Виды уведомлений, связанных с торговым сбором

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Виды уведомлений, связанных с торговым сбором" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Проверьте, являетесь ли Вы плательщиком торгового сбора

В нашу редакцию поступило много вопросов о том, кто должен вставать на учет в качества плательщиков торгового сбора, с каких объектов нужно рассчитывать сумму сбора, какие льготы предоставляются и т.п. На вопросы читателей ответила заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Мария Багреева.

НК РФ предусматривает, что торговый сбор взимается в том числе и при торговле со склада (подп. 4 п. 2 ст. 413 НК РФ). Однако Законом г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 ставка торгового сбора для такого вида торговой деятельности не установлена. Обязан ли предприниматель, отпускающий товары со склада, подать до 7 июля 2015 года уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора и если да, то как следует заполнить в таком случае п. 3 уведомления (расчет суммы сбора)?

ВНИМАНИЕ

Обращаем внимание, что ответы на вопросы носят информационный характер, отнесение конкретного объекта к торговому, может устанавливаться только на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов, с учетом фактического использования помещений.

Организации и ИП, занимающиеся такой торговой деятельностью как «торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада» в Москве (например, интернет-магазины), не являются плательщиками торгового сбора и не должны подавать уведомление о постановке на учет в территориальные налоговые органы. Торговый сбор в отношении этого вида деятельности в Москве не установлен. При этом к складам, по мнению Департамента экономической политики и развития города Москвы, относятся здания (строения, сооружения) или их части, предназначенные для хранения товара, не предусматривающие к нему доступ покупателей и не имеющие оборудования, предназначенного для выкладки и демонстрации товара и проведения денежных расчетов с покупателями.

Компания осуществляет оптовую и розничную торговлю керамической плиткой. Плитка отгружается только со склада (как юрлицам, так и физлицам), однако имеется офис с выставочным залом, в котором представлены образцы продукции и в котором осуществляется продажа товара. С какой площади нужно уплачивать торговый сбор?

В данном случае торговый сбор нужно будет рассчитывать и уплачивать только с площади офиса с выставочным залом. Ведь если в офисе есть специальное оборудование, осуществляется выкладка товара и производятся денежные расчеты, такой офис является торговым объектом и, соответственно, облагается торговым сбором. При этом при определении площади торгового зала следует учитывать, что под площадью торгового зала понимается:

  • часть магазина или павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей;
  • площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин;
  • площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
  • площадь проходов для покупателей;
  • арендуемая часть площади торгового зала.

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Должна ли платить торговый сбор компания, которая оказывает услуги по транспортировке ламп и одновременно продает, например, тару, для перевозки и хранения этих ламп и если да, то что будет признаваться объектом осуществления торговли?

Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли. Услуги по транспортировке/доставке не являются торговой деятельностью, и торговый сбор на них не распространяется.

Что касается продажи тары, то, в случае если торговля ведется с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством, такая торговля может быть отнесена к развозной розничной торговле, и в таком случае сбор нужно уплачивать.

Фирма осуществляет торговлю исключительно через интернет-магазин. Должна ли она уплачивать торговый сбор и если да, то какую ставку надо применять? (Даниловский район).

Нет, уплачивать торговый сбор фирма не должна. Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли. В случае если объекты имущества не используются (например, товар со склада доставляется покупателям напрямую, отсутствует торговый зал, в котором размещено оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), то и налоговый сбор уплачивать не нужно.

Специальный ГОСТ (ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли») дает определения стационарных и нестационарных объектов. НК РФ тоже содержит такие определения для целей применения ЕНВД и ПСН. При этом положения ГОСТа и НК РФ расходятся – например, торговые автоматы и киоски ГОСТ относит к нестационарным объектам (п. 3.14), а НК РФ – к стационарным (абз. 15 ст. 346.27, подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Для целей применения торгового сбора НК РФ определений таких объектов не устанавливает. Чем следует руководствоваться плательщикам сбора при определении вида объекта?

Действительно, понятия объектов стационарной торговой сети и нестационарной торговой сети в настоящий момент не определены в главе 33 НК РФ. При этом для целей администрирования торгового сбора будет использоваться следующая классификация торговых объектов, представленная в постановлении Правительства Москвы № 401-ПП от 30 июня 2015 г. «О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве».

К объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся:

  • отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), используемые одной организацией или ИП для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов;
  • расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или ИП для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, относятся объекты:

  • расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах торговые точки, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов;
  • расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) ИП для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение;
  • расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.

