФ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ УЧЕДЕОЙС, РПМХЮЙФШ ПВЯСУОЕОЙС Й ОЕПВИПДЙНЩЕ ДПЛХНЕОФЩ. ч ДБООПН УМХЮБЕ УТПЛ РТПЧЕДЕОЙС ЛБНЕТБМШОПК РТПЧЕТЛЙ ЙУЮЙУМСЕФУС У НПНЕОФБ РТЕДУФБЧМЕОЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПН ХЛБЪБООЩИ ДПЛХНЕОФПЧ.

    фПМЛПЧБОЙЕ ЬФПК ОПТНЩ РПЪЧПМСЕФ РТЙКФЙ Л ЧЩЧПДХ П ФПН, ЮФП ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО ОЕ ЧРТБЧЕ ФТЕВПЧБФШ ПФ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ РТЕДУФБЧМЕОЙС МАВЩИ ДПЛХНЕОФПЧ. йУФТЕВХЕНЩЕ ДПЛХНЕОФЩ ДПМЦОЩ РПДФЧЕТЦДБФШ РТБЧПНЕТОЩЕ ДЕКУФЧЙС ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ, Б ОЕ УРПУПВУФЧПЧБФШ ХУФБОПЧМЕОЙА ОБМПЗПЧЩИ РТБЧПОБТХЫЕОЙК. чНЕУФЕ У ФЕН, УПЗМБУОП УФБФШЕ 93 оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ ДПМЦОПУФОПЕ МЙГП ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ, РТПЧПДСЭЕЕ ОБМПЗПЧХА РТПЧЕТЛХ, ЧРТБЧЕ ЙУФТЕВПЧБФШ Х РТПЧЕТСЕНПЗП ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДМС РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФЩ. ол тж ОЕ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ ПЗТБОЙЮЕОЙК РП УПУФБЧХ ЪБРТБЫЙЧБЕНЩИ ДПЛХНЕОФПЧ. еДЙОУФЧЕООПЕ ХУМПЧЙЕ — ДПЛХНЕОФЩ ДПМЦОЩ ПФОПУЙФШУС Л ФПНХ ОБМПЗПЧПНХ РЕТЙПДХ, ЪБ ЛПФПТЩК РТЕДУФБЧМЕОБ ФЕЛХЭБС ОБМПЗПЧБС ПФЮЕФОПУФШ(РТЙНЕТОЩК ПВТБЪЕГ ФТЕВПЧБОЙС УФТ.).

    рТЙНЕТ. дПРХУФЙН, УТПЛ РТЕДУФБЧМЕОЙС ПФЮЕФОПУФЙ РП оду — 20 НБТФБ. лБНЕТБМШОБС РТПЧЕТЛБ НПЦЕФ РТПЧПДЙФШУС У 21 НБТФБ РП 20 ЙАОС ФЕЛХЭЕЗП ЗПДБ. ч ЬФПФ РЕТЙПД ОБМПЗПЧЩК ПТЗБО НПЦЕФ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ол тж ЧПУРПМШЪПЧБФШУС УЧПЙН РТБЧПН ЙУФТЕВПЧБФШ Х ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ДПЛХНЕОФЩ, УЧЕДЕОЙС ЙМЙ РПМХЮЙФШ ПВЯСУОЕОЙС РП РПТСДЛХ ЙУЮЙУМЕОЙС ЙМЙ УЧПЕЧТЕНЕООПУФЙ ХРМБФЩ ОБМПЗБ.

    тЕЫЕОЙЕ ЧПРТПУБ П ФПН, ЛБЛЙЕ ЙНЕООП ДПЛХНЕОФЩ ОЕПВИПДЙНЩ ДМС ФБЛПК РТПЧЕТЛЙ, ОБИПДЙФУС Ч ЛПНРЕФЕОГЙЙ ОБМПЗПЧПЗП ЙОУРЕЛФПТБ ЙМЙ ДТХЗПЗП ДПМЦОПУФОПЗП МЙГБ ОБМПЗПЧПЗП ПТЗБОБ. пФЛБЪ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБ ПФ РТЕДПУФБЧМЕОЙС ЪБРТБЫЙЧБЕНЩИ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ЛБНЕТБМШОПК ОБМПЗПЧПК РТПЧЕТЛЙ ДПЛХНЕОФПЧ ЙМЙ ОЕРТЕДПУФБЧМЕОЙЕ ЙИ Ч РСФЙДОЕЧОЩК УТПЛ РТЙЪОБЕФУС ОБМПЗПЧЩН РТБЧПОБТХЫЕОЙЕН Й ЧМЕЮЕФ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, РТЕДХУНПФТЕООХА Ч УФБФШЕ 126 оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ «оЕРТЕДУФБЧМЕОЙЕ ОБМПЗПЧПНХ ПТЗБОХ УЧЕДЕОЙК П ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛЕ, ОЕПВИПДЙНЩИ ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЛПОФТПМС».

