Законодательное регулирование вопроса

Сегодня вы можете ознакомиться со статьей на тему: "Законодательное регулирование вопроса" с комментариями профессионалов и списком дополнительных источников. Если возникнут вопросы, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Указы Президента России, принимаемые по вопросам законодательного регулирования: проблемы и перспективы (Чертков А.Н., Роман М.Ю.)

Дата размещения статьи: 16.05.2015

Более того, как отмечается в литературе, Президент вправе принимать нормативные указы по вопросам, требующим принятия законов, не только в отсутствие соответствующего закона. По определенным аспектам общественных отношений, урегулированных законом, он вправе издать указ, если считает, что законодательного регулирования недостаточно . Полагаем, данное мнение справедливо, но приведенный случай — тоже устранение Президентом пробела федерального законодательства, но в отсутствие не закона, а определенных норм в действующих федеральных законах.
———————————
Суворов В.Н. Конституционные пределы полномочий Президента Российской Федерации (по материалам Конституционного Суда РФ) // Труды МГЮА. 1998. N 3. С. 29.

[1]

В то же время с позицией, что указы Президента могут приниматься, если глава государства не согласен с содержанием закона и предлагает иное регулирование в указе, нельзя согласиться. И дело здесь не столько в нарушении «принципа разделения властей» . Нарушается верховенство закона, а также иерархия нормативных правовых актов в России. По общему правилу указ должен соответствовать федеральному закону (ст. 15 Конституции РФ). Если Президент хочет улучшить содержание закона, он может инициировать внесение в него поправок в порядке реализации права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ).
———————————
Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. М., 2000. С. 63.

При необходимости Президент принимает нормативный указ по вопросу законодательного регулирования, а после вступления в силу соответствующего федерального закона обязан привести его в соответствие с федеральным законом. Данный механизм может быть назван опережающим регулированием главы государства.
Наиболее распространенным примером и даже разновидностью «законозамещающих» указов являются указы, принимаемые в порядке опережающего правового регулирования главы государства. Они в целом не противоречат Конституции и законодательству, но издаются по вопросам законодательного регулирования, восполняя пробелы в законодательстве. Особенно многочисленны такие указы были в 1990-ее гг. Отсутствие и слабое функционирование других органов государственной власти побуждали к восполнению пробелов в регулировании общественных отношений . Более того, зачастую они выступали формой преодоления несогласия парламента с президентскими инициативами. В частности, не дожидаясь результатов обсуждения законопроекта о втором этапе приватизации, Б.Н. Ельцин издал об этом указ.
———————————
Тихомиров Ю.А., Котелевская Н.В. Правовые акты. М., 1999. С. 154.

На современном этапе оснований для интенсификации «законозаменяющего» правотворчества главы государства меньше, чем в начале 1990-х гг. Но не исключается издание прежде всего «законозаменяющих» указов Президента России в порядке опережающего регулирования, хотя это прямо не предусматривается Конституцией РФ.
Нормативные указы, изданные в порядке опережения по вопросам законодательного регулирования, действуют только до момента принятия федерального закона. На это указывает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 апреля 1996 г. N 11-П.
Опережающее по отношению к федеральному законодательству регулирование интенсивно осуществляется в Российской Федерации. В частности, по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов регионы принимают свои законы при условии последующего приведения их в соответствие с принимаемым федеральным законом . Само право опережающего регулирования не означает возможность нарушать федеральное законодательство. Хотя такой подход и снижал интерес к опережающему регулированию у регионов.
———————————
Чертков А.Н. Законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: общетеоретические проблемы: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 85.

Аналогично решается вопрос с правотворчеством главы государства. При необходимости Президент принимает нормативный указ по вопросу законодательного регулирования, а после вступления в силу федерального закона обязан привести его в соответствие с этим законом. Фактически сегодня в случае принятия федерального закона по тому же предмету, что и указ, внесение необходимых изменений в массив указов обеспечивается Администрацией Президента в течение месяца со дня вступления закона в силу. Этот механизм направлен на обеспечение верховенства закона в Российской Федерации. Опережающее регулирование главы государства не умаляет такое верховенство.
Существуют и частные механизмы обеспечения верховенства определенных законов. Так, согласно статье 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 7 июня 2013 г.) проекты указов, реализация которых может повлечь негативные экологические последствия, подлежат государственной экологической экспертизе.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

Вместе с тем, если Президент наделен полномочиями осуществлять делегированное законотворчество или действует специальный правовой режим (чрезвычайного или военного положения), его указы имеют силу закона, следовательно, большую, чем обычный нормативный указ.
Делегированное законотворчество — относительно недавняя научная проблема. Среди авторов, занимающихся проблемами делегированного законодательства, нет единого мнения о том, что оно собой представляет .
———————————
Марченко М.Н. Источники права. М., 2005. С. 584.