К объектам нестационарной торговой сети относятся:

  • нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» (например, киоск, торговый автомат, автомагазин, пресс-стенд);
  • объекты развозной розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством;
  • объекты разносной розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.
Читайте так же:  Заявление на часть отпуска образец

В НК РФ указано, что торговым сбором облагается объект осуществления торговли, если хотя бы раз за квартал на нем велась торговая деятельность. У организации имеется магазин, но в июле, августе и сентябре торговля в нем вестись не будет. В четвертом же квартале планируется вновь возобновить торговлю. Какими документами и в каком порядке можно подтвердить отсутствие торговой деятельности на объекте торговли в течение третьего квартала?

В соответствии с положениями ст. 416 НК РФ, плательщик торгового сбора обязан направить в налоговые органы уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в течение пяти дней с даты начала осуществления торговой деятельности. В связи с тем, что в июле, августе и сентябре деятельность вестись не будет, организация должна будет подать уведомление впервые в четвертом квартале – в течение пяти дней после возобновления торговой деятельности. При этом у плательщика нет обязанности подтверждать, что торговая деятельность не велась на объекте в течение июля – сентября.

Торговля не является основным видом деятельности организации, и товары продаются только как дополнение к основной деятельности (продажа косметических средств в салоне красоты, шампуней в парикмахерской). Нужно ли подавать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора?

[3]

Да, нужно. Организация в данном случае использует объект недвижимого имущества для осуществления торговой деятельности, является плательщиком сбора, и обязана подать уведомление в налоговые органы. Для небольших по площади объектов бытового обслуживания (до 100 кв. метров) в конце июня в Закон города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе» (далее – Закон № 62) были внесены изменения, предусматривающие льготы для организаций и ИП, оказывающих бытовые услуги. Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года, то есть с начала периода обложения торговым сбором организации и ИП смогут данной льготой воспользоваться.

Так, Законом № 62 освобождение от уплаты торгового сбора действует в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий:

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Дополнительную информацию а также ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по торговому сбору читайте в в брошюре Департамента экономической политики и развития города Москвы «О торговом сборе».

Виды уведомлений, связанных с торговым сбором

Торговый сбор вводится в действие Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и нормативными актами уполномоченных органов регионов для определенных видов деятельности (видов торговли). В 2017 году торговый сбор установлен только на территории г. Москвы.

Существует два вида уведомления о торговом сборе:

  1. Уведомление о постановке на учет организации / индивидуального предпринимателя в качестве плательщики торгового сбора (форма ТС-1). По этой же форме подается уведомление в случае изменений и прекращений объекта торговли.
  2. Уведомление о снятии с учета плательщика торгового сбора (форма ТС-2).

Актуально для регионов, на территории которых действует торговый сбор.

Форма ТС-1 – «Уведомление о постановке на учет…» с указаниями по ее применению и заполнению утверждена Приказом ФНС РФ от 22.06.2015 N ММВ-7-14/[email protected] «Об утверждении форм и форматов уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, а также порядка заполнения этих форм». (

Уведомление по форме ТС-1 подают организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей на территориях, для которых установлен торговый сбор.

Подать уведомления необходимо не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором.

О каждом изменении параметров объекта налогообложения, в том числе о «прекращении объекта обложения сбором», которое может изменить сумму налогового сбора, также необходимо сообщить в ИФНС.

Уведомление подается также по форме ТС-1 в срок не позднее пяти дней с даты изменения параметров объекта налогообложения.

Уведомления в отношении стационарных объектов необходимо подать в ИФНС по месту нахождения объекта.

Уведомления в отношения не стационарных объектов – по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Уведомление заполняется на двух листах

На титульном листе в первом поле заполняется вид формы, при этом выбирается:

1 – при возникновении объекта обложения сбора;

2 – при изменении показателей объекта осуществления торговли;

3 – при прекращении объекта обложения сбором.

Уведомление, для которого выбран код 2 или 3 заполняется только в отношении объектов, по которым есть изменения. При прекращении всех объектов заполняется форма ТС-2.

На втором листе заполняются данные по конкретному объекту обложения торговым сбором. При заполнении этих данных необходимо руководствоваться региональным законодательством.

Например, для г. Москвы для стационарного объекта (код 03) магазина (код 01)

Заполняются данные о местонахождении, праве собственности на объект, площади торгового зала.

При заполнении раздела «Расчет суммы сбора» выбирается вид ставки (на объект или за квадратный метр площади объекта, рассчитывается сумма сбора.