    Виды налоговых проверок

    Вернуться назад на Проверка налогов

    Налоговые инспекции проводят:

    — налоговые проверки (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги);
    — неналоговые проверки (инспекторы проверяют не связанные с налогами вопросы, например применение контрольно-кассовой техники).

    Читайте так же:  Срок хранения заявлений на отпуск — сколько хранятся документы

    Виды налоговых проверок

    Налоговые проверки бывают:
    — выездные (иногда их называют «документальные») — это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;
    — камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам).

    Выездные проверки наиболее опасны — именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.

    Выездные проверки бывают:
    — комплексные и выборочные (тематические);
    — контрольные;
    — плановые и внеплановые;
    — встречные.

    Комплексные и выборочные проверки

    При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольким налогам.

    Особый вид выборочной проверки — тематическая.

    Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

    Налоговики пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фирмы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этому налогу, то есть проведут выборочную проверку.

    Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января

    2013 года по 31 декабря 2013 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам, то есть провести комплексную проверку.

    Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

    Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса РФ. Такую проверку принято называть контрольной.

    Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регио-нального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из межрегиональной инспекции.

    Налоговая инспекция проводить повторные проверки может только в одном случае: если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная.

    Контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.

    [2]

    Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача — проверить фирму, то при контрольной — налоговую инспекцию.

    Региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку ЗАО «Архангельскгеолдобыча» (г.Архангельск). Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

    Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

    Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия — это проверка работы налоговой инспекции (постановление ФАС Северо-Западного округа №А05-1415/01 -104/13).

    Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако «факт сговора» необходимо доказать.

    Плановые и внеплановые проверки

    Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе — налоговые инспекторы появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

    Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

    Универсальных критериев, по которым формируются планы, нет. Но, несмотря на это, выбор той или иной фирмы или предпринимателя не случаен. С точки зрения налоговиков, каждая налоговая проверка должна приносить доход в бюджет: выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому в первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы или предприниматели, о которых известно, что они скрывают налоги. Информацию об этом налоговики получают из разных источников. Например, они принимают во внимание результаты камеральных проверок: если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации — ждите проверку.

    Насторожить налоговиков может и то, что данные отчетности фирмы резко отличаются отданных отчетности аналогичных предприятий или же у фирмы при одинаковом объеме выпуска продукции в разные месяцы суммы платежей в бюджет значительно различаются.

    ЗАО «Актив» платит НДС помесячно. В августе выручка фирмы составила 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.). В этом же месяце фирма купила сырье для производства. На него потратили также 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.).

    За август «Актив» может не платить НДС (сумма вычетов по этому налогу равна сумме НДС, начисленной к уплате в бюджет).

    В сентябре фирма получила от покупателей 12 390 000 руб. (в том числе НДС -1 890 000 руб.). Для производства «Актив» использовал сырье, которое было куплено в августе.

    За сентябрь «Актив» должен заплатить НДС в сумме 1 890 000 руб.

    В этой ситуации налоговики могут назначить выездную проверку «Актива» из-за значительного колебания сумм НДС, которые нужно заплатить в бюджет.

    Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры или других ведомств о том, что фирма скрывает налоги.

    Имеет также значение использование льгот: чем их больше, тем выше вероятность проверок.

    Помните: чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей, тем меньше вероятность проверки.

    Встречная проверка — это проверка операций друг с другом двух и более фирм.

    Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка», инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

    Читайте так же:  С чего начать

    Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе запросить у фирмы информацию о партнере по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Проводить встречную проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

    Чтобы организовать встречную проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контрагента необходимые документы либо направляет инспекторов для их проверки непосредственно на предприятие. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

    Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок.