Практическая потребность делегирования полномочий на издание нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию парламента, другим государственным органам связана с медлительностью парламентского законотворчества вследствие сложности и громоздкости законодательных процедур. Отношение к делегированному законотворчеству среди ученых неоднозначно: с одной стороны, признается необходимость данного института, с другой — наблюдается его критика за отступление от демократических начал . В связи с этим необходимо развивать данный институт с одновременным ограничением его пределов в целях обеспечения верховенства закона.
———————————
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 239, 240.

Наконец, необходимо отметить, что нормативные акты глав государств часто серьезно изменяют порядок применения законодательства и даже конституции. Речь идет об актах о введении чрезвычайного положения. Режим чрезвычайного положения, как правило, сопровождается прекращением действия конституционных и законодательных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан. При этом он служит цели восстановления законности и правопорядка.
Следует выделить вид указов, подлежащих обязательному утверждению Советом Федерации (ст. 102 Конституции РФ). Речь идет об указах о введении чрезвычайного и военного положений, которые характеризуются некоторыми признаками нормативных актов и условно именуются правообразующими .
———————————
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 27.

Читайте так же:  Военная ипотека втб 24 условия, процентная ставка, отзывы клиентов

Указы Президента о введении военного и чрезвычайного положения не имеют существенного различия с точки зрения формы указа. Их принятие направлено на защиту правопорядка, влечет ряд временных ограничений прав и дополнительные обязанности для общества . Даже по лексическому смыслу термин «чрезвычайное положение» охватывает режим собственно чрезвычайного, военного, осадного положения, состояния войны, угрозы или обороны .
———————————
Булаков О.Н. Особенности реализации законодательной функции Советом Федерации и верхними палатами европейских государств // Государство и право. 2004. N 7. С. 94.
Конституционное (государственное) право: Справочник. М., 1994. С. 173, 174.

Указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения незамедлительно направляется в Совет Федерации. Ранее в соответствии с Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» указ Президента РСФСР о введении чрезвычайного положения немедленно подлежал передаче Парламенту, который должен был рассмотреть такой указ в срок, не превышающий 24 часов. Сегодня согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 7 марта 2005 г.) на это отпущено 72 часа.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

Специфика указов Президента о введении чрезвычайного или военного положения состоит в том, что реквизиты и основные положения указа определены непосредственно в соответствующем федеральном конституционном законе. Кроме того, по общему правилу Президент России принимает указ окончательно, но в данном случае Совет Федерации может его отклонить, что влечет утрату им силы по истечении 72 часов с момента обнародования указа. Сократить срок или смягчить режим ограничений чрезвычайного положения Президент вправе самостоятельно, но продление срока или усиление ограничений требует повторного утверждения Советом Федерации . Очевидно, что представительная власть должна предотвращать необоснованную «чрезвычайщину».
———————————
Студеникина М.С. Юридическая природа указов Президента Российской Федерации // Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы. М., 2004. С. 151.

Библиография

1. Булаков О.Н. Особенности реализации законодательной функции Советом Федерации и верхними палатами европейских государств // Государство и право. 2004. N 7.
2. Конституционное (государственное) право: Справочник. М., 1994.
3. Марченко М.Н. Источники права. М., 2005.
4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998.
5. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. М., 2000.
6. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
7. Студеникина М.С. Юридическая природа указов Президента Российской Федерации // Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы. М., 2004.
8. Суворов В.Н. Конституционные пределы полномочий Президента Российской Федерации (по материалам Конституционного Суда РФ) // Труды МГЮА. 1998. N 3.
9. Тихомиров Ю.А., Котелевская Н.В. Правовые акты. М., 1999.
10. Чертков А.Н. Законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: общетеоретические проблемы: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

Законодательное регулирование крупных сделок (Сенюк Г.)

Дата размещения статьи: 15.11.2012

Георгий Сенюк, юрист, г. Москва.