При наличии льготы, указывается код льготы и размер льготы в денежном выражении (

Ответы на распространенные вопросы

Нужно ли подавать Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора при начале торговли товарами, для которых установлена льгота в виде освобождения от торгового сбора?

В настоящее время каких-либо особенностей для организаций, торгующих только льготируемыми в отношении торгового сбора товарами, не предусмотрено. Все организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся видами торговли, в отношении которых на территории установлен торговый сбор, должны подать Уведомление о постановке на учет. Такая позиция подтверждена документами контролирующих органов, например, Письмом Минфина РФ от 28.10.2015 № 03-11-09/62139.

Организация стоит на учет в г. Москва. Организация купила и установила вендинговый автомат в Московской области. Нужно подавать Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора? Если нужно, то куда?

На наш взгляд, вендинговые автоматы относятся к объектам стационарной торговли. По стационарным объектам уведомление подается в ИФНС по месту нахождения объекта. Объект установлен в области, где не действует торговый сбор, значит подавать уведомления не нужно.

Если организация, не являющаяся плательщиком торгового сбора, ошибочно подала Уведомление о постановке на учет, что ей предпринять для исправления ситуации?

Организации следует подать заявление в произвольной форме, указав регистрационные сведения по организации и причину подачи такого заявления. К заявлению необходимо приложить копию ранее поданного Уведомления. Именно так советует сделать ФНС РФ в Письме от 20.08.2015 N ГД-4-3/[email protected] .

Порядок снятия с учета плательщика торгового сбора

Торговый сбор снятие с учета плательщика предусматривает производить по определенной процедуре, закрепленной в НК РФ. Из нашей статьи вы узнаете о порядке снятия с учета в ФНС фирмы, которая больше не является плательщиком сбора.

В чем заключается процедура снятия с учета плательщика торгового сбора

Снятие с учета плательщика торгового сбора (ТС) — процедура, которая может быть осуществлена 2 способами:

Читайте так же:  Льготная ипотека для учителей

1. Фирма, имеющая право сняться с учета по ТС, может направить в ФНС уведомление по установленной форме — ТС-2, утвержденной приказом ФНС РФ от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249. Дата снятия с торгового сбора будет соответствовать той, что указана в этом уведомлении.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налогоплательщик, прекративший деятельность, облагаемую торговым сбором, но не подавший уведомление по форме ТС-2, не освобождается от обязанности уплачивать торговый сбор.

Подробности см. здесь.

2. Снятие с учета по ТС может быть осуществлено без участия налогоплательщика — на основании информации об аннулировании акта, удостоверяющего выявление объекта обложения ТС органом власти, предоставившим в ФНС сведения о соответствующем объекте. При этом по факту снятия с учета в ФНС в качестве плательщика ТС фирма получит от налоговиков соответствующее уведомление. Аналогичный документ ФНС присылает ИП и организациям, которые снимаются с учета по ТС, направляя налоговикам форму ТС-2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При ликвидации фирмы или закрытии ИП направлять налоговикам уведомление по форме ТС-2 не нужно. Подробности см. в материале «[ТОРГОВЫЙ СБОР]: Нужно ли уведомление о снятии с учета при закрытии фирмы или ИП?».

Когда снимаются с учета по торговому сбору

ТС должны платить все юрлица и ИП (в тех городах РФ, где соответствующий сбор введен, а это пока что только Москва), которые осуществляют продажи посредством:

  • торговых объектов, не являющихся торговыми залами и не используемых на АЗС;
  • объектов торговых сетей, классифицируемых как нестационарные;
  • объектов торговых сетей с соответствующего типа залами, классифицируемых как стационарные.

Сколько раз платить ТС, если торговая точка прекратила и возобновила работу в одном квартале, читайте здесь.

Налоговым законодательством РФ предусмотрено также взимание ТС с фирм, осуществляющих торговлю со складов и на розничных рынках, но пока что на практике эта норма нигде в России не применяется.

В свою очередь, право на снятие с учета торгового сбора предусмотрено для фирм, которые:

  • не занимаются розничной торговлей (перестают ею заниматься);
  • работают в форме ИП на патентной системе налогообложения (перешедшие на ПСН);
  • представляют сельскохозяйственную отрасль и работают по ЕСХН.

При этом продавцы, изначально работающие как ИП на ПСН, и фермеры могут даже не вставать на учет как плательщики ТС.

Рассмотрим, как процедура снятия с учета по инициативе торговой фирмы с использованием уведомления ТС-2 осуществляется на практике.