    За отказ предоставить информацию по контрагенту фирме грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года — 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

    [1]

    После встречной проверки налоговики составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по чьему запросу проводилась встречная проверка.

    Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера

    В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.

    Один из возможных результатов встречной проверки — отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплаченный в составе этих расходов.

    Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия — об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей — налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

    Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

    Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже — цифры в документах, партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где стоят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на ру-ку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.

    Если расхождения окажутся серьезными и приведут к искажению налоговой базы за три финансовых года подряд на сумму более 500 000 рублей, налоговики передадут материалы в полицию. В такой ситуации полицейские могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов).

    Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас

    Если встречная проверка проводится на вашей фирме, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

    Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

    Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны. Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

    Обратите внимание: инспекторы вправе требовать информацию о конкретной сделке у всех ее участников и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса.

    По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

    В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести встречную проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (о встречной проверке читайте выше).

    Виды неналоговых проверок

    В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:
    — ведут кассовые операции;
    — используют контрольно-кассовую технику.

    УСН
    ЕНВД
    Налог на доход от продажи квартиры
    Налоговый вычет при покупке участка
    Возврат подоходного налога, обзор

    Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

    Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

    p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

    Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

    Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

    Читайте так же:  Образец заполнения приходно-кассового ордера форма ко-1

    p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

    • камеральной;
    • выездной.

    Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

    Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

    p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

    Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

    Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

    В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

    p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

    В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

    p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

    • комплексные;
    • выборочные.

    В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

    p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

    p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

    • плановые;
    • внеплановые проверки.

    В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

    p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

    Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

    p, blockquote 11,1,0,0,0 —>

    Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

    p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

    Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

    p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

    Камеральная проверка организации

    В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

    p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

    Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

    Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

    p, blockquote 16,0,0,1,0 —>

    Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

    Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

    p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

    Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

    p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

    В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

    p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

    • допрашивать свидетелей;
    • назначать экспертизы;
    • производить осмотр помещений и документов;
    • проводить инвентаризацию имущества;
    • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

    Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

    Приведем основные отличия в таблице:

    p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

    По каким критериям производится сравнение? Камеральная Выездная
    Предмет проверки Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
    Срок проверки 3 месяца после получения ФНС декларации 2 месяца
    Возможность приостановления или продления срока проверки Нет Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
    Основание для проверки Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется План проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
    Итоговый документ Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт Составляется справка, а затем акт.

    [3]

    p, blockquote 21,0,0,0,0 —> p, blockquote 22,0,0,0,1 —>

    Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

    Виды налоговых проверок

    Это вторая статья из серии «На предприятие пришла проверка». Она в свою очередь открывает цикл статей о взаимодействии предприятия с Федеральной налоговой службой.

    Налоговые проверки бывают:

    • выездные, это проверки, которые проводят, как правило, на территории налогоплательщика;
    • камеральные, это проверки налоговых деклараций и расчетов, которые налогоплательщик сам направил в налоговый орган, проводятся они по месту нахождения налогового органа;
    • в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

    Выездные проверки

    По результатам именно выездных проверок делается львиная доля доначислений налогов, штрафов и пеней.

    Выездные проверки бывают:

    • комплексные и выборочные;
    • контрольные;
    • плановые и внеплановые;
    • «встречные».

    Комплексные и выборочные проверки

    При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем налогам, а при выборочной проверке – по какому-то одному или нескольким налогам.

    Особый вид выборочной проверки – тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или предпринимателя. Например, расчеты с поставщиками, экспортные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

    Отметим, что выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль по этой группе (п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

    Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок ее участников по налогам, которые указанная группа не исчисляет и не уплачивает, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

    Например, налоговики в 2014 г. пришли с проверкой в некое ООО «Икс». Директору предприятия они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этим налогам за 2011–2013 гг., то есть проведут выборочную проверку.

    Читайте так же:  Как выбрать брокера для торговли бинарными опционами

    Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г.», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2011– 2013 гг., то есть провести комплексную проверку.

    Помните: налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

    Контрольная проверка

    Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящие налоговики могут провести еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

    Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из налоговой инспекции, то повторно могут прийти из регионального управления. Если же первоначальную проверку провело управление, то с контрольной придут из ФНС.

    Налоговая инспекция проводит повторную проверку только в одном случае: если фирма представила уточненную декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше, чем ранее заявленная. Будет проверен период, за который она представлена, независимо от истечения трехлетнего срока.