Реформирование гражданского законодательства затрагивает интересы бизнеса. Но пока непонятно, стабилизируется ли гражданский оборот в результате новаций. Рассмотрим, решает ли проект ГК РФ наболевшие для бизнеса вопросы, связанные с осуществлением крупных сделок.

Нужен комплексный подход

Ограничение субъективного права

Отрицательным обязательством является обязательство не производить каких-либо действий, в частности: не заниматься определенной деятельностью, не заключать договоры и др. Здесь чаще всего мы встречаемся со случаем не отказа от осуществления права, а ограничения правоспособности. Права на заключение договора или на осуществление деятельности как такового нет, так как не существует корреспондирующей с этим правом обязанности. ВАС РФ подтвердил как возможность наложения ограничений в осуществлении прав, так и ограничения правоспособности в информационном письме, посвященном кредитным договорам (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147). По сути, в п. 9 данного письма ВАС РФ разрешил два вида наложения ограничений — на правоспособность и на осуществление права. В рассматриваемом Президиумом деле речь идет о положении договора, согласно которому должник не только обязуется не заключать в будущем договоры поручительства, но и не предоставлять в залог свое имущество. В первом случае ограничения права нет, так как возможность заключения договора является не субъективным правом, а элементом правоспособности. Что же касается передачи имущества в залог, то это уже право распоряжения своим имуществом.

Ограничение правоспособности, конкуренция

Известно, что ст. 22 ГК РФ не допускает ограничения правоспособности и дееспособности гражданина, если это не предусмотрено законом. Данное положение, будучи справедливым по отношению к гражданам, не должно проецироваться на бизнес. Зачастую предприниматель, покупающий компанию, хочет быть уверен в том, что продавец не составит ему конкуренцию на рынке (duty not to compete) — это одно из условий приобретения. Данный запрет направлен на предотвращение оппортунизма со стороны продавца. Однако сегодня не существует инструментов, чтобы заставить продавца выполнить свое обещание.
Существуют проблемы и антимонопольного толка. Согласно ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются per se соглашения между хозяйствующими субъектами, если они приводят или могут привести к разделу товарного рынка, сокращению или прекращению производства товаров и др. Таким образом, закон запрещает горизонтальные соглашения между хозяйствующими субъектами, которые имеют место при обязанности не конкурировать. Складывается парадоксальная ситуация: в правопорядках, где допускаются подобные соглашения, дела с конкуренцией обстоят куда лучше, чем в России. Быть может, мы используем не те инструменты для достижения состояния цивилизованного рынка?

Сделки под условием

Заверения и гарантии

Отказ от договора и компенсация

Право для бизнеса, но не наоборот

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Законодательное регулирование вопроса

УДК 94(47)“1877/1912”

Чубаров Алексей Игоревич, кандидат исторических наук
Курский областной краеведческий музей

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРИЗРЕНИЯ СОЛДАТСКИХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА И ЕГО РЕГИОНАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Аннотация

В статье рассматриваются законы, регулирующие призрение семей нижних чинов, призванных по мобилизации с 1877 по 1912 г. Привлечение архивных и опубликованных источников позволило показать зарождение системы опеки семейств военнослужащих, начиная с анализа Устава о всеобщей воинской повинности 1874 г. и заканчивая принятием в 1912 г. специального закона. На примере Курской губернии показаны подходы местной власти к применению данных законов, что позволило выявить закономерности и региональную специфику их практической реализации. Анализируются факторы, вызывавшие изменения в действующем законодательстве. Приводятся данные о призрении солдатских семей не только в военное время, но и в межвоенные периоды.

Читайте так же:  Почтовые расходы

Ключевые слова

Законодательство Российской империи, особенности изменения законодательной базы, призрение солдатских семей, социальная политика, армия, военное сословие, Курская губерния.

Список использованных источников

Библиографическая ссылка на данную статью:

Законодательное регулирование против криминального рейдерства

Сергеев Константин Андреевич, канд. юрид. наук, старший преподаватель Челябинского юридического института МВД России, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Законодательное регулирование вопросов двойного налогообложения

Статья 386.1. Устранение двойного налогообложения

1. Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.

При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении имущества, указанного в настоящем пункте.

2. Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:

Заявление на зачет налога;

Документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.

Налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Статья 232. Устранение двойного налогообложения

1. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

2. Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Статья 311. Устранение двойного налогообложения

1. Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

2. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных настоящей главой.

3. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

[2]

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, – заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, – подтверждения налогового агента.

Подтверждение, указанное в настоящем пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.

4. При наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.

1.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ НАСЛЕДОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

Раздел V «Наследственное право» Гражданского кодекса Российской Федерации в настоящее время не предусматривает каких-либо специальных положений, относящихся к вопросам наследования авторских прав.

В то же время отдельные нормы наследственного права, связанные с наследованием авторских прав, содержатся в таких правовых актах, как Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» [84] и Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». [85]

Статьей 29 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее — «Закон») предусматривается ряд специальных положений, связанных с наследованием авторских прав, в том числе, общее правило о переходе авторских прав по наследству.

Разумеется, подобный разброс правового регулирования вопросов наследования авторских прав, при котором положения о наследовании авторских прав содержатся только в законодательном акте, посвященном вопросам охраны авторских и смежных прав, и отсутствует какая-либо непосредственная взаимосвязь данных положений с нормами раздела V «Наследственное право» Гражданского кодекса Российской Федерации, не может не вызывать ряд сложностей на практике.

Читайте так же:  Где получить кредит без справки 2-ндфл

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, нотариусы и иные органы и лица, осуществляющие правоприменение, не всегда признают допустимость использования ссылок на положения законодательства об авторском праве, когда речь идет, например, об оформлении прав на наследуемое имущество, в частности, органы нотариата в ряде случаев отказывались включать в свидетельство о праве на наследство указание на наследование авторских прав умершего лица в целом, в отношении отдельных произведений или, тем более, в отношении определенных авторских правомочий.

Совершенно правильной представляется позиция профессора Э.П. Гаврилова, который в своем Комментарии к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», во-первых, специально указывает на применимость к наследованию авторских прав норм Раздела V «Наследственное право» Гражданского кодекса Российской Федерации, а во-вторых, отмечает необходимость признания и соблюдения положений законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных

правах, в том числе при решении вопросов наследования имущественных авторских прав. [86]

При этом наследники автора получают право осуществлять перешедшие к ним имущественные права по своему собственному усмотрению. Законодательство в настоящее время не устанавливает каких- либо ограничений, которые подлежат применению специально в отношении наследников автора. Подобного рода ограничения существовали в законодательстве советского периода, например, в течение длительного периода времени согласно 105 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и статье 496 ГК РСФСР 1964 года вознаграждение наследникам за использование произведения наследодателя не должно было превышать пятидесяти процентов сумм, которые причитались бы самому автору. [87]

Имущественные авторские права, включая исключительные права на использование произведений, а также права на получение вознаграждения в случаях, когда использование произведений допускается без согласия авторов, но с выплатой им вознаграждения (статья 26 Закона), либо непосредственно Законом предусматривается необходимость осуществления выплаты вознаграждения (пункт 3 статьи 13 Закона, пункт 2 статьи 17 Закона), переходят по наследству в пределах общих сроков действия авторских прав. [88] Таким образом, в отличие от права

собственности на вещь действие исключительных прав на использование произведения и иных имущественных авторских прав ограничено определенными временными рамками.

Наследники авторов составляют одну из важных групп субъектов наследственного права наряду с самими авторами, изготовителями аудиовизуальных произведений (статья 13 Закона), работодателями (статья 14 Закона), организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе (статья 44 Закона) и т.д. [90]

Наследники также являются полноправными участниками отношений, связанных с осуществлением имущественных авторских прав на коллективной основе. Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 45 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» наследники авторов, также как и сами авторы или иные обладатели авторских прав, вправе передавать по договору осуществление своих прав организациям, управляющим имущественными авторскими правами на

коллективной основе, а такие организации обязаны принимать на себя осуществление этих прав, если управление соответствующей категорией прав относится к уставной деятельности организации.

Наследование авторских прав, безусловно, может иметь место не только после смерти автора, но и после смерти иных лиц, к которым такие права могли перейти по наследству, по договору или по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 29 Закона предусматривает особый порядок наделения наследников автора или иных лиц возможностью осуществлять защиту трех личных неимущественных прав, принадлежащих автору: права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора.

Данное положение соответствует нормам статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, несмотря на то, что личные неимущественные права, принадлежащие гражданину, не отчуждаемы и не передаваемы каким-либо иным способом, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, такие права и другие нематериальные блага, принадлежащие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе, наследниками обладателя таких прав.