Уведомление о снятии с учета в ФНС: нюансы заполнения

Форма ТС-2 состоит из титульного листа и представляется в случае прекращения осуществления всех видов предпринимательской деятельности с использованием объектов осуществления торговли, в отношении которых установлен торговый сбор. Несмотря на простоту структуры формы ТС-2, существует ряд нюансов, связанных с ее заполнением. Форма ТС-2 может быть заполнена налогоплательщиком 2 способами — шариковой ручкой вручную либо на компьютере. При этом заполняться должны все ее поля, если иное не предусмотрено в регулирующих НПА. В случае, когда необязательно вносить данные в какое-либо поле (или их нет), в соответствующих полях ставятся прочерки. При заполнении формы на компьютере нет необходимости ставить прочерки, поскольку поля можно оставить пустыми.

Вписывать сведения в форму ТС-2 нужно, размещая каждый знак в отдельной клетке, начиная с самой первой слева. Вписывать символы ручкой следует заглавными печатными буквами. При заполнении формы на ПК нужно использовать шрифт Courier New, размер 16 или 18, в режиме ввода заглавных букв. День, месяц и год, которые обозначают дату составления документа, разделяются точкой. Исправлять ошибки в форме ТС-2 с помощью корректора недопустимо.

Какие сведения указываются в форме ТС-2

Задача налогоплательщика — корректно отразить на 1-й странице формы ТС-2 такие сведения, как:

  • ИНН и КПП (для ИП — только ИНН);
  • код налогового органа;
  • дату прекращения вида деятельности с участием объекта, подлежащего обложению ТС;
  • наименование юрлица либо Ф. И. О. предпринимателя;
  • ОГРН или ОГРНИП;
  • если форма ТС-2 передается в ФНС не лично владельцем фирмы или ИП, а по доверенности, указывается общее количество листов, на которых данная доверенность оформлена;
  • название документа, удостоверяющего полномочия представителя фирмы или ИП;
  • код, обозначающий статус лица, передающего форму ТС-2 в ФНС;
  • Ф. И. О. руководителя фирмы, ИП либо их представителей, их ИНН — при наличии;
  • номер телефона, адрес электронной почты человека, передавшего форму ТС-2 в ФНС.

На титульной странице документа также проставляются дата заполнения и подпись лица, передавшего форму ТС-2 налоговикам.

Скачать бланк формы ТС-2 можно на нашем сайте.

Наши специалисты подготовили пример заполнения формы ТС-2.

Куда направлять заполненную форму ТС-2

В соответствии с п. 7 ст. 416 НК РФ снятие плательщика ТС с учета в ФНС должно осуществляться посредством передачи формы ТС-2 в ИФНС по месту нахождения:

  • торговой точки, если она является объектом недвижимости;
  • фирмы или месту жительства ИП — в иных случаях (в частности, если в торговле используется движимое имущество).

Снятие с учета плательщика ТС осуществляется налоговым органом в течение 5 дней со дня получения уведомления по форме ТС-2.

Сниматься ли плательщику ТС с учета при реорганизации в форме присоединения, узнайте здесь.

Торговый сбор — снятие с учета по нему в ФНС прекращает обязанность плательщика вносить данный вид платежа в бюджет. При этом в ИФНС по месту регистрации либо ведения торговли нужно направить единственный документ — форму ТС-2. Это следует сделать, если фирма перейдет на ПСН, ЕСХН или совсем прекращает торговый бизнес.

Для заполнения формы ТС-2 нужны данные о компании-торговце, а также о торговом объекте, принадлежащем ей (либо арендованном).

Изучить иные полезные факты о торговом сборе вы можете в статьях:

Уведомление о торговом сборе — бланк и образец

Видео (кликните для воспроизведения).

Уведомление о торговом сборе — бланк вы найдете ниже в нашей статье, — предоставленное в установленные законом сроки в налоговые органы, позволяет предпринимателю заниматься видами деятельности торгового характера, попадающими под торговый сбор на территории его применения. Невыполнение этой обязанности грозит административными и налоговыми штрафами.

Обязанность по предоставлению уведомления о торговом сборе

Необходимость заполнять и подавать уведомление о торговом сборе возникает у всех плательщиков, хозоперации которых имеют отношение к торговому сбору при условии его действия на территории осуществления их деятельности. Этот документ обязывает производить ежеквартальную уплату взноса.

По отношению к тем предпринимателям и организациям, которые не подали уведомление вовремя или не предоставили его вовсе, могут быть приняты штрафные меры:

  • Административная ответственность предполагает штрафы от 300 до 500 рублей (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
  • Налоговый кодекс определяет наказание за подобные противоправные действия — 200 рублей за непредоставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) и штраф в размере от 40 000 рублей за незарегистрированную деятельность, для ведения которой нужно встать на учет в ФНС (п. 2 ст. 116 НК РФ).