    Контрольная проверка схожа с выездной: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, опрашивают свидетелей и т. д. По результатам проверки составляют акт.

    Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача – проверить фирму, то при контрольной – проверяющих.

    Например: региональное управление приняло решение провести повторную выездную проверку организации, занимающейся добычей полезных ископаемых. Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оперативного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

    Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

    Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача контрольного мероприятия – это проверка работы налоговой инспекции.

    Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако факт сговора необходимо доказать.

    Плановые и внеплановые проверки

    Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С внеплановыми проверками все иначе: налоговые инспекторы являются без предупреждения. Но такое случается редко, например, когда они опасаются, что нужные документы будут уничтожены.

    Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

    Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке. Они изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вот эти критерии.

    1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).

    2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.

    3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.

    4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

    5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе; информация о выплате заработной платы «в конвертах», о неоформлении трудовых отношений и иная аналогичная информация.

    6. Неоднократное приближение показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.

    7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода за календарный год.

    8. Построение деятельности «цепочки контрагентов» без разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности; непредставление налоговой инспекции запрашиваемых документов, наличие информации об их уничтожении или порче; необеспечение их сохранности и восстановления после утраты под действием форс-мажорных обстоятельств.

    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения.

    11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.

    12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском.

    «Встречная» проверка

    В Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка». Однако инспекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров.

    В статье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребования документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

    Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Проводить «встречную» проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

    Чтобы организовать «встречную» проверку контрагента проверяемой фирмы, налоговая инспекция должна направить письменное поручение в другую инспекцию, где этот контрагент состоит на учете. Получив поручение, вторая инспекция в течение пяти дней требует у контрагента необходимые документы. Когда оба партнера состоят на учете в одной инспекции, проверять их могут одни и те же инспекторы.

    Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Способы: лично, через представителя, по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если вы не можете представить нужные бумаги в указанный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок. Инспекторы не вправе требовать ранее представленные документы.

    Читайте так же:  Пошаговое руководство по оформлению пособия по безработице

    В случае получения налоговиками необходимых документов их передают в инспекцию, которая направила поручение об истребовании документов. На это закон дает три дня. Такой же срок действует в случае, если от контрагента получено сообщение об отсутствии нужных документов.

    Итак, первый вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вашего делового партнера

    В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала «встречная» проверка. Один из ее возможных результатов – отсутствие искомой фирмы, то есть вашего делового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС. Однако, если дело доходит до судебного разбирательства, судьи обычно встают на сторону предприятия, об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основной довод судей: налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров. Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не так лояльно и могут в той же ситуации вынести противоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

    Намного сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже – цифры в документах партнеров различаются: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры с одинаковыми реквизитами, но разными цифрами. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Эти бумаги можно будет предъявить в суде. В такой ситуации налоговики могут обратиться в полицию, где возбудят уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Если сумма неуплаченных налогов в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб. и при этом она превышает 10% подлежащих уплате сумм или составляет более 6 000 000 руб., это уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Уклонением в особо крупном размере считается неуплата суммы, составляющей за такой же период более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм, или превышающей 30 000 000 руб.

    Второй вариант: налоговики проводят «встречную» проверку у вас

    Если проводится «встречная» проверка вашей фирмы, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку налоговики могут не всегда.

    Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках «встречной» проверки. Просмотрев эти документы еще раз, налоговики обнаружили в вашей компании нарушения. По итогам «встречной» проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще одну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у вас есть шанс наказания избежать.

    Документы, которые требует инспекция в рамках «встречной» проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой связаны. Это могут быть, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения и т. п. Если налоговики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

    Обратите внимание: инспекторы вправе требовать документы (информацию) о конкретной сделке у всех ее участников (иных лиц) и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Правда, только в том случае, если у контролеров возникнет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Компании должны подать документы в течение пяти дней с момента получения запроса.

    Камеральные проверки

    По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Как правило, ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

    Камеральную налоговую проверку расчета финансового результата инвестиционного товарищества налоговая инспекция проводит по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ).

    В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе выездной) налоговики могут провести «встречную» проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (об этом читайте выше).

    Виды неналоговых проверок

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Эти проверки связаны не с налогами, а с тем, как ведутся кассовые операции, используется контрольно-кассовая техника.

    Источники


    1. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.

    2. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.

    3. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
    4. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
    5. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
    Виды налоговых проверок
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here