Рассматриваемый Закон как раз устанавливает такие случаи и порядок в отношении защиты трех вышеперечисленных личных неимущественных прав автора.

Как отмечает профессор Э.П. Гаврилов: «Содержащаяся в части 2 (статьи 29 Закона — Прим, автора) формулировка о том, что «наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав» очень точно передает сущность прав, переходящих к наследникам: сами эти права (право

авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) к наследникам не переходят». [91]

Следует отметить некоторую неточность, заложенную в положения Закона, относящиеся к наследованию авторских прав. Так, в статье 29 Закона прямо указывается, что «авторское право переходит по наследству». В соответствии с Законом под «авторским правом» обычно понимается совокупность всех прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения, в том числе как имущественных, так и личных неимущественных прав.

В то же время, как уже отмечалось, согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, личные неимущественные права, признаваемые неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом, [92] очевидно, не могут переходить в порядке наследственного правопреемства, а могут только осуществляться и защищаться наследниками, если такие правомочия предоставлены им законом.

Таким образом, следовало бы говорить о возможности перехода по наследству только «имущественной» составляющей авторских прав, то есть только исключительных прав на использование произведения и ряда прав,

связанных с получением вознаграждения. [93] Используемая в Законе формулировка о переходе по наследству авторского права в связи с этим представляется недостаточно корректной, вступающей в формальное противоречие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. [94]

Закон устанавливает также особый порядок реализации полномочий на осуществление защиты права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти.

Разумеется, при жизни автора охрану своих личных неимущественных прав осуществляет он сам. Однако после его смерти защита трех указанных выше личных неимущественных прав автора может осуществляться в соответствии с положениями пункта 2 статьи 27 Закона:

1) лицом, на которое сам автор возложил охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти (абзац первый пункта 2 статьи 27 Закона); такое лицо может быть назначено автором в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, и вправе осуществлять свои полномочия по защите указанных личных неимущественных прав автора пожизненно;

Читайте так же:  Что делать, если завещание поддельное

2) при отсутствии указаний автора о возложении защиты его личных неимущественных прав на какое-либо определенное лицо, защита таких

прав после смерти автора осуществляется его наследниками (абзац второй пункта 2 статьи 27 Закона и абзац второй статьи 29 Закона);

3) при отсутствии как указаний автора о назначении определенного лица, так и его наследников, защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации умершего автора должен осуществлять «специально уполномоченный орган Российской Федерации» (абзац второй пункта 2 статьи 27 Закона и абзац третий статьи 29 Закона). [95]

Данные положения, как будет показано далее, оставляют нерешенными ряд весьма важных вопросов, связанных как с порядком перехода по наследству имущественных авторских прав, так и с защитой личных неимущественных прав авторов после их смерти.

Законодательное регулирование

В любом государстве существует своя система права, она основана на сложившихся традициях, уровне правосознания, политической стабильности и многих других аспектах. Однако непременным элементом любой такой системы является правовой акт властных институтов.

Россия — страна с федеративным устройством. Это означает, что в составе ее существуют субъекты, обладающие определенной самостоятельностью, в том числе и правовой. Это вносит свои коррективы в процесс законотворчества. Главным законом у нас является Конституция, одобренная в 1993 году, которая и установила основные процессуальные процедуры и виды законов, действующих на территории РФ. В этот период в нашей стране появляется особый надзорный орган — Конституционный Суд. Он призван осуществлять независимое судопроизводство, основываясь на нормах Основного закона. Новая Конституция нашей страны установила принципы деятельности этого органа, а летом 1994 г. был принят федеральный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющий основные моменты в работе этой правовой единицы. В частности, там прописан порядок формирования КС РФ, количественный и качественный состав судей, а также процедура назначения Председателя данного суда.

Итак, мы определили иерархичность законодательной системы России. Главным органом этой власти является Федеральное Собрание, которое в свою очередь делится на две палаты: Государственную Думу (нижнюю палату), которая состоит из 450 депутатов, избранных на основе равного тайного голосования, и Совет Федерации ФС. Последний состоит из 170 сенаторов, избираемых от представительного и законодательного органа субъекта РФ. Законы в нашей стране принимаются ГД, которая, в свою очередь, является высшим законотворческим органом государства, поэтому эти документы, обладают самой большой юридической силой и действуют на всей территории нашей страны. Однако и среди них тоже есть юридическая дифференциация. На вершине правового Олимпа находится Конституция РФ, ни один правовой акт не может ей противоречить, иначе он подлежит отмене. На одну позицию ниже находится федеральный конституционный закон. Такие законы регулируют правоотношения, зафиксированные в Основном законодательном акте страны, но они их конкретизируют, делают более глубокими и проработанными. Еще ниже находятся федеральные законы, которые регулируют все остальные виды юридического взаимодействия.