В некоторых случаях муниципальные власти вправе устанавливать льготы для плательщиков торгового сбора, предполагающие сниженную ставку вплоть до 0% по определенным видам деятельности. Однако данные меры не свидетельствуют о том, что в этом случае подавать уведомление не требуется — чиновники обращают на это внимание в письме Минфина РФ от 28.10.15 № 03-11-09/62139.

Порядок предоставления уведомления

Налогоплательщики, деятельность которых предполагает уплату торгового сбора, обязаны предоставить уведомление не позднее 5 дней с момента начала ведения торговой деятельности. Этот документ является основанием для соответствующей регистрации. Подтверждением служит свидетельство, направленное субъекту в течение 5 дней со дня постановки на учет (п. 3 ст. 416 НК РФ).

Читайте так же:  Учет рабочего времени в командировке

Учитывая тот факт, что торговый сбор ― это относительно новый вид обязательных платежей в бюджет, не все предприниматели осознают необходимость предоставления документов, связанных с ним, и знают, как их правильно заполнять. Так, например, уведомление субъектами, регистрирующее их как плательщиков торгового сбора, может быть подано по ошибке. ФНС в таких случаях предлагает им написать заявление с объяснением.

Образец уведомления ТС-1

Изначально оформление уведомлений о применении торгового сбора носило рекомендательный характер. Однако вскоре налоговики утвердили официальную форму ТС-1.

Бланк уведомления о торговом сборе доступен для скачивания на нашем сайте.

Вы также можете скачать у нас образец заполнения бланка уведомления о торговом сборе.

Разъяснения ФНС по торговому сбору

Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ в Налоговый кодекс РФ введена глава — «Торговый сбор», который относится к местным налогам. Москва стала первым городом, в котором новый торговый сбор нужно уплачивать с 1 июля 2015 года. В статье эксперты «1С» комментируют разъяснения ФНС России об особенностях его исчисления и уплаты, постановки на учет в налоговых органах плательщиков сбора. Приведена актуальная информация о поддержке торгового сбора в «1С:Предприятии».

С 1 июля 2015 года торговый сбор введен в Москве

В письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/[email protected] ФНС России представила разъяснения по применению торгового сбора. Напомним, что плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования (города федерального значения) определенную предпринимательскую деятельность. При этом деятельность должна проходить с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (п. 1 ст. 411 НК РФ). В настоящее время торговый сбор введен только на территории столицы и регулируются законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее — Закон № 62).

Торговым сбором в г. Москве облагается (ст. 2 Закона № 62):

  • торговля через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов;
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • развозная и разносная торговля;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • организация розничных рынков.

Кроме того, Законом № 62 установлен ряд льгот по отдельным видам торговой деятельности, а также для некоторых категорий плательщиков сбора. Рассмотрим наиболее важные из разъяснений налогового ведомства.

ИС 1С:ИТС

Подробнее об особенностях торгового сбора в Москве, о видах торговой деятельности, месте ее осуществления и ставках торгового сбора за квартал, читайте в справочнике «Торговый сбор» в разделе «Налоги и взносы» http://its.1c.ru/db/taxtrfee#content:11:hdoc.

[1]

Постановка на учет плательщиков торгового сбора

Встать на учет плательщику торгового сбора необходимо не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Для этого следует представить в налоговую инспекцию специальное уведомление (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ).

Формы уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (форма ТС-1), о снятии с учета (форма ТС-2), форматы их представления в электронной форме и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/[email protected] (действует с 03.08.2015). Ранее формы уведомлений были доведены до сведения плательщиков торгового сбора письмом ФНС России от 10.06.2015 № ГД-4-3/[email protected]

Каждый плательщик подлежит постановке на учет один раз. Если в дальнейшем будут представлены новые уведомления в связи с возникновением нового объекта (либо получением информации о новом объекте), повторной постановки на учет не происходит.

Относительно порядка постановки на учет отметим следующее.

Согласно пункту 7 статьи 416 НК РФ постановка на учет осуществляется:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества.
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.

Понятий движимого и недвижимого имущества НК РФ не содержит, поэтому согласно статье 11 НК РФ можно использовать понятия из других отраслей. Так, в статье 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Все остальное имущество признается движимым.

В рассматриваемом письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/[email protected] представители ФНС России несколько расширили норму пункта 7 статьи 416 НК РФ и предлагают осуществлять постановку на учет:

1) по месту нахождения объекта недвижимого имущества в отношении следующих видов торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
  • деятельность по организации розничных рынков.

2) по месту нахождения организации в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети.

Ни в главе 33 НК РФ, ни в комментируемом письме нет понятий объектов стационарной торговой сети и нестационарной торговой сети. Такие понятия есть:

  • в главе 26.3 НК РФ о ЕНВД;
  • в главе 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения», в которую есть отсылка из главы 33 НК РФ «Торговый сбор», но только на понятие «площадь торгового зала»;
  • в постановлениях Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП, от 03.02.2011 № 26-ПП.

Из анализа приведенных норм следует, что один и тот же объект, например, павильон в одном случае признается стационарным объектом (ст. 346.43 НК РФ), а в другом — нестационарным (пп. 6 п. 4 Порядка, утв. постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП).

Пунктами 25 и 26 Порядка заполнения Уведомления, утв. приказом ФНС от 22.06.2015 № ММВ-7-14/[email protected], предусмотрено при выборе в качестве деятельности торговли через объекты стационарной сети с торговыми залами и без них (коды «03» и «01») по каждому объекту указывать его кадастровый номер. Однако из формата уведомления следует, что данный реквизит не является обязательным для заполнения.

Исходя из этого, по нашему мнению, при определении места подачи уведомления стоит учитывать понятие движимого и недвижимого имущества, приведенное в ГК РФ. В случае сомнений можно этот вопрос уточнить в инспекции.

Если несколько объектов торговли в Москве находятся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили раньше, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 НК РФ), либо объекта, указанного первым в уведомлении о постановке на учет.

Информацию о том, какой КПП указывается в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, если объект обложения находится в обособленном подразделении, можно найти на сайте.

Если плательщик торгового сбора не представил уведомление, то налоговая инспекция может поставить его на учет в Москве на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москвы (п. 1 ст. 416 НК РФ, п. 2 ст. 418 НК РФ).

В решениях «1С:Предприятие» уведомления для плательщиков торгового сбора реализованы.

[2]

О том, как отправить в налоговые органы уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора на примере программы «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0, см. на сайте.

Читайте так же:  Партнерская программа для тех, кто часто покупает на алиэкспресс

Исчисление и уплата торгового сбора

Торговый сбор уплачивается по каждому объекту отдельно раз в квартал.

При этом если в течение квартала произошло увеличение количества объектов (или их площадей), то указанное изменение должно быть учтено в этом же периоде, даже если факт увеличения имел место в последний день.

А если произошло уменьшение количества объектов (или их площадей), то это изменение подлежит учету только со следующего периода.

По мнению налогового ведомства, такой порядок следует из пункта 1 статьи 412 НК РФ.

Уплачивать торговый сбор (в силу п. 2 ст. 417 НК РФ) необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим периодом обложения (кварталом).

О порядке исчисления и уплаты торгового сбора читайте в справочнике «Торговый сбор» в разделе «Налоги и взносы».

ФНС России пояснила, какие коды ОКТМО указывать в зависимости от порядка уплаты:

  • если оплата производится по месту нахождения объекта недвижимости, указывается код ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора;
  • если оплата производится по месту нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указывается код ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности.

Как было указано выше, поставить на учет плательщика взносов налоговый орган может самостоятельно на основании информации уполномоченного органа. В этом случае инспекция в течение 30 дней с момента поступления информации направляет требование об уплате сбора плательщику. Сумма сбора в требовании будет указана на основании той информации, которая получена.

Срок исполнения требования — 8 рабочих дней с момента получения (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Однако, по мнению ФНС России, если этот срок наступает раньше срока уплаты торгового сбора, плательщик должен заплатить сбор в сроки, установленные законодательством. Ответственности за неисполнение требования в этом случае не будет.

Ответственность и порядок рассмотрения жалоб

Ответственность за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе установлена пунктом 1 статьи 116 НК РФ и влечет наложение штрафа в размере 10 тысяч рублей. Налоговое ведомство разъяснило — за непредставление уведомления о постановке на учет данная норма не применяется, но возможно привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ. При отсутствии признаков правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ, штраф составит 200 рублей.

Кроме того, проверяющие отметили, что ведение деятельности без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговой инспекции влечет штраф в размере 10 процентов от доходов, но не менее 40 тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Что касается порядка рассмотрения жалоб, то возможны два варианта.