Система законодательства — это взаимосвязанные нормативно-правовые акты, обладающие юридической силой, а также внутренним единением и согласованностью. Их принятие исходит из необходимости решения различных государственных задач.

Система законодательства классифицирует и систематизирует правовой материал с целью обеспечения к нему доступа, а также для удобства использования субъектами.

Упорядочение нормативных документов позволяет привести их в согласованный единый строй.

К законодательным документам относят всю совокупность правовых актов. Система законодательства классифицирует их по сектору регулирования отношений в обществе и по степени юридической силы.

К первой подгруппе относят акты по гражданскому, семейному и трудовому праву. Правовые акты, различающиеся по юридической силе, включают в себя документы, подписанные главой государства, а также другие указы, постановления и т.д.

Система законодательства федерального уровня содержит в себе Конституцию России, правовые акты, изданные федеральными органами, и договоры международного уровня, одним из участников которых является РФ.

Субъекты страны имеют свои конституции, уставы и иные правовые и нормативные документы. Они образуют свой порядок. Совокупность нормативных актов федерального уровня и субъектов — это система законодательства РФ.

Упорядоченный строй правовых документов обладает объективным характером.

Содержание всей законодательной системы определено социальным и материальным уровнем общественной жизни.

[3]

Государство с помощью издания правовых документов решает определенные задачи, возникающие на каждом конкретном этапе его исторического развития.

Совокупная система законодательных актов является не только их упорядочением. Она достаточно органична. Одним из приоритетных направлений, выражающих особенность законодательства России, является создание нормативных документов.

Базой для них служат ранее принятые концепции, которые являются отражением положения страны в мировом сообществе, а также ее международный опыт.

Фундаментом законодательной системы являются нормативно-правовые акты. Этими документами оформляются решения уполномоченного государством органа.

Юридическая степень акта определяется по его внешней форме. По этому признаку выстраивается иерархия документов, основой которой является конституция страны.

Системность законодательных актов указывает на результативность регулирования отношений в общественной сфере, а также является показателем качества правовой работы.

Упорядоченность документов находится в постоянной динамике, которая обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Государство прослеживает тенденции в развитии общества и придает им обязательный характер, придерживаясь при этом своих интересов.

В сфере производственных отношений главенствующую роль занимает система трудового законодательства. Она являет собой сочетание тех нормативно-правовых актов, которые направлены на регулирование отношений между работодателем и сотрудниками.

Законодательными документами о труде являются:

  • — конституции, а также федеральные и локальные законы;
  • — международные правовые акты, касающиеся тех трудовых отношений, которые были ратифицированы государством;
  • — указы, изданные Президентом РФ;
  • — различные постановления, касающиеся трудовых вопросов, подписанные Правительством РФ;
  • — акты федерального уровня;
  • — правовые нормативные документы, изданные субъектами РФ;
  • — акты на уровне местного самоуправления;
  • — соглашения, регулирующие вопросы социально-трудовых отношений;
  • — коллективные договоры, а также различные местные нормативно-правовые акты субъектов хозяйствования.

Итак, к числу основных источников права в странах, принадлежащих к романо-германской системе, относят нормативно-правовой акт. Данная форма актуальна и для России как для государства континентальной семьи.

Читайте так же:  Банкротство зао отличия добровольного и принудительного вариантов банкротства

Нормативно-правовой акт — это правоустанавливающий документ, принятый в установленном порядке компетентным органом. Он содержит обязательные для всех правила поведения.

Нормативно-правовой акт выполняет функцию регулятора общественный отношений, закрепляя обязательные для всех установления. Предписания данного типа различаются юридической силой: главным образом, это зависит от типа компетентного органа — автора официального документа.