Если жалоба подается на акты или действия Департамента экономической политики и развития г. Москвы, например, на акт о выявлении недостоверных сведений по объекту торгового сбора, она должна подаваться и рассматриваться в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Если жалоба подается на действия или акты налоговых органов, то они рассматриваются в порядке, установленном главами 19 и 20 НК РФ.

Рекомендации плательщикам торгового сбора

Подводя итоги, отметим, что с 1 июля 2015 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в Москве деятельность с использованием объекта осуществления торговли, должны уплачивать торговый сбор.

Встать на учет в налоговой инспекции плательщик торгового сбора обязан, даже если он имеет право на существующую льготу.

Такая информация указывается в уведомлении о постановке на учет (форма ТС-1).

В настоящее время плательщики торгового сбора сталкиваются с отсутствием в главе 33 НК РФ определений, относящихся к торговым объектам. Поэтому, по нашему мнению, в этом вопросе следует руководствоваться нормами постановлений Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП и от 03.02.2011 № 26-ПП. Именно такие разъяснения даны Департаментом экономической политики и развития города Москвы (www.depr.mos.ru). Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по применению торгового сбора (письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15) можно найти на сайте.

В случае возникновения спорных ситуаций плательщик сбора вправе подать жалобу как на акты и действия Департамента, так и налоговой инспекции. В обоих случаях такие жалобы рассматриваются вышестоящими органами.

Минфин ответил на вопросы, связанные с исчислением и уплатой торгового сбора

Специалисты Минфина России в письме от 15.07.15 № 03-11-10/40730 разъяснили, как следует трактовать термины, которые используются в главе 33 «Торговый сбор» НК РФ, и ответили на вопросы, касающиеся уплаты торгового сбора. В частности, чиновники рассказали, в каких случаях возникает объект обложения торговым сбором, а в каких ситуациях платить торговый сбор не нужно.

Вводная информация

Напомним, что торговый сбор является обязательным платежом, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Он может быть введен после 1 июля 2015 года в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе), а на других территориях после появления специального федерального закона. Пока решение о введении торгового сбора приняли только столичные власти (см. «Торговый сбор в Москве: кто, как и когда должен его платить»). Это означает, что в настоящее время комментируемое письмо актуально для организаций и предпринимателей, которые занимаются торговлей в г. Москве. Но в будущем разъяснения чиновников пригодятся и плательщикам из других регионов, если власти введут там торговый сбор.

Определения понятий для целей уплаты торгового сбора

Авторы письма отмечают, что в главе 33 НК РФ не приводятся определения некоторых ключевых терминов. Это такие термины как розничная и оптовая торговля, объекты стационарной и нестационарной торговой сети, площадь торгового объекта. Между тем от четкого определения этих понятий зависит, нужно ли платить торговый сбор в той или иной ситуации (см. об этом ниже). Поэтому в Минфине предлагают использовать определения, которые приведены в статье 2 Федерального закона от 28.12.09 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговой деятельности). А именно:

Чиновники отмечают, что термины «объект нестационарной/стационарной торговой сети», которые содержатся в главе 33 НК РФ, но не разъясняются в Законе о торговой деятельности, можно считать эквивалентными терминам «нестационарный/стационарный торговый объект».

Уплата торгового сбора в различных ситуациях

Нужно ли платить сбор при реализации продукции собственного производства?

Торговый сбор может быть установлен только в отношении торговой деятельности, осуществляемой через объект торговли (ст. 413 НК РФ). Поэтому, если торговля товарами собственного производства ведется через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности может быть установлен торговый сбор. Если же товары собственного производства продаются не через объекты осуществления торговли, то оснований для уплаты торгового сбора нет.

Напомним, что объектом осуществления торговли может быть:

– здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
– объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничный рынок.

Читайте так же:  Как усыновить ребенка из дома малютки

Являются ли плательщиками торгового сбора лица, которые оказывают услуги общественного питания?

В Минфине отмечают, что услуги общепита не признаются торговой деятельностью в целях главы 33 НК РФ. Это же утверждение касается и реализации покупной продукции, если такая реализация является составной частью услуг общественного питания. Поэтому объекты организации общественного питания, в которых оказываются только услуги общепита, не могут быть признаны объектами осуществления торговли и, соответственно, не подпадают под уплату торгового сбора.

Нужно ли в целях расчета суммы сбора включать в площадь розничного рынка площадь автостоянки?

Ставка торгового сбора по деятельности, связанной с организацией розничных рынков, устанавливается на 1 кв. метр площади рынка (ст. 415 НК РФ). При этом розничным рынком признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых цен и имеющий в своем составе торговые места. Такое определение дано в статье 3 Закона о розничных рынках*.