Так, высшим властным органом или посредством свободного народного волеизлияния принимаются закон. Нормативно-правовой акт данного типа регулирует наиболее значимые социальные взаимоотношения. По юридической силе эти документы превосходит только Конституция РФ, а сами законы подразделяются на федеральные и федеральные конституционные. Последние принимаются по самым важным вопросам и по иерархии находятся выше первых. ФКЗ принимают в том случае, если законодателя обязывает это сделать текст Конституции. Как правило, данные документы конкретизируют и раскрывают положения основного закона.

ФЗ принимается в строгом соответствии с ФКЗ и Конституцией и содержит положения, направленные на регулирование отдельных сфер социальной жизни.

Закону не может противоречить ни один нормативно-правовой акт. Все документы, обладающие меньшей юридической силой, должны соответствовать Конституции и федеральным предписаниям.

Органы власти регионального уровня также могут в пределах своих полномочий издавать акты. Правоустанавливающие документы не должны противоречить предписаниям, находящимся выше по иерархии. Акты органов субъектов действуют в пределах региона.

Закон не относит местное самоуправление к государственной власти. Но это не значит, что органы муниципалитета не могут издавать актов нормативного содержания. Напротив, закон уполномочивает местную власть регулировать вопросы местного значения посредством принятия и обнародования соответствующих официальных документов.

Организации в рамках своей компетенции и для установления внутреннего порядка также создают определённые предписания. Так, уставы, распоряжения, решения (и документы других форм) руководства действуют только внутри предприятия.

Существует также отраслевая классификация. Нормативно-правовой акт может содержать нормы, регулирующие разные виды отношений: уголовные, административные, конституционные, гражданские и т.д. Правоустанавливающие предписания, относящиеся к перечисленным сферам, являются кодифицированными. Но существуют также общеобязательные документы, регулирующие более узкие области социальной жизни. Такие нормы, как правило, рассредоточены в различных актах, их объединяют в институты и подотрасли права.

Общеобязательные государственные и муниципальные предписания необходимо отличать, например, от актов применения права, имеющих индивидуальных характер и обязывающих конкретного человека выполнять определённое документом требование.

Вопрос 4. Законодательное регулирование.

Предпринимательская деятельность – это деятельность экономического направления, осуществляемая в самостоятельной форме на свой риск. Данная деятельность направлена на систематическое получение прибыли от продаж товара, пользования имуществом, выполнение работ или оказания услуг. Предпринимательскую деятельность в Российской Федерации регулирует определенное количество законодательных актов, к которой относится: Гражданский кодекс РФ, закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Кодекс об Административных правонарушениях РФ, закон о предпринимательской деятельности и т.д.

Базовым законом, на котором основывается предпринимательская деятельность, является Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В отличие от большинства федеральных законов, данный законодательный акт имеет в своей структуре всего 27 статей (для примера, в закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, входят 6 разделов и 65 статей). При этом, каждая статья закона четко направлена на регулирование вопросов, возникающих при осуществлении деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.

Итак, статьи 1 и 2 закона о предпринимательской деятельности определяют предмет регулирования настоящего закона, нормативное правовое регулирование при развитии малого и среднего бизнеса. Основные термины и их понятия, которые используются в данном законодательном акте, категории субъектов малого и среднего предпринимательства подробно описаны в статье 3 и 4 соответственно настоящего закона.

Разъяснение формы федерального статистического наблюдения, а также основных целей и принципов государственной политики, особенностей нормативно-правового регулирования при развитии малого и среднего бизнеса можно найти в статьях 5-7 закона о предпринимательской деятельности. В статье 8 закона зафиксированы виды реестров субъектов предпринимательской деятельности – получателей поддержки.

Статьями 9-13 закона о предпринимательской деятельности определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области развития предпринимательской деятельности, также регулируются вопросы взаимодействия и координации действий.

В соответствии со ст.ст. 14-25 настоящего закона осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства России в разных направлениях его деятельности. Так, статьи охватывают регламентирование поддержки органами федерального и местного значения, финансовую, информационную, консультационную и имущественную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность, также здесь можно найти информацию об инфраструктуре поддержки субъектов предпринимательской деятельности, форме, условиях и порядке такой поддержки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящий закон о предпринимательской деятельности статьями 26-27 регулирует порядок признания, утративших силу некоторых законов в сфере малого и среднего бизнеса, а также заключительное положение и вступление в силу данного Федерального закона.

Источники


  1. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  2. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.

  3. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
  4. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  5. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
Законодательное регулирование вопроса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here