В финансовом ведомстве считают, что в целях исчисления торгового сбора учитывается общая площадь розничного рынка, которая указывается в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Если по таким документам площадь парковки включается в общую площадь рынка, то площадь парковки следует учитывать при расчете суммы торгового сбора.

Облагается ли торговым сбором использование офиса для заключения договоров купли-продажи?

Ответ на этот вопрос зависит от того, соответствует ли офис определению торгового объекта. В статье 413 НК РФ сказано, что если торговля ведется через объекты стационарной торговой сети, объектом осуществления торговли признаются: здание, сооружение, помещение, торговый объект или торговая точка. При этом, как было отмечено выше, под площадью торгового объекта понимается помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними, прохода покупателей (ст. 2 Закона о торговой деятельности). Таким образом, если офис не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, то осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором.

Отметим, что похожее мнение высказал Юрий Подпорин из Минфина России, отвечая на вопросы читателей «Бухгалтерии Онлайн» (см. «Спроси чиновника. Торговый сбор»). По его словам, компания становится плательщиком торгового сбора только в том случае, если помещение офиса используется непосредственно для отпуска товаров покупателям.

Чем отличается торговля путем отпуска товаров со склада от торговли через объекты стационарной торговой сети?

Чиновники Минфина отмечают, что складом, как правило, является здание (строение, сооружение) или его часть, используемая для хранения товарно-материальных ценностей.

Чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними, прохода покупателей. Если склад не соответствует этим требованиям, он не является объектом стационарной торговой сети.

Заметим, что столичные власти не установили ставки торгового сбора в отношении торговли путем отпуска товаров со склада. А значит, осуществление такой торговли в Москве не облагается торговым сбором.

Распространяется ли торговый сбор на интернет-торговлю, при которой товар доставляется покупателям курьером или почтой?

Чиновники рассмотрели следующую ситуацию. Покупатели заказывают товары по интернету или по телефону. Заказанные товары доставляются курьером или почтой. Возникает ли в этом случае обязанность платить торговый сбор?

Ответ на этот вопрос зависит от того, можно ли определить площадь торгового объекта, из которого осуществляется доставка товаров. Если такую площадь определить невозможно, то рассматриваемая деятельность не является торговлей через объекты торговой сети. В таком случае торговля с использованием доставки товаров, заказанных через интернет или по телефону, признается торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

В столичном Департаменте экономической политики и развития г. Москвы также считают, что если доставка товара, заказанного через интернет, происходит со склада с помощью курьера или почтой, то такой вид торговли относится к торговле путем отпуска товара со склада. А, как мы уже сказали, в отношении этого вида торговли платить торговый сбор в Москве не нужно (см. «Чиновники Москвы ответили на вопросы, связанные с уплатой торгового сбора»).

Должны ли ломбарды платить торговый сбор?

Ломбард — это специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Такое определение дано в статье 2 Федерального закона от 19.07.07 № 196-ФЗ «О ломбардах». При этом ломбарду запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью (кроме оказания консультационных и информационных услуг). Таким образом, ломбард не вправе вести торговую деятельность.

Целью реализации невостребованных вещей, согласно статье 13 Закона о ломбардах, является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения. Соответственно, реализация ломбардом предметов залога не признается торговой деятельностью и торговым сбором не облагается.

Применяется ли 50-процентное ограничение при вычете торгового сбора из сумм единого «упрощенного» налога?

В пункте 3.1 статьи 346.21 НК РФ сказано, что «упрощенщики», которые выбрали объект налогообложения «доходы», уменьшают величину налога или авансовых платежей на отдельные виды расходов. В частности, на страховые взносы на обязательное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и выплаты по договорам личного страхования сотрудников. При этом налог не может быть уменьшен на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

В дополнение к суммам, упомянутым в пункте 3.1 статьи 346.21 НК РФ, единый налог по УСН можно уменьшить на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). В Минфине полагают, что в этом случае упомянутое выше ограничение не применяется.

При этом чиновники напоминают, что право на уменьшение налога теряется, если не подать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (см. «Формы уведомлений для плательщиков торгового сбора утверждены официально» и «С 1 июля уведомление по форме ТС-1 (торговый сбор) можно подать через интернет»).

Видео (кликните для воспроизведения).

* Федеральный закон от 30.12.06 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Источники


  1. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.

  2. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

  3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  4. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  5. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
Виды уведомлений, связанных с торговым сбором
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here